Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Направление подготовки |
38.06.01 ЭКОНОМИКА |
Направленность (профиль): |
08.00.01 – Экономическая теория |
Уровень образования |
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации |
Нормативный срок обучения |
3 года |
Форма обучения |
очная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы |
свидетельство о государственной аккредитации до 25 мая 2021 года |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 898 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России от 30.04.2015 № 464) |
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает экономическую теорию, макроэкономическое управление, регулирование и планирование, экономику и управление предприятием, отраслями и межотраслевыми комплексами, менеджмент, маркетинг, логистику, управление инновациями, финансы, денежное обращение и кредит, бухгалтерский учет, статистику, математические и инструментальные методы экономики, мировую экономику, экономику предпринимательства.
Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: концептуальные (фундаментальные) проблемы экономической науки, включая методы экономического анализа; прикладные проблемы функционирования различных экономических агентов, рынков и систем.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
- научно-исследовательская деятельность в области экономики;
- преподавательская деятельность.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
Рабочие программы
Аннотации к рабочим программам
Обязательная (базовая) часть |
|
История и философия науки |
Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки. Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе. Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности. |
Иностранный язык |
Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня. Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления. |
Вариативная часть |
|
Обязательные дисциплины |
|
Методология научного исследования |
Природа научного знания. Наука как специфическая форма общественной деятельности и ее приложение в экономике. Характер экономического знания и его функции. Схема экономического исследования. Виды научных исследований. Оформление научного исследования. Организационные, методологические и методические основы исследования. Проблема метода и методологии в научном исследовании. Экономическая методология как направление экономических исследований. Законы и закономерности экономического исследования. Научный аппарат, структура и логика экономического исследования. Работа с научной литературой, отчетами предприятия. Классификация методов экономических исследований. Социологические методы в экономических исследованиях. Эконометрические методы в экономических исследованиях. Маркетинговые методы в эконометрических исследованиях. Экономические методы исследования регионального развития. |
Педагогика и психология высшей школы |
Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях. |
Экономическая теория |
Рассматриваются особенности рыночной системы в современных условиях, специфика теории потребительского поведения. Варианты действия законов спроса и предложения в различных условиях. Развитие и поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Макроэкономические равновесия. Цикличность экономического развития, ее проявление в условиях экономических кризисов последних двух десятилетий. Особенности безработицы и инфляции в современных условиях. Роль денежно-кредитной и фискальной политики в развитие экономики РФ. Основные направления социальной политики России. |
Дисциплины по выбору |
|
направленные на сдачу кандидатского экзамена по специальности: |
|
Институциональная экономика |
Целью дисциплины «Институциональная экономика» является формирование способностей к анализу нестандартных ситуаций, возникающих в ходе трансформаций общественной структуры, практических умений моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках. Программа курса включает следующий круг вопросов. Основные направления институциональной экономики. Методы институциональной экономической теории. Базовые категории основных направлений современного институционализма. Институциональная среда, ее составляющие.Теория прав собственности и трансакционных издержек. Теория контрактов. Проблема координации действий экономических агентов и контракты. Теория неполных контрактов. Теория фирмы. Внелегальный рынок как институциональная система. Теория государства и государственного вмешательства. Основные теоретические модели государства в неоинституциональной экономической теории: контрактное государство Дж. Бьюкенена, модель оседлого бандита М. Олсона, синтетическая теория государства Д. Норта. |
Глобальная экономика |
Предметом курса глобальной экономики является изучение качественных изменений в характере мирового хозяйства. Цель дисциплины:выработка у магистрантов научного представления о причинах и закономерностях возникновения и развития глобальной экономики; формирование у магистрантов представлений о механизме функционирования глобальной экономики; формирование представлений о месте и роли процессов глобализации в жизни общества. Особенностямиизучения дисциплины является связь изучаемого теоретического материала с текущими мировыми экономическими событиями. Поэтому в процессе обучения преобладает самостоятельный поиск знаний магистрантами. В основе – работа магистрантов с первоисточниками - трудами зарубежных и отечественных экономистов. Особое значение придается развитию инициативы в постановке и решении познавательных проблем, в использовании методов критического анализа. |
направленные на подготовку к преподавательской деятельности: |
|
Технологии профессионально-ориентированного обучения
|
Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. В основе курса – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения», «Технология КОС» и др.) и нетрадиционные технологии обучения («Технология «УниверСАМ инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций» и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения. |
Нормативно-правовые основы высшего образования |
Образовательное законодательство РФ и особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство. |
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика) |
Освоение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по специальности |
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика) |
Освоение основ научно-исследовательской работы: получение навыков решения конкретных научно-практических задач путем непосредственного участия аспиранта в научно-исследовательской деятельности; овладение аспирантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессиональных компетенций в этой области; сбор материалов по теме выпускной научно-квалификационной работы
|
Научные исследования |
Научно-исследовательская деятельность. Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук |
Государственная итоговая аттестация |
Подготовка и сдача государственного экзамена. Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.