Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Направление подготовки |
46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ |
Направленность (профиль): |
07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Уровень образования |
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации |
Нормативный срок обучения |
3 года, 4 года |
Форма обучения |
очная, заочная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы |
свидетельство о государственной аккредитации до 25 мая 2021 года |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 904 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России от 30.04.2015 № 464) |
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает: решение профессиональных задач в образовательных организациях высшего образования, профильных академических институтах и других НИИ; архивах, музеях; других организациях и учреждениях культуры; в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля.
Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
- научно-исследовательская деятельность в области истории и смежных социально-гуманитарных наук;
- преподавательская деятельность в области исторических наук.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ
Аннотации к рабочим программам
Обязательная (базовая) часть |
|
История и философия науки |
Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки. Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе. Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности. |
Иностранный язык |
Расширение языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня. Овладение языковой нормой в рамках дисциплины, избирательность и вариативность в выборе языковых средств, восприятие иностранной речи на слух, навыки делового общения в рамках выбранного направления подготовки. |
Вариативная часть |
|
Специальная дисциплина: Историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Основные тенденции развития исторической мысли в новое и новейшее время. Английская историческая наука в XIX веке. Т. Макалей, Г. Бокль. Леопольд фон Ранке: принципы критики источников и понятие немецкого историзма. Немецкая историография XIX в. (основные школы). Макс Вебер как историк. Теория идеальных типов. Французские историки эпохи Реставрации. Теория классовой борьбы. Открытие материалистического понимания истории. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на проблемы всеобщей истории. Цивилизационная концепция истории (О. Шпенглер, А. Тойнби). Разработка проблем социально-экономической истории в немарксистской историографии 20-30-х годов ХХ века. Школа “Анналов”. М.Блок. Экономическое «прогрессистское» направление в историографии США: Ч. Бирд, К.Беккер, Р.Дж. Коллингвуд. “Новая научная история” и ее разновидности. Постмодернизм и историческая наука. Российская школа востоковедов XIX века. Основные дискуссии в отечественном востоковедении XX века. Британская и отечественная историография английской революции XVII века. Великая Французская буржуазная революция XVIII века в работах французских и отечественных авторов. Историческое значение объединения Германии в ХIX веке и оценка деятельности канцлера Бисмарка отечественными и немецкими историками. Причины и последствия первой мировой войны в оценке отечественной и зарубежной историографии. Революция в 1918-1919 гг. в Германии в освещении отечественной и немецкой историографии. Национал-социализм как феномен первой половины ХХ века в трудах немецких историков. Отечественная историография германского фашизма. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта и его оценка в исторической науке. Основные проблемы второй мировой войны в дискуссиях отечественных и зарубежных историков. Отечественная и зарубежная историография "холодной войны". Теория тоталитаризма в оценке зарубежных ученых. |
Педагогика и психология высшей школы |
Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.
|
Дисциплины по выбору: |
|
Актуальные проблемы исторических исследований |
Основы применения междисциплинарных подходов в современных исторических исследованиях. История развития междисциплинарного подхода в зарубежной и отечественной исторических науках. Специфика истории как науки и характер взаимодействия с другими отраслями научных знаний. Актуальность междисциплинарных исследований в истории. Стратегии и методики комплексных междисциплинарных исследований в исторической науке. Основные задачи междисциплинарных исследований в исторической науке. Взаимодействие истории и других гуманитарных наук и дисциплин – психологии (историческая психология), антропологии (историческая антропология), социологии (историческая социология). Применение методов точных наук в истории – математики, статистики, демографии (историческая демография). Характеристика становления междисциплинарных подходов в зарубежной историографии (появление «новой экономической истории», «новой социальной истории», «новой политической истории», «новой городской истории» и т.д.). Отечественный опыт междисциплинарных исторических исследований. Связь исторической науки с современностью, анализ влияния исторического прошлого на характер современных политических, социальных, экономических, демографических процессов. Рост осознания необходимости повышения социальной активности истории, ее воздействия на общественно-политическую жизнь. |
Европейская демократия и тоталитаризм ХХ века в оценке зарубежной и отечественной историографии |
Западная историко-политическая мысль о времени и причинах появления фашистских идей. Акционс Франсез. Итальянский фашизм и национал-социализм как разновидности западноевропейского фашизма периода между двумя мировыми войнами ХХ века. Историки о политической ситуации и социальной базе фашистских движений в Европе, форме прихода их к власти в 20-30е годы в Италии и Германии. Изучение сходства и различий. Фашизм как разновидность европейского тоталитаризма. Дискуссии в германской историография о проблемах исторического континуитета и феноменологии национал-социализма. «Историзация» национал-социализма и её влияние на историографию. Взаимодействие макро - и микроисторических подходов в ходе исследования проблем германского вида фашизма. Устная история. (OralHistory). История нацизма в «осколках». |
Ментальная история классического Средневековья в отечественной историографии (вторая половина XIX – начало XXI вв.) |
Ментальная история, как составная часть советской историографии (вторая половина 60-х – 80-е гг.). Новые методологические веяния в советской историографии второй половины 60-х гг. и роль в них проблематики человека в истории. Начало разработки в рамках советской исторической науки проблем исторической психологии. Работы Б. Ф. Поршнева. Первые методологические статьи А. Я. Гуревича и его призывы к обновлению исторического знания. Новый стиль контактов советской и зарубежной исторической науки. Публикация в СССР работ школы «Анналов». Начало изучения народной культуры Средневековья и творчество М. М. Бахтина и В. П. Даркевича. Вклад в изучение человека средневековья Й. Хейзинги, основателей «Школы Анналов», Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби и других. Работы по демографии Средневековья Ю. Л. Бессмертного и др. исследователей, которые, так или иначе, разрабатывали проблемы человека в истории. Характеристика двух направлений в изучении человека Средневековья. Ментальная история в исследованиях А. Я. Гуревича. Характеристика научного наследия А. Я. Гуревича. Дискуссия А. Я. Гуревича и В. П. Алексеева вокруг терминологии. Основные работы А. Я. Гуревича и их роль в становлении его, как исследователя – «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе», «Категории средневековой культуры», «Проблемы средневековой народной культуры» и «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства». Работы А. Я. Гуревича о роли пира в средневековом обществе. Мемуары А. Я. Гуревича, как важнейший историографический источник. Значение А. Я. Гуревича в разработке проблем менталитета человека Средневековья. Человек Средневековья в современной отечественной исторической науке. Организационное и проблемное расширение исследований в стиле ментальной истории в 90-е – 2000-е гг. Журнал «Одиссей» и «Казус». Различные центры по изучению человек в истории. Развитие различных направлений исторической антропологии – повседневная история, микроистория, гендерные исследования. Работы Л. П. Репиной, Н. Л. Пушкаревой, М. М. Крома, М. А. Бойцова и др. Региональные центры. |
Французская историография тоталитаризма |
Зарождение и становление историографии тоталитаризма во Франции в 1920-1930-е годы ХХ столетия Разработка теории тоталитаризма в западной историографии и отношение к ней французской политической элиты Раймон Арон и его влияние на формирование концепции тоталитаризма во Франции. Критика классической теории тоталитаризма и ее «модернизация» во французской историографии (1968 – 1990-е гг.). Изучение «правого» варианта тоталитаризма (1968 – 1990-е гг.). Изучение «левого» варианта тоталитаризма (1968 – 1990-е гг.). |
Технологии профессионально-ориентированного обучения |
Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. В основе курса – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения», «Технология КОС» и др.) и нетрадиционные технологии обучения («Технология «УниверСАМ инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций» и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения. |
Нормативно-правовые основы высшего образования |
Образовательное законодательство РФ и особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство. |
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика) |
вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности |
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика) |
развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы |
Научные исследования |
Научно-исследовательская деятельность. Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук |
Государственная итоговая аттестация |
Подготовка и сдача государственного экзамена. Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.
Учебный план 2016 год заочно