Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

46.06.01  ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

И АРХЕОЛОГИЯ 

Направленность (профиль):

07.00.09 – Историография, источниковедение

и методы исторического исследования

Уровень образования

высшее образование –

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года, 4 года

Форма обучения

очная, заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 904 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает: решение профессиональных задач в образовательных организациях высшего образования, профильных академических институтах и других НИИ; архивах, музеях; других организациях и учреждениях культуры; в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области истории и смежных социально-гуманитарных наук;

- преподавательская деятельность в области исторических наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант;            3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Расширение языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня. Овладение языковой нормой в рамках дисциплины, избирательность и вариативность в выборе языковых средств, восприятие иностранной речи на слух, навыки делового общения в рамках выбранного направления подготовки.

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Основные тенденции развития исторической мысли в новое и новейшее время. Английская историческая наука в XIX веке. Т. Макалей, Г. Бокль. Леопольд фон Ранке: принципы критики источников и понятие немецкого историзма. Немецкая историография XIX в. (основные школы). Макс Вебер как историк. Теория идеальных типов.

Французские историки эпохи Реставрации. Теория классовой борьбы. Открытие материалистического понимания истории. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на проблемы всеобщей истории. Цивилизационная концепция истории (О. Шпенглер, А. Тойнби). Разработка проблем социально-экономической истории в немарксистской историографии 20-30-х годов ХХ века. Школа “Анналов”. М.Блок. Экономическое «прогрессистское» направление в историографии США: Ч. Бирд, К.Беккер, Р.Дж. Коллингвуд. “Новая научная история” и ее разновидности. Постмодернизм и историческая наука. Российская школа востоковедов XIX века. Основные дискуссии в отечественном востоковедении XX века. Британская и отечественная историография английской революции XVII века. Великая Французская буржуазная революция XVIII века в работах французских и отечественных авторов. Историческое значение объединения Германии в ХIX веке и оценка деятельности канцлера Бисмарка отечественными и немецкими историками. Причины и последствия первой мировой войны в оценке отечественной и зарубежной историографии. Революция в 1918-1919 гг. в Германии в освещении отечественной и немецкой историографии. Национал-социализм как феномен первой половины ХХ века в трудах немецких историков. Отечественная историография германского фашизма. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта и его оценка в исторической науке. Основные проблемы второй мировой войны в дискуссиях отечественных и зарубежных историков. Отечественная и зарубежная историография "холодной войны". Теория тоталитаризма в оценке зарубежных ученых.

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 

 Дисциплины по выбору:

Актуальные проблемы исторических исследований

Основы применения междисциплинарных подходов в современных исторических исследованиях. История развития междисциплинарного подхода в зарубежной и отечественной исторических науках. Специфика истории как науки и характер взаимодействия с другими отраслями научных знаний. Актуальность междисциплинарных исследований в истории. Стратегии и методики комплексных междисциплинарных исследований в исторической науке. Основные задачи междисциплинарных исследований в исторической науке. Взаимодействие истории и других гуманитарных наук и дисциплин – психологии (историческая психология), антропологии (историческая антропология), социологии (историческая социология). Применение методов точных наук в истории – математики, статистики, демографии (историческая демография).

Характеристика становления междисциплинарных подходов в зарубежной историографии  (появление  «новой экономической истории», «новой социальной истории», «новой политической истории», «новой городской истории»  и т.д.).  Отечественный опыт междисциплинарных исторических исследований.

 Связь исторической науки с современностью,  анализ влияния исторического прошлого на характер современных политических,  социальных,  экономических,  демографических процессов. Рост осознания необходимости повышения социальной активности истории, ее воздействия на общественно-политическую жизнь.

Европейская демократия и тоталитаризм

ХХ века в оценке зарубежной

и отечественной историографии

Западная историко-политическая мысль о времени и причинах появления фашистских идей. Акционс Франсез. Итальянский фашизм и национал-социализм как разновидности западноевропейского фашизма  периода между двумя мировыми войнами ХХ века. Историки о политической ситуации и социальной базе фашистских движений в Европе, форме прихода их к власти в 20-30е годы в Италии и Германии. Изучение сходства и различий. Фашизм как разновидность европейского тоталитаризма.  Дискуссии в германской историография о проблемах исторического континуитета и феноменологии национал-социализма. «Историзация» национал-социализма и её влияние на историографию. Взаимодействие макро - и микроисторических подходов в ходе исследования проблем германского вида фашизма. Устная история. (OralHistory). История нацизма в «осколках».

Ментальная

история классического Средневековья

в отечественной историографии (вторая половина

XIX – начало XXI вв.)

Ментальная история, как составная часть советской историографии (вторая половина 60-х – 80-е гг.). Новые методологические веяния в советской историографии второй половины 60-х гг. и роль в них проблематики человека в истории. Начало разработки в рамках советской исторической науки проблем исторической психологии. Работы Б. Ф. Поршнева. Первые методологические статьи А. Я. Гуревича и его призывы к обновлению исторического знания. Новый стиль контактов советской и зарубежной исторической науки. Публикация в СССР работ школы «Анналов». Начало изучения народной культуры Средневековья и творчество М. М. Бахтина и В. П. Даркевича. Вклад в изучение человека средневековья Й. Хейзинги, основателей «Школы Анналов», Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби и других. Работы по демографии Средневековья Ю. Л. Бессмертного и др. исследователей, которые, так или иначе, разрабатывали проблемы человека в истории. Характеристика двух направлений в изучении человека Средневековья. Ментальная история в исследованиях А. Я. Гуревича. Характеристика научного наследия А. Я. Гуревича. Дискуссия А. Я. Гуревича и В. П. Алексеева вокруг терминологии. Основные работы А. Я. Гуревича и их роль в становлении его, как исследователя – «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе», «Категории средневековой культуры», «Проблемы средневековой народной культуры» и «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства». Работы А. Я. Гуревича о роли пира в средневековом обществе. Мемуары А. Я. Гуревича, как важнейший историографический источник. Значение А. Я. Гуревича в разработке проблем менталитета человека Средневековья. Человек Средневековья в современной отечественной исторической науке. Организационное и проблемное расширение исследований в стиле ментальной истории в 90-е – 2000-е гг. Журнал «Одиссей» и «Казус». Различные центры по изучению человек в истории. Развитие различных направлений исторической антропологии – повседневная история, микроистория, гендерные исследования. Работы Л. П. Репиной, Н. Л. Пушкаревой, М. М. Крома, М. А. Бойцова и др. Региональные центры.

Французская историография тоталитаризма

Зарождение и становление историографии тоталитаризма во Франции в 1920-1930-е годы ХХ столетия

Разработка теории тоталитаризма в западной историографии и отношение к ней французской политической элиты

Раймон Арон и его влияние на формирование концепции тоталитаризма во Франции. Критика классической теории тоталитаризма и ее «модернизация» во французской историографии (1968 – 1990-е гг.). Изучение «правого» варианта тоталитаризма (1968 – 1990-е гг.). Изучение «левого» варианта тоталитаризма (1968 – 1990-е гг.).

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения», «Технология КОС» и др.)  и нетрадиционные технологии обучения («Технология «УниверСАМ  инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций» и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей

и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика)

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)

на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

Учебный план 2016 год очно

 

Учебный план 2016 год заочно

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru