Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Направление подготовки |
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
Направленность (профиль): |
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования |
Уровень образования |
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации |
Нормативный срок обучения |
3 года; 4 года |
Форма обучения |
очная; заочная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы |
свидетельство о государственной аккредитации до 25 мая 2021 года |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 902 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России от 30.04.2015 № 464) |
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
- научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы;
- преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ
Аннотации к рабочим программам
Обязательная (базовая) часть |
|
История и философия науки |
Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки. Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе. Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности. |
Иностранный язык |
Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня. Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления |
Вариативная часть |
|
Специальная дисциплина: Теоретические основы общей педагогики |
Проблема объекта и предмета педагогики проблемы ее развития в период социально-экономического переустройства общества. Функции педагогической науки. Задачи педагогической науки и приоритетные направления ее исследований. Методологические основы и методы педагогических исследований. Уровни методологического знания. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Отрасли современной педагогической науки. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса. Личность как субъект образовательного процесса и собственной деятельности. Сущностная характеристика основных принципов, подходов, методов, средств и форм воспитания личности. Базовая культура личности и пути ее формирования. Коллектив как объект и субъект воспитания. Философские и психологические концепции в изучении личности и их значение для педагогики. Формирование и развитие личности. Факторы и условия, обуславливающие развитие личности, их учет в организации процессов воспитания и обучения. Активность и самовоспитание личности, особенности их проявления и учета в воспитательном процессе. Учет гендерных и возрастных особенностей личности как педагогическая закономерность. Проблемы современного образования в России и за рубежом. Определение понятия "система образования". Принципы создания системы образования в России и за рубежом: общность подходов и специфичность их реализации. Кризисные явления в системе образования: проблемы, противоречия, поиск путей выхода из него, специфика проявления для каждой страны. Документы, определяющие создание и деятельность системы образования в России. ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС. Научные основы процесса обучения: культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные. Сущность и понятие педагогической технологии и техники. Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения. Технологии обучения. Сущность и принципы проектирования учебных технологий. Методологическая основа, структура и принципы построения дидактической технологии, их классификация. Методы, средства и формы обучения. Управление образовательными системами как отрасль научного знания. Эволюция управленческой мысли в образовательной практике России. Сущность, основные принципы, функции управления. Организационная культура и психологический климат образовательной организации. |
История педагогики и образования |
Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Возникновение письменности и школы. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание в гомеровскую эпоху (IX– VIIIв. до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах: воспитание в Афинах, воспитание в Спарте. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания. Христианство и его концепция идеала человека. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья. Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли. Схоластика и педагогическая мысль. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV– XVIвв.). Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации. Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIIIв.). Крещение Киевской Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Развитие школы в русском централизованном государстве XVIIв.: элементарное обучение и школа повышенного типа. Школа и педагогика в новое время (до начала XXв.). Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII– XVIIIвв.). Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Последующее развитие теории и практики воспитания в странах Западной Европы в XVII– XVIII вв. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Школа и педагогическая мысль в России XVIIIв. Просветительские реформы начала XVIIIв. Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая педагогическая деятельность. Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю. Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей. Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования. Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи Х. Манна о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей. Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIXв. Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIXв.). Общественно-педагогическая мысль второй половины XIXв. о роли воспитания в формировании и развитии личности. Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. «Операционное» производственное обучение по Д.К. Советкину. Разработка «Общего нормального плана промышленного образования» по идеям И.А. Вышнеградского. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX– начале XXвв. Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание». Создание новых школ педагогами-реформаторами. Школа и педагогика в России в конце XIX– начале XXвв. (до 1917г.). Педагогическая мысль в России в конце XIX– начале XXвв.: «педагогическая антропология» как база теории физического воспитания, «экспериментальная педагогика» , «свободное воспитание». Синтез достижений русской педагогики XIX– начала XXвв. Зарубежная школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XXв.). Изменения в организации воспитания и школьного образования в странах Западной Европы и США. Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.). Общеобразовательная школа в 30-е годы. Унификация ее структуры. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Упорядочение организации и методов школьного обучения. Теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.Педагогическая мысль русской эмиграции. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Основные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной работы. Педагогическая теория в годы войны. Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны. Изменения в работе школ ведущих стран Западной Европы и США. Поиски новых образовательных средств: программирован-ное обучение, компьютеризация обучения. Разработка стандартов образования. Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны. Развитие общеобразовательной школы в конце 40-х – 50-х годах. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.). Закон Российской Федерации «Об образовании» Появление новых типов школ. Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования. Педагогика ХХIвека и актуальные проблемы современного образования. Понятие методологии науки и ее уровни. Педагогика постсоветского периода и ее методологическое значение. Актуальные проблемы и пути развития современной педагогичес-кой науки и образования. Определение методологии как науки. Уровень философской методологии Уровень общенаучных принципов. Уровень частнонаучных методов. Уровень конкретной методики и процедуры педагогического исследования. |
Дисциплины по выбору |
|
Современные (инновационные) педагогические технологии |
Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку аспирантов в области использования в учебном процессе вуза современных педагогических технологий. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях компетентностно - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. В основе курса – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся. В процессе занятий рассматриваются следующие традиционные и нетрадиционные технологии: («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения», «Технология «УниверСАМ инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций» и др.). Обосновываются отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитания; основные требования, предъявляемые к технологиям; взаимосвязь и взаимообусловленность теории обучения и педагогических технологий в условиях вуза; значение технологий в формировании компонентов компетенций. |
Основы профессиональной деятельности и мастерства педагога |
Целью освоения дисциплины «Основы профессиональной деятельности и мастерства педагога» является систематизированное освоение аспирантами новейшей научной, методической и практико-ориентированной информации в сфере педагогики, психологии, социологии, философии и культурологи образования, обеспечивающей развитие педагогического мышления, представлений о механизмах научного творчества, формирования готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и участию в инновационных процессах в области образования Основные задачи: а) Содействовать формированию аспирантами современных представлений по вопросам организации и мастерства профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, б) Активизировать развитие профессиональных педагогических способностей и умений, освоению культуры умственного труда, профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия. Для освоения заложенного в программе содержания компетенций, предполагается педагогическое сопровождение освоения аспирантами научной, методической, практико-ориентированной информации и включение их в активную поисковую, аналитическую и организаторскую деятельность – учебные дискуссии, исследовательскую работу, моделирование учебных и воспитательных ситуаций, проектирование реализации элементов современных технологий, микропреподавание. |
Методология научно-педагогических исследований |
Для овладения культурой научного исследования в области педаго-гических наук аспиранту необходимо освоить разнообразные стратегии, тактики, методы и формы организации информационного поиска, педагогического эксперимента, психолого-педагогической диагностики. В ходе освоения дисциплины формируется понятие о логике исследования, этапах его конструирования. Отрабатываются навыки формулирования методологического аппарата исследования: Проблема и тема исследования. Объект и предмет, цели и задачи исследования. Группы задач: историко-диагностическая, теоретико-моделирующая, практико-преобразовательная. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Исследовательские методы и методики. Классификация методов: теоретические и эмпирические. Систематизация и интерпретация результатов исследования. Апробация работы. Оформление результатов поиска. Основные требования к оформлению результатов. Требования к логике и методике изложения. Основные методические варианты изложения. Основные виды изложения результатов исследования |
Нормативно-правовые основы высшего образования |
Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций. Управление системой образования. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных организаций. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования. |
Педагогическая этика |
Курс «Педагогическая этика» изучает характер нравственной деятельности преподавателяи нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в преподавательской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.Курс предполагает формирование у аспирантовбазовой системы знаний в области общенаучной и педагогической этики; основ этико-нравственной культуры будущего педагога, теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры этико- педагогического общения; развитие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств. |
Технологии профессионально-ориентированного образования |
Курс «Технологии профессионально-ориентированного образования» дает теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. Курс нацелен на развитие профессионального мастерства аспирантов и должен способствовать овладению ими технологической и методической инструментовкой учебного процесса, а значит, содействовать росту профессиональной зрелости и педагогической квалификации. Раздел «Ретроспективный анализ термина «Технология» в педагогической науке и практике» посвящен рассмотрению понятие «технология» в педагогической науке и в исторической перспективе, методологической основе, структуре и принципам построения педагогической технологии, разнообразию классификаций. В разделе«Современные технологии профессионально-ориентированного обучения» представленобзор современных педагогических технологий XX - XXI веков, их концептуальных положений и ведущих идей. Рассматриваются технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом, технология самовоспитания и самообразования педагога, технология «Мастер- класс», технология «Педагогическая студия» и ряд других. Раздел 3 рассматривает технологии предметно-ориентированного обучения: эвристическая технология, технологии дифференцированного обучения, технологию «Полного усвоения знаний»,Технология концентрированного обучения, технологию модульного обучения, технология проблемно – модульного обучения. В курсе также рассматриваютсяличностно-ориентированные технологии обучения и нетрадиционные технологии обучения, используемые в преподавании высшей школы. |
Педагогический менеджмент |
Дисциплина рассматривает методологическую основу менеджмента, как современного ориентира управления образовательной организации; характеризует цели, задачи, функции, принципы и методы педагогического менеджмента. Раскрывает психолого-педагогические основы кадровой политики и делового общения, а также способы формирования корпоративной культуры современного образовательного учреждения. |
Педагогическая практика |
вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности |
Организационно-исследовательская практика |
развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы |
Научные исследования |
Научно-исследовательская деятельность. Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук |
Государственная итоговая аттестация |
Подготовка и сдача государственного экзамена. Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.