Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

04.06.01  ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль):

02.00.04 – Физическая химия

Уровень образования

высшее образование –

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

4 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 869 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, наукоемких технологий и химического образования, охватывающие совокупность задач теоретической и прикладной химии (в соответствии с направленностью подготовки), а также смежных естественнонаучных дисциплин.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются новые вещества, химические процессы и общие закономерности их протекания, научные задачи междисциплинарного характера.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области химии и смежных наук;

преподавательская деятельность в области химии и смежных наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления.

 

 

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Физическая химия твердого тела

Целью освоения дисциплины является углубленное изучение теоретических и прикладных основ физической химии твердого тела, необходимых для самостоятельной научно-исследовательской деятельности аспиранта, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях техники и технологии. Физическая химия твердого телаявляется разделом физической химии, изучает природу взаимодействий в твердых телах, их строение, свойства и реакционную способность. Объектами изучения являются твердые тела, в частности энергетические материалы, дефекты и электронные возбуждения кристаллической решетки.

Диссертационные исследования по физической химии

Целью освоения курса является получение теоретической основы проведения исследований и подготовки диссертаций по специальности «Физическая химия».

Компьютерная химия

 

Целью является получение компетенций, необходимых для проведения квалифицированного анализа экспериментальных данных в автоматизированных системах обработки информации,

а также представления результатов научных исследований.

Предметом дисциплины «Компьютерная химия» являются алгоритмы, математические модели, параметрические и непараметрические методы обработки и анализа химических данных.

Химическое материаловедение функциональных систем

 

Модуль «Энергетические материалы». Энергетические материалы позволяют получить максимальную работу в короткий промежуток времени, что используется во многих отраслях современной промышленности. Кроме того, азиды тяжелых металлов являются модельными объектами в химии твердого тела.

Модуль«Химическое материаловедение наноразмерных систем».Углубленное изучение теоретических и прикладных основ химического материаловедения наноразмерных систем, необходимых для самостоятельной научно-исследовательской деятельности аспиранта, требующей широкой фундаментальной подготовки по современным направлениям техники, химической науки и технологии. Химическое материаловедение - междисциплинарный раздел науки, изучающий изменения свойств материалов в зависимости от различных факторов. Изучаемые свойства:структура веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства этих веществ.

Фазовые

равновесия в многокомпонентных системах

 

Целью освоения настоящей дисциплины является углубленное изучение теоретических и прикладных вопросов, связанных с построением и использованием фазовых диаграмм многокомпонентных систем, необходимое для осуществления самостоятельной научно-исследовательской деятельности аспиранта, требующей широкой фундаментальной подготовки по современным направлениям техники, химической науки и технологии. Фазовые равновесия и фазовые диаграммы многокомпонентных систем – это важнейшие разделы учения о гетерогенных системах, которые чрезвычайно широко используются в современной науке и технике. Особый интерес представляют наноразмерные системы, в которых, на фазовое состояние вещества оказывает влияние не только состав и обычные физико-химические параметры (давление и температура), но и размер частиц, составляющих материал (вещество). В данном курсе рассматриваются основные подходы к теоретическому анализу диаграмм состояния (фазовых диаграмм) многокомпонентных систем и анализу фазовых равновесий в них, в том числе наноразмерных металлических систем.

Педагогика

и психология высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

Цепные твердофазные реакции при стационарных и импульсных воздействиях

Дисциплина является разделом физической химии, изучает природу химической связи, реакционную способность,

строение и закономерности медленного и взрывного разложения энергетических материалов. Объектами изучения являются энергетические материалы и образцы на их основе.

Взаимодействие высокоинтенсивного излучения с веществом

Целью дисциплины является детальное рассмотрение процессов возбуждения атомов, молекул и твердых тел интенсивными потоками фотонами и быстрых электронов, а также релаксационным процессам после этого возбуждения.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально-ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения», «Технология КОС» и др.)  и нетрадиционные технологии обучения («Технология «УниверСАМ  инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций» и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика)

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2016 год очно

Учебный план 2016 год заочно

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru