Направление подготовки:

46.04.01 История,
направленность (профиль) "Отечественная история (История Сибири XVI-XXI вв.)"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 21 декабря 2009 № 772
(зарегистрировано в Минюсте РФ  5 февраля 2010 № 16279)

 

Описание образовательной программы: 

Цели ООП

ООП имеет своей целью развитие у студентов:

-         личностных качеств (способности принимать самостоятельные решения);

-         универсальных общекультурных компетенций (толерантности в восприятии окружающей среды);

-         профессиональныхкомпетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030600.68 – История.

1.2.  Квалификация, присваиваемая выпускникам - Магистр.

1.3. Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

·        педагогическая деятельность:

практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования; анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, рои человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса; применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

·        научно-исследовательская:

подготовка и проведение научно-исследовательских работ по истории Сибири; анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций; использование в исследовательской практике современного программного обеспечения;

·        культурно-просветительская:

осуществление историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи);

·        экспертно-аналитическая:

разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций средств массовой информации;

·        организационно-управленческая:

постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук; организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений; подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций.

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаныс работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника средств массовой информации, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.

1.4. Направленность (профиль) основной образовательной программы

Образовательная программа имеет направленность (профиль) (далее - профиль) «Отечественная история (история Сибири XVI– XXI вв.», ориентированную на углубленное знание проблем Истории Сибири с XVI до начала XXI вв., особенности ее социального, экономического, политического и культурного развития, понимание специфики развития данного региона в составе Российского государства.

 
 Аннотации к рабочим программам
 
Название дисциплины Аннотация дисциплины
М1.Б.1. Философия и методология науки
Предмет философии истории. Особенности современного мировоззрения человека и его интерес к проблемам историософского порядка. Основные точки соприкосновения философии истории и теоретической истории. «Смысл истории». Противоположные позиции в постижении смысла истории. Вопрос о смысле мировой истории в разных социокультурных контекстах: античной, средневековой, просвещенческой, постмодернистской. Проблема «конца истории». 
История в античной и средневековой философии. Историческое сознание Нового времени. Французская школа философии истории, ее основные черты и характеристики. Немецкая школа философии истории. Отличие ее от англо- французского направления. 
Русская философия истории и ее своеобразие. Основные этапы развития философско-исторической мысли России. Концептуальные модели истории. Плюралистические подходы к философии истории. Постмодернистская парадигма истории. Признание разнообразных познавательных установок по отношению к истории. Критика постмодернизма. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Содержание и сущность. Анализ понятия «цивилизация». Соотношение цивилизации и культуры. Проблемы исторического познания. Специфика социального познания. Общество как субъект и объект познания. 
Интерпретации истории и парадигмы исторического знания. Методы исторического познания (исторический метод, компоративный метод, герменевтический метод). Роль гипотезы в историческом познании. Исторический источник как единство объективного и субъективного. Историческое познание – реконструкция исторического прошлого. Роль исследователя в теоретическом воспроизведении исторического прошлого. Объяснение и понимание исторических фактов. Проблема истины. Современные проблемы философии и методологии истории. Теоретическая истории и макросоциология. Основные концепции И.Валлерстайна, Р.Карнейро, Ч.Тилли, Р.Коллинза, К.Чейз – Дана, Дж.Модельски, Т.Скочпол. Проблемы периодизации всемирной истории. Основные критерии при построении периодизаций.
Глобальный мир ХXI века. Основные исторические перспективы. Философско-историческая концепция гуманистического глобализма. Исторические перспективы Востока и Запада. Кризис европоцентризма. Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории.
М1. Б.2. Правоведение
Предмет, метод и задачи курса “Правоведение”. Общество и государство, политическая власть. Право: понятие, нормы, отрасли. Мораль, право, правовая культура. Правоотношения и их участники. Правонарушение и юридическая ответственность. Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации. Федеративное устройство России. Основы правового статуса человека и гражданина. Система органов государственной власти в России. Основы гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права.
М1. В.1. Иностранный язык
Введение в языкознание (место языка в системе культурно-значимых средств коммуникации; способы научного описания языка; история общества и история языка; язык и мысль; язык и культура);
Основы теории изучаемого языка (слово как основная единица лексической системы; семасиология; словообразование; фразеологические единицы; основы лексикографии; особенности грамматического строя изучаемого языка; основные единицы и категории морфологического и синтаксического уровней; текст, его единицы и категории; части речи; понятия выразительных средств и приемов; стиль; его функциональные разновидности; стили научной прозы и документов; их характеристики и категории);
Практический курс иностранного языка (орфографическая, орфоэпическая, лексическая и грамматическая нормы изучаемого языка и их реализация применительно текстовой деятельности для осуществления межкультурной коммуникации в сфере основной профессиональной деятельности)
М1. В. 2. Методика преподавания истории
Современные проблемы развития исторического образования. Образовательные учреждения: типология, особенности содержания и цели исторического образования, место в учебном плане. Учебно-нормативные документы. Российское образование и Болонская система. Компетентностный подход. Связь с другими научными дисциплинами.
Содержание исторического образования. Школьное историческое образование: стандарты, компетенции, место в учебном плане. Школьные учебники истории: функции, структура, образовательные возможности. История в образовательных учреждениях среднего специального образования: стандарты, компетенции, место в учебном плане, мотивация, связь с профилем обучения. История в вузе: стандарты, учебные планы, цели и задачи, связь с профилем обучения. История для историков: стандарт, учебный план, цели и задачи, компетенции. Проектирование образовательного процесса. Проектирование содержания обучения. Планирование курса истории в средней общеобразовательной и профессиональной школе, в вузе. Методика деятельностно-тематического планирования учебного курса. Планирование занятия: структура, форма, схема построения.
Интерактивные технологии на занятиях по истории. Технологии проблемного обучения. Технологии развивающего обучения. Проектное обучение. Лекционные формы с применением интерактивных методов. Информационные технологии обучения. Дистанционное обучение. Основные методы исследования образовательного процесса на уроках истории. Рефлексия на занятиях по истории. Методика анализа занятия по истории. Методика выявления образовательных проблем на занятиях по истории.
Диагностика знаний и умений учащихся. Виды и формы контроля. Требования и критерии оценивания. Фонд оценочных средств. Методика создания учебных заданий для тестового контроля.
М1. ДВ. 1.1. Источники по истории Сибири ХVI – начала ХХ в.
Виды исторических источников, классификации, особенности создания, изменения форм документов, эволюция орудий и материала источников. Археография – как наука о письменных источниках. Развитие этой дисциплины в мире и России. Основные цели и задачи применительно к работе с письменными источниками. Методы, используемые в работе с письменными источниками. Развитие русской письменности. Скоропись - как основной тип почерка. Развитие и особенности скорописи. Строчные, надстрочные буквы. Лигатуры. Основные изменения внешних признаков рукописей. Особенности сибирской письменности. Развитие сибирской письменности, сохранение признаков более ранних периодов. Особенности сибирских документов. Практические навыки чтения рукописей.
Археографическое описание документов. Особенности работы с подлинниками документов. Основные принципы археографической обработки документов. Методы датировки рукописей. Основные проблемы трактовки письменных памятников. Условия хранения архивных документов. Определение особенностей материала, на котором написан источник. Датировка документа на основании палеографических данных и его содержания. Правила публикации письменных памятников различных эпох
М1. ДВ. 1.2. Работа с письменными источниками по истории Сибири ХVII – ХIХ вв.
Кириллица: происхождение, состав, эволюция алфавита. Цифровая составляющая кириллицы. Календарные системы, их эволюция. Эры. Григорианский и юлианский календари. Определение и перевод дат письменных источников на современное летоисчисление. Соотношение эры от сотворения мира и от Рождества Христова.
Реформа алфавита и изменения письменности в XVII‑XIX вв. Реформа алфавита Петра I. Изменения в написании букв и их сочетаний. Эволюция русского алфавита в ходе реализации академических реформ. Развитие материалов и орудий письма. Разработка единых образцов документов в XIX в. Появление новых орудий письма. Возникновение машинописи. Реформа алфавита начала ХХ в. Метрические единицы и приведение российской системы мер к европейским стандартам. Проблема соотношения русских метрических единиц с европейскими, работа Академии наук над этой проблемой. Труды Д. И. Менделеева. Английская система мер. Введение единой метрической системы. Археографическое описание документов. Особенности работы с подлинниками документов. Основные принципы археографической обработки документов. Методы датировки рукописей. Основные проблемы трактовки письменных памятников. Условия хранения архивных документов. Определение особенностей материала, на котором написан источник. Датировка документа на основании палеографических данных и его содержания. Правила публикации письменных памятников различных эпох
М1. ДВ. 2.1. Источники по истории Сибири ХХ- нач. XXI вв. Виды и типы источников. Создание источников по истории Сибири в современных условиях. Проблема хранения и обработки исторического источника в современных условиях. Структура исторического источника и содержание информации. Критический анализ источника и способы перепроверки информации.
М1. ДВ.2.2. Работа с письменными источниками по истории Сибири ХХ- нач. XXI вв Типология письменных источников. Структура документа и способы его создания. Проблема доступа к историческому источники. Контент-анализ. Методики анализа и интерпретации исторической информации.
М1. ДВ. 3.1. Интернет-ресурсы, электронные каталоги по истории Сибири
Роль Интернет-ресурсов в информационном обеспечении исследований по истории Сибири и образовательном процессе. Правовые аспекты доступа к Интернет-ресурсам (Интернет и право). Проблемы поиска качественных электронных ресурсов по истории Сибири в Интернет. Обзор и особенности представления ресурсов по истории Сибири в Интернете.
Интернет-ресурсы как средство научной коммуникации. Критерии оценки ресурсов. Основы HTML. Интернет-ресурс по истории Сибири: концепция и стратегия создаваемого сайта. Разработка электронных каталогов, библиотек, журналов по истории Сибири.
М1. ДВ.3.2. Информационные технологии и количественные методы в исторических исследованиях
Исследование отечественного и зарубежного опыта в области использования информационных технологий в изучении истории Сибири (система сбора и хранения информации; формы хранения информации, методики работы). Централизованные системы автоматизации. Индивидуальные системы автоматизации. Система научного описания: унифицированная структура описания, разработка классификаторов, терминологических словарей. Электронный программный продукт как система научного описания. Составление и использование баз данных в исследовательских целях. Концепция представления научной документации в электронной форме. Графическая информация в работе историка. Электронные чертежи, оцифровка объектов, создание электронных каталогов предметов, архивов. Источники и форматы изображений. Разрешение и размеры изображения. Аппаратное обеспечение работы с графикой. Сканирование изобразительных (фотографий, слайдов) и документальных (рукописных, машинописных, печатных) источников. Введение в программу FineReader. Создание PDF-документов. Графический редакторы CorelDraw 12 и Adobe Photoshop. Понятие о ГИС и использование ГИС (географо-информационные системы) в исследованиях по истории Сибири.

М2. Б.1. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке.

Основные понятия и термины. Специфика истории как науки и характер взаимодействия с другими отраслями научных знаний. Актуальность междисциплинарных исследований. Характер взаимодействия истории с естественнонаучными дисциплинами. Историография и основные подходы к применению методов естественных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными дисциплинами. Основные задачи междисциплинарных исследований.
М2.Б.2. Актуальные проблемы исторических исследований 
Накопление исторических знаний о Сибири и становление исторической науки (XVII – XIX вв.). Исследования и зарождение научных представлений о Сибири в XVII в. Развитие науки в Сибири в XVIII-XIX вв. Научные исторические школы Сибири: формирование и развитие. Начало формирования исторических знаний в Сибири. Томская историческая школа: формирование и развитие. Организация и деятельность института истории СО РАН в области истории. Омская историческая школа: формирование и развитие. Иркутская историческая школа: формирование и развитие. Кемеровская историческая школа: формирование и развитие. Проблема присоединения Сибири в отечественной историографии. Проблема присоединения Сибири к Русскому государству в дореволюционной историографии. Проблема присоединения Сибири к Русскому государству в советской и современной историографии. Национальная политика в Сибири. Вопросы социально-экономического развития Сибири XVII – начала ХХ вв. в трудах отечественных исследователей. Начало хозяйственного освоения региона. Кабинетский хозяйственно-экономический комплекс. История транссибирской железнодорожной магистрали. Роль и место иностранного капитала. Сибирская торговля. Сибирское крестьянство и городское население. Сибирское купечество. Формирование сибирского пролетариата. Управление и административно-территориальные преобразования на территории Сибири в оценке отечественных историков. Административно-территориальные преобразования на территории Сибири. Политика Российского государства в отношении Сибири. Сибирские кабинеты. Институт воеводского и губернского управления. Сибирская крестьянская община.
Культура и общественно-политическая жизнь Сибири в трудах отечественных исследователей. Материальная и духовная культура сибирского крестьянства. Городская культура. РПЦ в Сибири. Образование и просвещение в Сибири. Современные подходы в историографических исследования по истории Сибири ХХ в. Основная проблематика исследований. Способы оценок исторических фактов в отечественной историографии.
М2. В.1. Реализация национальных проектов на территории Сибири в нач. XXI в. Понятие «национальный проект». Законодательная база. Нормативные документы организации и реализации национальных проектов. Типология национальных проектов. Статистические показатели и способы их обработки. 
М2. В.2. Современные проблемы истории Сибири XVI- нач.XXв.
Проблема присоединения Сибири в отечественной историографии. Проблема присоединения Сибири к Русскому государству в дореволюционной историографии. Проблема присоединения Сибири к Русскому государству в советской и современной историографии. Национальная политика в Сибири. Вопросы социально-экономического развития Сибири XVII – начала ХХ вв. в трудах отечественных исследователей. Начало хозяйственного освоения региона. Кабинетский хозяйствено-экономический комплекс. История транссибирской железнодорожной магистрали. Роль и место иностранного капитала. Сибирская торговля. Сибирское крестьянство и городское население. Сибирское купечество. Формирование сибирского пролетариата. Управление и административно-территориальные преобразования на территории Сибири в оценке отечественных историков. Административно-территориальные преобразования на территории Сибири. Политика Российского государства в отношении Сибири. Сибирские кабинеты. Институт воеводского и губернского управления. Сибирская крестьянская община. Культура и общественно-политическая жизнь Сибири в трудах отечественных исследователей. Материальная и духовная культура сибирского крестьянства. Городская культура. РПЦ в Сибири. Образование и просвещение в Сибири.
М2. В.3. Современные проблемы новейшей истории Сибири
Реорганизация административно-территориальной организации. Административный состав. Сибирский Федеральный округ. Субъекты. Программы развития округа. Развитие политических течений и общественных организаций на территории Сибири. 
Органы власти: Федеральный и региональный уровни. Экономическое развитие. Комплексное планирование социально-экономического развития территорий. Торговля: внутренняя и внешняя. Основные показатели. Туризм. Культурное сотрудничество. Социальное развитие. Программы. Тенденции развития. Проблемы и пути выхода.
М2. В.4. Система местного управления в XX - нач. XXI вв. Нормативно-правовая база организации местного управления. Органы местного управления. Проблемы управления. Способы преодоления.
М2. В.5. Система управления регионом XVI-нач.XX вв.
Формирование системы управления в центре и на местах в конце XVI – середине XVII вв. Управленческие структуры и функции. Назначение и выборность в системе управления XVII в. Реформы системы управления XVIII в. Коллегии и Сенат. Губернские преобразования. Реформа М. М. Сперанского и ее значение для реорганизации системы управления. Сибирь в системе управления Российской империи середины XIX – начала XX вв.
М2. ДВ.1.1. Система образования в Сибири XX в. Нормативная база развития системы образования в Сибири. Реализация государственных программ начального, среднего образования. Основные показатели развития системы общего и профессионального образования. Материальная база. Качественные и количественные показатели, их оценка и интерпретация. Педагогический состав.

М.2. ДВ. 1.2. Система образования Российской империи второй половины XIX – нач. XX вв.

Тенденции в образовательной политике в последние годы царствования Николая I. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Отход о реформирования образования в конце 1860-х гг. Первый цикл контрреформ школы (1870-е гг.). Второй цикл школьных контрреформ (1880-е гг.). Введение МНП «Примерных программ предметов, преподаваемых в начальных народных училищах» (1897 г.). Общественно-педагогическое движение начала XX в. Вопрос об образовании в Государственной Думе. Политика Временного правительства в области образования. Передача всех начальных школ в ведение МНП. Высшие государственные учреждения по управлению образованием. Управление образованием на местах. Основные типы начальных учебных заведений: организация, структура, ведомственная подчиненность, программы и учебные планы, педагогический и ученический состав. Проблема унификации учебных планов и программ начальных учебных заведений в начале XX в. Проблема введения всеобщего начального образования. Идея профессионализации начальной школы. Типы учебных заведений общего и профессионального среднего образования: организация, структура, ведомственная подчиненность, программы и учебные планы, педагогический и ученический состав. Национальные модели образования и требования к высшей школе. Особенности российского высшего образования. Типы учебных заведений общего и профессионального высшего образования: организация, структура, ведомственная подчиненность, программы и учебные планы, педагогический и ученический состав. Классический университет как центр учебного округа.
М2. ДВ.2.1. Иностранный капитал в экономике Сибири XIX – начале XX вв. 
Общие черты экономического развития Сибири в XVII – первой половине XIX в.: промышленность, сельское хозяйство, торговля. Начало притока иностранных инвестиций в российскую промышленность. Правовые условия инвестирования зарубежных капиталов. Иностранные капиталы и железнодорожное строительство в России. Политика правительства Российской империи по стимулированию притока иностранных капиталов. Формы притока зарубежных инвестиций в российскую экономику. Значение иностранных капиталов для народного хозяйства России.
Формы притока иностранных капиталов в российскую экономику. Отраслевое и территориальное размещение предприятий с участием иностранных капиталов. Национальная принадлежность иностранных капиталов в российской экономике.
Деятельность предприятий с участием иностранных капиталов в Сибири (конец XIX – начало ХХ вв.)

М2. ДВ.2.2. Угольная промышленность Сибири.

Этапы становления и развития угольной промышленности Сибири. Источник и историография проблемы. Основные статистические показатели и способы их оценки. Угольная отрасль как градообразующая составляющая. Современные проблемы развития угольной промышленности.
М2.ДВ.3.1. Международные связи Сибири в новейшее время. Сибирь и её роль в организации международных связей. Экономические связи. Политические связи. Культурные связи. Тенденции развития международных отношений.
М2. ДВ. 3.2. История городов Сибири XVII - начала XX вв.
Понятия «город», малый, средний и крупный город, официальный статус города, губернский, уездный и заштатный город. Развертывание и развитие сети городов в Сибири с момента присоединения до середины XIX в. Города Сибири в XVII веке. Формирование сети городов Сибири. Время и обстоятельства возникновения городов. Функции первых сибирских городов. Население городов. Города Сибири в дореформенное время. Реформы Екатерины II и сибирские города. Формирование чиновничества. Окончательное формирование городских сословий: купечество и мещанство городов Сибири. Управление сибирскими городами во второй половине XIX – начале ХХ вв. Органы государственной власти в городе (губернском, уездном, заштатном): функции, полномочия.  Городские сословия Сибири в XIX – начале ХХ вв. Законодательство и формирование сословий. Численность и состав, правовой статус сословий. Сословное самоуправления: цехи и гильдии. Торговля, как основное занятие купечества. Менталитет купечества и мещанства Сибири.

М2. ДВ.4.1. История Русской православной церкви в Западной Сибири начала XX вв.

Начальный период истории РПЦ в Сибири (конец XVI-XVII в.). Факторы и особенности становления РПЦ в Сибири. Первые сибирские архиереи (1621-1701). Сибирское духовенство в XVII в. Формирование приходов РПЦ на юге Западной Сибири. Характеристика приходов. Период «выживания» РПЦ в Сибири (XVIII в.). Новый этап взаимоотношений государства и церкви. Период наивысшего подъема РПЦ в Сибири (XIX-XX в.). Православные монастыри, женские общины Томской епархии.
Конфессиональная политика государства и РПЦ в XIX - начале XX в. «Новое миссионерство». Сибирское духовенство в XIX - начале XX в. РПЦ в Сибири в начале XX в.
 
М2. ДВ.4.2. Идеологическая и репрессивная политика в Сибири Нормативная база и политические процессы. Идеолого-пропагандистские компании. Сибирские лагеря на территории Сибири. Роль периодической печати в проведении идеологических компаний. Реабилитация жертв политических репрессий.
М3.В.1. Научно-исследовательская работа в семестре Знакомство с тематикой научно-исследовательских работ кафедр. Составление библиографии, изучение источников и литературы, обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно семинара кафедры археологии. Написание реферата по избранной теме после первого года обучения. Участие в научных конференциях студентов и молодых ученых, подготовка публикации материалов исследования в сборниках студенческих работ. Завершение исследования по теме выпускной работы, в ходе которого заканчивается сбор материала по теме, обработка результатов, овладение навыками письменного оформления результатов. Подготовка чернового варианта выпускной работы
М3. Б.2. Научно-исследовательская практика Практика предусматривает выполнение каждым магистрантом следующих видов работ: непосредственное участие в работе в архивах и библиотеках. Закрепляет на практике методику работы с источниками и историографией. Осваивает на практике составление общих планов научной работы.
М3. Б.3. Научно-педагогическая практика Формирование навыков работы преподавателя разных уровней образовательных учреждений. Развитие навыков работы в архивах, музеях, библиотеках. Практический навык организации научно-исследовательской, экскурсионной и других видов работ
М4.1. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) Магистерская диссертация выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением научно-исследовательских задач в области истории Сибири
М4.2. Государственный экзамен "История Сибири" Знать, понимать и излагать профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности. Творчески и критически осмысливать информацию в сфере профессиональной деятельности. Умение аргументировать собственную позицию, делать самостоятельные выводы и обобщения
ФТД.1. Педагогические технологии в высшей школе
Новые задачи вузовского образования и науки. Современная образовательная система как результат инноваций в сфере образования. Структура инновационной деятельности. Цель. Задачи. Формы реализации инновационной образовательной программы. Роль преподавателя ВУЗа. Диагностическая формулировка целей; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость учебно-воспитательного процесса. Современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов.
Обеспечение студентов учебно-методическими материалами различными способами (полиграфия, аналоговая магнитная запись, цифровая запись); компьютерные тестирующие системы; аудиолекции и материалы; электронные практикумы; видео-лекции и материалы; компьютерные модели и тренажеры; телеконференции; использование глобальной и локальной информационной сети Интернет.
Традиционный семинар и его структура. Инновационные типы семинарских занятий. Интерактивные формы работы со студентами на семинаре. Ролевые игры. Интеллектуальные групповые игры. Мозговой штурм. Дискуссии. Пресс-конференции. Коллективный анализ и обсуждение источников. Коллоквиумы. Методика работы с учебником, кругом научной литературы и источником при подготовке к занятию. Особенности подготовки к инновационным формам занятий. Пути оживления занятия. Структура беседы по каждому вопросу на коллоквиумах и коллективных занятиях. Характер заданий экспертам из числа студентов. Творческие работы студентов во время подготовки к семинару. Анализ семинара. Основные функции проверки и оценки знаний и навыков студентов: контролирующая, регулирующая, стимулирующая, воспитывающая. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Психологический компонент. Баллово-рейтинговая система как один из вариантов. Контрольные работы по источникам и литературе: характер заданий и консультаций перед выполнением. Студенты как эксперты. Альтернативные задания и проекты. Собеседования по общим темам.
ФТД.2. Требования к научному исследованию Виды и формы научной работы. Тема и проблема исследования. Выявление и накопление научной информации. Композиция дипломной работы. Оформление дипломной работы. Методы и методология дипломной работы. Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы.

 

Практики:

 

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.68 История раздел основной образовательной программы магистратуры практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

 

Научно-исследовательская практика. Данная практика предусматривает непосредственную работу в архивах и библиотеках и направлена на получение навыков исследовательской работы.  Основной целью практики является закрепить и расширить теоретические знания студентов по работе с историческим источниками по истории Сибири в соответствии с квалификационной характеристикой магистра «Отечественная история (История Сибири XVI – XXI вв.)», дать объективное представление об источнике и работе с ним, состоянии законодательной базы. Практиканты знакомятся с документами, овладевают практическими навыками работы.

 

Задачи практики: знакомство с содержанием и типами документов по истории Сибири, традиционными и современными способами организации обработки документов; формирование навыков аналитической работы исторических документов по истории Сибири: работа с путеводителем, технологическим картами, описями, делами; воспитание бережного отношения к объектам историко-культурного наследия.

 

Научно-педагогическая практика. Эта практика является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов, формирует у них навыки работы преподавателя учебного заведения различного уровня. В ходе практики студенты знакомятся с воспитательно-образовательной работой учебного заведения, ведут занятия. Основная цель практики – овладение навыками педагогической деятельности; завершение исследования по теме выпускной магистерской диссертации и подготовка ее чернового варианта. Задачи практики: овладение практическими навыками педагогической деятельности.

 

  Учебная практика

  Производственная практика

  Учебный план ООП

 

Отчёт о результатах самообследования по направлению подготовки 46.04.01/030600.68 "История"
Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru