КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ООП

Направление подготовки:

45.04.01 Филология (отечественная),
направленность (профиль) "Русская литература "

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации:

до 25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 ноября 2015 года №1299

 

Описание образовательной программы: 

В КемГУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Цель ООП магистратуры по направлению подготовки 45.04.01 Филология с направленностью (профилем) "Русская литература" состоит в развитии у обучающихся личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованием ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.01 Филология.

В процессе освоения образовательной программы по направлению подготовки – Филология выпускник готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях:

  • самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных социально значимых науках для собственных научных исследований; 
  • самостоятельное изучение устной, письменной и виртуальной коммуникации с изложением аргументированных выводов;    
  • квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; 
  • участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовка и редактирование научных публикаций. 

педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования:

  • квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;
  • проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования;
  • подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;
  • подготовка методических пособий и организация профориентационной работы.

прикладная (редакторская, экспертная) в учреждениях образования, культуры,
    управления, средств массовой коммуникации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности:

  • создание, редактирование и реферирование художественных, научных и публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе, популяризация региональной литературы;
  • продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов; деятельность по формированию эстетической оценки современного читателя;
  • планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;
  • квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом;
  • литературная и театральная критика.


проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах:

  • проектирование, конструирование, моделирование структуры и содержания образовательного процесса в области филологии: разработка образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов (дисциплин) и их методического обеспечения, включая учебные пособия инновационного типа и дидактический инструментарий;
  • разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе;
  • разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня читательской культуры в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью;
  • разработка книгоиздательских проектов;
  • разработка проектов в области перевода с родного языка на иностранный и с иностранного языка на родной;
  • разработка филологических проектов в рамках грантовой деятельности.

    организационно-управленческая во всех перечисленных сферах:

  • организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности НСО и иных студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;
  • организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление секретариатами и производственными коллективами, созданными для решения конкретных задач в гуманитарной сфере; редакционными отделами, рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и иных материалов и т. п.;
  • организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов.

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля — к педагогической деятельности.

 

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

" М1.Б.1 Филология в системе современного гуманитарного знания Коммуникативная деятельность посредством текста как объект современной филологии; парадигмы научного знания в современной филологии, их множественность; основные идеи, принципы и концепции филологии; антропоцентризм современной филологии как ее отличительная черта; место современной филологии в гуманитарном знании; филология и негуманитарные науки; взаимодействие отечественной и зарубежной филологии на современном этапе ее развития.
М1.В.1 История и методология литературоведения и образования История возникновения и основные этапы развития филологии; вклад выдающихся ученых в развитие филологии; филология и философия; филологическое исследование, его специфика; методология филологических исследований как совокупность исходных принципов и совокупность методов; методологический аспект развития филологии; конкретные технологии филологических исследований в их развитии.
М1.В.2 Педагогика высшей школы Развитие у магистрантов педагогического мышления, умения выделять, описывать, анализировать и прогнозировать педагогические факты и явления, исходя из закономерностей педагогической науки, на основе понимания сущности педагогической теории.
М1.ДВ.1 Историческая поэтика Курс посвящен рассмотрению основных закономерностей эволюции художественного сознания и исторических стадий развития поэтики. В процессе изучения произведений европейской литературы формируются навыки истоического подхода к фактам литературы и теоретическим понятиям, обобщающим её опыт. Каждая из трех стадий в истории поэтики представлена как целостная эпоха художественного развития, имеющая свои исходные истетические принципы, которые реализуются в основных теоретических понятиях: автор и герои, мотив и образ, род и жанр.
М1.ДВ.1 История герменевтики Цель данного курса – знакомство с важнейшими произведениями эстетики ХХ века, формирование представлений об искусстве на основе современных теоретических исследований. В центре внимания находятся литературоведческие проблемы, рассматриваемые в широком, общеэстетическом контексте.
М1.ДВ.2 Литература и мифология Цель курса - углубление представлений о феноменологии мифа на основе изучения современных теорий мифа. Дисциплина посвящена изучению связей мифа и текста в дискурсе истории литературы и формированию навыков анализа мифопоэтического уровня произведения. Материалом для изучения является русская литература на разных этапах её обращения к мифу.
М1.ДВ.2 Рецептивная эстетика Цель данного курса - рассмотрение проблем рецептивной эстетики и её категориального аппарата. Специфика предмета изучения (читатель и его рецептивное поведение) обуславливает принципиальную "междисциплинарность" ("стык" теоретической и эстетической поэтики, феноменологии, эстетики словесного творчества и герменетики).
М2.Б.1 Информационные технологии Отечественные и зарубежные базы данных, филологические ресурсы Интернет. Вторичная обработка первичной эмпирической информации. Современные компьютерные технологии обработки данных и анализа статистической информации. Использование компьютерных программ в филологическом образовании. Интернет и филологическое образование.
М2.Б.2 Деловой иностранный язык Совершенствование знаний в области иностранного языка, а также навыков и умений, необходимых для эффективного делового общения на современном иностранном языке в устной и письменной формах.
М2.В.1 Типология и поэтика русского романа XIX века Курс посвящен рассмотрению эволюции типов русского романа в контексте развития историко-литературного процесса второй половины Х1Х века. В рамках курса рассматриваются произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и прослеживается эволюция форм русского романа от моноромана к роману монологическому (Л.Н. Толстой) и полифоническому (Ф.М. Достоевский) и, далее, к контекстно-романному типу повести в конце Х1Х века.
М2.В.2 Система жанров и направлений в русской литературе XI-XVII вв. Курс формирует у магистрантов систему научно-теоретических представлений об этапах развития русской литературы XI-XVII вв., её художественного метода и системе жанров, необходимых прежде всего для анализа отдельных произведений древнерусской литературы. При освоении курса складывается представление об историко-литературном процессе в целом и творческой индивидуальности отдельных писателей этого периода, намечаются литературные тенденции, получающие развитие в Новое время, формируются навыки понимаются закономерностей литературного процесса, художественого значения литературного произведения в связи с исторической и культурной эпохами.
М2.В.3 Жанровая динамика русской прозы второй половины XIX века Цель освоения дисциплины - дать магистрантам представление о проблемных вопросах развития русской прозы второй половины XIX века, ввести в круг научных проблем, связанных с эволюцией жанровых форм повести и романа в динамике их взаимодействия в историко-литературном контексте второй половины XIX века (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.).
М2.В.4 Эстетика и поэтика русского романизма Изучение русской литературы данного периода основано на обращении к эстетическим концепциям романтизма, сложившимся в период его рефлексивного осмысления в критике и эстетике и в дальнейшей литературной традиции отечественной и европейской науки. Изучение исследований по творчеству ведущих русских писателей позволяет составить представление о современном литературоведческом уровне исследования как творчества входящих в этот раздел писателей, так и о периоде в целом.
М2.В.5 Религиозно-философские основания русской литературы Курс посвящен одному из актуальных направлений современного литературоведения - изучению религиозно-философских оснований и православной традиции в русской литературе. Учебный курс ставит своей задачей создание научного представления о связях творчества писателей XIX и ХХ вв. с традициями христианской культуры своего времени, о конкретных источниках сведений, знаний о христианстве и православии, которые были в круге их чтения и интересов. Предполагается освоение философско-эстетических и литературоведческих исследований, посвященных данной научной проблеме и формирование навыков литературоведческого анализа произведений, содержащих библейские мотивы, цитаты, отсылки к конкретным текстам Священного Писания.
М2.В.6 Русская проза ХХ века Цель освоения дисциплины - дать магистрантам представление о проблемных вопросах развития русской и советской прозы ХХ века (разнообразие жанров, типология, особенности поэтики, мотивика, имена). В процессе освоения курса рассматривается жанровое разнообразие романов (исторический, историософский, псевдоисторический, философский, мифопоэтический, символистский, соцреалистический, экзистенциальный, постмодернистский, бытовой, жанры массовой литературы); различные типы романов в рамках одного жанра; художественная стратегия отдельных писателей; пути жанровой динамики в малой прозе (философско-психологические рассказы, новеллистика, бессюжетные лиризованные повествования и прочие формы).
М2.В.7 Проблемы новейшей русской литературы Курс знакомит с тенденциями развития и заметными явлениями современной прозы, поэзии, драматургии, литературной критики, индивидуально-авторскими художественными стратегиями и литературными направлениями, демонстрирует возможность эмоционально-публицистической и собственно научной интерпретации современных текстов с учетом обращения современной словесности к разнообразным типам художественного мышления (реалистический, модернистский, постмодернистский).
М2.В.8 Жанровая система литературы русского классицизма и сентиментализма Целью освоения дисциплины является изучение историко-литературного аспекта категорий «жанр» и «жанровая система» в контексте эстетических парадигм классицизма и сентиментализма. Особое место в жанрообразующем начале отводится идиллии и идиллическому мироощущению, ставших поэтической основой русской сентиментальной повести. Основной материал рассматривается в разнообразных связях с различными эстетическими и «речевыми» явлениями XVIII века.
М2.В.9 Актуальные проблемы современного стиховедения Курс ориентирован на формирование у магистрантов целостного представления о феномене поэтического произведения, знакомство с основными типами стихосложений, разделами стиховедения и историей европейского и русского стиха. В рамках освоения дисциплины обозначаются актуальные проблемы современного стиховедения через рассмотрение особенностей основных и индивидуально-авторских систем стихосложения.
М2.ДВ.1 Актуальные проблемы современной фольклористики Курс формирует у магистрантов представление о современных методах сбора, систематизации и интерпретации фольклорных текстов, готовит к научно-исследовательской работе в архиве фольклорной лаборатории КемГУ.
М2.ДВ.1 Литературные связи России и Западной Европы Русская литература в её соотнесении с зарубежной словесностью рассматривается в рамках курса в двух планах: в аспекте взаимовлияния национальных литератур в части разных элементов литературного процесса; в применении к анализу художественного текста. Методы, приёмы и формы компаративистики позволяют изучить контактные связи и типологические схождения русской литературы с другими национальными литературами мира, рассмотреть такие значительные явления литературного процесса, как переводы, влияния, подражания, рецепцию.
М2.ДВ.2 Актуальные проблемы современного стиховедения Курс ориентирован на формирование у магистрантов целостного представления о феномене поэтического произведения, знакомство с основными типами стихосложений, разделами стиховедения и историей европейского и русского стиха. В рамках освоения дисциплины обозначаются актуальные проблемы современного стиховедения через рассмотрение особенностей основных и индивидуально-авторских систем стихосложения.
М2.ДВ.2 Феномен новой драмы в контексте русской драматургии Курс посвящен изучению тематики, особенностей конфликта, способов изображения героев, жанровой природы произведений новейшей русской драматургии 1990-2000-х гг. в соотнесении с традицией русской драматургии ХХ в. В центре внимания оказываются наиболее репрезентативные тексты русской драматургии двух последних десятилетий.
М2.ДВ.3 Методика преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе Данный курс направлен на подготовку магистрантов к работе в высшей школе и высшем звене средней школы. Предлагаемая программа отражает опыт и традиции преподавания литературоведческих дисциплин в университетах классического типа, основу которого составляют общие курсы, дающие концептуальное и целостное представление об изучаемом предмете, а также сочетание учебной и научно-исследовательской деятельности в работе как преподавателей, так и магистрантов.
М2.ДВ.3 Русская литература в культурном контексте Курс предполагает систематическое изучение культурного контекста становления и развития русского литературного творчества и особой роли литературной традиции в процессе формирования духовных запросов русского общества. Специально рассматриваются основные этапы и особенности книжной культуры России, начиная со времени реформ Петра I (государственная политика в сфере образования; формирование государственных и частных книжных собраний; деятельность русских книгоиздателей и библиофилов; литературные салоны; культурные предпочтения читательской аудитории).
М2.ДВ.4 Философские аспекты литературоведения Цель данного курса - знакомство с важнейшими произведениями эстетики ХХ века, формирование представлений об искусстве на основе современных теоретических исследований. В центре внимания находятся литературоведческие проблемы, рассматриваемые в широком, общеэстетическом контексте.
М2.ДВ.4 Методика подготовки, оформления и защиты диссертации Целью освоения дисциплины является комплексная подготовка магистра-филолога к защите выпускной квалификационной работы. Особое внимание уделяется вопросам магистерской подготовки в системе многоуровнего высшего образования РФ и итоговой аттестации (вид научного исследования и его место в системе диссертационных исследований).

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. 

Научно-исследовательская практика. Целями практики являются систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в этой области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Задачами практики являются: - изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым студентом в магистерской диссертации; - сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации; - совершенствование навыков научно-исследовательской работы таких как: умение определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; разрабатывать план исследования; выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей. - анализ полученных результатов, их представление в виде законченных научно-теоретических разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации).
Научно-педагогическая практика. Целями научно-педагогической практики являются: - закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности; - изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях и инновационных общеобразовательных учреждениях различного типа; - овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр соответствующего учреждения; - приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения (колледжа, специального учебного заведения общего образования). Основными задачами практики являются: - формирование специфических профессионально-педагогических умений преподавателя вуза; - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в университете, с целью их применения в процессе педагогической деятельности в вузе; - ознакомление с формами организации и методами воспитательно-образовательного процесса в вузе; - ознакомление с разносторонней деятельностью преподавателя вуза как ученого, педагога, воспитателя; - овладение навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной, научно-исследовательской, методической работы; - совершенствование и развитие творческого подхода к выбранной профессии; - разработка дополнительных методических и тестовых материалов для магистрантов в помощь преподавателю при ведении лекционных и семинарских занятий по курсу; - изучение современных образовательных технологий высшей школы;
- развитие навыков работы в группе при совместной аналитической (научной) деятельности в процессе разработки методических и тестовых материалов.

  •  учебная практика
  •  производственная практика

 

  Учебный план ООП

Дата последнего обновления: 20.02.2016

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru