Направление подготовки: |
45.03.01 Филология (зарубежная), профиль "Зарубежная филология" |
Уровень образования: |
высшее образование - бакалавриат |
Нормативный срок обучения: |
4 года |
Форма обучения: |
очная |
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 года №34 |
Описание образовательной программы:
Область профессиональной деятельности выпускника
Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 032700 Филология осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.
Объекты профессиональной деятельности выпускника являются:
- языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
- художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
- различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
- устная и письменная коммуникация.
Виды профессиональной деятельности выпускника
- научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
- педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования;
- прикладная (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной
- коммуникации, социально-гуманитарной деятельности;
- проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной,
- книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной областях;
- организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных
- сферах.
2012-2014
2011
Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ
Название дисциплины | Аннотация |
История | Культурно-историческое своеобразие России, её место в мировой и европейской цивилизации; основные закономерности и особенности всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли в XIII-XV вв. и европейское средневековье. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизацией. Россия и мир в XVIII -XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот Россия и мир в ХХ-XXI вв. |
Философия | Философия как форма духовной культуры. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология. |
Иностранный язык | Программа дисциплины «Иностранный язык» рассчитана на последовательный переход от исходного уровня знаний иностранного языка к продвинутому, согласно европейской классификации. Обучение произносительной норме языка, чтению, говорению, письму, аудированию, последовательное изучение лексики и грамматики, освоение навыков ситуационного общения, общего понятия стиля, коммуникативных особенностей изучаемого языка. |
Менеджмент | Основы управления организацией, базовые функции менеджмента как вида профессиональной деятельности. Менеджмент: содержание и эволюция. Организация как объект управления. Коммуникации менеджменте и принятие управленческих решений. Планирование и организация как функция менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Координация и контроль в системе менеджмента. Власть и лидерство. Управление конфликтами и стрессами. Организационная культура. |
Экономика |
Экономическая теория: предмет, структура, функции. Рыночная система. Механизм функционирования рынка. Фирма, ее организационные формы, цель деятельности. Фирма: затраты и выпуск, масштабы деятельности. Основные формы рынка. Конкуренция и монополия Рынки экономических ресурсов Доходы и уровень жизни. Государственное регулирование экономической деятельности Основные макроэкономические проблемы функционирования экономической системы. Инфляция и безработица. Цикл экономической конъюнктуры. Деньги, кредит и их роль в функционировании рыночной системы. Банки. Денежно-кредитная политика государства. Финансы государства. Фискальная политика. Финансовый рынок. Экономический рост. Экономическая политика государства в условиях смешанной экономики. Международные экономические отношения.
|
Безопасность жизнедеятельности | Теоретические основы БЖД. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Негативные факторы в системе "человек-среда обитания". Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. |
Информатика | Введение. Информация и информационные процессы. Представление данных в компьютере. Общие принципы организации и работы компьютера. Программное обеспечение современных ЭВМ. Информационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет и его место в системе современной культуры. Информационные системы, использующиеся в профессиональной деятельности. |
Основы филологии | Вводный курс общефилологической направленности, его предмет и задачи, соотношение с другими дисциплинами, место в подготовке филолога. Первые филологические профессии: учитель риторики, толкователь текстов, переводчик, библиотекарь. Филология как область науки: определение филологии как области знания, объектом которой являются письменные тексты, а также духовная культура народа, воплощенная в них. Этапы становления русской филологии. Подразделы филологии. Основные теории русской филологии. Выдающиеся ученые (В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин). |
Введение в языкознание | Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Место языкознания в системе наук. Генеалогическая классификация языков. Природа и сущность языка. Фонетика как раздел языкознания. Фонетика и фонология. Звук речи и аспекты его изучения. Артикуляционная и акустическая классификация звуков речи. Язык и мышление. Фонема и звук речи. Фонологические оппозиции. Язык и общество. Система и структура языка. Теории происхождения языка. Функционально-стилистическая дифференциация языка. История развития письма. Алфавит. Виды алфавитов. Понятие о литературном языке. Пути развития литературных языков. Лексикология как наука. Слово как основная семантическая и номинативная единица языка. Фразеологизм. Классификация фразеологизмов. Лексическое значение слова. Его основные компоненты. Многозначность и омонимия. Лексико-грамматические группировки слов. Синонимы и антонимы. Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, его отличие от лексического значения. Грамматическая форма слова. Грамматическая категория, типы грамматических категорий. Морфема. Типы морфем. Исторические изменения в морфологической структуре слова. Морфология как раздел языкознания. Части речи, критерии выделения частей речи. Синтаксис как раздел языкознания. Понятие синтагмы, типология синтагм. Словосочетание как одна из основных синтаксических единиц языка. Предложение как единица синтаксиса. Аспекты изучения предложения. Развитие языков в связи с развитием устойчивых социальных объединений. |
Введение в литературоведение | Науки литературоведческого цикла. Основные школы и направления отечественного и зарубежного литературоведения. Принципы анализа и описания произведений художественной словесности. Искусство как форма общественного сознания. Художественный образ в словесном творчестве. Категория художественного образа в анализе произведений художественной словесности. Художественное время и художественное пространство в словесном творчестве. Художественное время и художественное пространство в анализе литературного произведения. Форма, содержание и материал в художественной словесности. Литература и другие виды искусства. Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные понятия сюжетологии в анализе литературного произведения. Автор и герой. Субъектная организация литературного произведения. Композиция в литературном произведении. Понятия "автор", "субъектная организация", "композиция" в анализе эпического произведения. Композиция лирического произведения. Слово в литературном произведении. Литературные роды и жанры. Критерии разграничения литературных родов. Лирическое произведение. Эпос как литературный род. Историческое развитие эпических жанров. Драма как литературный род. Литературный процесс. Основные аспекты изучения исторического развития словесного творчества. Метод, стиль, литературное направление. |
Введение в теорию коммуникации | Происхождение коммуникативной деятельности. Модели коммуникации коммуникативного акта. Типология коммуникации. Функции коммуникации. Семиотика коммуникации. Межличностная коммуникация. Групповая и массовая коммуникация. |
Классические языки | Краткие сведения из истории развития латинского языка. Фонетический строй, основы латинской грамматики. Латинская лексика как основа интернациональной терминологии. |
Введение в спецфилологию |
Английский и немецкий языки. Фонетический строй германских языков. Ударение, его типы, подвижки ударения, их влияние на эволюцию фонетической системы германского праязыка и отдельных племенных германских языков. Особенности фонетического строя готского языка. Германский консонантизм, сравнительный анализ индоевропейского и общегерманского консонантизма. Фонологический анализ готского текста. Сопоставление готского, древневерхненемецкого и древнеанглийского фонетического строя. Морфология слова. Морфология глагола. Морфология малых частей речи. Фономорфологический анализ готского текста. Французский язык. Курс опирается на знания курса «Введение в языкознание», латинского языка и языка основной специальности; в нем рассматриваются общероманские лингвистические проблемы: классификация романских языков и проблема их структурной общности в области фонетики, грамматики, лексики. Современное состояние романских языков соотносится с основными направлениями их исторического развития. |
Теоретическая фонетика | Предмет и задачи фонетики. Лингвистические основы курса теоретической фонетики: отношение фонетики к другим разделам науки о языке. Фонетика и коммуникативная лингвистика. Классификация гласных и согласных. Понятие фонетической базы как совокупности произносительных признаков языка, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимающихся как ее характерная окраска. Фонема как единица языка, звук – как единица речи. Основные дифференциальные признаки согласных фонем. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Понятия алфавита, графики и орфографии. Взаимосвязь устной и письменной форм языка. Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Словесное ударение, его функции. Компоненты интонации, их взаимодействие. Интонационное оформление различных типов синтагм. Понятие орфоэпической нормы, акцента и диалекта. Стили и стилеобразующие средства. |
Лексикология | Предмет и задачи фонетики. Лингвистические основы курса теоретической фонетики: отношение фонетики к другим разделам науки о языке. Фонетика и коммуникативная лингвистика. Классификация гласных и согласных. Понятие фонетической базы как совокупности произносительных признаков языка, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимающихся как ее характерная окраска. Фонема как единица языка, звук – как единица речи. Основные дифференциальные признаки согласных фонем. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Понятия алфавита, графики и орфографии. Взаимосвязь устной и письменной форм языка. Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Словесное ударение, его функции. Компоненты интонации, их взаимодействие. Интонационное оформление различных типов синтагм. Понятие орфоэпической нормы, акцента и диалекта. Стили и стилеобразующие средства. |
Теоретическая грамматика |
Особенности грамматического строя иностранного языка. Морфологическая структура слова. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Теория классификации частей речи. Знаменательные и служебные части речи Знаменательные части речи: существительное, местоимение, прилагательное и др. Модальные слова, числительное, слова категории состояния. Служебные части речи: Артикль, предлог, союз, Частица. Грамматические категории глагола: времени, вида. Грамматические категории наклонения и залога. Неличные формы глагола. Синтаксис. Теория словосочетания. Валентность. Синтаксические отношения и приемы их осуществления определения предложения. Основные категории предложения. Принципы членения предложения. Моделирование и синтаксические парадигмы. Семантико-синтаксическая организация предложения. Падежная грамматика. Предикатная грамматика. Актуальное членение предложение. Прагматика предложения. Принципы классификации сложного предложения. Основы когнитивной грамматики. |
Стилистика |
Особенности грамматического строя иностранного языка. Морфологическая структура слова. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Теория классификации частей речи. Знаменательные и служебные части речи Знаменательные части речи: существительное, местоимение, прилагательное и др. Модальные слова, числительное, слова категории состояния. Служебные части речи: Артикль, предлог, союз, Частица. Грамматические категории глагола: времени, вида. Грамматические категории наклонения и залога. Неличные формы глагола. Синтаксис. Теория словосочетания. Валентность. Синтаксические отношения и приемы их осуществления определения предложения. Основные категории предложения. Принципы членения предложения. Моделирование и синтаксические парадигмы. Семантико-синтаксическая организация предложения. Падежная грамматика. Предикатная грамматика. Актуальное членение предложение. Прагматика предложения. Принципы классификации сложного предложения. Основы когнитивной грамматики. |
История основного языка |
Английский язык. Общеиндоевропейские черты древнеанглийской фонологической системы (ударение, система вокализма, система консонантизма). Общеиндоевропейские черты. Общегерманские черты. Морфология именных частей речи (существительное, прилагательное, имя числительное). Синтаксис древнеанглийского периода. Синтаксис словосочетания, синтаксис предложения. Порядок слов. Эволюция фонетической системы средне- и ранненовоанглийского языка. Морфология глагола в ср.-а. и рн.-а. языке. Морфология именных и малых частей речи. Сослагательное наклонение. Изменения в синтаксисе. Немецкий язык. История немецкого языка как раздел германистики, история древних германцев, древневерхненемецеий период. Историческая фонетика двн. Историческая грамматика двн. Историческая лексикология двн. Средневерхненемецкий период в развитии немецкого языка, общая характеристика. Историческая фонетика и грамматика свн. Историческая лексикология свн. Ранненововерхненемецкий и нововерхненемецкий период, общая характеристика. Историческая грамматика рнвн, исторический синтаксис свн и рнвн. Историческая фонетика и лексикология рнвн. Французский язык. Происхождение французского языка. Старофранцузский период (9-13 вв). Среднефранцузский период (14-15 вв). Новофранцузский период (16-18 вв). |
История мировой литературы |
Литературная эпоха второй половины XIX века. Литературный процесс в европейской литературе(основные этапы развития и их особенности). Эпоха рефлективного традиционализма, стадия «поэтики художественной модальности». Литературный процесс к. 18 – н. 19 в.в. Романтические и реалистические тенденции в европейских литературах. Немецкий романтизм. Английский романтизм. Озерная школа. Реализм во французской литературе. Реализм в английской литературе. История зарубежной литературы первой половины 20 в. Модернизм. Творчество Ф. Кафки. Литература потерянного поколения. История зарубежной литературы второй половины 20 в. Научная фантастика в литературе 20 в. Драма абсурда. |
Практикум по основному языку |
Дисциплина включает аспекты: Фонетика, Аналитическое чтение, Устная практика, Домашнее чтение, Грамматика, Письменная практика. Английский язык. Расширенные пересказы текстов “Anne Meets Her Class”, “A Day’s Wait” by E. Hemingway, “Introducing London”, “How to Keep Mother’s Day” by S. Leacock, "Freshman’s Experience” by J. Webster, “A Friend in Need” by W.S. Maugham, “Seeing People off” by M.Beerbohm Немецкий язык. Темы практических занятий: «Отпуск, каникулы», «В городе, немецкий город», «В театре», Die Ilse ist weg, «Современное кино», «У врача», «Мода», «В парикмахерской», Die Oma / Bitterschokolade |
Практикум по второму языку |
Дисциплина включает аспекты: Фонетика. Устная практика. Грамматика. Письменная практика. Английский язык. Темы практических занятий: “About Myself and My Family” (“О себе и своей семье”), “My Friend and His/Her Family” (“Мой друг и его/её семья”), “Appearance. Character.” (“Внешность. Характер.”), “My Working Day” (“Мой рабочий день”), “My Day Off” (“Мои выходные”), “My English Studies” (“Мы учим английский”), “My Home is my Castle” (“Мой дом – моя крепость”), “In the World of Books” (“В мире книг”), “Seasons and Weather” (“Времена года”), “Travelling” (“Путешествия”), “Russia” (“Россия”), “About the City” (“По городу”), “Moscow” (“Москва”), “My Native Place” (“Мой родной город”). Немецкий язык Темы практических занятий. Personen und Aktivitäten. Meine Familie. Tagesablauf. Freizeit und Hobby. Meine Wohnung. Beruf und Arbeit. Feste und Feiern. Essen und Trinken. Einkaufen. Gesundheit und Krankheit. In der Stadt unterwegs. Beziehungen mit Menschen |
Практический курс основного языка |
Дисциплина включает аспекты: Устная практика. Грамматика. Домашнее чтение. Для изучения дисциплины (модуля) «Практический курс основного языка» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», «Практикум по основному языку». Обущающийся должен владеть навыками составления высказываний монологического и диалогического характера, иметь представление о прагматической направленности различных типов диалогов, владеть основными наиболее употребительными коммуникативными грамматическими структурами, знать основные проблемные области грамматики, уметь пользоваться справочной литературой и словарями. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих дисциплин: «Основной иностранный язык», «Практикум по интерпретации текста». |
Практический курс второго языка |
Дисциплина включает аспекты: Фонетика. Устная практика. Грамматика. Письменная практика. Цель дисциплины – приобретение студентами компетенций, уровень которых позволяет использовать иностранный язык практически. Языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход. Задачи дисциплины предполагают: - формирование и совершенствование слухопроизносительных навыков; - обучение чтению на иностранном языке; - формирование активного вокабуляра в рамках тематического планирования; - формирование и развитие коммуникативных навыков; - развитие рецептивных и продуктивных навыков словообразования; - выработку устойчивых навыков употребления определенного набора грамматических, синтаксических структур, а также речевых моделей; - овладение техникой аннотирования и реферирования текстов; - овладение техникой письменного перевода текстов различного уровня сложности. Формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности рецептивной (чтение и аудирование) и продуктивной (говорение и письменная речь) обусловливает выделение четырех основных аспектов языка: фонетики, устной практики, грамматики и письменной практики. Все аспекты взаимосвязаны и взаимопроницаемы, они поддерживают и развивают друг друга. |
Основы межкультурной коммуникации | Межкультурная коммуникация как междисциплинарная область гуманитарного знания. Типология и классификация культур. Национально-культурный аспект коммуникации. Виды межкультурной коммуникации. Культурная идентичность и национальный характер как центральные понятия межкультурной коммуникации. Лингвистический аспект межкультурной коммуникации. Взаимодействие и освоение культур. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Методика обучения межкультурной коммуникации. |
Теория и пракика перевода | Объект теории перевода. Одноязычная и двуязычная коммуникация. История становления переводческой деятельности и теории перевода. Современные теории перевода. Моделирование переводческой деятельности. Классификация видов и форм перевода. Процесс перевода. Единицы перевода. Проблема переводимости и адекватности текста. Лексикологический аспект перевода. Грамматический и стилистический аспекты перевода. Системы сопровождения переводческой деятельности. |
Основы научно-технического перевода | Специфика профессии и компетенции технического переводчика. Общая характеристика научного и научно-технического стиля. Лексические трудности перевода. Слова и словосочетания-индикаторы. Способы перевода терминов. Импликации в английском языке. Грамматические особенности перевода научно-технической литературы на английский язык. Типология переводческих ошибок. Особенности научной статьи как объекта перевода. Нарушения норм перевода. Типы интерференции в переводе. Принципы передачи имен собственных при переводе на иностранный язык. |
Современный русский язык и культура речи | Культура речи как наука и учебная дисциплина. Орфоэпические нормы современного русского языка. Лексические нормы современного русского языка. Грамматические нормы современного русского языка. Функциональные стили современного русского литературного языка. Культура устной деловой коммуникации. Культура письменной деловой коммуникации. Культура научной речи. Речь и речевая деятельность. Основы ораторского искусства. Этика речевого общения. |
Физическая культура | Теоретический раздел. Легкоатлетическая подготовка. Стрелковая подготовка. Лыжная подготовка. Спортивные игры. ОФП, гимнастика, фитнес. |
Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации | Иностранный язык в контексте процесса глобализации. Волонтерские программы как способ изучения языка. Языки национальных меньшинств. Иностранный язык в рамках письменной коммуникации. Художественная литература в зеркале языка. Иностранный язык и его литературная норма. Акценты. Язык и медиа. Значение традиций. Язык как культурная ценность. Язык как средство самоидентификации. Познай себя, открывая мир. Прошлое формирует настоящее. Язык – средство социализации. |
Правоведение | Теория государства и права. Конституционное право. Гражданское право. Наследственное право. Семейное право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Экологическое право. Информационное право. Основы налогового права. |
Социология | Основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Социальные движения. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. |
Логика | Предмет логики и ее значение. Понятие как форма мышления. Суждение как форма мышления. Модальные суждения. Вопросительные суждения. Формально-логические законы. Дедуктивные умозаключения. Недедуктивные умозаключения. Основы теории аргументации |
Педагогика | Предмет, объекты, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность. Образование как общечеловеческая ценность. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. |
Психология | Цель освоения дисциплины - изучение основ современной психологической науки и практики и формирование профессионально-психологической компетентности. Предмет, цели методы, структура психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. Основные направления научной психологии. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза и происхождение сознания. Понятие личности в современной психологии. Темперамент и характер. Диагностика темперамента и характера. Эмоционально-волевая сфера личности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Способности и задатки. Мотивационная сфера личности. Сенсорно-перцептивная система. Психология памяти и мышления. Изучение особенностей внимания, мышления, измерение структуры интеллекта. Психология воображения и представлений. Психология речевой деятельности и общения. Коммуникативная компетентность и коммуникативные умения. Психология малой группы. Межличностные отношения и ПСК в коллективе. Межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология конфликта. |
Культурология | Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов понимания сущности культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере, выработка навыков самостоятельного анализа важнейших вопросов современной социокультурной ситуации, формирование толерантной личности, нетерпимой к любым формам дискриминации, в том числе этнической и религиозной. Культурология как научная дисциплина. Основные школы и концепции в культурологи. Основные понятия в культурологи. Морфология и типология культур. Культура в природном и социальном пространстве. Культура и глобальные проблемы современности. |
Методика преподавания иностранных языков | Теория обучения иностранным языкам. Федеральный государственный образовательный стандарт по иностранным языкам. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования. Научные основы методики обучения иностранным языкам. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Средства обучения иностранным языкам. Контроль в обучении иностранным языкам. Обучение аспектам языка (фонетика, лексика, грамматика). Обучение видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). |
Практикум по интерпретации текста | Интерпретация художественного текста. Особенности интерпретации драматического произведения. Интерпретация поэтического текста. Особенности интерпретации научного текста. Особенности рецензии как жанра письменной речи. Интерпретация рецензии (на фильм, спектакль, книгу). Особенности эссе как жанра письменной речи. Способы интерпретации различных видов эссе (дескриптивное / нарративное / рефлективное / аргументативное). Особенности интерпретации публичного выступления (лекция / проповедь / предвыборное выступление). |
Курс профессионально-ориентированного перевода | Что такое устный перевод? Мнемотехника и смешанный тренинг. Наращивание активного запаса соответствий лексики. Тренировка переключения на другой язык. Синтаксическое развёртывание и речевая компрессия. Переводческая нотация. Техника «теории смысла». Комплексные виды трансформации. Освоение текстовых жанров в устном переводе. Особенности юридической терминологии. Особенности медицинской терминологии. «СПИД» |
Страноведение |
Английский язык. История и культура Британии. Кельты. Завоевание Британии римлянами. Нашествие варварских племен. Нашествие викингов. Нормандское завоевание. Институт королевской власти в раннем средневековье. Англия периода позднего средневековья. Династия Тюдоров и Стюартов (1485 - 1714). Восемнадцатый век, девятнадцатый век. Двадцатый век. История и культура США. География и региональные характеристики, экономическая система Иммиграционные тенденции и этнический состав. Краткая история США (Периоды исторического развития). Колониальный период. Период политической консолидации. Урбанизация и связанные с ней проблемы. «Позолоченный век» и освоение западных земель. Причины вступления США в Первую мировую войну. Начало «Великой депрессии и первые «сто дней» новой администрации. Г. Трумэна, начало «холодной войны». Маккартизм. Новейшая история США. События 11 сентября 2001г. Роль средств массовой информации в жизни среднего американца. Появление телевидения. Истоки развития американского кинематографа. «Великое немое». Д. Гриффит. Литература, искусства Американская архитектура. Небоскребы как символ энергии капитализма (Л. Салливен). Периоды развития музыкального искусства в США. Джаз. Популярная музыка США с 1920. Французский язык. Географическое положение, административно-территориальное деление Франции. Климат, рельеф, население Франции. Демографическая ситуация в современном французском обществе. Политическая система Франции. Франция в доисторические времена. Галло-римский период. Меровинги; Хлодвиг–основатель династии. Каролинги. Империя Карла Великого. Капетинги. Феодальная монархия. Крестовые походы. Столетняя война. Франция в период Ренессанса; религиозные войны. Франция в 17 веке: расцвет и закат абсолютизма. 18 век – век Просвещения. Начало Великой французской революции. Франция в период конституционной монархии и Первой республики. Наполеон Бонапарт: начало блистательной карьеры. Первая империя. Возвращение к конституционной монархии. Вторая республика. Шарль-Луи Наполеон Бонапарт − президент и император Франции. Третья республика. Франция в период Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. |
Основной иностранный язык |
Английский язык. Устная практика: Искусство (живопись, архитектура), Музыка, Театр, Балет, Кино, Образование, Политика Грамматика: Предложение, Предложение, Подлежащее, Сказуемое, Согласование подлежащего и сказуемого, Дополнение, Определение, Обстоятельство, Анализ простого предложения, Сложносочиненное предложение, Сложноподчиненное предложение, Анализ сложного предложения Письменная практика: Paragraph, Synopsis, Summary, Précis, Abstract, Reproduction, Composition, Review Домашнее чтение: J. B. Priestley “Angel Pavement” Немецкий язык. Устная практика: Путешествие, Искусство, Живопись, Характер и внешность человека, Средства массовой информации. Грамматика: Синтаксис простого предложения (ПП) и его особенности в современном немецком языке, Классификация ПП, Главные и второстепенные члены ПП, Синтаксис сложного предложения, Сложносочиненное предложение (ССП), Сложноподчиненное предложение (СПП). Французский язык. Чтение текстов французской художественной литературы. На занятиях по домашнему чтению используется неадаптированная французская литература. Разговорная практика. Лексика. Аудирование. Аналитическое чтение. Грамматика: Артикль определенный, неопределенный, частичный; Неличные формы глагола; Понятие “чистого” инфинитива. Синтаксические функции инфинитива; Стилистическое употребление будущих времен; Модальные значения времен изъявительного наклонения. |
Второй иностранный язык |
Фонетика: Дальнейшее совершенствование произносительных навыков, Интонационное оформление предложений различной коммуникативной направленности, Особенности интонационного оформления монологического высказывания в иностранном языке, Фонетические особенности диалогической речи и её интонационного оформления в иностранном языке языке, Фонетический аспект активной лексики.
Немецкий язык. Устная практика:
Французский язык. Устная практика |
Прикладная физическая культура |
Изучение дисциплины является обязательной составной частью обучения и профессиональной подготовки обучающихся. Оно направлено на формирование устойчивой потребности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья, на улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов, приобретение личного опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных и профессиональных целей. Содержание дисциплины: Легкоатлетическая подготовка, Стрелковая подготовка, Лыжная подготовка, Спортивные игры, ОФП, гимнастика, фитнес |
Политология | Предмет политологии. Политика как общественный феномен. Политическая власть и ее формы. Политическая система общества. Государство как политический институт. Политические партии и партийные систем. Виды заинтересованных групп. Политическая элита. Политическое лидерство. Человек как субъект политики. Политические режимы и их типология. Теория и практика демократии. Политическое управление. Политическое участие. Избирательные системы и выборы. Политическая культура. Политические идеологии. Политическая социализация. Политические конфликты и кризисы. Политические изменения и переходы. Международные отношения и политика. |
Введение в зарубежное регионоведение | Проблематика и задачи курса. Азиатско-тихоокеанский регион как региональная система международных отношений. Южная Азия как региональная подсистема международных отношений. Ближний Востока как региональная подсистема международных отношений. Американский макрорегион как региональная подсистема международных отношений |
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса | Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Управление системой образования. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Нормативно-правовое обеспечение 3 ступени вузовского и дополнительного профессионального образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования |
Нормативно-правовое обеспечение переводческой деятельности |
Деловая коммуникация. Барьеры в письменных коммуникациях. Эффективные и неэффективные сообщения. Что особенно важно при составлении писем. Возможные цели письменного сообщения. Структура и особенности делового письма. Лексические и синтаксические особенности делового письма. Дополнительные средства выражения. Виды деловых писем. Особенности составления докладов. Использование мультимедийных средств в деловой коммуникации. Письменная коммуникация на русском языке vs письменная коммуникация на английском языке. |
Введение в бизнес | Основы бизнеса. Виды бизнеса. Организационно-правовые формы бизнеса. Основы менеджмента. Менеджмент организаций. Управление персоналом. Основы маркетинга. Цена и продвижение товара. Цена и продвижение товара. Управление производством. Финансовый менеджмент. Представление и защита бизнес-проектов |
Основы внешнеэкономической деятельности | Сущность внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговые операции. Внешнеторговый контракт. Валютно-финансовый механизм внешнеэкономической деятельности. Законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Роль международных организаций в регулировании внешнеэкономических связей. Выход организации на внешний рынок. Формы работы на внешнем рынке. Конкурентоспособность. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. |
Новые информационные технологии в переводческой деятельности | Истоки новых информационных технологий в переводе. Лингвистические основы информационных технологий в переводе. Область практической реализации информационных технологий. Системы машинного перевода. Автоматические переводные словари. Память переводов (Translation memory). Современные интернет-ресурсы в работе переводчика. Эргономика труда переводчика. |
Новые информационные технологии в педагогической деятельности | Дистанционное обучение в современной системе образования; Структурная диверсификация ДО. Преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Способы организации учебного процесса в системе ДО. Интернет-коммуникация в системе дистанционного обучения иностранным языкам. Лингвистические особенности Интернет-коммуникации; Психологические особенности Интернет-коммуникации. Технология Web-quest; Образовательный блог. Асинхронные chat- конференции как средство обучения языку и культуре. Электронная почта в системе обучения иностранным языкам. Cинхронная chat-конференция в системе обучения иностранным языкам. Презентация Web-quest; Презентация блогов |
Анализ прецедентных текстов | Базовые определения и подходы к изучению прецедентных текстов. ПТ в рекламе. Мифология и фольклор как источники ПТ. Библеизмы. Иностранная литература как источник ПТ. ПТ в политическом дискурсе. ПТ в media-дискурсе. Кинематограф как источник ПТ. |
Анализ медиа-текстов |
Медиалингвистика как системная наука изучения медиакоммуникации. Категории медиадискурса и медиатекста. Медиатекст как лингвовизуальный феномен. Новостные медиатексты. Медиатексты жанра «Информационная аналитика, комментарий». Медиатексты жанра «Публицистика», медиатексты группы «Features» Медиатексты группы «Реклама». Медиатексты в когнитивно-культурологическом аспекте. Медиатексты в свете взаимодействия культур и межкультурной коммуникации. Медиатексты в прагмалингвисти-ческом освещении. |
Переводческая скоропись и система нотации | Универсальная переводческая скоропись. История переводческой скорописи. Типы переводческой скорописи. Методика разработки индивидуальной системы символов. Переводческие трудности и пути их преодоления. Отработка практических навыков устного перевода с элементами переводческой нотации. |
История перевода |
История перевода в Древнем и античном мире. История перевода в средние века. Перевод в эпоху Возрождения. Перевод Библии. Перевод в эпоху классицизма. Перевод в эпоху сентиментализма, романтизма. Перевод в Древней Руси. Перевод в эпоху Петра I. Перевод в России в XVIII в. Перевод в России в XIX в. Переводческие концепции в XX веке. |
Методические аспекты переводческой деятельности | Предмет дисциплины «Методические аспекты переводческой деятельности». Формирование языковой личности переводчика. Единицы и уровни перевода. Виды межъязыковой эквивалентности. Типология лексикографических источников. Иммунитет и адаптивность терминосистемы. Методические аспекты письменного перевода. Методические аспекты устного перевода. Проблема стандартизации переводческой деятельности. Профессиональная этика переводчика. |
Перевод документации физических и юридических лиц | Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Вербальные средства коммуникации. Слушание в деловой коммуникации. Невербальная коммуникация. Манипуляции в общении. Гендерный аспект коммуникативного поведения. Критика и комплименты в деловой коммуникации. Вопросы и ответы в деловой коммуникации. Барьеры в общении. Имидж делового человека. Публичная речь. Речевой этикет. Формы деловой коммуникации. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров |
Современная зарубежная литература |
Современные проблемы зарубежной литературы 2/2 ХХ века. Французский модернизм и постмодернизм 2/2 ХХ века: «антироман» и «антидрама». Миф и мифологизм в литературе 2/2 ХХ века: проблема становления современного человека в мифологическом контексте. .Образ ребенка в литературе второй половине ХХ века. Мир без границ возможного»: «фантастика» как особый тип литературного вымысла в ХХ веке. Роман «о Системе и Человеке» в литературе ХХ века. Детектив в литературе 2/2 ХХ века. Современная пьеса \ драма. Литература и литературоведение в искусстве второй половины ХХ века. Семиотический и «антисемиотический» дискурс в романах У. Эко. Современный латиноамериканский роман: Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества». Традиции «философской повести» и «философской сказки» в литературе второй половины ХХ века Современный герой и время в литературе 90-2000х гг: образ «героя нашего времени» в романах М. Уэльбека, Ф. Бегбедера, Ли Рурка, П. Маккартни. Поэтика и эстетика Словаря / Энциклопедии / Комментария в литературе конца ХХ века Тенденции развития мировой литературы и культуры в 21 веке. |
Современная русская литература | Особенности литературного процесса рубежа XIX – XX вв. Символизм как литературно-эстетическое направление. Постсимволизм в русской литературе 1910 – 1920-х годов. Акмеизм и футуризм как развитие модернистских и формирование авангардных тенденций в русском литпроцессе. Особенности литературного процесса 1920-1950-х годов. Проза и поэзия 1920-х годов. Литература русского зарубежья 1920-1950-х годов. Соцреализм. Литература 30-40-х. Литература периода оттепели. Громкая лирика. Деревенская, лагерная и исповедальная проза. Литература о Великой отечественной войне. Драматургия второй половины ХХ века. Постмодернизм первой и второй волны: особенности поэтики |
Деловое общение (интерактивный аспект) | Деловое общение как механизм взаимодействия в профессиональной деятельности Гендерный аспект коммуникативного поведения. Вербальные средства коммуникации. Слушание в деловой коммуникации. Невербальная коммуникация. Формы деловой коммуникации. Манипуляции в общении. Барьер в общении. Имидж делового человека. Речевой этикет. Межкультурная коммуникация. |
Практикум по переводу |
Специфика трансляции текстов, ориентированных на форму. Художественный перевод: сказка Художественный перевод: эпистолярный жанр. Перевод текстов, ориентированных на содержание: эссе. Специальный перевод. Лингвистика. Специальный перевод. Право. Специфика работы переводчика в суде. Особенности перевода общественно-политических материалов прессы. Стратегии перевода речей политических деятелей. Перевод аппелятивных текстов: реклама. |
Внеклассная работа по иностранным языкам и литературе |
Авторские методики обучения. Аудиовизуальная культура и аудиовизуальные технологии обучения (глобальность, устное опережение, беспереводность, ситуативность, функциональность). Сотрудничество преподавателя и обучаемого. Введение и активизация учебного материала. Коррекция ошибок. Алгоритм формирования речевых способностей; автоматизация навыка, модель формирования навыка. Обучающая диагностика. Подходы к проблеме отбора, объема посильных и интересных заданий на каждом этапе занятия. Критерии, особенности организации. Технологии использования аутентичных видеокурсов в обучении ИЯ. Кейсовый метод в обучении иноязычному говорению. Кейсовая технология дистанционного обучения. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельный анализ. |
Педагогическое мастерство | Специфика и компоненты педагогической деятельности. Качества личности, присущие педагогу-мастеру. Культура педагогического общения в деятельности современного учителя. Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя. Мастерство убеждающего воздействия учителя. Речь учителя в профессиональном общении. Социально-психологические факторы эффективности речи учителя. Речевой слух и воспитание навыков правильной дикции. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Психолого-педагогические особенности организации игровой деятельности на уроке и вне урока. Пути и средства формирования педагогического мастерства учителя. Организаторские и коммуникативные способности педагога. Организация учебной и воспитательной деятельности. Гностические и проектировочные способности педагога. Взаимосвязь познавательных процессов и способностей и их влияние на процесс обучения в целом. Стимуляция исследовательской активности учащихся как способ развития познавательных способностей в творческих процессах. Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности. Компоненты педагогической техники (голос, мимика, пластика и др.). Сущность педагогического самообразования и самовоспитания. Творческий рост педагога. |
Проблемы раннего обучения иностранным языкам |
Интерактивное обучение. Проблемное обучение (проблема, проблемная ситуация, проблемная беседа), проблемно-поисковые методы обучения для активизации поисковой деятельности и творческих возможностей учащихся. Ролевые игры, обучение в сотрудничестве, центрированный на ученике подход к обучению. Метод проектов – социальное взаимодействие в группе. Типы проектов, этапы. Личностно-деятельностный подход; дифференцированный подход. Языковой портфель – опыт учебной деятельности учащегося по овладению ин.яз. «Европейский языковой портфель» - результат достижений в т.ч. собственной самостоятельной работы. Самообучение. Самоанализ – рефлексия по поводу собственной деятельности с целью ее улучшения. |
Возрастная психология | Предмет, методы возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии. Понятие возраста. Закономерности психического развития. Возрастная периодизация. Основные периодизации развития личности. Социокультурная и биологическая детерминация в развитии. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития младших школьников (когнитивная, эмоционально-мотивационная, психосоциальная сфера). Особенности развития подростков (психофизиологические изменения, когнитивная, эмоционально-мотивационная, психосоциальная сфера). Психологические особенности юношеского возраста. Проблемы профессионального и личностного самоопределения. Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека. Зрелость в онтогенезе человека. Поздняя зрелость. Психология старения и долгожительства. |
Стилистика русского языка | Стилистика как наука. Разделы стилистики. Лексическая стилистика. Фоника. Орфоэпия. Стилистика словообразования. Стилистика частей Речи. Синтаксическая стилистика |
PR-технологии | Сущность и содержание деловой культуры. Национальные деловые культуры в сфере бизнес-коммуникации. PR-технологии. PR-деятельность в современных условиях. |
Дополнительный иностранный язык |
Вводный тест «Что нам известно о Нидерландах и Бельгии?» Место нидерландского языка в системе других европейских языков. История языка. Алфавит. Правила чтения. Особенности фонетики. Аудирование: долгие и краткие гласные. Грамматика. Моя семья. Описание внешности. Моя семья Описание внешности. Множественное число. Числительные. Время. Я учу нидерландский. Мой дом. Мой день. Бельгия и Нидерланды. В чужом городе. Еда. В ресторане. Нидерландская и Бельгийская кухни. Домашние дела. Магазины и покупки. Каникулы. В отеле. Известные люди, говорящие на нидерландском языке. Погода. Климат. История Нидерландов и Бельгии. Искусство и литература. Деловой нидерландский. |
Коррупция: причины, проявления, противодействия | Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственные и муниципальные служащие, их статус и коррупционные риски служебного поведения. Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные правонарушения. Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. |
Педагогика | Развитие и воспитание личности Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития личности. Закономерности и принципы воспитания. Содержание, методы и формы воспитания. Дидактика – наука о теории и практике обучения. Сущность и общая характеристика процесса обучения. Методы, организационные формы и средства обучения. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами. |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
Практика:
Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебные и производственные практики" является обязательным и определяет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для обеспечения образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
2014
2013
2012
2011
Отчет о результатах самообследования по направлению подготовки 45.03.01 Филология
физических и (или) юридических лиц