
Направление подготовки: |
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) "Психолого-педагогическое сопровождение развития личности" |
Уровень образования: |
высшее образование - магистратура |
Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения: |
2 года |
Форма обучения: |
очная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: |
до 25 мая 2021, копия свидетельства о государственной аккредитации |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010г. № 376 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 № 17382) |
Дата последнего обновления: 05.05.2016
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа магистерской подготовки по направлению 050400.68/44.04.02/44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование» с профилем «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности» имеет своей целью развитие у магистрантов таких качеств личности, как ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, следование гуманистическим идеалам, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала, владение культурой мышления, осознание социальной значимости психолого-педагогической деятельности, способность принимать организационные решения в различных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, и формирование общекультурных (общенаучных, социальных, информационных и т.п.) компетенций.
Магистры психолого-педагогического образования должны обладать широким кругозором университетского уровня и профессиональной подготовкой, чтобы быть готовым к самостоятельному решению исследовательских, проектных, практических задач в современных условиях появления новых социально-экономических вызовов и постоянной трансформации культурно-бытовых ориентиров.
Целью ООП является обеспечение качественной профессиональной подготовки магистрантов в соответствие с требованиями ФГОС ВО; развитие у них личностных качеств, о также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально личностных, инструментальных) профессиональных компетенций в области методологии социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности для решения профессиональных задача по созданию условий формирования эргономичной образовательной среды; осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества; формирование умения проектирования и реализации научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения; и т.д.
Направленность (профиль) подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности» призван обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии и педагогики.
Срок освоения магистерской программы– 2 года.
Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.
Основная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Факультет, реализующий данную ООП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.
Организация учебного процесса в рамках реализуемой ООП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.
Важными характеристиками ОПП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.
Виды профессиональной деятельности выпускника. Магистр по данному направлению подготовки готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
· психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
· психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;
· психолого-педагогической сопровождение развития личности в период взрослости;
· педагогическая деятельность;
· научно-исследовательская деятельность;
· научно-методическая деятельность;
· организационно-управленческая деятельность.
Направленность (профиль) основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 050400.68/44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», область профессиональной деятельности магистров данного профиля включает работу в сфере образования, социальной сфере, здравоохранении и сфере культуры.
Объектами профессиональной деятельности магистровданного профиля являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; здоровьесберегающие технологии образования; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.
Магистр по данному профилю подготовки готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании; педагогическая деятельность; научно-исследовательская деятельность; научно-методическая деятельность; организационно-управленческая деятельность.
Список учебных дисциплин ООП - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ
Аннотации к рабочим программам
Наименование дисциплины | Содержание дисциплины |
М1.Б.1 Философия образования и науки | Содержание раздела дисциплины Содержание и задачи философии образования. Причины формирования философии образования как особой исследовательской области философии. Тенденции развития современного образования в стране и мире. Предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культуре, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности. Основные значения понятия “философская антропология” в современной гуманитаристике. Основные проблемы философской антропологии: проблемы человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, проблемы человеческого существования, смысла жизни, идеалов, смерти и бессмертия, свободы и необходимости. Основные принципы философской антропологии. Представители философской антропологии за рубежом Сущность образования, факторы эволюции образования, проблемы кризисных состояний систем образования, смены образовательных парадигм, проблемы взаимодействия человека и общества в образовании. Идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии.Философская культура педагога. Понимание сущности философского знания, философии как рефлексии культуры, облеченной в теоретическую форму. Знание основ истории философии как истории развития человеческого мышления. Понимание сущности, специфики образования как института культуры. Умение обосновать цели, задачи, содержание и методы своей педагогической деятельности в соответствии с основными тенденциями в отечественной и мировой системе образования. Владение основами современной научной методологии, умение ориентироваться в многообразии методов научного познания и правильно осуществлять их отбор, понимание специфики гуманитарного познания в отличие от естественнонаучного. Умение ориентироваться в философских основаниях своего предмета. Знание основных тенденций и закономерностей развития мировой цивилизации, характера их проявления в образовательном процессе. Дициплина изучается во 2 семестре. |
М1.Б.2 Методология и методы организации научного исследования | Общее представление о методологии.Понятие и функции методологии. Содержание методологии. Уровни методологии. Наука как социокультурный феномен. Виды знаний. Формы познания. Особенности научной формы познания. История формирования.Учение о парадигме. Понятие парадигмы. Теория Т. Куна. Классическая и постклассическая парадигма науки. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма. Психология как научная дисциплина. Понятийно-категориальный аппарат психологии.Фундаментальные методологические проблемы психологии. Проблема объективного метода в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии. Проблема единицы анализа психики. Проблема биологического и социального. Особенности понимания психического в отечественной психологии. Основные категории педагогики и психологии. Сущность и виды психолого-педагогических исследований. Виды, особенности. Исследование и диагностика. Характеристики психолого-педагогического исследования. Общенаучные методы познания. Специфические психологические принципы. Принцип детерминизма. Принцип развития. Принцип системности. Принцип единства сознания и деятельности. Этапы психолого-педагогического исследования. Понятие логики исследования. Постановка проблемы. Этап работы литературы. Определение гипотезы, задач и переменных. Подбор методического аппарата. Общее представление о методах психолого-пед. исследования. Понятие о методе. Взаимосвязь предмета и метода. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Исследовательские возможности различных методов. Классификация методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев, Г. Пирьов, Г. В. Залевский, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Эксперимент и экспериментальная процедура психологического исследования. Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Методы статистической обработки данных. Способы представления данных. Методы анализа и интерпретации. данных. Дициплина изучается в 1 семестре. |
М1.Б.3 Проектирование и экспертиза образовательных систем | Определение системы. Системный подход. Образовательная система. Признаки образовательной системы. Процессная система как совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.Образовательное учреждение как сложная социально-педагогическая система. Целостный педагогический процесс как образовательная система. Современные образовательные системы. Частные, модульные и системные инновации в процессе проектирования образовательной системы. Проектирование содержания и структуры программы развития образовательного учреждения. Понятия «экспертиза», «оценка», «мониторинг», их взаимосвязь и принципиальные отличия. Смысл и назначение психолого-педагогической экспертизы. Принципы проведения экспертизы. Соблюдение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве экспертизы; принцип независимости эксперта. Объективность исследования. Принцип компетентности. Принцип осведомленного согласия. Принцип открытости и публичности экспертных действий и решений. Принцип комплексности и культуросообразности. Определение объекта и предмета экспертизы. Выделение цели экспертизы. Определение системы критериев экспертизы. Определение и подбор методов и средств экспертизы. Дициплина изучается во 2 семестре. |
М1.В.1 Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности | Виды исследований в психологии. Особенности прикладных и теоретических исследований. Междисциплинарный статус педагогической психологии и ее методов. Специфика исследования в педагогической психологии на разных уровнях методологии. Проблема качества данных.Виды исследований в педагогической психологии. Особенности прикладных и теоретических исследований. Типы данных, получаемых о исследовании.Общий обзор методов педагогической психологии. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы математического моделирования. Аппаратурные методы. Методы обработки и анализа данных исследования. Естественнонаучная и культурно-историческая традиции. Методология, техника, процедура этапы и методы исследования. Соотношение понятий методология, метод, процедура и техника исследования. Различные уровни методологии исследования. Проблема и проблемная ситуация. Особенности методологического раздела программы прикладного и теоретического исследования.Программа исследования. Процедурный раздел программы Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Типы и способы проведения пилотажа. Способы формирования выборки. Полевая документация исследования. Тезисы и рецензии, как особый вид научной публикации. Научный доклад.Виды качественных исследований и общий порядок действий исследователя. Метод интервьюирования. Проективные методы исследования. Техника репертуарных решеток. Методы хранения и обработки качественных данных. Стратегии анализа количественных данных. Оценочная биполяризация.Качественно-количественный анализ документов. Определение понятия "документ" в Диагностический потенциал качественных и количественных методов исследования. Дициплина изучается в 3 семестре. |
М1.В.2 Преподавание психологии в образовательной организации | Характеристика психологии как учебного предмета. Цели обучения психологии. Учебный предмет. Цели обучения психологии. Учебный предмет. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии в системе образования. Организация лекционных занятий. Организация семинарских и практических занятий. Организация лекционных занятий. Организация семинарских и практических занятий. Самоорганизация деятельности преподавателя. Самоопределение позиций личности преподавателя. Работа преподавателя с представлением о самом себе. Самоопределение позиций личности преподавателя. Работа преподавателя с представлением о самом себе. Дициплина изучается в 3 семестре. |
М1.ДВ1 Психология управления образовательным учреждением | Основные понятия психологии управления. Цели и задачи курса. Основные понятия. Организационное развитие как целенаправленная деятельность по совершенствованию организации. Зарождение концепции “организационного развития”. Становление, институциализация и современное состояние дисциплины. Общее понятие организации.Классификация организаций. Виды, типы организаций. Понятие организации (цели, функции, структура, способы взаимодействия). Жизненный цикл продукта и организации. Миссия организации. Основные концепции развития. Формула развития. Ресурсы развития. Консультирование организационного развития.Позиции консультанта. Кодекс консультанта. Экспертное и процессуальное консультирование. Дициплина изучается в 4 семестре. |
М1.ДВ1 Психология детей с особыми потребностями в обучении | Педагогическая психология детей с особыми образовательными потребностями как отрасль педагогической и психологической науки. Понятие коррекции в педагогической психологии детей с особыми образовательными потребностями. Основные принципы педагогической психологии детей с особыми образовательными потребностями. Методы педагогической психологии детей с особыми образовательными потребностями. Понятие аномальный ребенок и аномальное развитие. Умственно отсталые дети. Понятие «задержки психического развития в отечественной дефектологии. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Категории детей с патологией слуха. Психологические особенности глухих, позднооглохших и слабослышащих детей. Речевые нарушения. Основные направления коррекционной работы. Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учреждения для детей со сложными дефектами.Типы коррекционных образовательных учреждений в г. Кемерово и Кемеровской области. Дициплина изучается в 4 семестре. |
М2.Б.1 Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления | Виды исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Особенности прикладных и теоретических исследований. Междисциплинарный статус педагогической психологии и ее методов. Методология, техника, процедура этапы и методы исследования. Определение и соотношение понятии "цель", "задача", "объект", "предмет" исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Логика научного анализа при подготовке программы исследования. Особенности методологического раздела программы прикладного и теоретического исследования. Программа исследования. Способы представления результатов исследования.. Структура научной диссертации и требования к диссертационным исследованиям. Диссертационное исследование, как особый вид научного исследования. Дициплина изучается во 2 семестре. |
М2.Б.2 Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии образования | Исследование формирования волевого действия Л.С.Выготским. Проблема метода в культурно-исторической психологии: альтернатива естественно-научной. Исследование мышления. Анализ различных направлений психотерапии с позиции культурно-исторической психологии. Психотерапевтические отношения в рамках культурального подхода. Леонтьев как методолог деятельностного подхода. Генезис взглядов Рубинштейна на деятельность. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Проблема единиц и уровней деятельности. Понятие межличностной ситуации и психологического синдрома. Понятие деятельности у Д.Н. Узнадзе, М.Я. Басова, П.П Блонского. В.В.. Давыдова. Дициплина изучается в 1 семестре. |
М2.Б.3 Социальная психология образования | Предмет, задачи, проблемы, этапы формирования, практические приложения соц. психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Основные теоретические ориентации соц. психологии на Западе в настоящее время:Необихевиоризм Психоанализ Когнитивизм Гуманистическая. Интеракционизм. Методология и методы соц-псих. исследования.Понятие методологии научного исследования. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Проблема группы в социальной психологии. Психология больших социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Проблема этноцентризма.Психология малой группы.Понятие «малая группа». Классификация малых групп. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Позиция, статус, роль личности в группе. Стиль руководства и способы его измерения. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Общение как обмен информацией. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия). Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизныОбщение как взаимодействие. Понятие, содержание, механизмы процесса социализации. Социальная идентичность. Социальная установка. Феномен «каузальной атрибуции». Мотивы. Ценностные ориентации. Дициплина изучается в 3 семестре. |
М2.Б.4 Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды | Понятие «Образовательная среда» Сравнительная характеристика и анализ определений. Образовательная среда как взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека образовательной среды. Типологические признаки образовательной среды и компоненты образовательной среды. Психологические факторы образовательной среды: Общая характеристика школьной тревожности. «Факторы риска» формирования школьной тревожности и их описание. Многослойность факторов формирования школьной тревожности. Возрастно-специфические причины и динамика школьной тревожности: возрастные задачи развития, социально-педагогические ситуации, типичные причины. Структура и содержание программы исследования социально-психологической адаптации учащихся к условиям образовательной среды. Структура и содержание программы коррекции проблем адаптации к условиям образовательной среды. Дициплина изучается в 4 семестре. |
М2.Б.5 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления | Основные понятия о деятельности Службы практической психологии образования. Цели и задачи курса. Основные понятия. Структура службы: функции и кадровое обеспечение и кадровое обеспечение отдельных ее звеньев. Задачи региональной службы практической психологии. Взаимосвязь субъектов образовательного процесса как отражение региональной специфики. Структура образовательного пространства региона и направления деятельности службы по сопровождению развития личности человека в регионе. Психологическая поддержка развития личности в условиях гимназии, лицея, кадетского корпуса, интернатного образовательного учреждения. Нормативно-правовая база Службы. Реализация деятельности СППО в соответствии с основными направлениями развития системы образования. Цели, задачи, содержание деятельности педагога-психолога. Технологии психологической работы. Критерии результативности профессиональной деятельности Дициплина изучается в 1-2 семестрах. |
М2.В.1 Психология развития личности | Познавательная ситуация изучения личности в современной науке. Многогранность феноменологии личности. Междисциплинарный статус проблемы личности. Понятие о личности и индивидуальности. Межиндивидуальные различия внутрииндивидуальные различия. Источники развития личности и индивидуальности. Индивидуальные особенности личностного развития детей и взрослых. «Человек в системе». Закономерности развития и функционирования человека как «элемента», живущего жизнью всей системы. Индивидные свойства и индивидуальные свойства человека. Теория Б.Г. Ананьева. Социализация и индивидуализация личности. Развитие психики и развитие личности. Понятие самоопеки личности. Уровень притязаний как уровень трудности выбираемыхсубъектом целей. Установка как психическое и нервное состояние готовности индивида, образующееся на основе опыта. Источник развития индивидуальности. Смыслообразующие ценности: «быть личностью» и «игры в личность». Роль воображения в развитии индивидуальности. Образ жизни в определенной культуре и процесс индивидуализации. Дициплина изучается в 1 семестре. |
М2.В.2 Статистические методы в психолого-педагогическом исследовании | Понятие эмпирической математической модели психологического явления. Параметрические и непаметрические статистические методы. Методы многомерного статистического анализа: регрессионный, кластерный, факторный, дискриминантный анализ, многомерное шкалирование. Введение в планирование экспериментов в педагогической психологии. Межгрупповой план эксперимента. Виды экспериментальных и контрольных групп. Внутригрупповой план эксперимента: общая характеристика, достоинства и недостатки. Проблема обработки качественных измерений: логлинейный анализ, шкала Лайкерта, анализ соответствий, логистическая регрессия. Модели индивидуального и группового поведения. Моделирование когнитивных процессов и структур. Проблема искусственного интеллекта. Модели принятия решений. Применение метода анализа иерархий (МАИ) при выборе оптимальной стратегии поведения. Дициплина изучается в 4 семестре. |
М2.В.3 Психология отклоняющегося поведения | Цели и задачи курса. Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Дифференциация категорий – девиантное, делинквентное, криминальное поведение. Подходы к пониманию делинквентного поведения: западные и отечественные трактовки делинквентного поведения, различия в методологии исследования делинквентности (психиатрический подход, психолого-педагогический, юридический) Типология девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Место и роль социальных факторов в системном анализе риска девиантного развития несовершеннолетних. Структурализм в исследовании девиаций. Социально-политическая, социально-экономическая нестабильность как факторы повышения девиантных проявлений среди несовершеннолетних. Интеракционизм в исследовании девиаций. Проблема формирования девиантной идентичности в теориях Лемерта и Беккера. Взгляд Уилкинсона на причины и механизмы девиантного усиления. Биологические и психологические теории девиантного поведения. Общая оценка роли биологизаторства. Исследование социальных отклонений в психологии. Причины и механизмы девиации. Эмпирический подход к определению и диагностике отклонений. Статистика преступлений. Виды преступлений. Причины преступного поведения. Роль социально-психологических факторов в формировании преступной направленности и преступлений. Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения. Суицидальное поведение как вид социальной девиации. Проблема виктимности и девиантной виктимизации личности. Общие принципы профилактики девиантного поведения и разработки профилактических программ. Профилактика девиаций в подростковом периоде развития. Профилактика аддиктивного и суицидального поведения. Дициплина изучается во 2 семестре. |
М2.В.4 Психология инклюзивного образования | Образование как педагогический процесс. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка субъектов инклюзивного образования. Социально-педагогическая поддержка субъектов инклюзивного образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Организационно-управленческие вопросы реализации инклюзивной практики в образовании. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования. Коррекционно-развивающая среда. Принципы обучения и воспитания в инклюзивной образовательной среде. Теоретические основы построения системы сопровождения развития в образовании. Государственная политика в образовании. Стратегический характер государственной образовательной политики в области специального образования. Современные подходы к модернизации специального образования. Система профессиональных ценностей педагога в условиях инклюзивной образовательной среды. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога инклюзивного образования. Индивидуально-личностная система ценностей педагога. Дициплина изучается в 3 семестре. |
М2.В.5 Технологии психологической помощи семье | Основные типы современной семьи. Признаки психологического здоровья семьи. Современные психологические проблемы семьи. Семья как источник психической травмы. Типичные психологические проблемы семьи в нормативные критические периоды. Основные направления диагностики семьи. Классификация методов диагностики семьи. Этические принципы диагностики семьи. Консультативные техники помощи семьи. Методы помощи семье при стрессе. Профилактика дезадаптаций.Тренинговые методы работы с семьей. разного возраста. Сказкотерапия в работе с семьей. Метод семейных расстановок. Проектирование оказания психологической помощи семье. Виды дистанционной работы с семьей и ее отдельными членами. Технологии психолого-педагогического просвещения семьи. Технологии информирования родителей. Основные принципы информирования родителей. Телефонное консультирование в работе с семьей. Специфика консультативного общения по телефону. Технологии работы со СМИ Дициплина изучается в 4 семестре. |
М2.В.6 Система непрерывного образования в РФ | Основные проблемы современного образования. Концептуальные основы реализации непрерывного образования за рубежом. История создания системы непрерывного образования в РФ. Концепции и модели непрерывного образования в РФ. Модели управления системой непрерывного образования. Инновационные подходы в образовании. Уровни в системе непрерывного образования. Роль вузов в реализации системы непрерывного образования. Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального школьного образования. Преемственность при переходе от школьного к вузовскому обучению. Место средне-специальных учебных заведений в системе непрерывного образования. Система переподготовки и повышения квалификации специалистов. Дициплина изучается во 2 семестре. |
М2.В.7 Моделирование программ психологического сопровождения и психопрофилактики | Понятия: «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «содействие», «психолого-педагогическое сопровождение» в историческом аспекте их возникновения. Цели и задачи психологического сопровождения личности. Субъекты психологического сопровождения, взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. Методы психологии развития. Факторы психического развития: наследственность, среда, активность. Закономерности психического развития: гетерохронность, неравномерность. Социальная ситуация развития: ведущая деятельность, кризис развития, психологическое новообразование. Психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности. Составление психологического портрета личности на разных этапах развития. Мониторинг адаптации учащихся к коллективу учащихся, учителей в кризисные и переходные периоды школьной жизни. Психологическая диагностика проблем социально-психологической адаптации личности. Дициплина изучается в 3 семестре. |
М2.В.8 Избранные проблемы акмеологии | Акмеология как научная дисциплина. Особенности становления предмета, объекта акмеологии. Ориентация акмеологического подхода в психологии. Задачи и цели акмеологии. Подходы к классификации возрастов в акмеологии. Психологические особенности взрослого человека: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, особенности самосознания, Я-концепции, поведенческие особенности. Факторы, влияющие на развитие человека в период взрослости. «Акме» в контексте жизненного пути человека. Личность как субъект жизненного пути. Возрастной подход к изучению взрослого человека как индивида. Взрослый человек как субъект общения. Позиция субъекта в профессиональной деятельности. Понятие профессионального здоровья. Влияние пола на самореализацию в профессиональной деятельности (гендерные аспекты самореализации личности). Профессиональная карьера и самореализация личности. Признаки зрелости личности в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза: Отечественные исследования характеристик зрелой личности. Дициплина изучается в 3 семестре. |
М.2. В.9 Семинар по научно-исследовательской работе | Особенности планирования научного и прикладного исследования. Представление результатов исследования. Мониторинг социализации результатов исследования. Специфика исследовательской работы научной школы. Дициплина изучается в 1-4 семестрах. |
М2.ДВ1 1 Технологии психологической помощи детям с нарушениями развития | Понятие «психологическая помощь». Виды психологической помощи: «психологическая коррекция», «психотерапия», «психологическое консультирование», «психологическое сопровождение». Понятие психологического здоровья, нормы и отклонения. Игровая деятельность как метод коррекционной работы. Арт-методы в коррекционной работе. Работа со сказкой в контексте психологической коррекции. Коррекционные возможности других методов: музыкотерапии, танцевальной терапии, психогимнастики, библиотерапии, психодрамы и др.Понятие «развитие», критерии нарушения развития. Технологии психологической помощи детям с различными проблемами: психологическая помощь ребенку с гиперактивностью, психологическая работа с тревожным ребенком, технологии психологической помощи депрессивному ребенку, психологическая работа с агрессивным ребенком, психологическая работа с ребенком, переживающим утрату и другими нарушениями развития. Требования и правила составления профилактических и коррекционно-развивающих программ. Дициплина изучается в 1 семестре. |
М2.ДВ1 2 Профилактика деструкций в профессиональной деятельности | Теоретические основы психологии профессиональной деятельности. Профессиональная жизнь человека, циклы и периоды развития. Актуализация человека в профессии. Прогнозирование профессионального успеха. Самореализация в деятельности. Психологические детерминанты деструкций. Кризисы в профессиональной деятельности. Адаптация. Социально-психологическая профилактика профессионально обусловленных деструкций. -Формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Приемы активизации резервов психики. Консультирование руководителей и сотрудников. Дициплина изучается в 1 семестре. |
М2.ДВ2 1 Технологии оптимизации профессионального общения | Педагогическая деятельность и педагогическое общение. Структура профессионально-педагогического общения: общение как передача информации, общение как восприятие и понимание людьми друг друга, общение как взаимодействие. Функции и направленность педагогического общения. Педагогическое общение как личностно-ориентированное, социально-ориентированное и предметно ориентированное общение. Понятие эффективного педагогического общения. Структура субъектных свойств педагога, необходимых для успешного педагогического общения. Речевые и неречевые средства профессионально-педагогического общения. Совершенствование коммуникативной компетентности как важное условие эффективности профессиональной деятельности педагога. Планирование педагогического общения и подготовка к нему. Психологические барьеры в педагогическом общении и взаимодействии: распознавание и преодоление. Развитие навыков осознания источников конфликта, целей конфликтующих сторон, способов саморегуляции и управления конфликтом. Устойчивость педагога к психическому стрессу. Проблема эмоционального выгорания педагога. Методы саморегуляции психического состояния педагога. Техники и приемы повышения стрессоустойчивости педагога. Дициплина изучается в 4семестре. |
М2.ДВ2 2 Технологии краткосрочной психологической помощи в кризисных ситуациях | История развития служб экстренной психологической помощи. Специфика деятельности «телефонов доверия», кризисных центров для людей, попавших в сложные жизненные ситуации. Теоретические и морально-этические основы оказания экстренной психологической помощи. Трудности и специфика консультирования по телефону и в интернете. Профессионально значимые качества при подборе консультантов “Телефона Доверия”. Синдром сгорания. Супервизия. Логика телефонной беседы, изменения схемы консультирования. Задачи экстренного психологического консультирования. Этапы и техники консультирования: установление эмпатического контакта, выслушивание, рефлексия, этап поиска возможностей, принятия решения, резюме. Кризисная интервенция. Депрессия. Горе, утрата.Суицид. Дициплина изучается в 43 семестре. |
М2.ДВ3 1 Психологические условия обеспечение безопасности личности: экспериментальные исследования, практическое разработки | Теоретические основы психологии безопасности личности. Основные понятия личной безопасности. Условия реализации личной безопасности в различных подходах (психологии, педагогике, социологии, медицине, юриспруденции и др.). Уровни безопасности. Внутренние и внешние источники опасности для личности человека. Подходы к обеспечению безопасности (классический, деятельностный, социально-правовой, психологический). Обеспечение собственной безопасности личности за счет сокращения опасных ситуаций всеми возможными средствами; обеспечение «опасательными» знаниями и навыками специалистов (психологов, педагогов). Виды безопасности (биологическая, физическая, личностная, социальная информационная, экономическая и др.). Кризисные ситуации в жизни взрослых людей как фактор опасности для благополучия личности. Проектирование и купирование опасных явлений (терроризм, экстремизм, телефонное мошенничество, экстремальные виды работы и отдыха и пр.). Дициплина изучается в 4 семестре. |
М2.ДВ3 2 Организация психологической службы в образовательном учреждении | История становления психологических служб в Российской Федерации и за рубежом. Актуальность развития психологической службы на современном этапе. Раскрытие понятия «организация» в разрезе заявленной темы. Ознакомление с основными задачами учебного курса. Основные этические, моральные и правовые принципы организационной деятельности. Профессиональная этика. Нормативно – правовое обеспечение психологической службы системы образования. Структура концептуальные основы деятельности, цели и задачи психологической службы системы образования, основные направления деятельности. Современные методы и технологии в организации образовательной работы практическим психологом. Организация деятельности педагога – психолога в образовательном учреждении. Психологическое просвещение. Психологическая профилактика. Психологическое консультирование. Определение психологической проблемы. Выбор метода обследования. Психологический диагноз. Практические рекомендации. Дициплина изучается в 4 семестре. |
М2.ДВ4 1 Психологические основы сектоведения | Понятие деструктивной секты. Классификация сект Дж. Мильтон Йингера. Секта и церковь. Секта и новое религиозное движение (НРД). Секта и культ. Юридичесике аспекты. Основные характеристики секты: Религиозный маркетинг, агрессивный прозелитизм и психологическое давление, двойное учение, иерархия, непогрешимость секты и ее основателя, программирование сознания, духовный элитизм, контроль жизнедеятельности, политические цели. гуруизм, организация, методы манипулирования, “эзотерический разрыв”, внутригрупповые ценности. Методы вербовки. Специфика сектантского мышления. Социально-психологическая характеристика лиц, подверженных влиянию сект. Дициплина изучается в 1 семестре. |
М2.ДВ4 2 Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства | Типы реагирования в экстремальной ситуации. Стресс и дистресс. Типы реакции на стресс. Абсолютная и относительная экстремальность. Посттравматический синдром (ПТСР). Определение, причины эпидемиология ПТСР. условия возникновения ПТСР. профилактика ПТСР. Проблемы диагностики ПТСР. Социальные проблемы коррекции ПТСР. Проблемы реабилитации лиц с ПТСР. Индивидуальная психологическая работа. Способы и техники психологической помощи при стрессе.Групповая психологическая работа. Дициплина изучается в 1 семестре. |
ФТД.1 Психология утраты | Философский и психологический анализ проблемы потерь (утрат). Личность и экстремальная жизненная ситуация. Основные понятия проблемы психологических утрат. Особенности кризисных ситуация, связанных с потерей. Проблемы потерь и горя в разных возрастных периодах. Утрата: этапы и закономерности выражения. Психологические утраты и психология безопасности человека. Психологические средства самообеспечения безопасности в ситуации утрат. Методы исследования. Психологическая помощь в ситуации горя (утраты). Механизмы совладания и жизненные сценарии. Поведение в ситуации потерь (утрат) (семинар-тренинг). Личностное развитие как основа психологического сопровождения. Семинар-тренгинг. Дициплина изучается в 1 семестре. |
ФТД. 2 Психология здоровья | Современные подходы к определению здоровья: эволюционистский, нормоцентрический, социально-ориентированный, кросс-культурный, феноменологический, аксиологический, комплексный, дискурсивный, акмеологический. Функции, критерии и компоненты здоровья. Оценка и самооценка физического здоровья. Оценка и самооценка психического здоровья. Структура и признаки психологического здоровья личности. Критерии и оценка социального здоровья. Влияние ведущей деятельности на здоровье личности. Психическая саморегуляция. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. Дициплина изучается в 3-4 семестрах. |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
Практики
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
Производственная психологическая практикапроводится в форме работы магистрантов на базе учреждений, имеющих в штате психолога.Цели практики: подготовка магистранта к проведению образовательного процесса в средних и высших профессиональных учебных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования путем непосредственного участия магистранта в деятельности организации, закрепления теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий; овладение магистрантами разнообразными видами педагогической деятельности: гностической, проектировочной, организационной, коммуникативной, диагностической, аналитико-оценочной, рефлексивной; приобщение магистранта к социальной среде организации с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачи практики: закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы; овладение методикой подготовки и проведения разнообразных видов организации психологической деятельности; изучение современных образовательных информационных технологий; выполнение индивидуального задания (проекта); получение навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активации профессиональной деятельности магистров; развитие у магистрантов личных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в основной образовательной программе.
Производственная педагогическая практикамагистрантов проводится на базе высших профессиональных заведений, институтов повышения квалификации работников образования, средних профессиональных учебных заведениях, учебных заведениях общего образования. Сроки прохождения практики шесть недель по графику учебного процесса на втором году обучения в магистратуре.
Производственно-педагогическая практика позволяет студентам магистратуры приобрести навыки преподавания в высшем профессиональном учебном заведении и предусматривает разработку учебно-методических материалов и проведение лекционных и семинарских занятий.
Цели производственно-педагогической практики:подготовка магистранта к проведению образовательного процесса в средних и высших профессиональных учебных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования; приобретение магистрантами навыка педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности; овладение магистрантами разнообразными видами педагогической деятельности: гностической, проектировочной, организационной, коммуникативной, диагностической, аналитико-оценочной, рефлексивной.
Задачами производственно-педагогической практики являются:закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы; овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения учебных занятий; изучение методики анализа подготовки и проведения учебных занятий; изучение современных образовательных информационных технологий; получение навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активации педагогической деятельности магистров; развитие у магистрантов личных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в основной образовательной программе.
Научно-исследовательская практикамагистров проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы, получения навыков самостоятельной научной работы и опыта практической работы в коллективах исследователей.
Научно-исследовательская практика может проводиться на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований по направлениям подготовки магистров психологии. Базы практики определяются с учетом темы научно-исследовательской работы студентов-магистров и должны предоставлять оптимальные условия для проведения исследовательской деятельности. Научно-исследовательская практика в качестве обязательного компонента предполагает работу в библиотеках для сбора информационного материала и составления библиографии к магистерской диссертации.
Главной целью компонента подготовки «Научно-исследовательская практика» является обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы и практической деятельностью по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.
1. Закрепление на практике и в личном опыте знаний и умений, полученных магистрами в процессе изучения теоретических и прикладных дисциплин магистерской программы, формирование научно-исследовательского мышления и мировоззрения в области психологии.
2. Овладение на практике методами и приемами научно-исследовательской деятельности в избранной предметной области.
3. Формирование компетенций психолога-исследователя, способного самостоятельно решать на современном научном и методическом уровне научные задачи фундаментального и прикладного характера.
3. Развитие умений разрабатывать оригинальные научные идеи, формирование творческого отношения к науке психологии.
4. Развитие навыков квалифицированного поиска, отбора, анализа и обобщения актуальной для собственного научного исследования, осуществляемого в рамках магистерской диссертации.
5. Ознакомление с различными этапами научно-исследовательской работы: постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий, накопление и анализ теоретического материала, выбор оптимальных методов исследования, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ данных, формулировка адекватных выводов по итогам исследований, оформление результатов работы в виде отчета и представление его в виде доклада.
6. Развитие и закрепление навыков самостоятельной научной деятельности квалифицированного психолога, способного адекватно решить исследовательские задачи в учреждениях различного типа и готового к эффективному участию в работе научных коллективов.
7. Развитие умений планировать и осуществлять профессиональное взаимодействие с различными людьми для осуществления научно-исследовательских проектов.
Дата последнего обновления: 02.03.2016