Направление  подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование,
направленность (профиль) "География"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего  образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1505

 

Описание образовательной программы: 

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).  

Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет профильную подготовку магистрантов по направлению подготовки  44.04.01 Педагогическое образование на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы высшего образования

Цель ОПОП

по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, направленность (профиль) – География

  • Обеспечение качественной подготовки магистра к успешной работе в области педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской деятельности.
  • Формирование социально-личностных качеств, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать, самостоятельность, социальная мобильность на рынке труда.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Факультет, реализующий данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными характеристиками ОПОП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

Квалификация, присваиваемая выпускникам – Магистр.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает образование, социальную сферу, культуру.

Виды профессиональной деятельности выпускника:

Программа магистратуры ориентирована на педагогичесий и научно-исследовательский виды деятельности:

  • педагогическая деятельность:

·  изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;

·  организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

·  организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;

·  осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

  • научно-исследовательская деятельность:

·  анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

·  проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и областиобразования с использованием современных научных методов и технологий.

Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы - География

Направленность (профиль)подготовки«География» разработана с учетом профессиональных намерений обучающихся, требований регионального рынка труда, состояния и перспектив развития образования в регионе. Магистрант, обучающийся по направлению Педагогическое образование, направленность (профиль) География, подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки. Обучение магистрантов по данному направлению позволяет расширить и конкретизировать знания в области актуальных проблем географии и географического образования.

Подготовка магистрантов с направленностью (профилем)подготовкиГеография ориентирована на осуществление деятельности по профессиональной подготовке и профильному обучению, проектированию образовательных программ и учебных дисциплин в области географии.

Год начала подготовки

Основная образовательная программа

Учебный

план

Календарный учебный график

2017

 

2018

 

  Список учебных дисциплин ОПОП - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам 

"" ""
Название дисциплины Аннотация дисциплины
Б1.Б Базовая часть
Б1.Б.1 Современные проблемы педагогики и образования Современные парадигмы педагогики. Наука как система знания, наука как деятельность. Ценностные аспекты науки и образования. Философия труда и собственности в контексте образования. Образование и проблема совместимости науки и религии. Человек как объект и субъект познания. Субъект-субъектные взаимодействия как основа гуманистических отношений. Источники определения педагогических проблем. Потребность повышения методологического уровня педагогических исследований. Основные источники определения педагогических проблем: запросы общества, вытекающие из них современные и перспективные задави в области воспитания, образования и обучения, требующие для своего решения организации специальных научных исследований; логика развития педагогики как науки в целом, ее отдельных отраслей и разделов; непосредственные потребности воспитательно-образовательных учреждений, учреждений социально-культурного воспитания; неисследованные вопросы в области педагогического процесса, в теории и истории педагогики, технологиях воспитания. Фундаментальные проблемы педагогики. Процессы разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений и процессов средствами многих наук (антропология, психология, социология, культурология и др.). Фундаментальные проблемы соотношения педагогики и идеологии, вопросы человека и гуманистического характера воспитания, социального и биологического в воспитании и развитии человека, коллектива и личности и их решение в отечественной педагогике. Проблема всестороннего и целостного развития личности, в интересах раскрытия задатков и способностей человека. Антропологические проблемы в педагогике. Проблема культуросообразности и природосообразности воспитания. Проблемы непрерывного образования и непрерывной социализации. Проблемы историко-педагогических исследований. Соотношение проблем истории просвещения, образования и воспитания с проблемами истории педагогических учений о воспитании. Проблема связи истории педагогики и образования с современностью. Современные тенденции в педагогической науке. Достижения современной педагогической науки, выход педагогики XXI века на новые рубежи. Необходимость выявления основных тенденций современного развития, позволяющих предсказать общую направленность движения в будущем педагогической теории и практики. Тенденция усиления практической значимости педагогики как науки. Тенденция усиления интегративных функций педагогики. Опора педагогики на акмеологию. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Новые формы обучения в контексте интеграции с мировым образовательным пространством. Особенности управления образовательными системами в контексте интеграции с мировым образовательным пространством. Идеи непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход.
Б1.Б.2 Методология и методы научного исследования В ходе освоения дисциплины формируется понятие о логике исследования, этапах его конструирования. Отрабатываются навыки формулирования методологического аппарата исследования: Проблема и тема исследования. Объект и предмет, цели и задачи исследования. Группы задач: историко-диагностическая, теоретико-моделирующая, практико-преобразовательная. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Исследовательские методы и методики. Классификация методов: теоретические и эмпирические.Систематизация и интерпретация результатов исследования. Апробация работы. Оформление результатов поиска. Основные требования к оформлению результатов. Требования к логике и методике изложения. Основные методические варианты изложения. Основные виды изложения результатов исследования. Для овладения культурой научного исследования в области педагогических наук магистранту необходимо освоить разнообразные стратегии, тактики, методы и формы организации информационного поиска, педагогического эксперимента, психолого-педагогической диагностики.
Б1.Б.3 Инновационные процессы в образовании Новации, инновации, новшества, нововведения, инновационный массив. Инновационные тенденции в отечественном образовании. Суть основных понятий, характерные особенности, сущность нововведений. Группы противоречий, возникающих и разрешающихся при внедрении нововведений. Характеристика ведущих тенденций, закономерностей, и противоречий в развитии инновационных процессах. Классификация нововведений по типам. Инновационность как один из принципов педагогики. Феноменология понятия "инновационность" в философии, психологии, социологии, педагогике. Стихийные и целенаправленные инновации. Типы нововведений. Носители инновационных процессов. Характеристика принципа инновационности. Обоснование педагогических инноваций. Инновация как теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Задачи и содержание этапов развития инновации. Педагогические способы реализации инновационной деятельности. Инновационное построение обучения. Сущность и структура инновационного образования. Смысл образовательной инновации. Механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Цели и ведущие функции инновационного образования. Уровни и этапы инновационных процессов. Этапы развития образовательной инновации. Социально-психологические факторы успешности внедрения инноваций. Объективные, субъективные факторы и социально-психологические факторы и характер их влияния на инновационный процесс. Специфика внедрения инновационных процессов в образование. Акмеологическая профессиональная позиция преподавателя. Творческая активность. Инновационно-исследовательский стиль профессиональной деятельности педагога. Система отличий инновационного и традиционного обучения: по способам целеполагания, типам педагогической деятельности, способам связи участников совместной деятельности. Личностная готовность педагога к использованию нововведений в образовательном процессе. Общая характеристика субъекта инноваций. Педагог, студент и школьник как субъекты инновациий.
Б1.Б.4 Информационные технологии в профессиональной деятельности Требования, предъявляемые к текстовому материалу учебной и научной направленности. Обработка текстовой информации средством текстового редактора MS Word. Организация гипертекстовой структуры документа. Внедрение в документ объектов из других приложений. Реализация принципа наглядности в процессе создания электронного ресурса учебного назначения. Виды графических объектов. Растровая, векторная и фрактальная графика. Основные приемы работы с графическими редакторами Adobe FhotoShop и CorelDraw. Учет специфики графических редакторов в своем образовательном контексте. Цель применения, преимущества и недостатки компьютерного тестирования. Методы проведения тестирования. Основные характеристики тестов. Виды тестовых заданий. Обработка результатов тестирования. Алгоритм разработки теста в некоторых из известных тестовых оболочек. Интернет-экзамен. Общая характеристика приложения MS Power Point как программного продукта: возможности, достоинства и недостатки в подготовке электронных образовательных средств. Правила и особенности подготовки электронных лекций и докладов. Создание тестирующего модуля в среде MS Power Point: алгоритм разработки средствами приложения, создание тестирующего модуля с использованием Visual Basic for Applications (VBA). Разработка электронного учебника на основе мультимедийной презентации: структура электронного учебника: его структура, взаимосвязь основных структурных элементов и этапы создания данного электронного продукта. Общая характеристика MS Excel как программного продукта. MS Excel как инструмент обработки и представления статистических данных научного исследования: операции с разными типами данных электронной таблицы, графическое представление информации. Создание тестирующей программы на основе возможностей MS Excel: общая структура тестирующей программы, основные этапы ее создания, алгоритм разработки тестовых заданий. Общая характеристика технологии HTML Help Workshop как программного продукта: возможности, достоинства и недостатки при разработке электронных ресурсов; интерфейс программы; основные структурные компоненты HTML Help и их взаимодействие. Основные этапы создания электронного учебника (курса) в среде HTML Help Workshop: предварительная подготовка учебных материалов; создание файла-проекта и настройка его интерфейса; компиляция проекта; формирование средств навигации электронного ресурса; настройка электронного учебника (курса) и его оформление. Основные классы образовательных услуг сети Internet (вещательные, интерактивные, поисковые). Организация поиска учебной и научной информации средством Internet. Организация контроля знаний в сети Internet. Создание Web-документов и их публикация в сети Internet. Общие сведения о применения мультимедиа в образовании: педагогические сценарии, преимущества и недостатки мультимедиа, характеристика основных мультимедийных устройств. Критерии отбора мультимедиа-ресурсов учебного назначения и планирование обучающей активности в аудитории. Этические и правовые аспекты использования учебных мультимедиа-приложений. Навыки владения информационными технологиями как необходимое условие организации учебного процесса с применением мультимедиа. Основные этапы создания обучающего мультимедиа-курса.
Б1.Б.5 Деловой иностранный язык "nnovations in Education Инновации в образовании - Innovations and innovative tendencies in Education in different countries, modern approaches to teaching different subjects Digital Learning Environments Цифровая образовательная среда. Using technology to fundamentally redesign the learning experience in ways that lead to increased student engagement and academic success; can include innovations in online learning, virtual worlds, gaming for learning, and simulations Money issues, accounting, markets. The Secondary Student Design & Research Experience Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность Making math and science real and relevant by involving secondary students in design and research challenges that address real needs in society; can include local and/or global service learning CLIL-context and language integrated learning Контекстное и профильное обучение иностранным языкам. Theoretical and practical ideas of CLIL: cognition, communication, subject integration. My research Моя исследовательская работа. Describing the objective of the research, its methodology, development, didactic strategies and materials elaborated or used, evaluation of the results and conclusions, proposals for the future. Participating in the international conferences and professional and research associations of educators Участие в работе международных научных конференций и профессиональных ассоциаций для работников образования. How to make a presentation (on pedagogical issues), discussing professional problems? How to prepare materials for international conferences, etc. "
Б1.В Вариативная часть
Б1.В.ОД Обязательные дисциплины
Б1.В.ОД.1 Избранные главы геоэкологии и природопользования "Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре. Дисциплина включает сведения по функционированию географических экосистем глобального, регионального и ландшафтного уровней. Глобальные процессы, происходящие в экосфере: биогеохимические циклы, распределение тепла и влаги, их связь с растительностью. Вопросы прикладной экологии: оценка воздействия хозяйственной деятельности различных отраслей производства на экологические процессы, происходящие на ландшафтном, региональном и планетарном уровнях. Особенностью дисциплины является ее широкая естественнонаучная и экономико-экосоциальная направленность. Ее изучение во многом базируется на рассматриваемых на предыдущей ступени образования (бакалавриат) в дисциплине «Геоэкология и природопользование». Основной материал тесно связан с такими дисциплинами как «Прикладная география», «Проблемы устойчивого развития Кемеровской области», «Рациональное использование природных ресурсов Кемеровской области» и др.
Б1.В.ОД.2 Экспериментальная работа в образовательном учреждении "Эксперимент - составная часть и основной метод педагогического исследования. Понятие "исследование" в педагогике; фундаментальные и прикладные исследования. Генезис понятий "эксперимент", "экспериментальная деятельность", "экспериментальная работа". История эксперимента как исследовательского метода. Субъекты экспериментальной работы. Виды эксперимента. Понятие о логике эксперимента. Оосновные направления экспериментальной работы в условиях модернизации образования. Методы экспериментальной работы. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования. Управленческие действия, обеспечивающие эффективную подготовку и включение педагогического коллектива ОУ в экспериментальную деятельность. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента. Пути подготовки эксперимента: поиск, выбор и привлечение научного руководителя как консультанта; составление программы; подготовка материально-технической базы, распределение управленческих функций; организация специальной подготовки кадров; методическое обеспечение; стимулирование субъектов эксперимента. Программа подготовки эксперимента: обоснование темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач эксперимента; выбор конкретных методик и методов исследования; разработка критериев оценки ожидаемых результатов; валидность исследования; прогнозирование положительных результатов, возможных потерь, негативных последствий, компенсаций этих потерь и последствий. Диагностика готовности педагогов к экспериментальной деятельности. Эксперимент. Механизмы творческой деятельности. Теоретические методы экспериментальной работы. Виды эксперимента по целям. Этапы эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе: теоретическое осмысление проблемы; её изучение на практике, подготовка эксперимента, его проведение и обобщение результатов. Технологические основы перевода ОУ в режим эксперимента; ресурсы школы (как организации) - юридические, информационные, человеческие. Уровневая модель ресурсов и уровневая модель потенциала школы; формирование команды; формирование мотивации в коллективе; проблемный анализ школы, построение "проблемного поля"; выработка проектной идеи эксперимента и составление плана (программы) её реализации. Сущность, задачи и основные направления опытно-экспериментальной работы в школе, организация её сопровождения. Роль директора в организации сопровождения процесса развития школы. Условия осуществления опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Понятие об эмпирических методах исследования в педагогическом эксперименте, их своеобразие. Опросные методы исследования. Особенности организации интервью, его достоинства и недостатки, основные виды. Анкетирование. Виды вопросов в анкете. Подготовка анкет. Метод анализа результатов деятельности. Экспертное оценивание в эксперименте. Назначение статистических методов. Процедуры использования статистических методов, требования к их применению. Выбор статистического критерия. t-критерий Стьюдента, Т-критерий Вилкоксона, -критерий Фишера и др. Интерпретация результатов. Трудности интерпретации, их преодоление. Основные виды изложения результатов исследования.
Б1.В.ОД.3 Современные информационные технологии и географические базы данных "Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре. Основой для понимания настоящей дисциплины является знание географии, математики, обществознания, информатики, в которых изучаются способы обобщения, анализа и восприятия информации. Логически и содержательно-методически «Современные информационные технологии и географические базы данных» связаны с дисциплиной «Информационные технологии в профессиональной деятельности». В свою очередь, «Современные информационные технологии и географические базы данных» формирует мотивацию к профессиональной деятельности, связанную с использованием компьютерных технологий. Также полученные знания будут использованы во время изучения ряда дисциплин, например, «Основы землеустройства и кадастровая деятельность», «Инновационные процессы в образовании», «Методика преподавания географии в высшей школе» и др. В содержание дисциплины входят следующие разделы: Современные информационные технологии и географические базы данных; Программное обеспечение ГИС; Ввод информации; Планово-картографическая основа; Применение геоинформационных систем и географических баз данных. "
Б1.В.ОД.4 Методика преподавания географии в высшей школе Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций и навыков опыта деятельности в области методики преподавания в высших учебных заведениях; формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды высшего учебного заведения. Для освоения дисциплины магистры используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения курсов «Методика обучения и воспитания географии», «Педагогика». Изучение данной дисциплины позволяет обеспечить понимание теоретических основ методики преподавания географии в вузе и готовность студентов к самостоятельной педагогической и научно-педагогической деятельности. Дисциплина является теоретической и методологической основой для дальнейшего прохождения магистрантами педагогической и научно-педагогической практик. Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре. "
Б1.В.ОД.5 Педагогическое мастерство в структуре профессиональной культуры "Цели, задачи, основные направления изучения, организационные формы взаимодействия, педагогический инструментарий. Самодиагностика и интерпретация эмпирических данных. Основные понятия: мастер, мастерство, педагогическое мастерство, мастер педагогического труда. Слагаемые педагогического мастерства: педагогическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Понятия "умения" и "способности": общее, сходства и различия. Педагогические способности: коммуникативные, организаторские, креативные, экспрессивные, перцептивные. Педагогические умения: дидактические, гностические, суггестивные, ораторские, коммуникативные, организаторские, конструктивные, креативные, актерские. Слагаемые, уровни и критерии педагогического мастерства. Личностно-профессиональные качества современного педагога. Преподаватель, консультант, коммуникатор, наставник, тренер: функции, содержание, структура и особенности педагогической деятельности. Функционально-ролевой репертуар современного педагога. Социально-психологический портрет современного преподавателя: авторитет, имидж, реноме, репутация, престиж, статус; требования, затруднения, противопоказания в профессиональной деятельности преподавателя. Основные компоненты структурирования педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Внимание, внимательность, наблюдательность, педагогическая зоркость, невнимательность, рассеянность. Способы мобилизации (привлечения), сохранения (удержания), поддержания внимания. Эмоциональная выразительность, волевая саморегуляция, самочувствие, настроение. Мастерство преподавателя в управлении своим эмоциональным состоянием. Методы, приемы, техники саморегуляции (эмоциональной, волевой), релаксации, аутотренинга. Способы актуализации эмоционального состояния учащихся, студентов. Основы НЛП, презентативная и репрезентативная системы, ведущие каналы, модальности человека. Понятия: нейро-лингвистическое программирование (НЛП), сенсорные каналы, презентативная и репрезентативная системы, модальности, аудиал, визуал, кинестетик. Определение ведущей модальности обучаемых, особенности деятельности преподавателя и взаимодействия с учащимися с учетом модальности. Арсенал и функции невербальных средств общения. Проксемика, такесика, кинетика, паралингвистика, экстралингвистика. Техника и культура речи. Особенности профессионально звучащего голоса. Архитектоника речи преподавателя. Речевая и коммуникативная культура педагога. Педагогическое общение: понятие, функции, структура. Правила и техники речевого взаимодействия. Основные направления, сферы и формы взаимодействия педагога-практика с субъектами воспитательно-образовательного процесса Режиссура и драматургия взаимодействия педагога с партнерами по общению Методики организации совместной творческой деятельности участников взаимодействия. Современные технологии педагогической помощи, поддержки, сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Понятия: "лидер", "лидерство", "лидерские качества, "лидерский потенциал", "атрибуты лидерства". Теории лидерства и методологические подходы к его изучению. Типы лидеров. Стили лидерства. Педагог - лидер. Психологические портреты. Программа развития лидерских качеств. Характерные черты и структура конфликтов. Стратегия решения сложных педагогических ситуаций. Педагогический такт и основные правила поведения учителя. Мастерство педагога в организации индивидуально-групповой работы с обучающимися. Сотрудничество педагогов, психолога и родителей, семьи и школы. Организации досуговой деятельности педагогов.
Б1.В.ОД.6 Подготовка педагогических кадров к реализации профильного обучения Цели профильного обучения. Структура базисного учебного плана (БУП) профильного обучения и ее составляющие. Возможные направления профилизации и структуры профилей. Типы учебных предметов профильной школы. Возможные формы организации профильного обучения. Варианты (модели) организации профильного обучения: внутришкольная профилизация, модель сетевой организации. Универсальные (непрофильные) школы и классы. Цели, задачи и значение предпрофильной подготовки в IX классах основной школы. Нововведения в рамках предпрофильной подготовки.Структура учебного плана предпрофильной подготовки и ее составляющие. Резервы базисного учебного плана (БУП) для реализации предпрофильной подготовки в рамках 5 и 6 дневной учебной недели. Виды курсов по выбору. Вариативные подходы к формированию учебного плана. Методы разработки учебного плана образовательного учреждения. Понятие сетевого учебного плана, его назначение и форма представления. Основные идеи введения курсов по выбору в систему предпрофильной подготовки. Типы курсов по выбору. Рекомендуемое содержание и методика преподавания курсов по выбору. Курсы по выбору как средство развития личностного самоопределения учащегося. Примерные варианты курсов по выбору. Методы и организационные формы предпрофильной подготовки. Активные методы обучения: основные принципы реализации, виды. Формы организации познавательной деятельности учащихся. Исследовательские методы. Методика проведения квазиииследований в развивающем обучении. Работа над понятиями. Современные инновационные технологии, используемые в массовой практике обучения: модульное обучение, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов и другие формы и методы. Задачи аттестации выпускников IX класса. Цели и задачи создания муниципальных экзаменационных комиссий (МЭК). Нормативные документы по новым формам аттестации выпускников основной школы. Формы проведения экзаменов по выбору. Порядок проверки экзаменационных работ МЭК. Учет рейтинговой оценки профильных достижений с помощью портфолио при комплектовании профильных классов УО. Роль муниципальных органов управления образованием в формировании МЭК, взаимодействия школы и МЭК при подготовке и проведении экзаменов. Положение о МЭК. Задачи, с остав, структура, полномочия и функции МЭК. Права и обязанности членов МЭК. Муниципальная апелляционная комиссия. Полномочия и функции конфликтной комиссии. Зарубежный и отечественный опыт по созданию "папки достижений" для интеграции успехов учащихся в учебной, трудовой, исследовательской, проектной и др. видах деятельности по избираемому профилю. Виды портфолио. Механизмы формирования портфолио. Принципы построения образовательного рейтинга выпускника основной школы. Методы реализации профильных проб. Профильная ориентация как основа выбора типа учебного заведения для продолжения образования. Личность в "ситуации социального выбора". Критерии готовности учащихся IX класса к выбору профиля. Построение траекторий для профилизации при продолжении образования. Работа педагогического коллектива с родителями учащихся. Информационные и организационные аспекты предпрофильной подготовки. Формы и методы. Школьные и межшкольные олимпиады, дни открытых дверей, издание информационных материалов, создание "образовательных карт", разработка маршрутов и планов "путешествий"; организация виртуальных и реальных путешествий по "образовательной карте".
Б1.В.ОД.7 Теория и методология физической географии "Дисциплина способствует углубленной теоретической подготовке по общей географии, формирует теоретическую основу для последующего изучения отраслевых физико-географических дисциплин. Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре. Содержащиеся в дисциплине разделы: Методологические основы физической географии; Структура и эволюция физико-географической науки; Современная физическая география: понятия, методы, проблемы; Земля как система; Физическая география в системе наук, области применения физико-географических знаний. "
Б1.В.ОД.8 Теория и методология социально-экономической географии "Программа дисциплины строится на предпосылке, что студенты владеют элементарными знаниями по экономической и социальной географии. Учебная дисциплина «Теория и методология социально-экономической географии» дает знания, умения и владения, которые составляют методологическую и теоретическую основу для изучения различных дисциплин. Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре. Разделы дисциплины: Проблемы взаимодействия общества и природы и социально-экономическая география; Проблемы дифференциации и интеграции в географии общества; Проблемы развития социально-экономической географии России. "
Б1.В.ОД.9 Историко-культурное наследие стран и регионов "Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Основные аспекты истоико-культурного и природного наследия; Влияние мировой культуры на человечество; Размещение объектов наследия; Проблемы охраны и использования наследия современного периода. "
Б1.В.ОД.10 Современные тенденции в географическом образовании "изучается на 1 курсе во 2 семестре. Дисциплина вносит значительный вклад в формирование профессиональной компетентности магистров. Совместно с дисциплинами «Инновационные процессы в образовании», «Методика преподавания географии в высшей школе» и др. обеспечивает подготовку выпускников к деятельности преподавателя в образовательных учреждениях и формирует необходимые компетенции. Введение в науку. Цель, задачи. Роль современной географической науки в решении задач страны, общества и природы; Актуальные проблемы современной географии и их освещение в образовательном процессе; Просветительская деятельность в области географии и географического образования. Инновационные процессы в географическом образовании; Особенности профессионально-личностного роста преподавателя географии. Профессиональное самосовершенствование. Основные направления модернизации географического образования на современном этапе. "
Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору  
Б1.В.ДВ.1.1 Основы землеустройства и кадастровая деятельность Дисциплина изучается на 1 курсе в 2 семестре. Основой для понимания является знание географии, математики, обществознания, информатики. Дисциплина формирует мотивацию к профессиональной деятельности, связанную с рациональным использованием земельных ресурсов. Современные реформы земельных отношений в РФ; Классификация земельного фонда РФ; Основы территориального и внутрихозяйственного землеустройства; Кадастровая деятельность; Роль и значение землеустройства и кадастровой деятельности в развитии территорий. "
Б1.В.ДВ.1.2 Прикладная география "Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре. Сущность и методологические основы прикладной географии; Географические закономерности техногенной трансформации ПТК; Прикладная география и геоэкология. "
Б1.В.ДВ.2.1 Экономико-географический аудит "Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. Программа дисциплины строится на предпосылке, что студенты владеют элементарными знаниями по экономической и социальной географии. Формирует  знания, умения и владения, которые составляют методологическую и теоретическую основу для изучения различных дисциплин. Общие положения аудита; Аудиторские документы; Организация экспертизы экономико-географического аудита. "
Б1.В.ДВ.2.2 Образовательное проектирование "Психолого-педагогические аспекты профильного обучения. Гуманизация образовательной деятельности:. Современные образовательные технологии профильного обучения. Отражение основных концептуальных подходов и направлений модернизации общего образования в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Основные подходы к реализации целей и задач профильного обучения. Модели и формы введения. Программно-методическое обеспечение преподавания дисциплин на профильном уровне. Содержание изменений в педагогической системе и деятельности учителя, проектирование педагогической системы и деятельности учителя профильной школы. Анализ учебников учебных и учебно-методических пособий по предметам гуманитарного цикла. Концепция учебника, общие положения и их реализация в учебнике. Структура и методическое обеспечение учебника. Разработка программно-методического обеспечения к применению дистанционной поддержки профильного обучения. Педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся профильных классов. Основные подходы к реализации целей и задач профильного обучения. Модели и формы введения профильного обучения. Индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут. Муниципальная образовательная сеть и использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в условиях профильного обучения. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его проектирование. Технологии индивидуального обучения. Типы взаимодействия учащихся с Интернет-ресурсами. Организация внеурочной деятельности учащихся. Характеристика модульно-рейтинговой системы обучения. Элективные курсы, содержание, назначение, проектирование программ, формы организации. Типы и модели подготовки элективных курсов. Проблемы качества образования в современных условиях и новые формы государственной итоговой аттестации обучающихся профильных классов. Современные средства оценивания результатов обучения. Новые формы итоговой аттестации. Мониторинг качества профильного обучения. Методы контроля. Оценивание. Тестовый контроль. Разработка тестов для контроля. Коэффициент усвоения. Оценка качества усвоения. Информационно-методическая поддержка и аудиовизуальные технологии в профильном обучении. Библиотека как информационно-поисковая система, обеспечивающая содержание и методику преподавания дисциплин на профильном уровне. Оборудование для поддержки дистанционного обучения. Этапы подготовки учителей к применению дистанционной поддержки профильного обучения. Типы взаимодействия учащихся с Интернет-ресурсами. Интерактивные доски: обзор, характеристики, основные возможности. Электронные учебные издания по предмету. Образовательные ресурсы сети Интернет. Социальные образовательные сети. Цифровые образовательные ресурсы. Образовательные порталы. Сайты образовательных учреждений. Электронные библиотеки. Каталог образовательных ресурсов. Программы для создания презентаций.
Б1.В.ДВ.3.1 Проблемы устойчивого развития Кемеровской области "Содержание дисциплины тесно связано с другими дисциплинами, в учебном блоке магистратуры. Обучение по данной программе предполагает учет современных достижений таких научных дисциплин, как «Теория и методология социально-экономической географии», «Избранные главы социальной географии», а также «Устойчивое развитие» и «Экономическая география России» изучаемые еще на этапе бакалавриата, что в совокупности создает необходимую практическую базу для комплексного представления о проблемах устойчивого развития Кемеровской области. Регионализация концепции устойчивого развития; Проблемы перехода Кемеровской области к устойчивому развитию. "
Б1.В.ДВ.3.2 Рациональное использование природных ресурсов Кемеровской области " Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. логически и содержательно связана с изучением таких дисциплин учебного плана как «Геоэкологический мониторинг в районах развития горнодобывающей промышленности», «Проблемы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду». Основные понятия природопользования; Рациональное использование природных ресурсов. "
Б1.В.ДВ.4.1 Географические основы управления " Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. дает знания, умения и владения, которые составляют методологическую и теоретическую основу для изучения различных дисциплин. Региональная структура России и мира; Проблемы выравнивания уровней развития регионов; Основные типы регионов России и ключевые проблемы их развития. "
Б1.В.ДВ.4.2 Географическая экспертиза "Основой для понимания настоящей дисциплины является знание курса географии, математики, обществознания, информатики, в которых изучаются способы обобщения, анализа и восприятия информации. Логически и содержательно-методически «Географическая экспертиза» связаны с дисциплиной «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Современные информационные технологии». В свою очередь, «Географическая экспертиза» формирует мотивацию к профессиональной деятельности, связанную с географической оценкой предприятий, организаций и с рациональным использованием земельных ресурсов. Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. География, экология, природопользование; Методологические основы географической экспертизы; Географическая экспертиза проектов. "
Б1.В.ДВ.5.1 Рекреационное страноведение "Программа дисциплины строится на предпосылке, что студенты владеют элементарными знаниями по экономической и социальной географии. Учебная дисциплина «Рекреационное страноведение» дает знания, умения и владения, которые составляют методологическую и теоретическую основу для изучения различных дисциплин. Внимание слушателей в процессе изучения дисциплины «Рекреационное страноведение» будет сконцентрировано на таких направлениях как обзор основных понятий и терминов, анализ значения международных туристских связей и определение основных зон притяжения рекреационной деятельности. Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Содержание дисциплины: Рекреационное страноведение: основные понятия и категории; Туризм как вид рекреации и отрасль экономики; Рекреационные регионы мира."
Б1.В.ДВ.5.2 Теория и методология рекреационной географии "Дисциплина введена для студентов с целью погружения в основы рекреации и туризма. Основой для понимания настоящей дисциплины является знание основ физической и экономической географии. Для успешного усвоения дисциплины также необходимы знания, полученные при изучении следующих дисциплин: геополитика и политическая география, страноведение, экономика и др. Логически и содержательно «Теория и методология рекреационной географии» связана с такими дисциплинами как: Рекреационное страноведение, Международный и российский туризм и др. Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Введение. Теория и методология рекреационной географии как наука. Объект, предмет, основные задачи. История науки. Понятие о рекреации. Рекреация и отдых. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность. Рекреационное время и пространство и их соотношение. Рекреационная оценка природных ресурсов. Рекреационные объекты и системы. Рекреационная и туристская сеть. Рекреационные потребности. Структурные особенности рекреационной деятельности. Классификация рекреационной деятельности. Рекреационное районо-образование и районирование. Особенности рекреационной оценки территорий. Экологические проблемы рекреационной деятельности. "
Б1.В.ДВ.6.1 Геоэкологический мониторинг в районах развития горнодобывающей промышленности "Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. изучение дисциплины базируется на рассматриваемых на предыдущей ступени образования (бакалавриат) в дисциплине «Геоэкология и природопользование» вопросах. Основной материал тесно связан с такими дисциплинами как «Прикладная география», «Проблемы устойчивого развития Кемеровской области», «Рациональное использование природных ресурсов Кемеровской области», «Избранные главы геоэкологии и природопользования», «Проблемы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду», «Особо охраняемые природные территории и экологический туризм» и др. Содержание дисциплины: Нормативная база мониторинга в районах развития горнодобывающей промышленности; Общая характеристика геоэкологического мониторинга в районах развития горнодобывающей промышленности; Виды и источники антропогенного воздействия в районах развития горнодобывающей промышленности; Функции и территории ведения мониторинга; Структура и содержание мониторинга; Наблюдательные пункты и сети мониторинга; Классы, программы и проекты мониторинга. "
Б1.В.ДВ.6.2 Проблемы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду "Дисциплина способствует формированию и закреплению теоретических знаний, приобретению практических навыков профессионального характера. Логически дисциплина «Проблемы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду» связана с рядом дисциплин общенаучного и профессионального цикла направления: «Основы землеустройства и кадастровая деятельность», «Избранные главы геоэкологии и природопользования», «Географическая экспертиза» и др. Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. Данная дисциплина позволяет обучающимся получить углубленные знания в области охраны окружающей среды, эффективного контроля за её состоянием, рационального природопользования, а также навыки для успешной профессиональной деятельности. Содержание дисциплины: Современные проблемы экологической экспертизы и ОВОС. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Рациональное использование природных ресурсов.Экологическое проектирование."
Б1.В.ДВ.7.1 Особо охраняемые природные территории и экологический туризм "Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. Разделы дисциплины: Цели, принципы организации ОПТ; Мировые тенденции развития экологического туризма. Национальные парки Северной Америки (США, Канада) и Европы. Заповедники и национальные парки США (принцип двойного федерализма), Служба национальных парков. Первый национальный парк мира – Йеллоустонский. Особенности правового режима национальных парков Канады (федеральный и провинциальный). Старейший национальный парк, организованный в курортной зоне Скалистых гор Банф. Национальные парки Китая и Индии. Квазинациональные парки. Национальные парки Малайского архипелага. Заповедники и национальные парки Австралии и Новой Зеландии. Особенности фауны и флоры. Эндемизм. Основные направления развития экологического туризма в мире. Национальные парки России. Экологический туризм в России. Экологический туризм в Кемеровской области. Становление и этапы развития природоохранной деятельности. Экологические принципы охраны природы. Биосферные заповедники, объекты природного наследия ЮНЕСКО. Лапландский заповедник, Байкальский заповедник. Национальные парки: Угра, Валдайский, Кенозерский, Башкирия, Прибакайльский, Забайкальский. 3. Россия-Норвегия «Пасквик», Россия-Финляндия «Паанаярви»- «Оуланка», Россия-США (Аляска) «Командорский– биосферный заповедник, «Берингия» - национальный парк). Заповедник Кузнецкий Алатау – Экологические проблемы и политические предпосылки – история создания заповедника Охраняемые «краснокнижные виды» виды растений и животных. Природный национальный парк «Шорский» - особенности зонирования. Достопримечательности национального парка «Шорский» и экотуризм. Заказники Кемеровской области. "
Б1.В.ДВ.7.2 Международный и российский туризм "Дисциплина введена для студентов с целью погружения в аспекты международного и российского туризма. Основой для понимания настоящей дисциплины является знание основ физической и экономической. Для успешного усвоения дисциплины также необходимы знания, полученные при изучении следующих дисциплин: политическая география, страноведение, экономика и др. Логически и содержательно дисциплина «Международный и российский туризм» связана с такими дисциплинами как: Рекреационное страноведение, Теория и методология рекреационной географии и др. Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Содержание дисциплины: Введение. Объект, предмет, основные задачи. История науки. Основные понятия и категории туризма Пространственная организация туризма. Территориальные системы туризма. Организационные основы туристской деятельности. Инфраструктура туризма. Туристские услуги. Туризм в России. Особенности и структура национального туристского рынка. Внутренний туризм в РФ. Анализ основных туристских потоков РФ. Региональный внутренний туризм. Туристские регионы России. Характеристика рекреационных ресурсов РФ по регионам. Въездной и выездной туризм. Туристские формальности. География выездного туризма. Международный туризм. Туристское районирование мира. Международный туристский рынок. Безопасность туризма. Международные туристские организации. Регулирование туризма на российской и международном уровнях."
Б1.В.ДВ.8.1 Избранные главы политической географии "Дисциплина «Избранные главы политической географии» логически и содержательно-методически связана и продолжает следующие дисциплины: «Рекреационное страноведение» (Б1.ДВ.5); «Историко-культурное наследие стран и регионов» (Б1.В.ОД.9). Приступая к изучению дисциплины, студенты должны иметь определенные «входные» знания, полученные при изучении программы бакалавриата: иметь четкие представления о таких категориях и понятиях, как «государство», «государственные границы», «политическая система»; знать физическую и экономическую карту мира; знать и уметь объяснить основные события истории России и других государств мира; уметь работать с картами, источниками и специальной научной литературой. студенты должны: владеть навыками самостоятельной подготовки к практическим занятиям, выполнения рефератов, докладов; уметь осуществлять поиск учебной и научной литературы в библиотеке и сети Интернет; уметь выступать на практических занятиях, аргументировано строить свои ответы, дискутировать, опираясь на знания и умения, полученные ранее. Студенты должны быть готовы: читать политическую карту; анализировать исторические, политические и географические Интернет-ресурсы; конспектировать лекции и научные публикации. Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре."
Б1.В.ДВ.8.2 Избранные главы социальной географии "Программа дисциплины строится на предпосылке, что студенты владеют элементарными знаниями по обществознанию, истории и экономике, полученными в школе. Учебная дисциплина «Избранные главы социальной географии» дает знания, умения и владения, которые составляют методологическую и теоретическую основу для профессиональной подготовки. Содержание дисциплины: Социально-географическое направление; Мир в процессе демографического перехода; Трудовые ресурсы России и мира. Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре. "
Б2. Н Научно-исследовательская работа
Б2.Н.1 Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ОПОП магистратуры и направлена на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВО и ОПОП вуза. Научно-исследовательская работа проводится с 1 по 4 семестр. Научно-исследовательская работа осуществляется в форме реализации реального исследовательского проекта, выполняемого магистрантом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится. "
Б2. П Производственная практика
Б2.П.1 Педагогическая "Практика является обязательным разделом общей образовательной программы магистратуры Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Для успешного прохождения практики необходимы знания предшествующих дисциплин общенаучного и профессионального цикла: «Методология и методы научного исследования», «Современные информационные технологии и географические базы данных», «Инновационные процессы в образовании», «Теория и методология физической географии», «Теория и методология социально-экономической географии», «Избранные главы политической географии». Педагогическая практика осуществляется на 1 курсе во 2 семестре. "
Б2.П.2 Научно-педагогическая "Практика является обязательным разделом общей образовательной программы магистратуры Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Для успешного прохождения практики необходимы знания предшествующих дисциплин общенаучного и профессионального цикла: «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Методика преподавания географии в высшей школе», «Подготовка педагогических кадров к реализации профильного обучения», «Современные тенденции в географическом образовании» и др. Научно-педагогическая практика осуществляется на 2 курсе в 3 семестре. "
Б2.П.3 Преддипломная "Проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. Преддипломная практика осуществляется на 2 курсе в 4 семестре. Преддипломная практика является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и проводится на базе образовательных учреждений разных типов (школ, лицеев, гимназий), а так же базы практик КемГУ. "
Б3 Государственная итоговая аттестация Включает в себя  подготовку и защиту выпускной квалификационной работы
ФТД Факультативы  
ФТД.1 Современные проблемы региональной демографии "Основой для понимания настоящей дисциплины является знание курса географии, математики, обществознания, информатики, в которых изучаются способы обобщения, анализа и восприятия информации. Логически и содержательно-методически «Современные проблемы региональной демографии» связаны с дисциплиной «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Теория и методология социально-экономической географии». Дисциплина «Современые проблемы региональной демографии» относится к факультативным дисциплинам ООП. Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. "

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.



 
Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru