Направление подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование,
магистерская программа "Профильное и профессиональное образование"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 21 ноября 2014 г. № 1505
(зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2014 г. № 35263)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).  

 ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

Цели ООП:

  • дать качественные профессиональные знания, востребованные обществом;
  • подготовить магистра к успешной работе в области педагогической, научно-исследовательской, проектной и методической деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки;
  • создавать условия для овладения общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
  • формировать социально-личностные качества магистров: целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность;
  • повышение общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.

Область профессиональной деятельности магистров: образование, социальная сфера, культура

Виды профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- научно-исследовательская;
- проектная;
- методическая.

Аннотации к рабочим программам

Название дисциплины Аннотация дисциплины

М1.Б.1

Современные проблемы науки и образования

Современные парадигмы педагогики. Наука как система знания, наука как деятельность. Ценностные аспекты науки и образования. Философия труда и собственности в контексте образования. Образование и проблема совместимости науки и религии. Человек как объект и субъект познания. Субъект-субъектные взаимодействия как основа гуманистических отношений. Источники определения педагогических проблем. Потребность повышения методологического уровня педагогических исследований. Основные источники определения педагогических проблем: запросы общества, вытекающие из них современные и перспективные задави в области воспитания, образования и обучения, требующие для своего решения организации специальных научных исследований; логика развития педагогики как науки в целом, ее отдельных отраслей и разделов; непосредственные потребности воспитательно-образовательных учреждений, учреждений социально-культурного воспитания; неисследованные вопросы в области педагогического процесса, в теории и истории педагогики, технологиях воспитания. Фундаментальные проблемы педагогики. Процессы разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений и процессов средствами многих наук (антропология, психология, социология, культурология и др.). Фундаментальные проблемы соотношения педагогики и идеологии, вопросы человека и гуманистического характера воспитания, социального и биологического в воспитании и развитии человека, коллектива и личности и их решение в отечественной педагогике. Проблема всестороннего и целостного развития личности, в интересах раскрытия задатков и способностей человека.  Антропологические проблемы в педагогике. Проблема культуросообразности и природосообразности воспитания. Проблемы непрерывного образования и непрерывной социализации. Проблемы историко-педагогических исследований. Соотношение проблем истории просвещения, образования и воспитания с проблемами истории педагогических учений о воспитании. Проблема связи истории педагогики и образования с современностью. Современные тенденции в педагогической науке. Достижения современной педагогической науки, выход педагогики XXI века на новые рубежи. Необходимость выявления основных тенденций современного развития, позволяющих предсказать общую направленность движения в будущем педагогической теории и практики. Тенденция усиления практической значимости педагогики как науки. Тенденция усиления интегративных функций педагогики.  Опора педагогики на акмеологию. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Новые формы обучения в контексте интеграции с мировым образовательным пространством. Особенности управления образовательными системами в контексте интеграции с мировым образовательным пространством. Идеи непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход.

М1.Б.2

Методология и методы научного исследования

В ходе освоения дисциплины формируется понятие о логике исследования,  этапах его конструирования. Отрабатываются  навыки формулирования методологического аппарата исследования: Проблема и тема исследования. Объект и предмет, цели и задачи исследования. Группы задач: историко-диагностическая, теоретико-моделирующая, практико-преобразовательная.  Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Исследовательские методы и методики. Классификация методов: теоретические и эмпирические.Систематизация и интерпретация результатов исследования. Апробация работы. Оформление результатов поиска. Основные требования к оформлению результатов. Требования к логике и методике изложения. Основные методические варианты изложения. Основные виды изложения результатов исследования

Для овладения культурой научного исследования в области педагогических наук  магистранту необходимо освоить разнообразные  стратегии, тактики, методы и формы организации информационного поиска, педагогического эксперимента, психолого-педагогической диагностики.

М1.Б.3

Инновационные процессы в образовании

"Введение. Новации, инновации, новшества, нововведения, инновационный массив. Инновационные тенденции в отечественном образовании. Цели, задачи, основные направления изучения, организационные формы взаимодействия, педагогический инструментарий. Суть основных понятий, характерные особенности, сущность нововведений. Группы противоречий, возникающих и разрешающихся при внедрении нововведений. Характеристика ведущих тенденций, закономерностей, и противоречий в развитии инновационных процессах. Классификация нововведений по типам. Инновационность как один из принципов педагогики. Феноменология понятия «инновационность» в философии, психологии, социологии, педагогике. Стихийные и целенаправленные инновации. Типы нововведений. Носители инновационных процессов. Характеристика принципа инновационности. Обоснование педагогических инноваций. Инновация как теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Задачи и содержание этапов развития инновации. Педагогические способы реализации инновационной деятельности. Инновационное построение обучения. Сущность и структура инновационного образования. Смысл образовательной инновации. Механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Цели и ведущие функции инновационного образования. Уровни и этапы инновационных процессов. Этапы развития образовательной инновации. Социально-психологические факторы успешности внедрения инноваций. Объективные, субъективные факторы и социально-психологические факторы и характер их влияния на инновационный процесс. Специфика внедрения инновационных процессов в образование. Акмеологическая профессиональная позиция преподавателя. Творческая активность. Инновационно-исследовательский стиль профессиональной деятельности педагога. Система отличий инновационного и традиционного обучения: по способам целеполагания, типам педагогической деятельности, способам связи участников совместной деятельности. Личностная готовность педагога к использованию нововведений в образовательном процессе. Общая характеристика субъекта инноваций. Педагог, студент и школьник как субъекты инновациий. 

М1.Б.4

Информационные технологии в профессиональной деятельности

"Требования, предъявляемые к текстовому материалу учебной и научной направленности. Обработка текстовой информации средством текстового редактора MS Word. Организация гипертекстовой структуры документа. Внедрение в документ объектов из других приложений. Реализация принципа наглядности в процессе создания электронного ресурса учебного назначения. Виды графических объектов. Растровая, векторная и фрактальная графика. Основные приемы работы с графическими редакторами Adobe FhotoShop и CorelDraw. Учет специфики графических редакторов в своем образовательном контексте. Цель применения, преимущества и недостатки компьютерного тестирования. Методы проведения тестирования. Основные характеристики тестов. Виды тестовых заданий. Обработка результатов тестирования. Алгоритм разработки теста в некоторых из известных тестовых оболочек. Интернет-экзамен. Общая характеристика приложения MS Power Point как программного продукта: возможности, достоинства и недостатки в подготовке электронных образовательных средств. Правила и особенности подготовки электронных лекций и докладов. Создание тестирующего модуля в среде MS Power Point: алгоритм разработки средствами приложения, создание тестирующего модуля с использованием Visual Basic for Applications (VBA). Разработка электронного учебника на основе мультимедийной презентации: структура электронного учебника: его структура, взаимосвязь основных структурных элементов и этапы создания данного электронного продукта. Общая характеристика MS Excel как программного продукта. MS Excel как инструмент обработки и представления статистических данных научного исследования: операции с разными типами данных электронной таблицы, графическое представление информации. Создание тестирующей программы на основе возможностей MS Excel: общая структура тестирующей программы, основные этапы ее создания, алгоритм разработки тестовых заданий. Общая характеристика технологии HTML Help Workshop как программного продукта: возможности, достоинства и недостатки при разработке электронных ресурсов; интерфейс программы; основные структурные компоненты HTML Help и их взаимодействие. Основные этапы создания электронного учебника (курса) в среде HTML Help Workshop: предварительная подготовка учебных материалов; создание файла-проекта и настройка его интерфейса; компиляция проекта; формирование средств навигации электронного ресурса; настройка электронного учебника (курса) и его оформление. Основные классы образовательных услуг сети Internet (вещательные, интерактивные, поисковые). Организация поиска учебной и научной информации средством Internet. Организация контроля знаний в сети Internet. Создание Web-документов и их публикация в сети Internet. Общие сведения о применения мультимедиа в образовании: педагогические сценарии, преимущества и недостатки мультимедиа, характеристика основных мультимедийных устройств. Критерии отбора мультимедиа-ресурсов учебного назначения и планирование обучающей активности в аудитории. Этические и правовые аспекты использования учебных мультимедиа-приложений. Навыки владения информационными технологиями как необходимое условие организации учебного процесса с применением мультимедиа. Основные этапы создания обучающего мультимедиа-курса. "

М1.Б.5

Деловой иностранный язык

"nnovations in Education Инновации в образовании - Innovations and innovative tendencies in Education in different countries, modern approaches to teaching different subjects Digital Learning Environments Цифровая образовательная среда. Using technology to fundamentally redesign the learning experience in ways that lead to increased student engagement and academic success; can include innovations in online learning, virtual worlds, gaming for learning, and simulations Money issues, accounting, markets. The Secondary Student Design & Research Experience Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность Making math and science real and relevant by involving secondary students in design and research challenges that address real needs in society; can include local and/or global service learning CLIL-context and language integrated learning Контекстное и профильное обучение иностранным языкам. Theoretical and practical ideas of CLIL: cognition, communication, subject integration. My research Моя исследовательская работа. Describing the objective of the research, its methodology, development, didactic strategies and materials elaborated or used, evaluation of the results and conclusions, proposals for the future. Participating in the international conferences and professional and research associations of educators Участие в работе международных научных конференций и профессиональных ассоциаций для работников образования. How to make a presentation (on pedagogical issues), discussing professional problems? How to prepare materials for international conferences, etc. "

М1.В.ОД.1

Концептуальные идеи и направления профильного и профессионального самоопределения

Теоретические основы профильного и профессионального самооопределения обучающихся. Теоретические подходы к профильному и профессиональному самоопределению. Теоретические идеи концепции профильного обучения, принципы. Развитие субъектности как основа самоопредления. Концептуальные основы профильного и профессионального самооопределения обучающихся Концепция в педагогической науке. Структура концепции. Профильная школа – один из способов реализации идеи профильного самоопределения. Модели организации профильного и профессионального самоопределения обучающихся. Социально-педагогические проблемы профильного и профессионального самоопределения обучающихся Основные проблемы самоопределения личности. Проблема и структура выбора. Взаимосвязь ведущих факторов, результатов и критериев эффективности профильного и профессионального самоопределения обучающихся. Педагогическая поддержка профильного и профессионального самоопределения обучающихся Задачи и функции педагогической поддержки профильного и профессионального самоопределения обучающихся 

М1.В.ОД.2

Экспериментальная работа в образовательном учреждении

"Эксперимент – составная часть и основной метод педагогического исследования. Понятие «исследование» в педагогике; фундаментальные и прикладные исследования. Генезис понятий «эксперимент», «экспериментальная деятельность», «экспериментальная работа». История эксперимента как исследовательского метода. Субъекты экспериментальной работы. Виды эксперимента. Понятие о логике эксперимента. Цели современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации образования. Методы экспериментальной работы. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования. Управленческие действия, обеспечивающие эффективную подготовку и включение педагогического коллектива ОУ в экспериментальную деятельность. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента. Пути подготовки эксперимента: поиск, выбор и привлечение научного руководителя как консультанта; составление программы; подготовка материально-технической базы, распределение управленческих функций; организация специальной подготовки кадров; методическое обеспечение; стимулирование субъектов эксперимента. Программа подготовки эксперимента: обоснование темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач эксперимента; выбор конкретных методик и методов исследования; разработка критериев оценки ожидаемых результатов; валидность исследования; прогнозирование положительных результатов, возможных потерь, негативных последствий, компенсаций этих потерь и последствий. Диагностика готовности педагогов к экспериментальной деятельности. Отслеживание процесса и результатов эксперимента. Критерии оценки результатов экспериментальной деятельности. Эксперимент – создание нового. Экспериментальная работа предполагает творчество. Механизмы творческой деятельности: модификационный, комбинаторный, радикальный (М. М. Поташник). Этапы эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе. Технологические основы перевода ОУ в режим эксперимента.

М1.В.ОД.3

Валеологическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения

"Валеологическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения: основные дефиниции дисциплины. Здоровье как состояние и свойство организма. Понятие «здоровье», значение здоровья для отдельного человека и общества, состояние здоровья населения России. Соматический, социальный, личностный уровни здоровья. Демографические, социально-экономические, медицинские аспекты здоровья. Здоровье и болезнь, переходные состояния от нормы к болезни. Диагностика здоровья, уровень здоровья, его количественная и качественная оценка. Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология и дидактика личностно-ориентированного образования. Понятие «здоровый образ жизни». Валеологический анализ факторов здоровья. Нравственность и здоровье. Проблемы валеологизации образовательной среды. Формирование компонентов здоровья и самоактуализация развивающейся личности. Принципы и модели внутришкольного валеологического управления. Валеологический мониторинг в системе управления образовательного учреждения (общие принципы проведения валеологического мониторинга). Разработка и реализация система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Учет возрастных особенностей формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся. Условия обучения как фактор, влияющий на здоровье и психофизиологическое развитие обучающихся. Валеологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Критерии готовности к обучению на повышенном образовательном уровне, критерии и принципы прогнозирования профессиональной пригодности и профессионального отбора. Влияние индивидуально-типологических особенностей на успешность адаптации к профилю обучения. Профессиональное здоровье педагогов. Профессиональная готовность педагогов к оздоровительной деятельности. Организационно-педагогическая модель сопровождения здоровьесберегающей деятельности педагога. Подготовка педагогов к здоровьесберегающей деятельности на вузовском и послевузовском этапах образования. Здоровьесберегающая деятельность учителя в образовательном учреждении. "

М1.В.ОД.4

Концептуальные подходы к организации педагогической деятельности в системе высшего профессионального образования

Цель освоения дисциплины:   способствовать формированию педагогической позиции магистра, обусловливающей творческое проявление его личности как будущего преподавателя. Предлагаемый курс направлен на знакомство магистров с научными подходами в организации педагогического процесса, проблемами развития личности студентов, саморазвития и самовоспитания, факторами и условиями, возрастными и индивидуальными характеристиками личности обучающихся, а также с ведущими характеристиками и принципами педагогической деятельности, осуществляемыми в системе профессионального образования. Представленная  дисциплина предполагает создание педагогических условий, обеспечивающих развитие педагогической позиции магистров, сформированность которой обусловливает проявление субъектных характеристик личности преподавателя в системе профессионального образования. Дисциплина раскрывает сущностные характеристики организации педагогического процесса в системе профессионального образования.

  • Реализация данной программы позволяет  магистранту подготовиться к следующим видам педагогической деятельности:
  • реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающим принятым образовательным стандартам;
  • разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки личности и целей обучения;
  • выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей и средней общеобразовательной и  профессиональной школ, возможностей использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
  • формированию профессионального мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию и демократизацию общества.

М1.В.ОД.5

Педагогическое мастерство в структуре профессиональной культуры

Целью освоения дисциплины является систематизированное освоение магистрантами новейшей научной, методической и практико-ориентированной информации в сфере педагогики, психологии, социологии, философии и культурологи образования, обеспечивающей развитие педагогического мышления, представлений о механизмах научного творчества, формирования готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и участию в инновационных процессах в области образования

Основные задачи:

  1. Содействовать формированию магистрантами современных представлений по вопросам организации и мастерства профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях,
  2. Активизировать развитие профессиональных педагогических способностей и умений, освоению культуры умственного труда, профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия.
Для освоения заложенного в программе содержания компетенций, предполагается педагогическое сопровождение освоения магистрантами научной, методической, практико-ориентированной информации и включение их в активную поисковую, аналитическую и организаторскую деятельность – учебные дискуссии, исследовательскую работу, моделирование учебных и воспитательных ситуаций, проектирование реализации элементов современных технологий, микропреподавание.

М1.В.ОД.6

Возрастной подход при организации образовательного процесса в современной школе

Проблема социального и индивидуального в развитии личности. Формирование и развитие личности. Основные формы развития личности. Теория созревания и теория научения о сущности процесса развития личности. Факторы и условия, обусловливающие развитие личности, их учет в организации процессов воспитания и обучения. Активность и самовоспитание личности, особенности их проявления и учета в воспитательном процессе. Возможности педагога в использовании факторов развития личности в образовательно-воспитательном процессе. Проблема ведущего фактора в развитии личности. Соотношение процессов развития и воспитания личности, их единство и качественные особенности. Роль педагога в содействии процессу развития личности. Общие вопросы возрастного развития. Понятия «возраст», «возрастное развитие»; структура возраста; психические новообразования, их значение в развитии личности; движущие силы развития; социальная ситуация развития.

М1.В.ОД.7

Современные образовательные технологии

Курс ориентирован на   теоретическую и практическую подготовку  магистрантов в области  использования в учебном процессе вуза современных педагогических технологий. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях  компетентностно -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. В процессе занятий рассматриваются следующие  традиционные и нетрадиционные технологии: («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения»,   «Технология «УниверСАМ  инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций» и др.). Обосновываются отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитания; основные требования, предъявляемые к технологиям;    взаимосвязь и взаимообусловленность теории обучения и педагогических технологий в условиях вуза; значение технологий в формировании компонентов компетенций.

М1.В.ОД.8

Реализация теоретических положений педагогической психологии в образовательной практике

Проблемы педагогической психологии развития в системе наук о человеке. Прикладное и теоретическое значение проблемы, задачи курса. Место психологии в системе наук. Культурная антропология, философия, право, социальная педагогика, социология, физиология. Круг проблем педпсихологии развития. Объект, предмет педпсихологии развития. Виды исследований и методы педпсихологии. Психология развития, психология личности, дифференциальная психология, педология, акмеология, геронтология, онтопсихология. Онтологический подход к изучению развития. Онтогенез. Соотношение понятий «зрелость», «здоровье». Нравственное, гражданское развитие.Жизненный путь. Развитие как социокультурное явление. Уровни социализации личности и их значение для достижения зрелости. Проблема периодизации психического развития. Хронологические характеристики индивидуального развития человека. Структурно-динамические преобразования в индивидуальном развитии человека. Каузальный подход к изучению развития психики. Детерминация психического развития человека. Внешние и внутренние условия, факторы, способствующие развитию. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии. Игра и ее роль в психическом развитии. Отечественные исследования проблем развития Применение диагностического инструментария для определения уровневых и структурных характеристик развития психики в различных сферах жизнедеятельности

М1.В.ОД.9

Организация предпрофильной подготовки в образовательном учреждении

Нормативные документы  Минобразования России по вопросам профильного обучения. Понятие «профиля». Цели профильного обучения. Структура базисного учебного плана (БУП) профильного обучения и ее составляющие. Возможные направления профилизации и структуры профилей. Типы учебных предметов профильной школы: базовые предметы, профильные предметы, элективные курсы. Возможные формы организации профильного обучения. Варианты (модели) организации профильного обучения: внутришкольная профилизация, модель сетевой организации. Универсальные (непрофильные) школы и классы.  Цели и задачи предпрофильной подготовки в IXклассах основной школы. Значение предпрофильной подготовки для выбора выпускниками основной школы направления профилизации и типа учебного заведения для продолжения образования. Нововведения в рамках предпрофильной подготовки: элективные курсы, новые методы проведения итоговой аттестации, портфолио. Структура учебного плана предпрофильной подготовки и ее составляющие.Организация преподавания курсов по выбору. Вариативные подходы к формированию учебного плана школы для IXклассов при введении предпрофильной подготовки. Методы разработки учебного плана образовательного учреждения. Понятие сетевого учебного плана, его назначение и форма представления. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке. Основные идеи введения курсов по выбору в систему предпрофильной подготовки. Методы и организационные формы предпрофильной подготовки.  Информационные и организационные аспекты предпрофильной подготовки. Формы и методы. 

М1.В.ОД.10

Подготовка педагогических кадров к реализации профильного обучения

Психолого-педагогические аспекты профильного обучения. Современные образовательные технологии профильного обучения. Отражение основных концептуальных подходов и направлений модернизации общего образования в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта: введение профильного обучения,  нормализация учебной нагрузки, личностная ориентация, социально-гуманитарная направленность содержания образования, его деятельностный характер, формирование ключевых компетенций, усиление воспитательной роли, повышение значения социализирующих дисциплин, обеспечение вариативности образования и всеобщей компьютерной грамотности. Основные подходы к реализации целей и задач профильного обучения. Модели и формы введения профильного обучения. Программно-методическое обеспечение преподавания дисциплин на профильном уровне.  Содержание изменений в педагогической системе и деятельности учителя, проектирование педагогической системы и деятельности учителя профильной школы. Педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся профильных классов. Основные подходы к реализации целей и задач профильного обучения. Модели и формы введения профильного обучения. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его проектирование. Технологии индивидуального обучения. Типы взаимодействия учащихся с Интернет-ресурсами. Организация внеурочной деятельности учащихся. Характеристика модульно-рейтинговой системы обучения. Проблемы качества образования в современных условиях и новые формы государственной итоговой аттестации обучающихся профильных классов. Информационно-методическая поддержка и аудиовизуальные технологии в профильном обучении.

М1.В.ДВ.1.1

Мониторинг в системе информационного обеспечения образовательного учреждения

"Феномен мониторинга в различных областях человеческой деятельности. Понятие «мониторинг». Мониторинг в социологии. Место мониторинга в психологии. Использование мониторинга в экономике. Роль мониторинга в управлении комплексными системами. Классификации систем мониторинга. Методологические и методические проблемы мониторинга. Качество измерений и факторы, влияющие на качество измерений. Сравнительное исследование и критический анализ исследования. Научное исследование и роль мониторинга в научном исследовании. Роль мониторинга в эксперименте. Мониторинг и измерение. Системы мониторинга в образовании. Определение мониторинга в образовании. Образовательная система как объект мониторинга. Системы мониторинга в образовании других стран. Системы мониторинга на федеральном уровне. Мониторинг в образовании на региональном уровне управления. Системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. Мониторинг в системе управления образованием. Анализ тенденций развития образования в европейских странах. Социальный заказ системе образования. Изменения в управлении образованием. Управленческая деятельность в образовательном учреждении и информационное обеспечение управленческой деятельностью в системе образования. Мониторинг в системе информационного обеспечения управленческой деятельности. Мониторинг, эксперимент и диагностика в образовании. Принципы проектирования и реализации систем мониторинга. Технологические проблемы создания и реализации систем мониторинга в образовании. Проектная деятельность. Технология проведения мониторинга. Подходы к определению моделей системы образования для целей мониторинга. Проведение обследования. Проблема причинно-следственных связей и каузального вывода. Основания для сравнения и оценочных суждений. Нормы. Рандомизация. Выборка. Правила составления социологического инструментария. Анализ результатов мониторинга. Распространение информации в рамках планирования и реализации систем мониторинга. "

М1.В.ДВ.1.2

Психология и педагогика профильного самоопределения

"Личность обучающегося в профильном самоопределении. Возрастные особенности подростков. Социальная зрелость личности подросткового возраста. Ответственность. Терпимость. Саморазвитие. Положительное отношение к миру. Профильное самоопределение. Мотивация учения, поведения и выбора профиля обучения. Влияние мотивации на поведение и успешность учебной деятельности. Мотивы выбора профиля обучения. Факторы, влияющие на профильное самоопределение. Психолого-педагогические проблемы профильного самоопределения обучающихся подросткового возраста. Неумение соотносить свои интересы с требованиями, предъявляемыми профилем обучения. Учет индивидуальных особенностей при выборе профиля обучения. Организация профильной ориентации обучающихся. Взаимосвязь выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Принципы организации предпрофильной подготовки и профильной ориентации обучающихся. Вариативность. Интегративность. Дифференцированность. Индивидуализация. Активность личности. Использование личностно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Организация профильного самоопределения обучающихся. Изучение интересов, мотивов выбора профиля обучения. Создание условий выбора профиля обучения. Разработка элективных курсов и их внедрение в образовательный процесс. Экспертиза программ элективных курсов. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Взаимодействие с учреждениями образования и культуры. Индивидуальная образовательная траектория. Консультативная помощь и просвещение. "

М1.В.ДВ.2.1

Управление проектной деятельностью в образовании

Понятия проект, педагогический проект, учебный проект, соотношение понятий проектный, проектировочный. Классификация проектов. Соотношение понятий проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий. Проектная деятельность, принципы, функции, виды и уровни проектной деятельности.  Слагаемые проектной культуры. Проектное обучение как одна из форм обучения. Объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Многообразие субъектов проектной деятельности. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности. Этапы педагогического проектирования. Учебные проекты, досуговые проекты. Проекты в системе профессиональной подготовки. Социально-педагогические проекты.

Образовательные программы, проектирование воспитательной работы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Требования к их составлению. Проектирование учебного содержания, технологий, методик обучения, соответствующих целям обучения. Виды контрольно измерительных материалов. Необходимые знания и навыки в управлении предметной областью проекта. Особенности поведения и системы отношений субъектов проектной деятельности.

М1.В.ДВ.2.2

Активизация познавательной самостоятельности школьников

Теоретические основания активизации познавательной самостоятельности обучающихся. Самостоятельность как стержневое свойство личности. Виды ведущей деятельности обучающихся  Познавательная самостоятельность обучающихся и ее структура Формирование познавательной самостоятельности обучающихся и этапы данного процесса . Активизация познавательной самостоятельности как стимулирование у человека процессов восприятия, воображения, мышления, а также стремления приобретать новые компетенции и потребности творчества. Компоненты процесса активизации познавательной самостоятельности обучающихся (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный) и их характеристика. Особенности активизации познавательной самостоятельности обучающихся различных возрастов. Формы и технологии активизации познавательной самостоятельности обучающихся в урочной деятельности. Формы и технологии активизации познавательной самостоятельности обучающихся во внеурочной деятельности. Определение результативности активизации познавательной самостоятельности обучающихся.

М1.В.ДВ.3.1

Развитие педагогической мысли в России

История и методология педагогики и образования. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире. .Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Возникновение письменности и школы. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского  Средневековья. Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации.  Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.).  Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня и др. Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.). Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение в них вопросов физического воспитания. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.).  Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII – XVIII вв.).   Педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг  

Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в.). Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г.. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Г. Редкин и др.). Школьные реформы 60-х гг. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического образования.

Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский).

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX – начале XX вв. Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А. Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на развитие всех отраслей педагогики и школы.

Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.). Создание государственного комитета по народному образованию в период февральской революции 1917 года  Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны.

Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны. Развитие общеобразовательной школы в конце 40-х – 50-х годах. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-х – 60-х годах. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х – начале 70-х годов.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996г.)

Появление новых типов школ.

Педагогика ХХI века и актуальные проблемы современного образования. Понятие методологии науки и ее уровни.

М1.В.ДВ.3.2

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс дает  теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. Курс нацелен на развитие профессионального мастерства магистрантов и должен способствовать овладению ими технологической и методической инструментовкой учебного процесса, а значит, содействовать росту профессиональной зрелости и педагогической квалификации.

Раздел «Ретроспективный анализ термина «Технология» в педагогической науке и практике» посвящен рассмотрению  понятие «технология» в педагогической науке и в исторической перспективе, методологической основе, структуре и  принципам  построения педагогической технологии, разнообразию классификаций. В разделе «Современные технологии профессионально-ориентированного обучения» представлен обзор современных педагогических технологий  XX - XXI веков, их концептуальных положений и  ведущих идей. Рассматриваются технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом, технология самовоспитания и самообразования педагога, технология «Мастер- класс», технология «Педагогическая студия» и ряд других. Раздел 3  рассматривает технологии предметно-ориентированного  обучения: эвристическая технология, технологии дифференцированного обучения, технологию «Полного усвоения знаний», Технология концентрированного обучения, технологию модульного обучения, технология проблемно – модульного обучения. В курсе также рассматриваются личностно-ориентированные технологии  обучения и  нетрадиционные технологии обучения, используемые в преподавании высшей школы.

М1.В.ДВ.4.1

Развитие системы образования за рубежом

Исследования зарубежных компаративистов Н. Хэнса, М. Жюльена, А. Векслиара. Вклад отечественных педагогов в развитие идей компаративистики. Тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века. Зарубежные философии образования. Зарубежные реформы образования. Идеи Болонского процесса. Ориентация на непрерывность образования. Компетентностный подход в образовании.

Успехи и проблемы зарубежного образования. Мировые тенденции и приоритеты воспитания. Закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики.

Политические и демографические факторы развития образования.

Альтернативные системы образования.

Новые образовательные технологии за рубежом Изменения в трудовой подготовке и профориентации.

Инновационные модели обучения в зарубежных странах. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA.)

Подготовка учителей за рубежом. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России.

Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

М1.В.ДВ.4.2

Методические требования к организации образовательного процесса в современной школе

Профессионально-личностный рост учителя – требования современной школы.

Профессиональный рост учителя как объект управления. Понятие методическая работа в школе. Критерии оценки методической работы. Функции методической работы. Содержание методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителя.  Расширение культурного кругозора и развитие интеллекта учителя как специально организованное деятельность руководителя образовательного учреждения. Расширение   мировоззренческой подготовки учителя. Совершенствование дидактической подготовки учителя. Направленность подготовки учителя на организацию воспитательного процесса. Подготовка учителя к использованию информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование педагогической техники учителя. Особенности содержания методической работы с учителями в условиях развивающейся школы. Формы организации методической работы. Межшкольные профессиональные объединения педагогов как форма организации методической работы. Самообразование учителя. . Программа профессионально-личностного саморазвития учителя. Портфолио учителя как форма профессионального роста педагога. Создание условий, обеспечивающих эффективный профессиональный рост учителя . Мотивация учителя на повышение компетентности. Построение оптимальной структуры методической работы в школе. Особенности работы с педагогами разного уровня профессиональной компетентности.

М1.В.ДВ.5.1

Акмеология образования

Предмет и понятийный аппарат акмеологии. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания. Задачи акмеологии. Методы акмеологических  исследований.  Эксперимент в акмеологии. Диагностические методы.Акмеологическое понимание человека как индивида, личности, субъекта.

Феномен «акме» и его главные характеристики. Акмеологический подход как методологическая основа современной педагогики. Современные теории обучения и воспитания и их практическое применение.

Акмеологические технологии в педагогической деятельности. Дидактические игры как форма акмеологических технологий.

Профессионально-личностный рост учителя. Самообразование учителя как объект самоуправления. Результаты профессионально-личностного развития учителя

М1.В.ДВ.5.2

Нормативно-правовые основы высшего образования

Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций. Управление системой образования. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных организаций. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования.

М1.В.ДВ.6.1

Методика оценивания достижений обучающихся

Современные виды, формы и организация контроля качества обучения. Классификация форм контроля качества обучения. Понятие «контроль». Функции контроля. Требования к контролю. Основные принципы контроля.  Виды контроля. Условия эффективного функционирования системы педагогического контроля: объективность, гласность, незыблемость. Организация контроля качества обучения. Требования к знаниям. Традиционные формы контроля качества обучения. Нетрадиционные формы контроля качества обучения. Новые формы текущего контроля. Накопительная оценка, ее функции. Оценивание как компонент учебной деятельности. Цель оценочной деятельности учителя. Сущность и роль оценки. Функции педагогической оценки. Безотметочная система обучения. Критерии оценки знаний учащихся. Рейтинг, мониторинг, «портфолио» как методики оценивания.

Теоретическая основа разработки программы мониторинговых исследований. Структура программы мониторингового исследования. Представление результатов мониторингового исследования. Требования при составлении аналитической записки.

Зарубежный и российский опыт по разработке и созданию портфолио учащихся.

Тестирование в образовании. Развитие системы тестирования в России и за рубежом.

Категориально-понятийный аппарат тестирования. Сущность и понятие педагогического теста. Компьютерное тестирование и адаптивный тестовый контроль. Современные тенденции к определению тестового инструментария и процедуры контроля. Классификация тестов

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в процессе тестирования. Тесты достижений и тесты способностей. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в условиях тестирования их образовательных достижений.

Единый государственный экзамен. Организация единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цели и порядок проведения ЕГЭ. Суть ЕГЭ. Причины введения ЕГЭ. Документы, регламентирующие порядок организации ЕГЭ. Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ.

М1.В.ДВ.6.2

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения

Теоретические основы профессионального самоопределения личности  Понятие, сущность, этапы профессионального самоопределения. Критерии оценивания сформированности профессионального самоопределения. Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения обучающихся. Факторы, влияющие на профильное самоопределение. Неумение соотносить свои интересы с требованиями, предъявляемыми профессией. Направления психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Принципы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Определение содержания деятельности по профессиональному самоопределению в соответствии с профилем обучения и результатами диагностики. Выбор форм организации деятельности по формированию профессионального самоопределения. Мониторинг профессионального самоопределения личности. Корректирование протекания процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся. Индивидуальный образовательный маршрут.

ФТД.1

Содержание профессиональной ориентации школьников в информационном обществе

Профессиональная ориентация как система.  Профориентация как сложнодинамическая система. Компоненты профессиональной ориентации: профессиональной информации, профессиональной диагностики, профессиональной консультации, профессионального отбора, трудоустройства, профессиональной адаптации. Взаимосвязь компонентов профориентации.  .

Профессиональная информация. Содержание профессионального информирования. Формы и методы.. Специальные виды профинформационных материалов . Встречи с представителями разных профессий. Профессиональная консультация. Задачи и содержание профессиональной консультации.

Профессиональная диагностика. Задачи и содержание профессиональной диагностики.

Профессиональное самоопределение молодёжи. Структура профессионального самоопределения на этапе выбора профессии. Организация профессиональных проб школьников. Профессиональная проба – важнейший этап профессиональной ориентации. Реализация и содержание профессиональной пробы. Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. 

ФТД.2

Педагогическая этика

Курс «Педагогическая этика» изучает характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в преподавательской  среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Курс предполагает формирование у магистрантов базовой системы знаний в области общенаучной и педагогической этики; основ этико-нравственной культуры будущего педагога, теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры этико- педагогического общения; развитие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

  Учебный план ООП (очная 2014)

  Учебный план ООП (заочная 2014)

  Учебный план ООП (заочная 2013)

  Учебный план ООП (очная 2012)

 

 Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 050100.68/44.04.01 Педагогическое обрзование магистерская программа "Профильное и профессиональное образование"

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru