Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Русский язык и литература"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 4 декабря 2015 г.№ 1426

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа составлена с учетом  запросов  населения региона в получении профессионального образования,  в формировании исследовательских, профессиональных  и общекультурных компетенций, необходимых для успешной работы выпускников в сфере образования. Важными  характеристиками  ОПП являются  оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями ФГОС 3-го поколения  организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к  российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (русский язык и литература) и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

 

Цель и задачи ООП:  цельООП бакалавриата по  направлениюПедагогическое образование (русский язык и литература) состоит в подготовке конкурентноспособных выпускников, высококвалифицированных бакалавров, которые обладают базовыми знаниями по широкому спектру психолого-педагогических и филологических дисциплин и, шире, гуманитарных дисциплин и готовы к профессиональной деятельности в учреждениях сферы образования.

В связи с этим задачи ООП заключаются в организационно-методическом и информационно-технологическом сопровождении образования бакалавров и включают:

  • формирование качественных профессиональных знаний и умений бакалавров, востребованных обществом,подготовку к успешной работе в сфере образования и воспитания подрастающего поколения;
  • оздание условий для овладения бакалаврами общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для развития и воспитания детей школьного возраста;
  • формирование социально-личностных качеств бакалавров: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в детском коллективе, ответственности за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственности, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения;
  • формирование профессиональных компетенций, таких  как умение  работать в любых типовых учебных заведениях, а также с любыми видами текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • формирование знаний русского и иностранного языков, русской и зарубежной литературы и умение применять филологические знания в своей педагогической  деятельности.

Квалификация присваиваемая выпускникам - бакалавр

Область профессиональной деятельности бакалавров включает педагогическую  и культурно-просветительскую деятельность. Данная направленность  предполагает получение прикладного филологического образования, сфера применения которого – область  преподавания русского языка и литературы в различных типовых образовательных учреждениях.

 

Вид профессиональной деятельности выпускника, к которому готовятся выпускники: учитель русского языка и литературы.  Сконцентрированность учебного процесса на психолого-педагогической подготовке и вопросах методики преподавания русского языка и литературы, позволяет выпускнику направления Педагогическое образование (руский язык и литература) сосредоточить свои силы на приобретении и оттачивании приемов педагогического мастерства. При этом выпускник получает качественное содержательное образование по всем предметным областям, необходимым ему для самореализации в выбранной профессии учителя русского языка и литературы.

 

Востребованность выпускников.Изучение обширного комплекса психолого-педагогических, лингвистических, литературоведческих и гуманитарных дисциплин готовит выпускника к педагогической деятельности в системе среднего общего  и среднего профессионального образования. Потребность школ, техникумов и колледжей города и области в высококвалифицированных филологических кадрах обусловливает достаточный уровень трудоустройства специалистов в соответствии с полученной специальностью.

 

 

  Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Наименование дисциплины

Аннотация дисциплины

Б.1.Б.1

История

     Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Образование и развитие Древнерусского государства. Принятие христианства. Русские княжества в период раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Единое Российское государство в XVI-XVII вв. Экономические, политические и этнокультурные процессы. Ведущая роль русского народа в развитии российской государственности, в освоении новых земель. Этапы закрепощения крестьян. Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии: экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь. Отмена крепостного права. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Начало индустриализации и формирование финансового капитала. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество, реформы и революция в начале XX в. Думская монархия. Противоборство классов и партий. Мировое значение русской культуры.

     Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Российская революция 1917 года. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Белое движение: воинские формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Переход от войны к миру, реформы первой половины 20-х годов и их итоги. Образование СССР. Эволюция советско-большевистского режима. Модернизация советского общества конца 20 - начала 30-х годов, ее причины и результаты. Изменения в области идеологии и культуры. Российская культура в эмиграции между двумя мировыми войнами. Советский Союз накануне и в годы Второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950 – начале 1960-х годов. Противоречивость социально-экономического развития страны в 1960-1980-е годы. Обретения и потери СССР в ходе «холодной войны», углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Распад (дезинтеграция) СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия и проблемы ее реформирования.

Б.1.Б.2

Философия

     Философия, ее предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.  Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

     Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII – XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

     Философская онтология. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии.  Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

     Теория познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности.  Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

     Философия и методология науки. Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности.  Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

     Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность  исторического развития.  Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и  типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

     Философская антропология. Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

     Философские проблемы в области профессиональной деятельности.

Б.1.Б.3

Иностранный язык

     Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;  основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Б.1.Б.4

Экономика образования

     Предмет экономики образования. Субъекты экономики образования. Объекты экономики образования. Понятия: система образования, образовательный процесс, образовательная услуга. Понятие рынка образовательных услуг. Количественная и качественная оценка образовательных услуг. Стоимость образовательной услуги.

     Конкуренция и монополизм в сфере образования. Место образования в жизни общества, структура и уровни образовательной системы, структура управления образованием, виды образовательных учреждений, финансирование образования, подготовка кадров, законодательная база. Образование Кемеровской области. Место образования в основных макроэкономических показателях (ВВП, НД, РЛД, ЛД) и в понятии национальное богатство.

     Общая структура образования. Профессиональное образование (по уровням). Допрофессиональное образование (по уровням).

     Законодательная база. Количественные характеристики российской системы образования. Управление знаниями. Система управления знаниями. Методы принятия решений в моделях знаний. Тенденции в области управления знаниями. Показатели конкурентоспособности образовательного учреждения. Финансирование образования. Интеллектуальный потенциал. Образование и экономический рост. Экономическая эффективность образовательных услуг. Модели экономического роста. Научно-техническая политика. Приоритеты научных исследований.

Б.1.Б.5.

Культура речи

Культура речи. Культура речи, предмет, методы, задачи. История возникновения КР как учебной и научной дисциплины. Категоризация как глубинный механизм организации (структурирования) языка и речи, познания мира. Языковая ситуация в России начала ХХI века. Языковая ситуация в советской России. Понятие нормы в аспекте категоризации. Типы норм. Кодификация. Фонетические нормы в аспекте категоризации, глубинной основы культуры речемыслительной деятельности. Лексическая норма как ментально-языковая категория. Словообразовательные нормы в когнитивном аспекте. Синтаксическая система языка в нормативном аспекте. Коммуникативные нормы в аспекте категоризации. Этический компонент культуры речи. Речевой этикет. Нейролингвистическое программирование в аспекте самосовершенствования языковой личности и эффективности коммуникации. Стилистика. Статус стилистики в системе языковедческих дисциплин. Актуальные направления современной стилистики. Основные понятия и категории лингвистической стилистики. Классификации стилистических ошибок. Соотношение понятий «стилистический прием» и «стилистическая ошибка». Функциональная стилистика как центральное направление современных стилистических исследований. Стиль и дискурс. Текст как «реальная величина стилистики». Основные направления стилистического анализа текста. Речевой жанр как особая коммуникативная система. Система функциональных стилей современного русского языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль и разговорная речь. Художественный текст как объект современной стилистики: коммуникативный и когнитвный аспекты. Принципы, методы и приемы обучения стилистике в школе. Фонетическая стилистика. Стилистические ресурсы лексики. Лексические образные средства. Стилистические ресурсы морфологии. Синтаксические средства языка в стилистическом аспекте.

Б.1.В.1

Нормативно-правовое обеспечение образования

     Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Управление системой образования. Государственный и государственно общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесения российского и зарубежного законодательства в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования.

Б.1.В.2

Профессиональная

этика

     Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной  этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Педагогическая этика. Специфика профессиональной этики в разные исторические периоды. Предмет и задачи профессиональной этики. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Профессиональная этика как научная дисциплина. Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к педагогу. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим). Этическая конвенциальность как социальная и психолого-педагогическая проблема Основные категории педагогической этики. Современные проблемы профессиональной этики. Особенности российской этики и проблемы школы. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия. Нормативно-правовые документы о правах ребенка. Воспитание дошкольников в духе прав человека. Нравственное сознание современного педагога. Профессиональная этика о нравственном сознании педагога. Структура нравственного сознания. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма. Профессиональная компетентность и личность педагога. Профессиональная этика как феномен делового общения педагога Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Понятия «конфликтоген», «конфликтная ситуация», «инцидент». Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Объективно и субъективно обусловленные конфликты. Типы поведения людей в конфликтной ситуации: «практик», «собеседник», «мыслитель». Причины (стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма, информация). Факторы возникновения конфликтов: структурные, ценностные, отношений, поведенческие. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Стрессы и стрессовые ситуации в педагогической деятельности. Фазы развития стресса. Классификация стрессов. Причины стрессового напряжения. Способы избегания стрессовых ситуаций. Речевой этикет в профессиональной деятельности педагога. Понятие культуры речи и ее элементы. Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Этико-психологические отношения в педагогическом коллективе. Общие этические принципы и характер делового общения. Особенности общения в педагогическом коллективе: официальные и неофициальные формы общения. Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно-этический аспект. Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом. Нормативно-ценностные стратегии профессионально-личностного становления педагога.

     Принципы и формы этической конвенциональности (договоры, кодексы, правила, стандарты и т.д.), утверждающие нормативную значимость согласия образовательного сообщества в решении существующих и возникающих проблем.

     Формирование этики педагогического профессионализма. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма. Имидж делового человека в контексте профессиональной этики. Понятие «имидж» и его роль в профессиональной деятельности педагога.

     Понятие «модель поведения». Модели поведения: этикетные и стратегические. Критерии выбора модели поведения: нравственная безупречность, соответствие закону и установленному в обществе порядку, учет конкретной ситуации, цель, самокритичная оценка, половая отнесенность личности. Понятие «тактика общения». Требования к тактике общения. Механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение. Этические заповеди современного педагога. Нравственные ценности образования. Проблемы нравственного воспитания и образования. Традиции нравственного воспитания и его культурно-исторические типы. Современные системы образования.

Б.1.ДВ.1.1

Управление образовательными организациями

  Управление процессами воспитания и развития; умение анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования и повышения квалификации; умение выполнять методическую работу, функции классного руководителя или его помощника; иметь целостное представление об инновационных процессах в области образования, об управлении педагогическими системами, о педагогическом менеджменте как эволюции в правленческом аспекте.

Б.1.ДВ.1.2

Методическая работа в образовательно организации

   

Цели и задачи методической работы в школе. Организация методической работы в школе: структура методической работы в школе; формы проведения занятий в различных методических объединениях. Участники методической работы школы. Компетенция и обязанности участников методической работы школы. Документация. Формы методической работы. Критерии результативности методической работы. Выявление, изучение и представление педагогического опыта.

Б.2.Б.1

Информационные технологии в образовании

     Понятие технологии, информационной, коммуникационной технологии. Классификация информационных технологий. Программные и аппаратные средства ИКТ. Цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе. Психологические и педагогические аспекты использования ИКТ в обучении. Основные возможности средств ИКТ. Виды деятельности с использованием средств ИКТ. Применение дистанционных образовательных технологий, ресурсов сети Интернет в системе образования. Понятие электронного средства (ЭС) учебного назначения. Программно-методическое обеспечение учебного процесса. Методические и педагогические цели использования ЭС в учебном процессе. Классификация ЭС учебного назначения. Понятие мультимедиа. Области применения мультимедиа. Средства мультимедиа. Возможности средств технологии мультимедиа. Система «виртуальная реальность». Техническая основа системы «виртуальная реальность». Виды взаимодействия в системе «виртуальная реальность». Технологические основы функционирование интерактивной доски, аппаратные и программные средства для интерактивной доски.

Б.2.Б.2

Основы математической обработки информации

     Предмет, основная задача и основной метод математической статистики. Статистическая информация и формы её представления. Числовые характеристики статистических рядов. Статистика и вероятностные модели. Основные этапы статистической обработки данных. Выборка как набор случайных величин. Генеральная и выборочная средние. Методы их расчета. Генеральная и выборочная дисперсии. Оценки параметров распределения. Надежность и доверительные интервалы. Оценка вероятности по частоте. Корреляция. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Понятие информации, её свойства. Различные подходы к определению понятия информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Сущность вероятностного и объемного подходов к измерению информации. Единицы измерения информации. Понятие системы счисления. Построение позиционных систем счисления (на примере двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления). Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием р¹10. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Основы машинной арифметики Моделирование как метод познания. Понятие математической модели. Формы представления информационных моделей. Язык как средство информационного моделирования. Объектно-ориентированное моделирование.

Б.2.Б.3

Естественнонаучная картина мира

     Человек и природа. Фундаментальное единство материального мира. Отражение действительности в науке. Естествознание и гуманитарное знание. Анализ понятий: наука, научная картина мира, концепции, естествознание. Эволюция естествознания. Фундаментальные естественнонаучные парадигмы. Атомистическая и континуальная концепции. Механистическая картина мира. Классическая парадигма и стратегия познания. Неклассическая стратегия познания. Эволюционно-синергетическая парадигма. Панорама современного естествознания. Структурные уровни материи и спектр естественных наук. Концептуальные уровни химии. Концептуальные уровни биологии. Концептуальные уровни физики. Образ природы в классическом естествознании. Концепция моделирования объектов. Фундаментальные модели и концепции классической физики. Особенности классических моделей и концепций в химии и биологии. Образ природы в неклассическом естествознании. Развитие квантовой концепции. Концепция моделирования состояний микрообъектов. Значение открытий квантовой физики. Статистические и динамические закономерности в природе. Цивилизационная значимость открытий квантовой физики. Неклассические модели в химии и биологии. Эволюционные представления в естественнонаучной картине мира. Концепция самоорганизации сложных систем. Эволюционно-синергетическая парадигма. Эволюция на космологическом и геологическом уровнях. Эволюция на химическом уровне. Биологическая эволюция. Антропогенез. Экосистемный уровень организации живой материи. Экосистемы, биосфера, ноосфера. Антропоэкосистемы. Этногенез и биосфера Земли. Хозяйственно-культурный подход к взаимодействию человека и природы. Историко-культурный подход. Устойчивое развитие. Формирование концепции устойчивого развития, её содержание, реализация за последние 10 лет.

Б.2.В.1

Валеологическое сопровождение образования

     Здоровье как состояние и свойство организма. Понятие «здоровье», значение здоровья для отдельного человека и общества, состояние здоровья населения России. Соматический, социальный, личностный уровни здоровья. Демографические, социально-экономические, медицинские аспекты здоровья. Здоровье и болезнь, переходные состояния от нормы к болезни. Диагностика здоровья, уровень здоровья, его количественная и качественная оценка. Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология и дидактика личностно-ориентированного образования. Понятие «здоровый образ жизни». Валеологический анализ факторов здоровья. Нравственность и здоровье. Проблемы валеологизации образовательной среды. Формирование компонентов здоровья и самоактуализа­ция развивающейся личности. Принципы и модели внутришкольного валеологическо-го управления. Валеологический мониторинг в системе управления образовательного учреждения (общие принципы проведения валеологического мониторинга). Разработка и реализация система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Учет возрастных особенностей формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучаю­щихся. Условия обучения как фактор, влияющий на здоровье и психофизиологическое развитие обучающихся. Экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Методы оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья (гигиенические, физиологические, анкетная методика мониторинга и др.). Факторы, оказывающие влияние на показатели эффективности деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья обучающихся (организация воспитательно-образовательного процесса, состояние здоровья и текущая заболеваемость, психическое и функциональное напряжение организма, физическое развитие и физическая подготовленность учащихся и др.). Валеологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Критерии готовности к обучению на повышенном образовательном уровне.

Б.3.Б.1

Психология

·                   1. Общая психология

·                        Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные принципы и категории общей психологии. Взаимосвязь методологии, методов и частных исследовательских методик. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Эволюционное развитие психики. Проблема возникновения психики. Критерий разделения психической и допсихической жизни. Стадии развития психики у животных. Основные закономерности развития психики у животных. Закономерности психического развития человека. Условия возникновения сознания. Структура сознания, уровни сознания. Сознание и самосознание, их взаимосвязь. Проблема деятельности в психологии. Теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Структура  деятельности. Деятельность, действие, операция, их характеристика. Понятие о познавательной деятельности, этапы познания. Общее понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений, их свойства и методы исследования.  Понятие о восприятии, восприятие и действие. Понятие памяти, основные процессы, виды и типы памяти, их  характеристика. Виды и типы мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение задач. Мышление и речь, их  взаимосвязь. Психологическая структура речи, ее основные виды и функции. Виды и операции воображения, их общая характеристика. Понятие внимания, виды внимания. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности. Виды мотивов, сознательные и бессознательные мотивы, понятие установки (Узнадзе Д. Н.). Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств и настроения в регуляции активности человека. Фрустрация и ее связь с эмоциональными состояниями человека. Понятие о воле, структура волевого акта. Понятие индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Структура человеческой индивидуальности. Уровни индивидуальности. Задатки и способности. Способности и одаренность. Подход к понятию «личность» в основных психологических школах. Социализация и формирование личности. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Проблема  жизненного пути личности. Идентичность личности, ее развитие; кризисы идентичности.

·2. Психология развития

·                        Объект, предмет, задачи, структура  и основные проблемы психологии развития. Основные понятия возрастной психологии: развитие, факторы развития, формы развития сферы развития, периодизация психического развития, возраст, возрастной кризис. Уровни методологии науки. Методологические принципы психологии развития. Классификация научных методов исследования в психологии развития. История становление зарубежной и отечественной психологии развития. Теории психического развития человека: однофакторные – биодинамические, социодинамические; двухфакторные – теории конвергенции социальных и биологических факторов, теории конфронтации двух факторов, теории взаимодействия двух факторов. Основные закономерности детского развития. Периодизации психического развития. Психология возрастных кризисов. Психологические особенности, структура возрастного кризиса. Содержание и внутренние механизмы возрастного кризиса. Психологические особенности развития человека в разные возрастные периоды. Психологические особенности развития в период детства. Особенности развития ребенка в младенчестве. Общая характеристика новорожденности. Социальная ситуация развития младенческого возраста и противоречие, лежащее в ее основании. Ведущая деятельность младенческого периода – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, ее предмет и содержание. Личностные новообразования: потребность в общении, эмоциональная синтония «Пра-мы» – сознание «мы», осознание психической общности, предшествующее осознанию собственного Я. Особенности общения с взрослыми: тип общения, изменение характера общения на протяжении первого года жизни ребенка. Особенности психического развития: два этапа психического развития младенца. Развитие сенсорных процессов, развитие акта хватания. Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Особенности мышления младенца. Подготовительный период в развитии речи (гуканье, гуление, лепет). Кризис одного года. Основные новообразования кризиса: прямохождение, автономная речь, гипобулические реакции ребенка. Развитие ребенка в раннем детстве. Социальная ситуация развития раннего детства и ее противоречие. Ведущая деятельность раннего детства – предметно-манипулятивная деятельность, ее предмет и содержание. Личностные новообразования: речь как средство общения и обобщения, самосознание «Я и мир», потребность в самостоятельности и самоуправлении. Особенности общения с взрослыми: тип общения, предметная опосредованность общения. Особенности общения со сверстниками: появление интереса к сверстникам, игры «рядом, но не вместе». Особенности познавательного развития: развитие восприятия как центрального доминирующего процесса периода раннего детства (формирование системы сенсорных эталонов), непроизвольной, механической памяти, наглядно-действенного мышления. Развитие речи – опережающее развитие пассивной речи ребенка; развитие различных сторон речи: фонематической, синтаксической, семантической. Кризис трех лет. Симптомы кризиса Основные новообразования кризиса. Характеристика развития личности в юношестве. Кризис идентичности личности. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте и ее противоречие. Ведущая деятельность юноши – профессиональное и социальное (личностное) самоопределение, его предмет и содержание. Психологические характеристики выбора профессии юношей. Построение жизненных планов. Личностные новообразования: идентичность личности мировоззрение, обобщенная форма самосознания (открытие Я) Развитие личности в юношеский период как разрешение кризиса идентичности. Типы идентичности. Особенности общения с взрослыми: повышение  авторитета взрослого как носителя определенного жизненного опыта, формирование равно-статусных отношений. Особенности общения со сверстниками: стремление к индивидуализации, юношеская субкультура, формирование интереса к противоположному полу. Особенности познавательного развития: Формирование индивидуального стиля умственной деятельности (Е. А. Климов). Повышение уровня системности и критичности мышления. Развитие творческого мышления. Закрепление системы приемов рационального запоминания. Особенности развития личности в период ранней и средней взрослости. Характеристика исследований взрослости на протяжении ХХ века. Понятие “онтогенетических сдвигов” в процессе развития современного взрослого человека. Периодизация взрослости. Социальная ситуация развития в период зрелости. Ведущая деятельность взрослого человека – максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Сферы активности взрослого человека и их психологическая характеристика: профессиональная самореализация, семейные отношения, досуговая деятельность. Личностные новообразования: формирование характеристик зрелой личности. Динамика изменений в период ранней и средней взрослости ценностных ориентаций, характеристик мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер личности, Я-концепции”. Гендерные различия в развитии личности в период взрослости. Переживание человеком возрастных кризисов взрослости - кризиса 30-лет, кризиса середины жизни (40-45 лет). Особенности познавательного развития: интеллектуальное развитие в период зрелости. Неравномерное развитие психических функций взрослого человека. Творческая активность в период зрелости. Характеристика развития личности в период поздней  взрослости. Понятие “геронтогенеза”. Неоднородность изменений в процессе старения у разных людей. Биологические и социальные факторы старения. Теории старения. Социальная ситуация развития в период поздней взрослости – переживание кризиса разобществления. Выбор между социальной и индивидуальной жизнью (сохранение себя как личности или как индивида). Ведущая деятельность человека в период поздней взрослости – особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути. Сферы активности и самореализации личности в период поздней взрослости. Личностные новообразования: мудрость, заострение личностных черт, преодоление негативных социальных стереотипов старости через конструирование собственных критериев восприятия жизни, формирование наиболее целостной “Я-концепции” как результата интеграции многих образов Я, прошлого, настоящего и будущего. Особенности познавательного развития: формирование компенсаторных, приспособительных психологических механизмов. Внутрииндивидная асинхронность инволюции отдельных психических процессов. Мудрость как система экспертных знаний.

·3. Педагогическая психология

·                        Психологические основы модернизации образования. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность, ее компоненты: учебная мотивация; учебная задача; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль и оценка, переходящая в самооценку. Усвоение. Обучаемость, критерии обучаемости. Развитие предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста: отдельных элементов учебной деятельности (учебно-познавательной мотивации, умение определять цель предстоящей деятельности и планировать ее, владеть самоконтролем др.). Развитие универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) у младших школьников. Педагогическая деятельность. Мотивация профессионально-педагогической деятельности. Педагогические функции и умения. Стили и модели педагогической деятельности. Личность педагога и общественно-значимая роль его профессиональной деятельности. Педагогические способности. Профессионально важные качества. Профессиональная «Я-концепция» и самосознание учителя. Педагогическая направленность. Профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая компетентность педагога. Педагогическое общение: функции, уровни, этапы, стили, модели. Особенности общения педагога с различными субъектами образовательного процесса. Психологические проблемы профессионально-педагогического общения: барьеры и конфликты, способы их предупреждения.

·4. Социальная психология

     Основные теоретические направления современной социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, символический интеракционизм. Социальная психология личности. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Социальная идентичность, социальная установка, социальная роль, социальная регуляция поведения, десоциализации и ресоциализации. Самосознание личности. Социальная норма. Социализация личности: содержание, механизмы, институты, факторы, стадии социализации. Понятие и виды социальных отношений. Общение как социально-психологический феномен: значение, функции, типы, виды, механизмы общения. Специфика делового общения, общения в образовательных учреждениях Психология малой группы: структура, классификация, механизмы формирования и развития, групповые конфликты. Положение индивида в группе. Детерминация поведения индивида в группе: феномен группового давления, конформное поведение, влияние меньшинства. Групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство группы. Лидерство и руководство в малых группах: теоретические подходы к изучению, функции, динамика, типология. Принятие группового решения. Факторы формирования группового мнения и процесса принятия решения группой. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Явление "поляризации группы". Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения. Факторы ошибочных групповых решений. Феномен "группового духа". Психология макро-общности. Виды больших групп. Механизмы регуляции поведения в больших группах. Психология эпохи как историческая общность людей. Понятие духа времени и настроения эпохи. Социальная обусловленность преобладающего настроения эпохи. Психология народа. Интеллект и характер в психологии народа. Эмоциональность в психологии народа и многогранность его психического склада. Особенности национального умонастроения и мировосприятия. Противоречия в психологии народа. Психология класса. Статические и динамические компоненты в структуре классовой психологии. Психология социальных институтов. Массовые психические состояния и проявления. Массовая психология как продукт специфической общности людей. Формы массовой психологии. Макроформы функционирования массового сознания: общественное мнение и массовые настроения. Массовое стихийное поведение. Общие механизмы стихийного поведения. Основные субъекты стихийного поведения. Психология толпы. Основные формы стихийного поведения: массовая паника, массовая агрессия. Человек в массе: потребность в идентификации с массой, влияние массы на индивида, феномен обезличивания. Психология межгрупповых отношений.

Б.3.Б.2

Педагогика

     Введение в педагогическую деятельность. Образовательная политика в России. Педагогическая деятельность. Основы педагогической культуры педагога. Источники педагогической информации. Система отечественного образования.

     Теоретическая педагогика. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Теория целостного педагогического процесса.

     Практическая педагогика. Основы практической педагогики. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Педагогическое творчество. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Современные технологии педагогического процесса.

·                               История образования и педагогической мысли. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

     Практикум по решению профессиональных задач. Профессиональная задача. Профессиональное самообразование. Педагогическая поддержка детей разного возраста. Диагностика педагогического процесса. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Образовательная среда школы. Новые технические средства обучения.

Б.3.Б.3

Безопасность жизнедеятельности

     Теоретические основы безопасности человека. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные и чрезвычайные ситуации, их сущность, динамика и классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них. Экология и безопасность жизнедеятельности. Пожарная безопасность. Информационная безопасность. Психологическая подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Педагогика здоровья. Психология здоровья. Репродуктивное здоровье. Профилактика девиантного поведения. Первая медицинская помощь. Профилактика заболеваний. Инфекционный и эпидемический процесс. Профессиональные заболевания педагогов. Законодательные аспекты здравоохранения.

Б.3.Б.4.

Методика преподавания русского языка и литературы

 

Методика преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка как этап подготовки к прохождению студентами производственной (педагогической) практики в средних общеобразовательных учебных заведениях – школах, гимназиях, лицеях, способствующему формированию профессиональных компетенций. Объект и предмет МПРЯ: определение целей и задач, содержания обучения русскому языку; формы, методы и приемы, средства обучения и контроля. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях, его состав и структура. Формы организации учебной работы по русскому языку (урок, опрос, домашняя работа и т.д.).  Уроккак основная форма учебных занятий. Методика преподавания разделов курса русского языка. Понятия о разделах русского языка (фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).

Методика преподавания литературы

Содержание и этапы литературного образования в современной школе. Методы и приемы изучения литературы в школе. Этапы изучения художественного произведения в школе. Анализ как этап изучения литературного произведения. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике (эпос, лирика, драма). Литературное развитие школьников. Чтение как особый вид деятельности. Урок литературы в современной средней школе. Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Уроки развития речи в системе изучения литературной темы. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Организация преподавания литературы. Урок литературы. Требования к уроку, структура урока, классификация уроков. Планирование работы. Внеклассное чтение по литературе. Факультативные занятия в системе школьного преподавания литературы.

Новые образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы

Специфика филологического образования в соответствии с ФГОС ООО и С(П)ОО. Активно- и системно-деятельностный подход в образовании: личностная, метапредметная, меж- и собственно предметная результативность. Пути достижения. Понятие предметной области.Образовательная продуктивность освоения русского языка и литературы. Особенности филологического занятия. Прогнозирующий и осмысляющий аспекты филологического занятия. Урок и занятие. Современные виды уроков и занятий по русскому языку и литературе. Аудиторные и внеаудиторные занятия по русскому языку и литературе. Тьюторат. Дистанционное образование (ВКС). Сезонные школы и тренинги. Мониторинг целесообразности и эффективности образовательной технологии в преподавании русского языка и литературы. Способы подачи материала в аспекте интеграции с дополнительным или будущим образованием или профессиональной деятельностью.              

Б.3.В.ОД.1

Введение  в языкознание

Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Место языкознания в системе наук. Природа и сущность языка.Теории происхождения языка: биологические (звукоподражательная теория, междометная теория, теория детского лепета), социальные (теория социального договора, теория трудовых выкриков). Теория происхождения языка Ф. Энгельса как одна из возможных позиций в решении существующей проблемы («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса. Понятие системы и структуры языка. Основные уровни языка (фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис). Объект и предмет изучения разных уровней языка.

Б.3.В.ОД.2

Общее языкознание

Цель курса "Общее языкознание" - расширение и углубление общелингвистической подготовки выпускников филологических факультетов, а именно подготовка к творческой практической, профессиональной деятельности в области образования, культуры, науки и т.д. Определение предмета языкознания как раскрытие природы языка, его внутренней структуры и форм существования. Место языкознания в системе наук: языкознание как связующее звено между естественными и гуманитарными дисциплинами. Языкознание и философия. Лингвострановедение. Этнолингвистика/ антрополингвистика. Филология. Языкознание и история. История народа и история языка. Языкознание и социология. Эстетика и языкознание. Риторика и языкознание. Психология и языкознание. Логика и лингвистика. Лингвогеография и топонимика. Лингвистика и семиотика. Математика и языкознание. Компьютерная инженерия, теория информации  и лингвистика.

Современная лингвистика о двойственности объекта своего изучения. Различие между языком и речью в трудах В.фон Гумбольдта, А.А.Потебни, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Соссюра, Л.В.Щербы, А.Р.Лурия и др. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности.Язык как знаковая система.Основные проблемы семиотики как науки о знаках и знаковых системах. Функции знаков в человеческом обществе. Классификация знаков на основании сходства с обозначаемыми предметами:  искусственные и естественные, сложные и простые знаки. Классификация знаков по выполняемым ими функциям. Виды знаков в естественных и искусственных языках. Связь семиотики с другими науками. Значение семиотики для гуманитарных наук.

Б.3.В.ОД.3

Современный русский язык

Современный русский язык включает такие разделы, как фонетика, лексикология,  морфология и словообразование, синтаксис простого предложения, синтаксис сложного предложения. Изучение закономерностей строения русской языковой  системы необходимо для успешной коммуникации; для развития личности. Фонетика как система единиц русского языка. Основы фонетической транскрипции. Единицы изучения фонетики. Звук как основная единица фонетической системы языка. Лексикология как раздел науки о словарном составе. Слово как базовый объект изучения лексикологии. Разделы лексикологии.  Аспекты изучения лексики (с точки зрения сферы употребления,  социальной нужности, происхождения). Морфологическая система современного русского языка. Основные единицы морфологической системы.Словообразовательная система и ее функции в языке. Словообразовательная структура слова. Производные и непроизводные слова. Способы словообразования в русском языке.Синтаксис как языковой уровень и как раздел науки о языке. Синтаксические единицы. Их сходство и различие. Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, словообразованием и фонетикой.

Б.3.В.ОД.4

Стилистика

 

  Стилистика как наука, ее предмет и метод. Виды стилистики. Эволюция понятия стиля в научных традициях от античной риторики до наших дней. Концептуальный аппарат стилистики как лингвистической дисциплины. Понятие нормы, вариативности, стилистического значения.

     Стилистический прием и экспрессивные средства языка. Фонетические, лексические и грамматические стилистические ресурсы изучаемого иностранного языка. Стилистические приемы, реализуемые на разных уровнях языка. Проблема словесной образности. Текст как объект стилистического исследования. Композиционно-речевые формы.

     Актуальные вопросы изучения текста и дискурса в современной стилистике. Проблема функциональных стилей. Стилистика художественной речи.

Б.3.В.ОД.5

Старославянский язык

Старославянский язык в его отношение к праславянскому и современным славянским языкам. Понятие о старославянском языке. Место старославянского языка среди других славянских языков. Значении изучения старославянского языка в подготовке филолога. Роль старославянского языка в становлении норм современных славянских литературных языков. Фонетика и лексика старославянского языка. Морфология и синтаксис старославянского языка.

Б.3.В.ОД.6

История русского языка

Историческая фонетика русского языка:

История русского языка. Место дисциплины в системы других изучаемых дисциплин. Связь истории языка с историей народа. Основные источники исторического изучения русского языка. Основные методы изучения русского языка. Законы и тенденции исторического развития русского языка. Отражение общеславянских фонетических явлений в звуковой системе древнерусского языка начального периода его развития.

 

Историческая грамматика русского языка:

Предмет исторической грамматики как научной дисциплины, цели, задачи. Причины морфологических изменений: внутрисистемные противоречия, интерсистемные факторы, межъязыковые причины, экстралингвистические факторы воздействия языкового союза. Типы морфологических изменений: внутрисистемные, аналогическое воздействие, заимствование формы, общая характеристика морфологической системы и частей речи.

История русского литературного языка

История русского литературного языка как филологическая дисциплина. Понятие литературного языка. История литературного языка и история языка литературы: неправомерность отождествления данных понятий. Понятие языковой нормы как ведущей категории литературного языка. Система и норма. Периодизация истории литературного языка. Возникновение книжно-языковой традиции на Руси. Проблема происхождения русского литературного языка. Культурно-языковая ситуация Киевской Руси. Культурно-языковая ситуация Московской Руси Формирование русского литературного языка «нового типа». Современный этап развития русского литературного языка.

 

Б.3.В.ОД.7

Введение в литературоведение

Науки литературоведческого цикла. Основные школы и направления отечественного и зарубежного литературоведения. Принципы анализа и описания произведений художественной словесности. Искусство как форма общественного сознания. Художественный образ в словесном творчестве. Категория художественного образа в анализе произведений художественной словесности. Художественное время и художественное пространство в словесном творчестве. Художественное время и художественное пространство в анализе литературного произведения. Форма, содержание и материал в художественной словесности. Литература и другие виды искусства. Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные понятия сюжетологии в анализе литературного произведения. Автор и герой. Субъектная организация литературного произведения. Композиция в литературном произведении. Понятия «автор», «субъектная организация», «композиция» в анализе эпического произведения. Композиция лирического произведения. Слово в литературном произведении. Литературные роды и жанры. Критерии разграничения литературных родов. Лирическое произведение. Эпос как литературный род. Историческое развитие эпических жанров. Драма как литературный род. Литературный процесс. Основные аспекты изучения исторического развития словесного творчества. Метод, стиль, литературное направление.

Б.3.В.ОД.8

Теория литературы и практика читательской деятельности

Учебный курс «Теория литературы и практика читательской деятельности»предназначенпрежде всего для выработки у учащихся культуры художественного восприятия. При учёте того, что будущие учителя русской словесности на уроках литературы прежде всего должны научить школьников чтению художественных текстов, совершенно необходима дисциплина, которая выработает у самих студентов такие навыки. В ходе освоения данного предмета осуществляется знакомство студентов с основами теории и практики интерпретации литературно-художественных произведений.

Данный учебный курс, дополняя эстетический подход к литературным произведениям  герменевтическим, делает акцент не столько на теории, а на практических процедурах чтения и навыках корректного понимания художественных текстов, чему служат предлагаемая система практических заданий. Теоретическая же часть курса содержит прежде всего общие герменевтические правила чтения и понимания художественной литературы.

Б.3.В.ОД.9

История русской литературы

Периодизация русской литературы. Вписывание русской литературы в исторический контекст определенной эпохи. Культурные связи. Историко-биографический метод. Творческий путь русских писателей.

Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени. Ее объем и специфические особенности: рукописный характер, “анонимность”, взаимосвязи с фольклором, деловой и церковной письменностью. Понятие литературного памятника. Рукопись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника. Проблема периодизации древнерусской литературы. Русская литература XI – XII вв.: летописание. Агиография Киевской Руси. Ораторская проза Древней Руси. «Слово о полку Игореве». Русская литература XIII века. Русская литература XIV – XV вв. Предвозрождение в русской литературе. Русская литература XVI века. Расцвет публицистики. Русская литература XVII века. Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Историческая повесть первой половины XVII в. Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, “комедии”.

Зарождение литературного направления барокко. Пути становления новой русской литературы в XVIII. Своеобразие литературы XVIII в. как «века Просвещения». А. Д. Кантемир, эстетика и творчество. Творчество М. В. Ломоносова. Русский классицизм и творчество А. П. Сумарокова. Развитие русской литературы 60 – 70-х годов XVIII в. Творчество Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина. Русская литература последней четверти XVIII века. Реформа литературного языка Н. М. Карамзина. Творчество А. Н. Радищева. Литературное движение 1790-1820-х гг. Русский романтизм и поэзия В. А. Жуковского. Гражданский романтизм декабристов. Русский реализм и его истоки. Романтизм А. С. Пушкина. Михайловское творчество А. С. Пушкина и формирование реализма. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в литературном процессе XIX века. Болдинское творчество А. С. Пушкина и лирика последнего десятилетия. Исторические жанры в творчестве А. С. Пушкина. Литературное движение 1830-х гг. Лирика, лироэпос и драматургия М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» в литературном процессе XIX века. Русская повесть 1830-х гг. Романтическое творчество Н. В. Гоголя. Драматургия Н. В. Гоголя. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Духовная проза Н.В. Гоголя и идеологические споры конца 1830-40-х гг. Литературный процесс 1840 – 1860-х гг. Феномен «натуральной школы». Творчество А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева. Контекст «поэтической» эпохи 1850-х гг. Поэзия Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Драматургия А.Н. Островского. Литературная эпоха второй половины Х1Х века. Проблемы жанровой динамики в процессе литературной эволюции Творчество Л.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. История русской литературы XXв. Основные периоды развития и творчеством крупнейших писателей русской литературы ХХ столетия. «Серебряный век» русской поэзии. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Творчество А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой и др. Русская литература 1920-х—середины 1950-х гг.; творчество М. Горького, Н. Заболоцкого, М. Шолохова, М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, М. Зощенко, В. Набокова, и др.; русская литература второй пол. 1950-х—сер. 1980-х гг. Поэтические течения: «громкая» и «тихая» лирика. Военная проза. Онтологическое течение. Неокритический реализм.  Драматургия второй половины ХХ в. Основные тенденции развития и особенности психологизма. Творчество В. Шукшина, А. Платонова. В. Распутниа, В. Астафьева, А Тарковского, А Твардовского, И. Бродского, В. Высоцкого, А. Вампилова и др.. Русская литература второй половины 1980-х—1990-хгг.. Постмодернизм. Творчество С. Довлатова, Т. Толстой, В. Пелевина, А. Битова и др.

Б.3.В.ОД.10

История зарубежной литературы

Программа по «Истории зарубежной литературы» посвящена изучению стадиальных этапов литературного процесса хронологического периода от Античности до XXIвека и включает в себя следующие темы и персоналии: литературный процесс как понятие; основные этапы развития и их особенности; своеобразие античной культуры; античная мифология; гомеровский эпос; древнегреческая  поэзия; римская поэзия; поэзия неотериков; творчество Катулла;творчество Горация; историческое начало средневековья; средневековый эпос; основы христианского миропонимания; творчество Данте; культура «высокого» Ренессанса; творчество Ф. Рабле; английское Возрождение; творчество У. Шекспира; литература испанского Возрождения; творчество Сервантеса; XVIIвек как самостоятельный этап в развитии европейских литератур; барокко как художественная система и как литературное направление;  французская драматургия; творчество Мольера; XIIIвек – век просвещения; английская литература; творчество  
Д. Дефо; творчество Д. Свифта; поэзия Р. Бернса; немецкая литература; общая характеристика; движение «Бури и натиска»; ранее творчество Гете; творчество  
Ф. Шиллера; позднее творчество Гете; характеристика литературного процесса XIXв..; романтическое и реалистическое направления; немецкий романтизм; сказки В. и  
Я. Гримм, творчество  Э. Т. А. Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король»); английский романтизм; творчество  Дж. Г. Байрона; лирика  Дж. Г. Байрона; творчество В. Скотта (роман «Айвенго», баллады); романтизм во Франции; творчество Ж. Санд; американский романтизм;  Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»; особенности литературного процесса 2/2 XIXв..; творчество Ч. Диккенса (роман «Оливер Твист», «Рождественские истории»); творчество Р. Л. Стивенсона; творчество  Х. К. Андерсена; творчество  О. Уайльда; творчество Р. Киплинга («Книга джунглей»); творчество  Л. Кэрролла; творчество  
М. Твена («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»); характеристика литературного процесса XXв., основные направления и представители; особенности литературного процесса ½ XXв..; творчество О. Генри, Джека Лондона,   
А. Сент-Экзюпери, Дж. Р. Р. Толкина; особенности литературного процесса 2/2  XXв..; творчество  Р. Бредбери в контексте американской литературы.

В программе присутствует раздел, посвященный феномену восточной литературы, в частности, хокку (хайку) в японской поэзии.

Б.3.В.ОД.11

Педагогическая риторика

Понятие о коммуникативных свойствах речи. Основные соотношения: речь – язык; речь – мышление; речь – действительность. Виды речевой деятельности и их разновидности.

     Понятие общения. Речь как средство обучения и воспитания. Взаимодействие устной и письменной речи. Педагогическое общение. Вербальные и невербальные средства общения. Язык внешнего вида учителя. Речевое общение. Речевой этикет и этика в педагогической деятельности учителя. Речевой акт. Вербальные и невербальные средства речевого этикета. Нулевые знаки этикета. Средства выражения этикета в русском языке. Постановка голоса, техника речи. Речевые жанры, употребляемые в профессиональной деятельности педагога. Устные высказывания. Беседа как разговор с одним или несколькими лицами на педагогические темы. Характеристика основных коммуникативных качеств речи.

Б.3.ДВ.1.1

Методология филологических исследований

Понятие научного познания. Методология и методика научного познания. Принципы организации научного исследования. Единица описания научного исследования.  Формы научного знания. Критерии истинности научного знания. Внедрение научного знания. Понятие методологии и метода. Методы научного познания. Принципы организации научного исследования

Б.3.ДВ.1.2

Методология исследований по методике преподавания русского языка и литературы

Целью дисциплины является привитие студентам навыков научной работы через а) знакомство студентов с актуальными научными направлениями и современными методами исследования, б) выработку умения прилагать научные знания к самостоятельно собранному материалу, в) привития навыков составления научного текста в соответствии с современными требованиями, г) выработка навыков ведения научной дискуссии. Важной особенностью дисциплины является акцент на прикладных исследованиях и освоении студентами навыков адаптации фундаментальных теоретических знаний к выполнению практико-ориентированных работ, результаты которых можно внедрить в школьный учебно-образовательный процесс в рамках проведения уроков по русскому языку и литературе.

Б.3.ДВ.2.1

Система работы классного руководителя

Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Основные характеристики деятельности классного руководителя. Специфика работы классного руководителя.  Основная задача и функции деятельности классного руководителя.  Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы. Циклограмма классного руководителя (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, один раз в год, в течение года). Современные технологии воспитания. Методы воспитания. Средства воспитания. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания. Взаимодействие классного руководителя с членами педагогического коллектива. Классный час как основная форма воспитательной работы. Моделирование воспитательной системы класса. Развитие классного коллектива. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. Формы работы с родителями.

Б.3.ДВ.2.2

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

  Внеклассная работа как часть учебного процесса. Педагогические требования к организации деятельности школьников. Цели и принципы внеклассной работы. Организация внеклассной работы. Планирование внеклассной деятельности. Система внеклассной работы, её цели и принципы. Отличие внеклассной работы от учебных занятий. Связь внеклассных занятий с уроками. Принцип систематичности в подаче материала. Особенности проведения внеклассных мероприятий по гуманитарным предметам. Внеклассная работа как способ повышения мотивации обучения. Технологии внеурочной деятельности. Разные виды и формы внеурочной деятельности. Методические разработки внеурочной деятельности. Метапредметная связь. Приоритетные формы внеклассной работы. Возрастные и педагогические особенности организации внеклассной работы.

Б.3.ДВ.3.1

Методика научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в школе

Филологическая научно-исследовательская работа школьников. Общие и частные (для школьников) требования к научной работе как виду деятельности. Мотивационный, процессуальный и рефлективный аспекты ученической научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе.Научное руководство и научное кураторство. Рецензирование. Сезонные школы исследователя. Пред- и собственно профильное образование в научно-исследовательской работе. Филологическое сознание, филологическое чутьё и филологическая увлечённость у школьника: свойства сознания, тип деятельности, самоопределение. Подготовка к исследованию. Формирование сознания научного руководителя (научной школы, профильного и профессионального образовательного учреждения) для школьника. Диалог как исследовательский принцип в филологических исследованиях: адаптация к ученику и причастность к традиции. Составление профессионального стандарта научного руководителя (куратора) ученического филологического исследования. Научно-исследовательская работа в аспекте портфолио/ реноме/ резюме. Филологическое образование.

Б.3.ДВ.3.2

Подготовка одаренных детей к олимпиадам по русскому языку и литературе

В курсе «Подготовка одарённых детей к олимпиадам по русскому языку и литературе» излагаются основные теоретические положения: определяются термины, описывается история изучения того или иного вопроса, обосновываются различные точки зрения на рассматриваемое явление, характеризуются классификационные параметры. Методологические принципы курса. Личностно-ориентированное обучение русскому языку и литературе. Олимпиады по русскому языку и литературе как форма работы с одарёнными детьми. Филологическая олимпиада: типы, жанры, принципы организации. Фундаментальные отечественные исследования, современные тенденции мировой науки, опыт работы с одаренными детьми.  Теоретические и эмпирические данные о природе детской одарённости.

Б.3.ДВ.4.1

Практикум по орфографии и пунктуации

   Правила русского правописания как система. Понятие орфограммы, её опознавательные признаки и типы. Основные разделы орфографии: передача буквами фонемного состава слов и морфем; слитные, раздельные и дефисные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; графические сокращения. Принципы русской орфографии. Орфографические словари и справочники. Понятие пунктограммы, её опознавательные признаки. Типы пунктограмм. Типы и функции знаков препинания (разделительная и выделительная). Синтаксический и семантический принципы, лежащие в основе правил пунктуации.

Б.3.ДВ.4.2

Трудные случаи правописания

   Правила русского правописания как система. Понятие орфограммы, её опознавательные признаки и типы. Основные разделы орфографии: передача буквами фонемного состава слов и морфем; слитные, раздельные и дефисные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; графические сокращения. Принципы русской орфографии, пунктуации. Морфологический принцип как ведущий для принцип русской орфографии, обеспечивающий единообразное написание значимых частей слова. Фонетический принцип, отражающий позиционные варианты в написании слова. Традиционный  принцип. Словесно-семантический принцип. Трудные случаи орфографии

Б.3.ДВ.5.1

Педагогическое мастерство

     Основные понятия: мастер, мастерство, педагогическое мастерство, мастер педагогического труда. Слагаемые педагогического мастерства: педагогическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Понятия «умения» и «способности»: общее, сходства и различия. Педагогические способности: коммуникативные, организаторские, креативные, экспрессивные, перцептивные. Педагогические умения: дидактические, гностические, суггестивные, ораторские, коммуникативные, организаторские, конструктивные, креативные, актерские. Слагаемые, уровни и критерии педагогического мастерства. Режиссура и драматургия взаимодействия педагога с партнерами по общению. Методики организации совместной творческой деятельности участников взаимодействия. Современные технологии педагогической помощи, поддержки, сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Б.3.ДВ.5.2

Организация взаимодействия участников образовательного процесса

     Общая характеристика взаимодействия. Субъекты образовательного процесса как субъекты взаимодействия. Условия, обеспечивающие субъектную активность участников взаимодействия. Методы и методики диагностики форм взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Особенности взаимодействия между младшими школьниками. Организация взаимодействия, коммуникации между детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Формы и технологии, способствующие организации взаимодействия между детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Формы и технологии взаимодействия педагога с другими субъектами образовательного процесса. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагога и младшего школьника. Современные формы и технологии, способствующие организации взаимодействия между педагогом детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Учебно-педагогическое сотрудничество. Проектирование формы взаимодействия педагога с младшими школьниками.

Б.3.ДВ.6.1

Практика школьного сочинения

Особенности жанра школьного сочинения, подготовка к соичнению. Варианты композиции. Разные типы и жанровые фромы сочинений. Критерии оценки сочинений. Ошибки сочинений и их исправление.

Б.3.ДВ.6.2

Методика подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Систематизация знаний по современному русскому литературному языку предполагает изучение уровней языка. Языкова́я система как множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определённое единство и целостность. Элементы языковой системы, отношения между ними. Представление о системе языка. Понятиеуровней языка (фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис простого предложения, синтаксис сложного предложения, текст), единиц языка, парадигматики и синтагматики, языкового знака, синхронии и диахронии. Иерархическая  структура языка. Принципы русской орфографии и пунктуации.

Б.3.ДВ.7.1

Устное народное творчество

Фольклористика как наука. Специфика фольклора. Славянская мифология. Высшие божества и низшая демонология. Обряд и обрядовые жанры УНТ. Русская народная сказка. Несказочная проза. Былины. Народная лирическая песня и частушка. Фольклорный театр и народная драма. Детский фольклор.

Б.3.ДВ.7.2

Детская литература

    Специфика детской литературы. История отечественной детской литературы в литературном процессе. Принципы периодизации истории детской литературы. Критика детской литературы. Устное народное творчество для детей. Народная сказка. Библейские истории. Мифы Древней Греции. Отличие мифа и сказки. Возникновение и развитие жанра литературной сказки. Литературная сказка 19 века. Литературная сказка 20 века Современная сказка: эволюция жанра. Становление классической дидактической детской книги и жанр азбуки в детской литературе. Тема детства и развитие жанра биографической книги о детстве в русской литературе. Появление и развитие поэзии для детей. Поэзия 19 века для детей Поэзия Серебряного века для детей. Поэзия для детей 20 века. Игровая поэзия. Тема природы в детской литературе. Историческая литература для детей. Юмор в детской литературе.

Б.3.ДВ.8.1

Современный литературный процесс

    Политическая, общественная и литературная ситуация рубежа ХХ-ХХI веков. Понятие современного литературного процесса. Формирование трехуровневой системы современной литературы: жанры и имена элитарной, массовой и беллетристической литературы. Современный русский детектив: особенности развития жанра. Современный «дамский» роман: традиции, преемственность и новаторство. Мемуарная и псевдомемуарная литература в контексте современной беллетристики. Интерпретация событий национальной истории в исторической и псевдоисторической прозе русской современной литературы. Жанр рассказа в современном литпроцессе: особенности развития и основные тематические группы. Литературные премии как регуляторы современного литпроцесса. Романы — лауреаты литературных премий: жанры, поэтика, эстетика, имена. Судьбы реализма и постмодернизма в современном литпроцессе. Поэзия и драматургия в современном литпроцессе (обзорная тема). Литературный Кузбасс: особенности регионального литпроцесса.

Б.3.ДВ.8.2

Литература кузбасских писателей

 

  Понятие современного литературного процесса. Особенности современного литературного процесса в Кузбассе. Периоды развития литературы Сибири. Формирование "кемеровского текста". Кузбасская поэтическая школа.

Б.3.ДВ.9.1

История литературной критики

Литературная критика как форма словесно-идеологической жизни. Исторические типы литературной рефлексии. Классическая русская литературная критика. Содержание понятия, проблема периодизации русского литературно-критического процесса. «Эпоха Белинского» (30-40-е гг). «Шестидесятые» (50-е – 70-е гг. 19в.). Критическое творчество А. В. Дружинина и Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Литературная критика 80-90-х гг и становление «неклассического» типа литературной рефлексии. Критика Д. И. Писарева и Н. Н. Страхова, Н. К. Михайловского и К. Леонтьева

Б.3.ДВ.9.2

Основы стиховедения

Проза и поэзия. Понятие ритма. Метрическая и ритмическая композиция. Стиховедение и стихосложение. Типы стихосложений. Метрическая система стихосложения. Принцип изохронизма. Логаэд. Разновидности логаэдов. Сапфический стих, алкеев стих, фалекий. Гликоней, ферекратей, адоний, асклепиадов стих. Силлабическая система стихосложения. Принцип изосиллабизма. Тоническая система стихосложения. Принцип изотонизма. Доля, такт, акцент. Типы тонического стиха. Свободный стих, верлибр. Силлабо-тоническая система стихосложения. История развития европейского стиха. История развития русского стиха. Разделы стиховедения (фоника, метрика, строфика). Рифма. Функции рифмы. Классификация рифм. Строфика. Понятие строфы. Твердая строфическая форма. Мелодика стиха. Каденция, антикаденция. Напевный стих. Говорной стих. Ораторский стих.

Б.3.ДВ.10.1

Теория и методика анализа поэтического текста

     Феноменология поэзии. Система поэтических жанров. Современные подходы к изучению поэтических жанров.Соотношение понятий поэтический текст и поэтическое произведение. Проблема неравнозначности объема понятий и их взаимосвязи. Соотношение практик анализа и интерпретации стихотворения. Связь анализа и текста, интерпретации и произведения. Возможность использовать результаты анализа в процессе интерпретации поэтического смысла стихотворения.  Рассмотрение основных литературоведческих подходов к изучению художественного произведения и освоение навыков разных видов и типов анализа поэтического текста в рамках рассматриваемых подходов.

Б.3.ДВ.10.2

Теория и методика анализа драматического произведения

   Особенности драматургии как рода литературы. Осноные составляющие драматического произведения.  Подходы к анализу драматического произведения.  Соотнесение режиссерских интерпретаций и авторского замысла.

Б.3.ДВ.11.1

Виды лингвистического анализа в школе

    Понятие художественного текста, лингвистического анализа. Предмет и цель лингвистического анализа художественного текста. Виды лингвистического анализа художественного текста. Выделение лингвистического и литературоведческого аспектов в исследовании художественного произведения; глубина «проникновения» в содержательный план произведения и аспекты анализа. Лингвистический анализ нехудожественных текстов. Комплексный анализ текста.  Цель и задачи комплексного анализа текста. Поуровневый анализ текста как первый этап комплексного лингвистического анализа. Жанровые особенности и композиция текста; идейно-тематический уровень и особенности его выражения в тексте.  

Б.3.ДВ.11.2

Лингвистический анализ художественного текста

    

Современные направления теории текста, имеющие ярко выраженную общеязыковедческую направленность. Комплексный лингвистический анализ текстов разных художественных жанров и их компонентов. Характеристика художественного текста и система  его строевых единиц.

Б.4.Б.1

Физическая культура

     Учебная дисциплина физическая культура в вузе предусматривает освоение теоретического материала по темам:

     Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Физическая культура как социальное явление. Основные понятия теории физической культуры. Физическая культура, как часть культуры личности. Функции физической культуры студента. Основные положения по физической культуре в вузе. Руководство процессом физкультурного образования. Содержание работы учебных отделений.

     Социально-биологические основы физической культуры. Организм человека как единая биологическая система. Механизмы адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов на организм человека. физиологические механизмы двигательной деятельности: тренировочный механизм; Энергообеспечение двигательной деятельности; физиологические основы формирования двигательных навыков. Средства физической культуры и спорта в повышении и совершенствовании функциональных и адаптационных возможностей организма.

    Основы здорового образа и стиля жизни. Виды здоровья. Критерии эффективности здорового образа жизни. здоровый человек как ценность и факторы его определяющие. Составляющие здорового образа жизни. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика)

    Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

    Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Организация и планирование спортивной подготовки в вузе. Общественные студенческие спортивные организации. Современные популярные системы физических упражнений. Индивидуальный выбор вида спорта и системы физических упражнений (характеристика) для регулярных занятий.

    Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

    Методы физического воспитания. Основы обучения движениям, совершенствования физических, психических качеств. Цели и задачи общей физической, специальной физической и спортивной подготовки. Зоны и интенсивность физических нагрузок, мышечная релаксация. Формы занятий физическими упражнениями. Спортивная классификация и правила соревнований в избранном виде спорта.

    Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания, планирование занятий в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовленности. Самоконтроль, врачебный, педагогический контроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

     Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

     Цели, задачи, место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП в вузе. Организация, методика и управление ППФП в вузе. Средства ППФП, особенности их применения.

     Практический раздел программы включает методико-практические и учебно-тренировочные занятия.

ФТД.1

Коррупция: причины, проявления противодействия

     Природа коррупции как социального явления. Понятие и признаки коррупции. Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе. Историко-правовой анализ борьбы с коррупцией. Причины коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции. Правовые основы противодействия коррупции. Типичные коррупционные правонарушения. Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.

 

  Учебный план ООП

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки

 

Практика

 Учебная практика (ознакомительная)

 Производственная (педагогическая) практика в ОО (русский язык)

 Производственная (педагогическая) практика в ОО (литература)

 Преддипломная практика

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru