Направление подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
направленность (профиль) "История и обществознание"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 февраля 2016 г. № 91
(зарегистрировано в Минюсте РФ  2 марта 2016 г. № 41305)

 

Описание образовательной программы: 

Цели ООП:

Цель (миссия) ООП бакалавриата по данному направлениюсостоит в организационно-методическом и информационно-технологическом сопровождении образования бакалавров и включает:

§  формирование качественных профессиональных знаний и умений бакалавров, востребованных обществом,

§  подготовку к успешной работе в области дошкольного образования и воспитания подрастающего поколения,

§  создание условий для овладения бакалаврами общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

§  формирование социально-личностных качеств бакалавров: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в детском коллективе, ответственности за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственности, толерантности, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.

§подготовку квалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области дошкольного образования.

Квалификация присваиваемая выпускникам - академический бакалавр

Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники:

 педагогическая, культурно-просветительская,научно-исследовательская.

педагогическая деятельность:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

культурно-просветительская деятельность:

изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

научно-исследовательская деятельность:

сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

 

  Полный текст ООП
 

  Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Наименование дисциплины

Аннотация дисциплины

Б.1.Б.1

История

     Предмет, цель и основные задачи курса «История средних веков». Эволюция понятия «средние века» в историографии. Социальное содержание эпохи Средневековья. Специфика средневековой эпохи, ее роль в складывании европейской цивилизации. Культурное значение Средневековья. Христианская цивилизация. Проблемы периодизации Средневековья. Основные подходы к периодизации Средневековья в современной историографии.

Принципы классификации источников по истории Средневековья. Характеристика основных типов средневековых источников (природно-географических, этнологические / культурно-антропологические, вещественные, художественно-изобразительные, письменные). Классы письменных источников по истории Средневековья. Внутренняя и внешняя критика источников. Специфика нарративных, документальных, законодательных и литературных источников раннего Средневековья. Дальнейшая классификация источников на виды и подвиды. Обзор источников по истории раннего Средневековья.

    Понятие «традиционное общество» и его теоретические основы. Новая генеральная схема общественной эволюции. Ее преимущество перед формационной и цивилизационной теорией. Человек в традиционном обществе. Основные типы традиционных обществ (досословные и сословные общества). Характерные черты традиционных обществ в экономике, общественной структуре, политике, менталитете. Специфика раннесредневекового европейского традиционного общества. Соотношение «романского» и «варварского» начал. Основные пути социальной эволюции различных регионов Европы в раннее Средневековье. Характеристика исходного состояния европейских обществ к началу раннего Средневековья и принципов их интеграции.

«Картина мира» раннесредневекового человека. Географические представления и «модель мира» в «варварской» и христианской культурах. Время («варварская» и христианская концепции) и исторические взгляды (на примере концепции Августина Блаженного). Сакрализация власти, ее источники и формы (на примере раннесредневековой Скандинавии). Культ воинов-героев. Социально-религиозные факторы героического поведения. Герой и вещный мир. Дары конунгов. Оружие как сакральный объект. Драгоценности в представлениях скандинавов.

Б.1.Б.2

Философия

     Философия, ее предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.  Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

     Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII – XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

     Философская онтология. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии.  Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

     Теория познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности.  Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

     Философия и методология науки. Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности.  Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

     Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность  исторического развития.  Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и  типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

     Философская антропология. Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

     Философские проблемы в области профессиональной деятельности.

Б.1.Б.3

Иностранный язык

     Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;  основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Б.1.Б.4

Педагогическая риторика

Понятие о коммуникативных свойствах речи. Основные соотношения: речь – язык; речь – мышление; речь – действительность. Виды речевой деятельности и их разновидности.

     Понятие общения. Речь как средство обучения и воспитания. Взаимодействие устной и письменной речи. Педагогическое общение. Вербальные и невербальные средства общения. Язык внешнего вида учителя. Речевое общение. Речевой этикет и этика в педагогической деятельности учителя. Речевой акт. Вербальные и невербальные средства речевого этикета. Нулевые знаки этикета. Средства выражения этикета в русском языке. Постановка голоса, техника речи. Речевые жанры, употребляемые в профессиональной деятельности педагога. Устные высказывания. Беседа как разговор с одним или несколькими лицами на педагогические темы. Характеристика основных коммуникативных качеств речи.

Б.1.Б.5

Экономика образования

     Предмет экономики образования. Субъекты экономики образования. Объекты экономики образования. Понятия: система образования, образовательный процесс, образовательная услуга. Понятие рынка образовательных услуг. Количественная и качественная оценка образовательных услуг. Стоимость образовательной услуги.

     Конкуренция и монополизм в сфере образования. Место образования в жизни общества, структура и уровни образовательной системы, структура управления образованием, виды образовательных учреждений, финансирование образования, подготовка кадров, законодательная база. Образование Кемеровской области. Место образования в основных макроэкономических показателях (ВВП, НД, РЛД, ЛД) и в понятии национальное богатство.

     Общая структура образования. Профессиональное образование (по уровням). Допрофессиональное образование (по уровням).

     Законодательная база. Количественные характеристики российской системы образования. Управление знаниями. Система управления знаниями. Методы принятия решений в моделях знаний. Тенденции в области управления знаниями. Показатели конкурентоспособности образовательного учреждения. Финансирование образования. Интеллектуальный потенциал. Образование и экономический рост. Экономическая эффективность образовательных услуг. Модели экономического роста. Научно-техническая политика. Приоритеты научных исследований.

Б.1.В.1

Нормативно-правовое обеспечение образования

     Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Управление системой образования. Государственный и государственно общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесения российского и зарубежного законодательства в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования.

Б.1.В.2

Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса

     Теоретические основы педагогического взаимодействия. Понимание сущности взаимодействия в работах Н. В. Радионовой, в области дидактики – В. К. Дьяченко, Л. Клинберга, В. Я. Ляудис

Основы организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса; цели и задачи, содержание педагогического общения с участниками образовательного процесса.

Общение как вид педагогической деятельности Особенности педагогического взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе школы. Отношения сотрудничества как взаимодействия субъектов образовательного процесса в учебной деятельности - Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. Ф. Шаталов

Виды общения в образовательном процессе. Взаимодействие как парный процесс, как сотрудничество взрослого с детским (школьным) коллективом. Формирование образа обучающего и обучаемого

Формы и методы работы учителей с родителями учащихся. Психолого-педагогические правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей. Взаимодействие с учащимися и их родителями вне школы

Интерактивная функция взаимодействия. Стратегия и тактика конструктивного взаимодействия в образовательном процессе. Коммуникативная функция общения. Коммуникативные стили взаимодействия. Невербальные средства межличностного взаимодействия

Проблемы педагогического взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе школы. Причины неудач и неэффективности труда педагогов, разочарований в педагогической профессии. Техника речи. Публичные выступления Основные дидактические трудности педагогического взаимодействия и пути их преодоления

Типы и виды социальных конфликтов в педагогической среде. Причины конфликтов при взаимодействии в образовательном процессе ОУ. Непредвиденные ситуации и сопротивление участников взаимодействия. Технологии и методы управления конфликтной ситуацией. Технология переговоров

Задачи взаимодействия детского сада и школы. Преемственность детского сада и школы. Влияние взаимодействия субъектов образовательного процесса (при соблюдении преемственности) на результаты перехода дошкольника в начальную школу.Активное обучение в рамках педагогики сотрудничества.Игровые приемы,  как средство повышения интереса к учебной деятельности

Активизация познавательного интереса учащихся в начальной школе. Роль учителя и родителей. Формирование положительного отношения младших школьников к учебной деятельности. Развитие и  укрепление  познавательного  интереса  учащихся

Понятие социального партнерства. Цели социального партнерства. Принципы выстраивания социального партнерства. Проблемы, решаемые через развитие системы социального партнёрства. Основные партнёры для школы. Что школа может дать своим социальным партнёрам

Сетевое взаимодействие ОУ как условие создания единого образовательного пространства. Принципы сотворчества и сотрудничества. Среда сетевого сообщества. Изучение видов общения в образовательном процессе

Отработка приемов взаимодействия как сотрудничество взрослого с детским коллективом. Разработка образа обучающего и обучаемого

Имитационная игра на тему «Формы и методы работы учителей с родителями учащихся». Разработка форм и методов взаимодействия с учащимися и их родителями вне школы

Коммуникативные стили взаимодействия. Невербальные средства межличностного взаимодействия. Непредвиденные ситуации и сопротивление участников взаимодействия.

Технологии и методы управления конфликтной ситуацией. Технология переговоров. Активизация познавательного интереса учащихся в начальной школе. Роль учителя и родителей. Формирование положительного отношения младших школьников к учебной деятельности. Развитие и  укрепление  познавательного  интереса  учащихся

Б.1.ДВ.1.1

История мировых религий

     Религия как феномен культуры; ранние формы религиозного сознания; история индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма; христианство и его роль в мировой истории; основные христианские конфессии; история православия в Византии и России; история ислама и исламской культуры; современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.

Б.1.ДВ.1.2

Религиоведение

   Теория религии: общие представления о религии; основные подходы к изучению религии; мировые и национальные религии. История мировых религий: иудаизм, христианство, ислам, буддизм, дзен-буддизм, конфуцианство и даосизм. Религии в современном мире: религия и политика; конфессиональный фактор в современном мире; региональная специфика современного развития религий; конфессиональные конфликты и причины их возникновения. Современная российская религиозная культура.

Б.1.ДВ.2.1

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Б1.ДВ.2.2

Устойчивое развитие

 

Б.2.Б.1

Информационные технологии в образовании

     Понятие технологии, информационной, коммуникационной технологии. Классификация информационных технологий. Программные и аппаратные средства ИКТ. Цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе. Психологические и педагогические аспекты использования ИКТ в обучении. Основные возможности средств ИКТ. Виды деятельности с использованием средств ИКТ. Применение дистанционных образовательных технологий, ресурсов сети Интернет в системе образования. Понятие электронного средства (ЭС) учебного назначения. Программно-методическое обеспечение учебного процесса. Методические и педагогические цели использования ЭС в учебном процессе. Классификация ЭС учебного назначения. Понятие мультимедиа. Области применения мультимедиа. Средства мультимедиа. Возможности средств технологии мультимедиа. Система «виртуальная реальность». Техническая основа системы «виртуальная реальность». Виды взаимодействия в системе «виртуальная реальность». Технологические основы функционирование интерактивной доски, аппаратные и программные средства для интерактивной доски.

Б.2.Б.2

Основы математической обработки информации

     Предмет, основная задача и основной метод математической статистики. Статистическая информация и формы её представления. Числовые характеристики статистических рядов. Статистика и вероятностные модели. Основные этапы статистической обработки данных. Выборка как набор случайных величин. Генеральная и выборочная средние. Методы их расчета. Генеральная и выборочная дисперсии. Оценки параметров распределения. Надежность и доверительные интервалы. Оценка вероятности по частоте. Корреляция. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Понятие информации, её свойства. Различные подходы к определению понятия информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Сущность вероятностного и объемного подходов к измерению информации. Единицы измерения информации. Понятие системы счисления. Построение позиционных систем счисления (на примере двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления). Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием р¹10. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Основы машинной арифметики Моделирование как метод познания. Понятие математической модели. Формы представления информационных моделей. Язык как средство информационного моделирования. Объектно-ориентированное моделирование.

Б.2.Б.3

Естественнонаучная картина мира

     Человек и природа. Фундаментальное единство материального мира. Отражение действительности в науке. Естествознание и гуманитарное знание. Анализ понятий: наука, научная картина мира, концепции, естествознание. Эволюция естествознания. Фундаментальные естественнонаучные парадигмы. Атомистическая и континуальная концепции. Механистическая картина мира. Классическая парадигма и стратегия познания. Неклассическая стратегия познания. Эволюционно-синергетическая парадигма. Панорама современного естествознания. Структурные уровни материи и спектр естественных наук. Концептуальные уровни химии. Концептуальные уровни биологии. Концептуальные уровни физики. Образ природы в классическом естествознании. Концепция моделирования объектов. Фундаментальные модели и концепции классической физики. Особенности классических моделей и концепций в химии и биологии. Образ природы в неклассическом естествознании. Развитие квантовой концепции. Концепция моделирования состояний микрообъектов. Значение открытий квантовой физики. Статистические и динамические закономерности в природе. Цивилизационная значимость открытий квантовой физики. Неклассические модели в химии и биологии. Эволюционные представления в естественнонаучной картине мира. Концепция самоорганизации сложных систем. Эволюционно-синергетическая парадигма. Эволюция на космологическом и геологическом уровнях. Эволюция на химическом уровне. Биологическая эволюция. Антропогенез. Экосистемный уровень организации живой материи. Экосистемы, биосфера, ноосфера. Антропоэкосистемы. Этногенез и биосфера Земли. Хозяйственно-культурный подход к взаимодействию человека и природы. Историко-культурный подход. Устойчивое развитие. Формирование концепции устойчивого развития, её содержание, реализация за последние 10 лет.

Б.2.В.1

Валеологическое сопровождение образования

     Здоровье как состояние и свойство организма. Понятие «здоровье», значение здоровья для отдельного человека и общества, состояние здоровья населения России. Соматический, социальный, личностный уровни здоровья. Демографические, социально-экономические, медицинские аспекты здоровья. Здоровье и болезнь, переходные состояния от нормы к болезни. Диагностика здоровья, уровень здоровья, его количественная и качественная оценка. Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология и дидактика личностно-ориентированного образования. Понятие «здоровый образ жизни». Валеологический анализ факторов здоровья. Нравственность и здоровье. Проблемы валеологизации образовательной среды. Формирование компонентов здоровья и самоактуализа­ция развивающейся личности. Принципы и модели внутришкольного валеологическо-го управления. Валеологический мониторинг в системе управления образовательного учреждения (общие принципы проведения валеологического мониторинга). Разработка и реализация система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Учет возрастных особенностей формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучаю­щихся. Условия обучения как фактор, влияющий на здоровье и психофизиологическое развитие обучающихся. Экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Методы оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья (гигиенические, физиологические, анкетная методика мониторинга и др.). Факторы, оказывающие влияние на показатели эффективности деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья обучающихся (организация воспитательно-образовательного процесса, состояние здоровья и текущая заболеваемость, психическое и функциональное напряжение организма, физическое развитие и физическая подготовленность учащихся и др.). Валеологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Критерии готовности к обучению на повышенном образовательном уровне.

Б2.ДВ.1.1

Информационные технологии в историческом образовании

Научная организация труда историка с использованием информационных технологий. Формы, методы и приемы научно-исследовательской деятельности студента-историка. История возникновения и современные направления развития сети Интернет. Электронные каталоги и архивы. Основные принципы поиска информации в сети Интернет. Поиск и анализ информации по выбранной теме. Электронные презентации исторических материалов. Новые информационные технологии в историческом образовании

Б2.ДВ.1.2

Математические методы в исторических исследованиях

Математизация научного знания, ее этапы и закономерности. Возможности и ограничения использования математических методов в гуманитарных науках. Формализация информации источника, статистическая обработка данных источников, математическое моделирование исторических процессов и явлений.  Основные методы математической статистики: дескриптивная статистика, корреляционный анализ, линейная регрессия, факторный анализ, кластер-анализ, анализ временных рядов, анализ качественных признаков. Математические модели исторических процессов

Б.3.Б.1

Психология

·                   1. Общая психология

·                        Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные принципы и категории общей психологии. Взаимосвязь методологии, методов и частных исследовательских методик. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Эволюционное развитие психики. Проблема возникновения психики. Критерий разделения психической и допсихической жизни. Стадии развития психики у животных. Основные закономерности развития психики у животных. Закономерности психического развития человека. Условия возникновения сознания. Структура сознания, уровни сознания. Сознание и самосознание, их взаимосвязь. Проблема деятельности в психологии. Теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Структура  деятельности. Деятельность, действие, операция, их характеристика. Понятие о познавательной деятельности, этапы познания. Общее понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений, их свойства и методы исследования.  Понятие о восприятии, восприятие и действие. Понятие памяти, основные процессы, виды и типы памяти, их  характеристика. Виды и типы мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение задач. Мышление и речь, их  взаимосвязь. Психологическая структура речи, ее основные виды и функции. Виды и операции воображения, их общая характеристика. Понятие внимания, виды внимания. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности. Виды мотивов, сознательные и бессознательные мотивы, понятие установки (Узнадзе Д. Н.). Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств и настроения в регуляции активности человека. Фрустрация и ее связь с эмоциональными состояниями человека. Понятие о воле, структура волевого акта. Понятие индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Структура человеческой индивидуальности. Уровни индивидуальности. Задатки и способности. Способности и одаренность. Подход к понятию «личность» в основных психологических школах. Социализация и формирование личности. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Проблема  жизненного пути личности. Идентичность личности, ее развитие; кризисы идентичности.

·2. Психология развития

·                        Объект, предмет, задачи, структура  и основные проблемы психологии развития. Основные понятия возрастной психологии: развитие, факторы развития, формы развития сферы развития, периодизация психического развития, возраст, возрастной кризис. Уровни методологии науки. Методологические принципы психологии развития. Классификация научных методов исследования в психологии развития. История становление зарубежной и отечественной психологии развития. Теории психического развития человека: однофакторные – биодинамические, социодинамические; двухфакторные – теории конвергенции социальных и биологических факторов, теории конфронтации двух факторов, теории взаимодействия двух факторов. Основные закономерности детского развития. Периодизации психического развития. Психология возрастных кризисов. Психологические особенности, структура возрастного кризиса. Содержание и внутренние механизмы возрастного кризиса. Психологические особенности развития человека в разные возрастные периоды. Психологические особенности развития в период детства. Особенности развития ребенка в младенчестве. Общая характеристика новорожденности. Социальная ситуация развития младенческого возраста и противоречие, лежащее в ее основании. Ведущая деятельность младенческого периода – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, ее предмет и содержание. Личностные новообразования: потребность в общении, эмоциональная синтония «Пра-мы» – сознание «мы», осознание психической общности, предшествующее осознанию собственного Я. Особенности общения с взрослыми: тип общения, изменение характера общения на протяжении первого года жизни ребенка. Особенности психического развития: два этапа психического развития младенца. Развитие сенсорных процессов, развитие акта хватания. Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Особенности мышления младенца. Подготовительный период в развитии речи (гуканье, гуление, лепет). Кризис одного года. Основные новообразования кризиса: прямохождение, автономная речь, гипобулические реакции ребенка. Развитие ребенка в раннем детстве. Социальная ситуация развития раннего детства и ее противоречие. Ведущая деятельность раннего детства – предметно-манипулятивная деятельность, ее предмет и содержание. Личностные новообразования: речь как средство общения и обобщения, самосознание «Я и мир», потребность в самостоятельности и самоуправлении. Особенности общения с взрослыми: тип общения, предметная опосредованность общения. Особенности общения со сверстниками: появление интереса к сверстникам, игры «рядом, но не вместе». Особенности познавательного развития: развитие восприятия как центрального доминирующего процесса периода раннего детства (формирование системы сенсорных эталонов), непроизвольной, механической памяти, наглядно-действенного мышления. Развитие речи – опережающее развитие пассивной речи ребенка; развитие различных сторон речи: фонематической, синтаксической, семантической. Кризис трех лет. Симптомы кризиса Основные новообразования кризиса. Характеристика развития личности в юношестве. Кризис идентичности личности. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте и ее противоречие. Ведущая деятельность юноши – профессиональное и социальное (личностное) самоопределение, его предмет и содержание. Психологические характеристики выбора профессии юношей. Построение жизненных планов. Личностные новообразования: идентичность личности мировоззрение, обобщенная форма самосознания (открытие Я) Развитие личности в юношеский период как разрешение кризиса идентичности. Типы идентичности. Особенности общения с взрослыми: повышение  авторитета взрослого как носителя определенного жизненного опыта, формирование равно-статусных отношений. Особенности общения со сверстниками: стремление к индивидуализации, юношеская субкультура, формирование интереса к противоположному полу. Особенности познавательного развития: Формирование индивидуального стиля умственной деятельности (Е. А. Климов). Повышение уровня системности и критичности мышления. Развитие творческого мышления. Закрепление системы приемов рационального запоминания. Особенности развития личности в период ранней и средней взрослости. Характеристика исследований взрослости на протяжении ХХ века. Понятие “онтогенетических сдвигов” в процессе развития современного взрослого человека. Периодизация взрослости. Социальная ситуация развития в период зрелости. Ведущая деятельность взрослого человека – максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Сферы активности взрослого человека и их психологическая характеристика: профессиональная самореализация, семейные отношения, досуговая деятельность. Личностные новообразования: формирование характеристик зрелой личности. Динамика изменений в период ранней и средней взрослости ценностных ориентаций, характеристик мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер личности, Я-концепции”. Гендерные различия в развитии личности в период взрослости. Переживание человеком возрастных кризисов взрослости - кризиса 30-лет, кризиса середины жизни (40-45 лет). Особенности познавательного развития: интеллектуальное развитие в период зрелости. Неравномерное развитие психических функций взрослого человека. Творческая активность в период зрелости. Характеристика развития личности в период поздней  взрослости. Понятие “геронтогенеза”. Неоднородность изменений в процессе старения у разных людей. Биологические и социальные факторы старения. Теории старения. Социальная ситуация развития в период поздней взрослости – переживание кризиса разобществления. Выбор между социальной и индивидуальной жизнью (сохранение себя как личности или как индивида). Ведущая деятельность человека в период поздней взрослости – особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути. Сферы активности и самореализации личности в период поздней взрослости. Личностные новообразования: мудрость, заострение личностных черт, преодоление негативных социальных стереотипов старости через конструирование собственных критериев восприятия жизни, формирование наиболее целостной “Я-концепции” как результата интеграции многих образов Я, прошлого, настоящего и будущего. Особенности познавательного развития: формирование компенсаторных, приспособительных психологических механизмов. Внутрииндивидная асинхронность инволюции отдельных психических процессов. Мудрость как система экспертных знаний.

·3. Педагогическая психология

·                        Психологические основы модернизации образования. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность, ее компоненты: учебная мотивация; учебная задача; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль и оценка, переходящая в самооценку. Усвоение. Обучаемость, критерии обучаемости. Развитие предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста: отдельных элементов учебной деятельности (учебно-познавательной мотивации, умение определять цель предстоящей деятельности и планировать ее, владеть самоконтролем др.). Развитие универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) у младших школьников. Педагогическая деятельность. Мотивация профессионально-педагогической деятельности. Педагогические функции и умения. Стили и модели педагогической деятельности. Личность педагога и общественно-значимая роль его профессиональной деятельности. Педагогические способности. Профессионально важные качества. Профессиональная «Я-концепция» и самосознание учителя. Педагогическая направленность. Профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая компетентность педагога. Педагогическое общение: функции, уровни, этапы, стили, модели. Особенности общения педагога с различными субъектами образовательного процесса. Психологические проблемы профессионально-педагогического общения: барьеры и конфликты, способы их предупреждения.

·4. Социальная психология

     Основные теоретические направления современной социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, символический интеракционизм. Социальная психология личности. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Социальная идентичность, социальная установка, социальная роль, социальная регуляция поведения, десоциализации и ресоциализации. Самосознание личности. Социальная норма. Социализация личности: содержание, механизмы, институты, факторы, стадии социализации. Понятие и виды социальных отношений. Общение как социально-психологический феномен: значение, функции, типы, виды, механизмы общения. Специфика делового общения, общения в образовательных учреждениях Психология малой группы: структура, классификация, механизмы формирования и развития, групповые конфликты. Положение индивида в группе. Детерминация поведения индивида в группе: феномен группового давления, конформное поведение, влияние меньшинства. Групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство группы. Лидерство и руководство в малых группах: теоретические подходы к изучению, функции, динамика, типология. Принятие группового решения. Факторы формирования группового мнения и процесса принятия решения группой. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Явление "поляризации группы". Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения. Факторы ошибочных групповых решений. Феномен "группового духа". Психология макро-общности. Виды больших групп. Механизмы регуляции поведения в больших группах. Психология эпохи как историческая общность людей. Понятие духа времени и настроения эпохи. Социальная обусловленность преобладающего настроения эпохи. Психология народа. Интеллект и характер в психологии народа. Эмоциональность в психологии народа и многогранность его психического склада. Особенности национального умонастроения и мировосприятия. Противоречия в психологии народа. Психология класса. Статические и динамические компоненты в структуре классовой психологии. Психология социальных институтов. Массовые психические состояния и проявления. Массовая психология как продукт специфической общности людей. Формы массовой психологии. Макроформы функционирования массового сознания: общественное мнение и массовые настроения. Массовое стихийное поведение. Общие механизмы стихийного поведения. Основные субъекты стихийного поведения. Психология толпы. Основные формы стихийного поведения: массовая паника, массовая агрессия. Человек в массе: потребность в идентификации с массой, влияние массы на индивида, феномен обезличивания. Психология межгрупповых отношений.

Б.3.Б.2

Педагогика

     Введение в педагогическую деятельность. Образовательная политика в России. Педагогическая деятельность. Основы педагогической культуры педагога. Источники педагогической информации. Система отечественного образования.

     Теоретическая педагогика. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Теория целостного педагогического процесса.

     Практическая педагогика. Основы практической педагогики. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Педагогическое творчество. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Современные технологии педагогического процесса.

·                               История образования и педагогической мысли. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

     Практикум по решению профессиональных задач. Профессиональная задача. Профессиональное самообразование. Педагогическая поддержка детей разного возраста. Диагностика педагогического процесса. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Образовательная среда школы. Новые технические средства обучения.

Б.3.Б.3

Возрастная анатомия, физиология, гигиена

     Дисциплина призвана расширить и углубить знания о структуре и функциях организма человека с точки зрения возрастного аспекта, необходимые для изучения дисциплин естественнонаучного и психолого-педагогического блока, дать анатомо-физиологическую основу воспитания здорового образа жизни; сохранения, расширения функциональных возможностей организма, гигиенические аспекты физиологии организма. В ходе освоения курса студенты учатся давать характеристику основным закономерностям функционирования и развития целостного организма человека во взаимодействии со средой, устанавливать взаимосвязь различных систем и структурно-функциональных особенностей органов и тканей их составляющих. На всех этапах изучения курса рассматривается взаимосвязь особенностей строения систем организма в зависимости от возрастной периодизации жизни человека. Курс предусматривает следующий принцип изучения материала: структуры, обеспечивающие функцию, механизмы осуществления функций, диапазон их реализации, обеспечивающий адаптивные приспособления к условиям жизни, и саморегуляция по принципу прямой и обратной связи.

Б.3.Б.4

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

·                                В данной дисциплине подробно рассматриваются проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, основные признаки нарушения здоровья ребенка, понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии, а также меры профилактики инфекционных заболеваний. В ходе изучения дисциплины студенты приобретают знания и практические навыки по разделам: «Неотложные состояния, причины и факторы, их вызывающие, приемы оказания первой помощи», «Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности», «Характеристика детского травматизма», «Меры профилактики травм и первая помощь при них».

Б.3.Б.5

Безопасность жизнедеятельности

     Теоретические основы безопасности человека. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные и чрезвычайные ситуации, их сущность, динамика и классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них. Экология и безопасность жизнедеятельности. Пожарная безопасность. Информационная безопасность. Психологическая подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Педагогика здоровья. Психология здоровья. Репродуктивное здоровье. Профилактика девиантного поведения. Первая медицинская помощь. Профилактика заболеваний. Инфекционный и эпидемический процесс. Профессиональные заболевания педагогов. Законодательные аспекты здравоохранения.

Б.3.Б.6

Методика обучения истории

·            История, предмет, задачи методики преподавания истории и обществознания, цели обучения истории, структура, содержание, программы, стандарты исторического образования в школе; методика работы с источниками, литературой, учебниками, атласами, картами; использование ТСО, средств наглядности; методы, методические приемы и средства преподавания; виды, планирование и структура урока; учебные экскурсии, методика изучения отдельных курсов, факультативные курсы

Б.3.Б.7

Методика обучения обществознанию

     Общие вопросы методики. Методика преподавания иностранного языка (лингводидактика) как прикладная наука и учебная дисциплина, ее базисные науки. Из истории развития методики. Место иностранного языков как учебного предмета в ФБУП общеобразовательных учебных заведений (состав и структура). Урок иностранного языка в современной средней школе. Требования к уроку, структура урока, классификация уроков. Формы и аспекты организации учебной работы по изучению языка. Методы обучения языку. Средства обучения языку. Методика преподавания разделов курса изучаемого языка (иностранного). Аспекты изучения языка. Методика преподавания: фонетики, лексики, грамматики. Методика обучения видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Контроль на уроке иностранного языка. Планирование работы. Поурочные и тематические планы. Требования к конспекту урока.

Б.3.В.1

История России

·    История России в системе мировой истории; природно-географическая среда; демография, конфессиональный и национальный состав населения; роль колонизационного процесса в истории. Периодизация истории России. Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие.  Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения

·                      Россия в контексте мировой истории, закономерности и специфика российского исторического процесса; реформы, революции и национальный менталитет; методологические подходы к изучению истории России XX в.. Периодизация истории России XX в.  Советское государство (1917-1991 гг.): экономическое, социокультурное, политическое развитие, внешняя политика  противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия (с 1992 г.): экономическое, социокультурное, политическое развитие, внешняя политика. Проблема становления гражданского общества

Б.3.В.2

История Древнего мира

Основные эпохи мировых цивилизаций Развитие мировых цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим: социально-экономические, политические и  культурные аспекты

Б.3.В.3

История средних веков

Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и  доколумбовой Америки в эпоху средневековья

Б.3.В.4

Новая и новейшая история

История нового и новейшего времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы  развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности

Б.3.В.5

Специальные исторические исследования

Классификация вспомогательных исторических дисциплин в соответствии с классификацией исторических источников и структурой источниковедческой критики. Предмет и задачи исследования, история становления, теоретические и методологические основы конкретных дисциплин: исторической географии, палеографии, кодикологии, хронологии, метрологии, генеалогии и др.

Б.3.В.6

История стран Азии и Африки

Особенности формирования социально-классовой структуры восточного общества. Религия и политика на Востоке. Основные проблемы развития Востока в средние века и новое время. Основные этапы и проблемы истории стран Азии и Африки в средние века и новое время. Крушение колониальной системы. Основные этапы и проблемы развития Востока в новейшее время. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран. Демографическая проблема в развивающихся странах. Тенденции и особенности развития стран Азии и Африки на современном этапе

Б.3.В.7

История мировой и отечественной культуры

Понятие об основных культурно-исторических эпохах; культура Древнего Востока; культура Древней Греции и Древнего Рима; культура средневековой Европы; культура Византии; культура Древней Руси; европейская культура эпохи Возрождения; европейская культура Нового времени; основные этапы истории культуры России; проблемы культуры ХХ в.

Культурно-исторические тенденции, доминирующие в русском обществе на тех или иных этапах его развития, общие закономерности культурных процессов и их частные особенности. Региональные особенности культурных процессов. Основные проблемы современной культуры России.

Б.3.В.8

История исторической науки

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части  духовной культуры общества. Предмет историографии. Методологические принципы историографического анализа. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений

Б.3.В.9

Источниковедение

 Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками. Обзор важнейших комплексов письменных источников по истории России X - начала XXI в.

Б.3.В.10

Теория и методология истории

Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания. История и источники формирования методологии истории. Характеристика объекта и предмета истории как науки, исторического времени и пространства. Принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач

Б.3.В.11

История политических партий

 Особенности формирования политических партий России. Основные направления общественного движения России в 90-е годы XIX в. История создания и функционирования РСДРП. Неонароднические партии в России. Либерально-буржуазные партии в России. Формирование буржуазной оппозиции в 1907-1916 гг. Монархические организации в России. Аграрный вопрос в программах политических партий России (1905-1907 гг.). Политические партии в Государственной думе (1906-1917 гг.). Политические партии в Февральской буржуазно-демократической революции.  

Б.3.В.12

Деловые культуры

История делового этикета. Деловые культуры, их многообразие. Классификация деловых культур.  Статус, лидерство и организация в различных культурах. Манеры (и обычаи) представителей разных деловых культур. Создание международных команд. Правила деловой этики. Этикет деловой беседы. Деловые встречи, переговоры, симпозиумы. Организация и проведение переговоров. Особенности проведения деловых совещаний. Интервью, презентации и публичные выступления Этикет деловой переписки. Деловой телефон. Телефонные переговоры. Имидж делового человека.

Б.3.В.13

История первобытного общества

 Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в человеческой истории. Источники по истории первобытного общества. История изучения первобытного общества. Хронология и периодизация истории первобытного общества. Происхождение человека, проблемы  антропогенеза. Возникновение человека современного вида  и этапы развития первобытного общества. Начало формирования хозяйственно-культурных типов. Переход к социально-стратифицированному обществу. Разложение первобытного общества

Б.3.ДВ.1.1

История государства и права

Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации. Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации); античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы; роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права; образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.

Б.3.ДВ.1.2

Правоведение

  Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения.  Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления.  Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Б.3.ДВ.2.1

Количественные и естественнонаучные методы в гуманитарных исследованиях

Единство мира и способы его познания. Естественные и гуманитарные науки: общее и особенное. Физика и исторические науки. Химия и исторические науки. Биология и исторические науки. Слово, образ, творчество. Слово и число. Число и история.

Б.3.ДВ.2.2

История естественнонаучной и технической мысли

Наука как многогранное явление. Специфические черты науки. Естествознание как раздел науки. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Основные этапы развития науки и техники. Формирование отдельных элементов научного знания в древних обществах (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Возникновение науки в эпоху античности (Древняя Греция, эпоха эллинизма, Древний Рим). Развитие науки в период раннего и классического средневековья (V-XV вв.). Научная мысль периода позднего средневековья (XVI – I половина XVII вв.), переворот в развитии научных знаний. Наука и техника в первый период нового времени (середина XVII – середина XIX вв.). Развитие научного мировоззрения во второй период нового времени (конец XIX – начало XX вв.). Основные тенденции развития науки и техники в новейшее время (XX – начало XXI вв.). Достижения отечественной естественно-научной и технической мысли (X - начало XXI вв.).

Б.3.ДВ.3.1

Актуальные проблемы международных отношений

    Внешняя политика Японии. Внешняя политика КНР. Международные отношения на Корейском полуострове. Внешняя политика Монголии. Центрально-азиатский регион в мировой политике. Внешняя политика Ирана. Внешняя политика Турции. Кавказский узел мировой политики. Внешняя политика Украины. Внешняя политика Республики Беларусь. Внешняя политика стран Балтии. Внешняя политика Польши

Б.3.ДВ.3.2

История международных отношений в XX - начале XXI вв.

   Европа и другие регионы мира в начале XX в.. Первая мировая война: происхождение и значение. Версальско-вашингтонская (межвоенная) СМО, ее складывание, эволюция и крах. Возникновение внешней политики Советской России и ее особенности. Международные отношения периода второй мировой войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Международные отношения после второй мировой войны: Ялтинско-потсдамская СМО и холодная война. Роль СССР в холодной войне. Формирование современной СМО. Место и роль Российской Федерации в новом миропорядке.

Б.3.ДВ.4.1

Историческая музеология

    История зарождения, становления и развития музеев как общественного института. Развитие музееведческой мысли. Основные понятия и термины музеологии. Виды и типы музеев. Социальные функции музея. Виды музейной деятельности. Музейный предмет как носитель информации. Музейная экспозиция

Б.3.ДВ.4.2

Музеи мира

     Музейная деятельность – специфическая область человеческой культуры. Базовые понятия музеологии:  «музеализация», «наследие», «музейный предмет», «музей».  Характеристика основных музейных организаций и учреждений, публикаций и периодических изданий, источников информации по музеям и музейному делу.

Собрания древнего мира, античности и  средневековья. Коллекции и коллекционеры эпохи Возрождения. Кунсткамеры как явление европейской культуры XVI–XVIIвв.

Эпоха Просвещения и концепция публичного музея. Музеи XVIII в.

Национальные музеи. Идея европейского музея за пределами Европы. Специализация музеев. Музеи под открытым небом. Политехнические выставки и музеи науки и техники. Распространение музеев в провинции.

Социальные функции музея: Сохранение. Исследование. Коммуникация. Изменение функций на протяжении истории развития музеев. Функции музея в современном обществе.

Классификация музеев по профилю, типам, месту расположения, ведомственной принадлежности. Характеристика разных типов музеев. Музейная сеть.

Фондовая работа. Научно-исследовательская деятельность. Культурно-образовательная деятельность. Музейная коммуникация.

Музейный туризм – новое направление музейной деятельности. Разработка музейных маршрутов.

Музеи Англии.Музеи Греции. Музеи Испании. Музеи Голландии, Бельгии и скандинавских стран. Музеи стран Восточной Европы.Музеи США. Музеи Востока. Музеи Австралии.

Музеи Африки.

Б.3.ДВ.5.1

История регионов мира

Основные проблемы истории стран Востока в новейшее время. Особенности развития капитализма на Востоке  в первой половине ХХ в. Крушение колониальной системы империализма. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран. Формирование социально-классовой структуры на Востоке. Идея социализма и коммунистическое движение на Востоке. Религия и политика на Востоке. Национальный вопрос на Востоке. Продовольственная проблема в развивающихся странах. Демографическая проблема в развивающихся странах. Экономические и социальные последствия НТР на Востоке. Особенности и этапы внешней политики развивающихся стран. Основные этапы и проблемы развития стран Востока в новейшее время (по странам).

Б.3.ДВ.5.2

Россия и Европа

     Формирование государственных институтов в Европе и России: общие черты и отличия. Е:вропа и Россия в средние века: путь от изоляции к вхождению в систему общеевропейских отношений.

Место России в общественном сознании европейцев. Специфика общественно-политического и социально-экономического развития России относительно Западной Европы в эпоху средневековья. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Европы в эпоху средневековья. Реформы Петра Великого и проблема догоняющего развития, самобытности, европеизации и вестернизации России.  Формирование мегасистемы Россия-Европа: конфликт и сотрудничество в рамках мегасистемы. Россия и Европа до ХХ века – этапы взаимодействия, конфликты и противоречия.
Буржуазные преобразования в России на рубеже XIX – XX вв.: особенности российского капитализма. Культурно-политическое влияние Европы на развитие российского общества. Россия в европейской политике конец XIX – начала XX вв. СССР как альтернативный западнобуржуазному вариант развития. Основные проблемы и этапы взаимоотношений в рамках Версальско-Вашингтоноской системы 20-30 гг., соперничество «западных демократий», правого и левого тоталитаризмов, сотрудничество СССР и «западных демократий» во II мировой войне.
Проблема «Россия и Европа» в эпоху «холодной войны». Особенности Ялтинско-Потсдамского мироустройства: области конфликта и сотрудничества. Основные принципы внешней политики СССР и западные внешнеполитические доктрины. Идеология и геополитика как факторы взаимоотношений. Проблема разрядки и конвергенции двух систем.
Преобразования в России на рубеже XX – XXI вв.: особенности современного российского капитализма. Культурно-политическое влияние Запада на развитие современного российского общества. Россия в европейской и мировой политике конца XX – начала XXI вв. Экономика, идеология и геополитика как факторы взаимоотношений России и Запада в постбиполярном мире.

Б.3.ДВ.6.1

История Сибири

     Присоединение Сибири к Русскому государству (конец XVI – начало ХХ вв.) Хозяйственное освоение и социально-экономическое развитие Сибири в XVII – начале XХ вв. Административно-территориальное устройство и управление Сибирью в XVI – ХIХ вв. Развитие общественно-политической мысли в Сибири  (конец XVIII – начало ХХ вв.). Политическая и уголовная ссылка в Сибирь. Политическая жизнь Сибири в 1905-1917 гг. Культурные процессы и изучение региона в XVII – начале ХХ вв.  Сибирь в 1917 г. и в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) Развитие Сибири в условиях НЭПа. Сибирь в условиях модернизации в СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Сибирь в годы Вов. Сибирь в первые послевоенные десятилетия Основные тенденции экономического развития Сибири во II половине 1960-х –1990-е гг. Тенденции развития Сибири на современном этапе.

Б.3.ДВ.6.2

История российской государственности

 

 Государственная символика России Факторы и особенности формирования и развития российского государства Аппарат (механизм) государственного управления и его эволюция в российской действительности Развитие российского законодательства: особенности и тенденции. Взгляды на Российское государство и его устройство в политических учениях XI – начала ХХ вв. Россия-Запад-Восток: сравнительно - цивилизационная характеристика. Органы государственной власти в период двоевластия (март-октябрь 1917 г.). Организация власти большевиками в 1918-1924 гг. Государственные органы управления в СССР середине 1920-х – середине 1940-х. гг. Реорганизация власти и управления в годы ВОв. Трансформация органов управления страной во II половине 1940-х – 1970-х гг. Перестройка государственного аппарата и власти на местах во II половине 1980-х - начале 1990-х гг.  Современные российские органы управления.

Б.3.ДВ.7.1

Историческое краеведение

     Формы организации краеведения (государственное, общественное, учебное - школьное и вузовское). Цель и задачи краеведческого образования. Направления школьного краеведения: историческое, географическое, литературное, экологическое. Историческое краеведение в системе исторических и культурологических дисциплин. Его роль в решении образовательных задач школы, значение для формирования личности и воспитания учащихся.

Б.3.ДВ.7.2

Информационно-аналитическая работа

Принципы научного исторического исследования. Понятийный аппарат в структуре методологии исторического исследования. Суждения в структуре методологии исторического исследования. Законы развития природы, общества и мышления в структуре методологии исторического исследования. Методы в структуре методологии исторического исследования. Методология и методика  конкретного исторического исследования.

Б.3.ДВ.8.1

Латинский язык

Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; история их становления и развития, значение для современной языковой культуры; лексические и грамматические основы.

Б.3.ДВ.8.2

Иностранный язык массовых коммуникаций

     Чтение, перевод, пересказ, реферирование, обсуждение текстов “Macro- and Microeconomics”, “Price Ceilings and Price Supports”, “International Trade and Freely Floating Currencies”, “Bank Accounts and Checks”, “Banking Services in the US”, “Froms of Business Organisation”, “Accounting is the Language of Business”. Выполнение лексических упражнений. Аудирование. Составление монологов и диалогов.

Методика и техники построения делового интервью. Типовые речевые приемы, клише, используемые в устном деловом общении, в том числе в телефонных переговорах. Участие в деловых и ролевых играх. Презентации своего проекта («портфолио»). 
Виды писем. Особенности организации официально-деловой и письменной коммуникации в английском языке. Стилистика и особенности грамматики официального письма. Деловая переписка при поиске работы (принципы составления анкеты, резюме, сопроводительного письма). Перевод, аннотирование и реферирование документов. Обзор новостей с личными комментариями. Чтение, перевод, обсуждение статей. Доклады на английском языке (8-10 мин.) по экономической и общественно-политической тематике.

Б.3.ДВ.9.1

Археология

Предмет и задачи археологии. Историческая и археологическая периодизация. Основные виды исторических источников. Археологические памятники и их классификация. Методы исследований.  Способы существования человека в различной экологической среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения, общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от эпохи палеолита до раннего средневековья

Б.3.ДВ.9.2

Этнология и социальная антропология

Этнология в системе современного научного знания. Предмет и объект этнологии. Этнос, его строение. Демографический, экономический, социальный аспекты этноса. Развитие этнологии как науки, современные концепции российской этнологии. Типы и разновидности источников, поиск, сбор, переработки и интерпретации информации. Этническая карта мира: народы Австралии и Океании, народы Западной Азии, народы Южной Азии, народы Юго-Восточной Азии, народы Восточной Азии, народы Африки, народы Америки, народы Европы, славянские народы Центральной и Юго-Восточной Европы, народы России и сопредельных стран. Этнология и социальная реальность. Этническая история и общеисторический процесс. Этнодемографические процессы в современном мире

Б.3.ДВ.10.1

Основы социального государства

     Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемым профилем); использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования.

Б.3.ДВ.10.2

Общественные организации России

     Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемым профилем); использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования.

Б.3.ДВ.11.1

Архивоведение

Архивоведение как комплексная научная дисциплина. Влияние политической, экономической, социальной и других сфер жизни общества на изменения в архивной сфере. Архивная терминология. Объект и предмет архивоведения. Роль документов в развитии общества. Связь архивоведения с историей, документоведением, источниковедением и другими научными дисциплинами. Принципы и научные методы архивоведения. Организация документов по государственным и негосударственным хранилищам, в их пределах и по архивным фондам. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации и экспертиза ценности документов. Учет архивных документов. Создание и функционирование системы НСА и использование архивных документов. Обеспечение нормативных условий и режима хранения архивных документов. Создание страхового фонда и фонда пользования. Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях

Б.3.ДВ.11.2

Документоведение

Предмет, задачи и методы документоведения. Документирование информации. Признаки и свойства документа. Структура документа, его составление и оформление (реквизиты, формуляр и оформление документа). Классификация документов и систем документации. Организационно-распорядительные и информационно-справочные документы. Особенности делопроизводства и документооборота в Государственной думе. Служебное делопроизводство и дипломатическая переписка. Секретность и конфиденциальность в делопроизводстве органов государственной власти и коммерческих структурах.

Б.4.Б.1

Физическая культура

     Учебная дисциплина физическая культура в вузе предусматривает освоение теоретического материала по темам:

     Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Физическая культура как социальное явление. Основные понятия теории физической культуры. Физическая культура, как часть культуры личности. Функции физической культуры студента. Основные положения по физической культуре в вузе. Руководство процессом физкультурного образования. Содержание работы учебных отделений.

     Социально-биологические основы физической культуры. Организм человека как единая биологическая система. Механизмы адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов на организм человека. физиологические механизмы двигательной деятельности: тренировочный механизм; Энергообеспечение двигательной деятельности; физиологические основы формирования двигательных навыков. Средства физической культуры и спорта в повышении и совершенствовании функциональных и адаптационных возможностей организма.

    Основы здорового образа и стиля жизни. Виды здоровья. Критерии эффективности здорового образа жизни. здоровый человек как ценность и факторы его определяющие. Составляющие здорового образа жизни. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика)

    Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

    Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Организация и планирование спортивной подготовки в вузе. Общественные студенческие спортивные организации. Современные популярные системы физических упражнений. Индивидуальный выбор вида спорта и системы физических упражнений (характеристика) для регулярных занятий.

    Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

    Методы физического воспитания. Основы обучения движениям, совершенствования физических, психических качеств. Цели и задачи общей физической, специальной физической и спортивной подготовки. Зоны и интенсивность физических нагрузок, мышечная релаксация. Формы занятий физическими упражнениями. Спортивная классификация и правила соревнований в избранном виде спорта.

    Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания, планирование занятий в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовленности. Самоконтроль, врачебный, педагогический контроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

     Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

     Цели, задачи, место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП в вузе. Организация, методика и управление ППФП в вузе. Средства ППФП, особенности их применения.

     Практический раздел программы включает методико-практические и учебно-тренировочные занятия.

ФТД.1

Коррупция: причины, проявления противодействия

     Природа коррупции как социального явления. Понятие и признаки коррупции. Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе. Историко-правовой анализ борьбы с коррупцией. Причины коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции. Правовые основы противодействия коррупции. Типичные коррупционные правонарушения. Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.

 

  Учебный план ООП

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки

 

Практика

 Учебная практика (ознакомительная)

 Производственная (педагогическая) практика в ОО

 Преддипломная практика

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru