Направление подготовки:

44.03.03 Специальное (дефектоло-
гическое) образование
,
направленность (профиль) "Логопедия: Ранняя диагностика и коррекция "

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 01 октября  2015 года № 1087
(зарегистрировано в Минюсте РФ  30 октября 2015 № 39561)

Дата последнего обновления: 05.05.2016

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты , содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельности выпускника:
образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы.

Виды профессиональной деятельности выпускника
• коррекционно-педагогическая;
• диагностико-консультативная;
• исследовательская;
• культурно-просветительская.

  Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин  

Название дисциплины Аннотация дисциплины
Б1.Б.1 История Основные закономерности и этапы исторического процесса, роль России в истории человечества и в современном мире. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки; Исследователь и исторический источник; Особенности становления государственности в России и мире; Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье; Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации; Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот; Россия и мир в ХХ веке; Россия и мир в XXI веке.
Б1.Б.2 Философия Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Философиские проблемы социальной работы
Б1.Б.3 Экономика образования Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос и факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВНП и способы его изменения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индекс цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности перехода экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики. Экономические аспекты социальной работы.
Б1.Б.4 Иностранный язык "Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4.000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специализации. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. "
Б1. Б.5 Основы речевой культуры дефектолога Основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления. Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании специалиста-дефектолога. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи в деятельности дефектолога. Понятность, информативность и выразительность речи. Разговорная речь. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения в процессе профессиональной деятельности дефектолога.
Б1. Б.6 Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федерального устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере. Права инвалидов, основные российские и международные правовые документы, регламентирующие права инвалидов. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Б1.В.1 Политология и социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Б1.В.2 Профессиональная этика Профессионально значимые ценности специальной педагогики, их сущность, типология. Место и роль ценностей в работе логопеда. Основные этапы становления и развития ценностных оснований дефектологии в России и за рубежом. Профессионально-этические требования к профессиограмме логопеда.
Б1.В.3 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Б1.ДВ.1 Основы научно-исследовательской деятельности дефектолога Особенности научно-исследовательского исследования в дефектологии в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения с ограниченными возможностями здоровья. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы. Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе. Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движение населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т. п.). Основные требования к оформлению итогов исследований, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы.
Б1.ДВ.1 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Б2.Б.1 Математика и информатика Аналитическая геометрия и линейная алгебра; Дифференциальные и интегративные исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятности; математические модели видов и процессов в системе социальной работы; математические методы исследования в социальной работе. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; компьютерный практикум.
Б2.Б.2 Информационные технологии в специальном образовании Интегрированные информационные системы. Использование для решения задач отрасли. Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система. Распределение базы данных. Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы специального коррекционного образования, занятости и социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. Компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки дефектологов. Компьютерные технологии при дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационные и коммуникационные, специальные аудиовизуальные технологии обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Б2.Б.3 Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.
Б2.В.1 Аудиовизуальные технологии обучения Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая); звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения.
Б2.ДВ.1 Математическая статистика Генеральная совокупность. Статистическое и графическое представления выборочных данных. Теория оценок. Описательные статистики. Основы теории статистического вывода. Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности.
Б2.ДВ.1 Использование информационных и коммуникационных технологии в образовании Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Интернет в обучении и образовании. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования.
Б3.Б.1 Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция повеления и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Психологические основы социальной работы.
Б3.Б.2 Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование. Воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели. Содержание, структура непрерывного образования, единство образования и сообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. Педагогические основы коррекционной логопедической работы.
Б3.Б.3 Специальная психология Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
Б3.Б.4 Специальная педагогика Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
Б3.Б.5 Медико-биологические основы дефектологии Проблемы здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса в учреждениях различных типов и видов. Здоровьесбережение в специальном коррекционном образовании. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи. Координация реакций организма. Законы раздражения. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Нервная ткань. Классификация связей отделов мозга. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга. Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Латерализация функций. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка принцип доминанты. Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Нервная система и высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней среды. Динамический стереотип. Учение о доминанте. Значение биоритмов. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка. Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка.
Б3.Б.6 Филологические основы дефектологического образования Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы. Речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка. Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.
Б3.Б.7 Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Оценка высших психических функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития, анкетирование ближайшего окружения, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики в отношение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основные психодиагностические модели в изучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дифференциация нарушений развития (различных типологических вариантов). Организация и содержание диагностической деятельности в отношение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Б3.Б.8 Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях Педагогические и методические основы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Особенности организации специализированных образовательных учреждений различных типов и видов для лиц с нарушениями развития. Системы психолого-медико-педагогического обследования детей с нарушениями в развитии. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном детском саду, специальном коррекционном образовательном учреждении, классах компенсирующего обучения, классах интегрированного обучения. Инклюзивное образование. Проблемы интеграции и социализации лиц с нарушениями развития после окончания специальной коррекционной школы.
Б3.Б.9 Безопасность жизнедеятельности Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
Б3.В.1 Клиника интеллектуальных нарушений Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе. Медико-генетическое консультирование. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Дизонтогенез. Влияние вредных различных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы). Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных как одна из причин интеллектуальной недостаточности. Характеристика степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии. Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика особенностей. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
Б3.В.2 Введение в логопедическую специальность Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью). Организация логопедической помощи в Российской Федерации.
Б3.В.3 Логопедия Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция. Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация. Нарушения голоса. История, статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность. Нарушение темпа речи. История, определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика. Заикание. История, определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов. Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения. Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия. Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция. Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.
Б3.В.4 Логопедические технологии Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания. Технология обследования речи. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования, научные основы и принципы. Организация и проведение обследования по разделам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмоинтонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словарный запас, словообразование, грамматический строй речи, связная речь. Отбор материала для обследования по каждому разделу. Критерии анализа результатов обследования. Технология обследования моторных функций. Обследование моторных функций у детей как часть психолого-педагогического обследования. Разделы обследования: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимика. Направления обследования в каждом разделе. Статическая, динамическая и пространственная координация, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движения. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Технология формирования интонационной стороны речи. Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией. Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании. Психофизиологический и лингвистический аспекты изучения темпоритма. Характеристика интонации при заикании. Средства для восстановления темпоритмоинтонационной стороны речи. Формирование речевого дыхания, рациональной голосоподачи и голосоведения. Развитие просодической стороны речи. Формирование практических умений, направленных на выработку навыков речевой саморегуляции темпоритма заикающихся. Автоматизация навыков речевой саморегуляции и введение их в речевую коммуникацию. Поэтапное овладение студентами различными приемами коррекции темпоритма заикающихся.
Б3.В.5 Логопедические практикумы Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя. Индивидуальные формы логопедической работы. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий. Фронтальные формы логопедической работы. Содержание и организация фронтальных занятий. Составление перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию. Разработка моделей (фрагментов) фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов-конспектов.
Б3.В.6 Методика преподавания русского языка (специальная) Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период. Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации. Развитие речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Моделирование уроков по разделам русского языка.
Б3.В.7 Методика преподавания литературы (специальная) Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы и этапы литературного образования. Перераспределение программного материала по годам обучения. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями, трудности восприятия художественного текста, особенности творческого воссоздающего воображения, воссоздания образов литературных героев. Учет степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приемов анализа текста. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров. Своеобразие формирования литературоведческих понятий. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Б3.В.8 Основы тифлопедагогики и тифлопсихологии Зрение и его особенности, связанные с речью. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения. Слепые и слабовидящие. Основные причины нарушения зрения. Психический онтогенез детей с нарушениями зрения. Значение снижения зрения в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении зрения. Методики развития детей с нарушениями зрения. Специфика работы логопеда со слабослышащими детьми.
Б3.В.9 Методика развития речи (специальная) Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей. Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи. Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей. Содержание и структура занятий по развитию речи, специфика развития речи у детей дошкольного возраста. Индивидуальная и фронтальная работа по развитию речи. Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала.
Б3.ДВ.1 История логопедии Исторический аспект логопедии с позиции научных взглядов на патологию речи. Предпосылки и истоки развития логопедии, первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. Исторически последовательность формирования представлений о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармоничного развития. Сведения о речевых расстройствах за несколько тысячелетий до нашей эры; исторические сведения о речевых расстройствах и приемах их устранения с позиции древних ученых; своеобразие взглядов выдающихся просветителей и педагогов-гуманистов Западной Европы и России; современное состояние организации логопедической помощи за рубежом и в России.Взаимодействие логопедии с историей, философией, педагогикой и психологией.
Б3.ДВ.1 Современные аспекты логопедии Современные представления о нормальном и патологическом развитии речевой функции.Теоретические и методологические основы современной логопедии. Организация логопедической помощи в современных условиях.
Б3.ДВ.2 Логопсихология Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.
Б3.ДВ.2 Ранняя диагностика и коррекция Нормы развития детей раннего возраста (0-3года). Понятие «отклонение от нормы» в раннем возрасте. Принципы и особенности организации ранней диагностики развития детей. «Факторы риска» аномального развития детей в пренатальный период. «Факторы риска» аномального развития детей раннего возраста. Выявление аномалий развития детей. Коррекционные и профилактические мероприятия аномального развития детей.
Б3.ДВ.3 Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика как логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание детей с речевой патологией в системе комплексной реабилитации. Задачи и содержание логоритмики. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания у лиц с речевой патологией. Логоритмические упражнения для лиц, имеющих разную речевую патологию. Формирование речевого дыхания в процессе логоритмики. Развитие навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, чувства темпа и ритма движений и речи.
Б3.ДВ.3 Семейное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением. Варианты семейного воспитания. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Речевой режим в семье. Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Повышение педагогической компетенции родителей. Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Формы работы с родителями.
Б3.ДВ.4 Профессиональное консультирование лиц с тяжелыми нарушениями речи Правовое регулирование профессионального обучения и труда лиц с тяжелыми нарушениями речи. Особенности профессионально-трудового обучения лиц с тяжелыми нарушениями речи. Понятия «профессиональное консультирование», «профессиональная ориентация», «профессиональная пригодность». Особенности процессов профессионального консультирования и профессиональной ориентации в отношение лиц с тяжелыми нарушениями речи. Профессиональная пригодность лиц с тяжелыми нарушениями речи. Особенности выбора профессии лицами с речевыми нарушениями.
Б3.ДВ.4 Коррекционная работа в детском доме История социального презрения сирот в России. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников детских домов. Организация коррекционной работы в рамках воспитательно-образовательного процесса в условиях детского дома. Основные направления коррекционной работы в условиях детских домов. Принципы, формы и особенности организации логопедической помощи в детских домах. Специфические особенности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников детских домов. «Группа риска». Взаимодействие логопеда с остальными участниками воспитательного процесса в детском доме.
Б3.ДВ.5 Логопедическая работа при нарушениях сенсорных функций Слух и его особенности (фонематический слух, звуко-высотная чувствительность, чувствительность к шумам, локализация источника звука в пространстве). Глухие и слабослышащие. Слепые и слабовидящие. Основные причины нарушения слуха. Психический онтогенез детей с нарушениями слуха и зрения. Значение снижения слуха, зрения в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении слуха, зрения. Методики развития остаточного слуха на логопедических занятиях. Специфика работы логопеда со слабослышащими детьми. Специфика работы логопеда с глухими детьми. Специфика работы логопеда со слабовидящими детьми. Специфика работы логопеда со слепыми детьми.
Б3.ДВ.5 Логопедическая работа в здравоохранении Характеристика детей и взрослых, получающих логопедическую помощь в учреждениях здравоохранения. Организация коррекционной работы в рамках процесса лечения и медицинской реабилитации в условиях учреждения здравоохранения. Основные направления коррекционной работы в условиях учреждений здравоохранения в зависимости от их типов и видов. Принципы, формы и особенности организации логопедической помощи в учреждениях здравоохранения в зависимости от их типов и видов. Взаимодействие логопеда с остальными участниками процесса лечения (реабилитации, абилитации) в учреждениях здравоохранения.
Б3.ДВ.6 Логопедическая и психологическая работа при раннем детском аутизме Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Этиология и патогенез. Детский аутизм как нарушение развития. Психологическая классификация синдрома детского аутизма. Возрастные особенности: ранний возраст и дошкольный. Школьное детство детей с РДА. Психолого-педагогическая помощь, основные условия обучения, помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии. Развитие отношений с детьми и взрослыми. Последствия детского аутизма. Проблемы семьи аутичного ребёнка в разных возрастах. Трудности семьи подростка и взрослого. Психологическая работа. Особенности логопедической работы с детьми с РДА. Организация, формы, содержание, методы логопедической работы с детьми с РДА.
Б3.ДВ.6 Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению Логопедическая и психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста. Формирование и коррекция ВПФ у детей с тяжелыми нарушениями речи. Формирование регулятивной функции речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Особенности ориентации в пространстве детей с дошкольного возраста с ТНР. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников с ТНР. Формирование математических и естественнонаучных представлений у детей с ТНР дошкольного возраста. Эстетическое, музыкальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Изобразительная деятельность и развитие ВПФ. Содержание коррекционно-развивающих программ. Пропедевтический период.
Б3.ДВ.7 Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения. Классификация умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Дети с задержкой психического развития как субъект и объект изучения, воспитания и обучения. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Система помощи детям с нарушениями интеллекта и ЗПР в Российской Федерации. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII вида. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VII вида. Принципы и методы обучения. Содержание образования. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в специальной школе VIII вида. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в специальной школе VII вида. Принципы, формы, содержание и методы логопедической работы с лицами с ЗПР и умственной отсталостью. Особенности речи лиц с умственной отсталостью. Особенности речи лиц с ЗПР. Деятельность логопеда по взаимодействию с участниками воспитательно-образовательного процесса в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта и ЗПР. Организация логопедической помощи детям с умственной отсталостью и ЗПР.
Б3.ДВ.7 Психология девиантного поведения Биологические теории девиантного поведения. Психологические теории девиантного поведения. Понятие девиантного развития. Общая характеристика факторов риска девиантного развития детей и подростков. Девиантная виктимность личности подростка. Акцентуации характера как фактор девиантного развития подростков. Нарушения здоровья как фактор риска девиантного развития несовершеннолетних. Риски развития аддиктивности в подростковом возрасте. Делинквентное поведение подростков. Подростково-молодежные неформальные объединения. Особенности суицидального поведения несовершенослетних. Подходы к исследованию агрессии в современной психологии. Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Семья как фактор риска девиантного развития. Социальный контроль.
Б3.ДВ.8 Логопедическая работа при детском церебральном параличе Детский церебральный паралич (ДЦП) как специфическое нарушение развития. Этиология и патогенез. ДЦП как нарушение развития. Психологическая классификация детей и подростков с ДЦП. Возрастные особенности: ранний возраст и дошкольный. Психолого-педагогическая помощь, основные условия обучения, помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии. Развитие отношений с детьми и взрослыми. Последствия ДЦП, вторичные дефекты развития. Проблемы семьи ребёнка с ДЦП в разных возрастах. Трудности семьи подростка и взрослого с ДЦП. Психологическая работа. Особенности речевого развития при ДЦП, специфические нарушения речи. Особенности логопедической работы с детьми ДЦП. Организация, формы, содержание, методы логопедической работы с детьми с ДЦП. Специализированные учреждения образования для детей с ДЦП. Взаимодействие логопеда с участниками воспитательно-образовательного процесса учреждений VI вида.
Б3.ДВ.8 Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста Законодательные и нормативные документы по вопросам охраны материнства и детства, а регламентирующие права детей раннего возраста на психолого-педагогическое сопровождение. Особенности нормального развития в раннем возрасте, критерии нормального развития детей 0-3х лет. Психологические, педагогические и медицинские показатели нормального развития ребенка 0-3х лет. Календарь беременности, сбор анамнеза. Планирование индивидуального сопровождения детей раннего возраста. Предпосылки аномального развития ребенка в возрасте 0-3 года. Профилактическая и коррекционная работа с детьми 0-3х лет.
Б3.ДВ.9 Специфика логопедической работы при сложном комбинированном дефекте Понятие сложного комбинированного дефекта развития. Этиология и патогенез. Психологическая классификация лиц различного возраста с различными комбинированными (сложными) дефектами развития. Возрастные особенности: ранний возраст и дошкольный при различных формах сложных дефектов. Психолого-педагогическая помощь, основные условия обучения, помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии. Развитие отношений с детьми и взрослыми. Вторичные дефекты развития при сложных комбинированных дефектах. Проблемы семьи ребёнка со сложным дефектом развития в разных возрастах. Трудности семьи подростка и взрослого со сложным дефектом развития. Особенности речевого развития присложных дефектах, специфические нарушения речи. Особенности логопедической работы при сложном дефекте развития. Организация, формы, содержание, методы логопедической работы с лицами со сложным дефектом развития. Специализированные учреждения образования для лиц со сложными дефектами развития.
Б3.ДВ.9 Клиническая психология Общие вопросы клинической психологии. Определение понятий «Клиническая психология» и «Медицинская психология». Предмет, задачи, методы клинической психологии. Междисциплинарный характер клинической психологии, ее связь с медицинскими и психологическими науками. Историческое развитие научных основ клинической психологии. Вклад отечественных ученых в развитие науки. Место клинической психологии в психологии и медицине. Прикладные аспекты клинической психологии. Профессиональная подготовка клинических психологов. Основные разделы клинической психологии. Клиническая психология в соматической медицине. Психосоматические расстройства, основные понятия. Основные понятия психосоматического подхода в медицине. Значение психогенных факторов в формировании соматической патологии.
Б3.ДВ.10 Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами. Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.
Б3.ДВ.10 Формирование предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи Особенности речи детей с общим недоразвитием речи. Формирование представлений о согласовании слов в предложениях. Принципы, формы, методы и содержание работы по формированию падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи. Формирование представлений о роде и числе предметов. Согласование слов.
Б3.ДВ.11 Психолингвистика Предмет, цели и задачи психолингвистики. Вопросы теории и методологии. Психолингвистика и современная специальная педагогика. Краткие исторические сведения по истории психолингвистики. Периодизация ее развития, классификация ведущих направлений, актуальные проблемы текущего периода. Теоретические и методологические основы дисциплины. Современные принципы анализа ВПФ. Теория системной организации высших психических функций( Л.С. Выготский, А. Р. Лурия). Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Междисциплинарность психолингвистики. Функциональные системы, речевая функциональная система. Интериоризация как основной закон высших психических функций в онто- и филогенезе. Речевая функция, ее место в системе межфункциональных взаимодействий. Понятие об иерархии речевых расстройств (Р. Якобсон), выделение их типологии с учетом лингвистической структуризации языка. Психологические и лингвистические критерии оценки речевой продукции, их учет в процессе решения диагностических, прогностических и коррекционных задач специальной педагогики и психологии. Соотношение языка и речи в лингвистике и психологии. Язык как универсальная система знаков. Соотношение языка и других знаковых систем. Понятие дискретности языкового знака. Язык и когнитивное развитие. Уровневая организация языка: онтологические и операционные, основные и промежуточные уровни. Функции языка. Понятие о базовых и производных функциях, их классификация по К. Бюлеру и Р.О.Якобсону. Речь как процесс воплощения, реализации языка. Статистический и динамический аспекты ее анализа. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Коммуникативный контекст и реализация речевых актов. Теория речевых актов, ее современные версии. Система языка. Принципы, положенные в основу ее деления. Понятие системности в языке. Локальные и глобальные системы. Центр и периферия в языке. Становление и эволюция системного подхода к языку (И.А. Бодуэн де Куртэне, О. Есперсен, Ш. Балли, Ф. де Соссюр, Л.В. Щерба). Много-мерная характеристика системы языка, их основные характеристики. Системы языка в современной типологии (Р.О. Якобсон, Дж. Х. Гринберг, Б.А. Серебренников). Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка, их основные характеристики. Приемы вычленения синтагматических и парадигматических отношений единиц языка: процедура сегментации текста, методика проведения ассоциативного эксперимента. Деривационные отношения единиц языка. Краткая характеристика языковых дериватов. Лексическая и синтаксическая деривация.
Б3.ДВ.11 Адаптационные возможности детского организма Адаптация - основное свойство живого организма. Срочная и долговременная адаптация. Морфофункциональные основы срочной и долговременной адаптации. Стадии адаптации. Работы И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина, Г. Селье, Ф.З. Меерсона, С.И Сороко, Э. Лекявичус, М.М. Миррахимова. Индивидуальный подход к анализу и интерпретации полученных материалов по изучению адаптивных процессов человека. Современные концепции адаптационной теории с онтогенетических позиций. Социально-экономические и фундаментально-научные аспекты изучения адаптации. Теория незавершенной адаптации. Факторы, вызывающие возникновение незавершенности адаптации. Физиологические закономерности адаптации детского организма к учебной деятельности и факторам окружающей среды. Формирование адаптации к деятельности (учебной) под влиянием условий обучения - системная реакция организма. Адаптогенные факторы и индивидуальная программа адаптации, детерминируемая функциональными резервами организма. Прогнозирование стратегии адаптации. Адаптация и биоритмы. Временная организация функций детского организма и проблема адаптации. Миграционная подвижность населения, в т.ч. детского. Влияние перемещений на адаптационные возможности и здоровье детей. Оценка и прогнозирование механизмов адаптации детского организма. Качественная и количественная оценка функционального состояния организма. Определение уровня и степени напряжения деятельности систем, функционального резерва адаптирующегося детского организма. Оценка функционирования сердечно-сосудистой системы – основа прогнозирования функциональных резервов организма. Уровни адаптации. Оценка стадии адаптации. Индивидуально-типологическая оценка процессов адаптации. Критерии адаптации Типы регуляции сердечно-сосудистой системы при адаптации. Прогнозирование адаптационных реакций. Адаптационный потенциал. Адаптация и здоровье детей. Оценка и прогнозирование механизмов адаптации детского организма. Диагностика состояния морфофункциональных систем организма детей и подростков.
Б3.ДВ.12 Основы олигофренопедагогики и олигофренопсихологии "Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения. Классификация умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика лиц с умственной отсталостью. Причины нарушения познавательной сферы. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в Российской Федерации. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс. Психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с умственной отсталостью. Реабилитация лиц с нарушением интеллекта. Особенности психологической работы с умственно отсталыми. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII типа. Принципы и методы обучения. Содержание образования. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в специальной школе VIII типа. Профессионально-трудовая деятельность лиц с нарушениями интеллекта."
Б3.ДВ.12 Возрастная фонетика Формирование фонетико-фонематических представлений в процессе онтогенеза. Изменения фонетики в на различных возрастных этапах. Коррекционно-развивающая работа на различных возрастных этапах.
Б3.ДВ.13 Основы сурдопедагогики и сурдопсихологии Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота. Особенности развития слепого ребенка. Особенности ощущения и восприятия. Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком. Развитие компенсаторных механизмов восприятия слепого ребенка за счет слуха и осязания. Личностная реакция ребенка на дефект - в том числе в подростковом периоде. Особенности личности и деятельности слепого ребенка. Обучение слепых детей. Организация обучения в спец. Коррекционных школах 3 и 4 (слепые, слабовидящие). Основные подходы к обучению «по плоскостному», по Брайлю. Привитие навыков ориентирования, самообслуживание слепых детей. Трудовая адаптация слепого человека, ВОС. Причины потери зрения: травма, прогрессирующие заболевания глаз (катаракта, глаукома) и другие причины. Личностная реакция человека на потерю зрения. Депрессивный синдром, опасность самоубийства (диагностические критерии и тактика психолога). Фрустрация базовых жизненных потребностей, реакция отказа от перспектив. Невротическое развитие личности. Основы психической реабилитации, формирование нового жизненного сценария, мотивов и целей деятельности. Поэтапность и закрепление полученных результатов. Повышение уверенности в себе и своих возможностях. Трудовая и социальная реабилитация.
Б3.ДВ.13 Функциональная ассиметрия мозга Понятие функциональной ассиметрии мозга. Психологические особенности ребенка-левши. Значение межполушарной асимметрии мозга в адаптивных реакциях организма. Значение межполушарной асимметрии мозга в формировании и развитии ВПФ. Особенности восприятия окружающего мира у ребенка с функциональной ассиметрией мозга. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с функциональной ассиметрией мозга. Особенности, организация, методы, формы, содержание логопедической работы с детьми с функциональной ассиметрией мозга.
ФТД.1 Педагогические системы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Воспитание детей раннего возраста и дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
ФТД.2 Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственная гражданская служба: вопросы кадровой работы и противодействие коррупции. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные нарушения. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения.
Б4.Б.1 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
  Учебный план ООП

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
 

Дата последнего обновления: 05.05.2016

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru