
Направление подготовки: |
44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Начальное образование" |
Уровень образования: |
высшее образование - бакалавриат |
Нормативный срок обучения: |
срок получения образования по программе бакалавриата: - по очной форме обучения - 4 года, - по заочной форме обучения - 5 лет. |
Форма обучения: |
заочная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: |
до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015), копия свидетельства о государственной аккредитации |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 (зарегистрировано в Минюсте РФ 11 января 2016 г. № 40536) |
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательские работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Цели ООП:
Основная образовательная программа по профилю подготовки Начальное образование направлена на подготовку бакалавров, владеющих знаниями и умениями, обладающих компетенциями, позволяющими им решать профессиональные задачи педагогической и культурно-просветительской (согласно п. 4.3. ФГОС ВО) профессиональной деятельности в образовании, социальной сфере, культуре (согласно п. 4.1. ФГОС ВО) на всей территории Российской Федерации и в Кемеровской области как приоритетном регионе трудоустройства выпускников.
Нацеленная, в первую очередь, на реализацию требований ФГОС ВО, одновременно данная ООП отражает:
- своеобразие социокультурной, этнокультурной и образовательной ситуации в Кемеровской области;
- региональную политику в сфере профессионального, дошкольного, общего, дополнительного образования, общего (начального) образования;
- ситуацию на рынке труда в сфере образования региона и прогнозы ее трансформаций;
- позитивный опыт и традиции профессиональной подготовки педагогов в Кемеровском государственном университете;
- потенции состояния и ресурсы развития вуза.
- Цель ООП бакалавриата в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки состоит в организационно-методическом и информационно-технологическом сопровождении образования бакалавров и включает:
- формирование качественных профессиональных знаний и умений бакалавров, востребованных обществом,
- подготовку к успешной работе в области начального образования и воспитания подрастающего поколения,
- создание условий для овладения бакалаврами общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для развития и воспитания детей младшего школьного возраста;
- формирование социально-личностных качеств бакалавров: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в детском коллективе, ответственности за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственности, толерантности, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.
- подготовку квалифицированных и конкуретноспособных специалистов в области начального общего образования.
Квалификация присваиваемая выпускникам – бакалавр
Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру.
Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники:
- педагогическая деятельность;
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
- культурно-просветительская деятельность:
- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
- популяризация профессиональной области знаний общества.
Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ
Перечень и аннотации дисциплин ООП по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Начальное образование»
Аннотации к рабочим программам
«Начальное образование»
Наименование дисциплины |
Аннотация дисциплины |
История |
Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Образование и развитие Древнерусского государства. Принятие христианства. Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Единое Российское государство в XVI-XVII вв. Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Отмена крепостного права. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество, реформы и революция в начале XX в. Думская монархия. Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Российская революция 1917 года. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Переход от войны к миру, реформы первой половины 20-х годов и их итоги. Образование СССР. Советский Союз накануне и в годы Второй мировой войны. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Обретения и потери СССР в ходе "холодной войны", углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Распад (дезинтеграция) СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия и проблемы ее реформирования. |
Философия |
Философия, ее предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновение философии. Традиции отечественной философии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории. Философская антропология. Философские проблемы в области профессиональной деятельности. |
Иностранный язык |
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматические навыки; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. |
Экономика образования |
Понятия: система образования, образовательный процесс, образовательная услуга, рынок образовательных услуг, количественная и качественная оценка образовательных услуг, стоимость образовательной услуги. Место образования в жизни общества, структура и уровни образовательной системы, структура управления образованием, виды образовательных учреждений, финансирование образования, подготовка кадров, законодательная база. Образование Кемеровской области. Место образования в основных макроэкономических показателях (ВВП, НД, РЛД, ЛД) и в понятии национальное богатство. Законодательная база. Количественные характеристики российской системы образования. Система управления знаниями. Показатели конкурентоспособности образовательного учреждения. Финансирование образования. Научно-техническая политика. Приоритеты научных исследований. |
Культура речи |
Современная теоретическая концепция культуры речи. Культура разговорной речи. Понятие разговорной речи и ее особенности. Прагматика и стилистика разговорной речи. Причины коммуникативных неудач. Жанры речевого общения. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка. Подготовка речи и выступление. Культура дискутивно-полемической речи. Культура научной и профессиональной речи. Основные лингвистические черты специального языка. Стилевые и жанровые особенности научного стиля. Культура деловой речи. Общая характеристика официально-делового стиля. Текстовые нормы делового стиля. Языковые норы: составление текста документа. Устная деловая речь. Средства массовой информации и культура речи. Информационное поле и информационная норма в СМИ. |
Нормативно-правовое обеспечение образования |
Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Управление системой образования. Государственный и государственно общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесения российского и зарубежного законодательства в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования. |
Профессиональная этика |
Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Предмет и задачи профессиональной этики. Происхождение и взаимосвязь понятий "этика", "мораль", "нравственность", "этикет". Нормы профессиональной этики педагога. Основные категории педагогической этики. Современные проблемы профессиональной этики. Особенности российской этики и проблемы школы. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия. Профессиональная этика как феномен делового общения педагога Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Стрессы и стрессовые ситуации в педагогической деятельности. Речевой этикет в профессиональной деятельности педагога. Имидж делового человека в контексте профессиональной этики. Понятие "модель поведения". Понятие "тактика общения". Нравственные ценности образования. Проблемы нравственного воспитания и образования. Традиции нравственного воспитания и его культурно-исторические типы. Современные системы образования. |
Социокультурные аспекты образования |
Характеристика современной социально-культурной ситуации. Экономический, духовный и политический кризис российского общества. Кризис современного детства. Особенности социализации младшего школьника в современных условиях. Формирование у младших школьников навыков самосохранения жизни и здоровья. Воспитание толерантности, умений бесконфликтного общения в поликультурном пространстве. Воспитание социальной активности и ответственности у младших школьников. Проблемы взаимодействия с родителями в процессе социализации. Технологии решения социальных, воспитательных проблем ребенка, оказавшегося в экстремальных ситуациях. |
Педагогическая акмеология |
Предмет и задачи педагогической акмеологии. Система непрерывного образования. Образовательное учреждение как пространство и среда для личностной и профессиональной самореализации педагога. Методические объединения педагогов. Творческие мастерские педагогов. Наставничество. Профессиональное саморазвитие педагога. Ограничения в профессионально-педагогической деятельности. Интеллектуальное саморазвитие как ведущий фактор личностного и профессионального роста. Средства эмоционально-волевого саморазвития педагога. Формы, методы и приемы личностного и профессионального саморазвития педагога. Развитие "Я-концепции", профессиональной позиции и личностного потенциала педагога. |
Информационные технологии |
Понятие технологии, информационной, коммуникационной технологии. Классификация информационных технологий. Цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе. Виды деятельности с использованием средств ИКТ. Применение дистанционных образовательных технологий, ресурсов сети Интернет в системе образования. Понятие электронного средства (ЭС) учебного назначения. Программно-методическое обеспечение учебного процесса. Методические и педагогические цели использования ЭС в учебном процессе. Классификация ЭС учебного назначения. Понятие мультимедиа. Система "виртуальная реальность". Технологические основы функционирование интерактивной доски, аппаратные и программные средства для интерактивной доски. |
Основы математической обработки информации |
Предмет, основная задача и основной метод математической статистики. Статистическая информация и формы её представления. Статистика и вероятностные модели. Основные этапы статистической обработки данных. Выборка как набор случайных величин. Генеральная и выборочная средние. Генеральная и выборочная дисперсии. Оценки параметров распределения. Надежность и доверительные интервалы. Оценка вероятности по частоте. Корреляция. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Понятие информации, её свойства. Единицы измерения информации. Понятие системы счисления. Построение позиционных систем счисления (на примере двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления). Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием р¹10. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Основы машинной арифметики Понятие математической модели. Язык как средство информационного моделирования. Объектно-ориентированное моделирование. |
Естественнонаучная картина мира |
Анализ понятий: наука, научная картина мира, концепции, естествознание. Эволюция естествознания. Фундаментальные естественно научные парадигмы. Атомистическая и континуальная концепции. Механистическая картина мира. Классическая парадигма и стратегия познания. Неклассическая стратегия познания. Эволюционно-синергетическая парадигма. Структурные уровни материи и спектр естественных наук. Образ природы в классическом естествознании. Концепция моделирования объектов. Образ природы в неклассическом естествознании. Развитие квантовой концепции. Концепция моделирования состояний микрообъектов. Статистические и динамические закономерности в природе. Неклассические модели в химии и биологии. Концепция самоорганизации сложных систем. Эволюционно-синергетическая парадигма. Эволюция на космологическом и геологическом уровнях. Эволюция на химическом уровне. Биологическая эволюция. Антропогенез. Экосистемный уровень организации живой материи. |
Валеологическое сопровождение образования |
Понятие "здоровье", значение здоровья для отдельного человека и общества, состояние здоровья населения России. Соматический, социальный, личностный уровни здоровья. Демографические, социально-экономические, медицинские аспекты здоровья. Здоровье и болезнь, переходные состояния от нормы к болезни. Валеология и дидактика личностно-ориентированного образования. Разработка и реализация система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Методы оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья (гигиенические, физиологические, анкетная методика мониторинга и др.). Валеологические аспекты профессиональной ориентации школьников. |
Психология |
Общая психология. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные принципы и категории общей психологии. Взаимосвязь методологии, методов и частных исследовательских методик. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Психология развития. Объект, предмет, задачи, структура и основные проблемы психологии развития. Основные понятия возрастной психологии: развитие, факторы развития, формы развития сферы развития, периодизация психического развития, возраст, возрастной кризис. Уровни методологии науки. Методологические принципы психологии развития. Классификация научных методов исследования в психологии развития. Педагогическая психология. Психологические основы модернизации образования. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Социальная психология. Основные теоретические направления современной социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, символический интеракционизм. |
Педагогика |
Введение в педагогическую деятельность. Теоретическая педагогика. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Практическая педагогика. Основы практической педагогики. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Педагогическое творчество. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Современные технологии педагогического процесса. История образования и педагогической мысли. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Практикум по решению профессиональных задач. |
Безопасность жизнедеятельности |
Теоретические основы безопасности человека. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные и чрезвычайные ситуации, их сущность, динамика и классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Экология и безопасность жизнедеятельности. Пожарная безопасность. Информационная безопасность. Психологическая подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Педагогика здоровья. Психология здоровья. Репродуктивное здоровье. Профилактика девиантного поведения. Первая медицинская помощь. Профилактика заболеваний. Профессиональные заболевания педагогов. Законодательные аспекты здравоохранения. |
Методика обучения и воспитания (начальное образование) |
Процесс обучения в начальной школе (принципы, структура, формы, методы, средства обучения); урок в начальной школе, типология уроков, требования к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС; проектирование образовательных результатов младшего школьника: предметных, метапредметных, личностных; программа универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Практикум решения профессиональных задач в области обучения младших школьников. Технология педагогического проектирования учебно-методической документации в начальной школе. Методика воспитания младших школьников: процесс воспитания в начальной школе (принципы, структура, методы, формы организации и средства воспитания); технологический подход к процессу воспитания в начальной школе; диагностика воспитательного процесса в начальной школе; проектирование воспитания младших школьников в процессе обучения; проектирование внеурочной воспитательной деятельности в начальной школе; Практикум решения профессиональных задач в области воспитания. |
Русский язык |
Сущность и функции языка. Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Введение в науку о языке. Лексика. Языкознание как наука. Структура и система языка. Язык и речь. Речь и мышление. Слово как предмет лексикологии. Признаки слова. Значение слова. Структура лексического значения. Фонетика. Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики. Звуковое членение речи. Фонетическая транскрипция. Звуки речи и их классификации. Морфемика и словообразование. Предмет и задачи морфемики. Морфема. Признаки морфемы. Морфология. Предмет морфологии. Части речи как лексико-грамматические классы слов. |
Методика обучения русскому языку и литературному чтению |
Содержание и этапы литературного образования в современной школе. Методы и приемы изучения литературы в школе. Этапы изучения художественного произведения в школе. Анализ как этап изучения литературного произведения. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике (эпос, лирика, драма). Литературное развитие школьников. Чтение как особый вид деятельности. Урок литературы в современной средней школе. Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Уроки развития речи в системе изучения литературной темы. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Организация преподавания литературы. Урок литературы. Требования к уроку, структура урока, классификация уроков. Планирование работы. Внеклассное чтение по литературе. Факультативные занятия в системе школьного преподавания литературы. |
Практикум по русскому правописанию |
Правила русского правописания как система. Понятие орфограммы, её опознавательные признаки и типы. Основные разделы орфографии: передача буквами фонемного состава слов и морфем; слитные, раздельные и дефисные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; графические сокращения. Принципы русской орфографии. Орфографические словари и справочники. Понятие пунктограммы, её опознавательные признаки. Типы пунктограмм. Типы и функции знаков препинания (разделительная и выделительная). Синтаксический и семантический принципы, лежащие в основе правил пунктуации. |
Теория литературы и практика читательской деятельности |
Основные термины и понятия теории литературы; основные принципы литературоведческого анализа художественного произведения; законы формирования читателя; анализ художественных произведений разных жанров; организация читательской деятельности детей с книгами и среди книг; анализ художественных текстов разных родов и жанров; методы обучения детей младшего школьного возраста основам литературоведческой науки. |
Математика |
Основные этапы развития математики. Определяемые и неопределяемые математические понятия. Интуитивные и аксиоматические теории. Язык математики. Сущность категории "понятие". Понятие рассуждения (умозаключения). Упорядоченная пара. Кортеж. Соответствие. Область отправления, область прибытия, образ, прообраз, область определения, множество значений. Функции, отображения, их свойства (инъективность, сюръективность, биективность). Бинарные отношения, их свойства: рефлексивность, антирефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность, связность. Понятия натурального числа и нуля в аксиоматической теории. Аксиомы Пеано. Бинарные отношения на множестве N в аксиоматической теории. Бинарные операции на множестве N в аксиоматической теории, их определения и свойства. Понятие системы счисления. Сравнение натуральных чисел. Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Понятие обыкновенной дроби. Классификация математических выражений. Понятия числового равенства и числового неравенства. Понятие уравнения. Аксиоматическое построение геометрии. Геометрические фигуры, изучаемые в начальном курсе математики, их определения и свойства. Простейшие задачи на построение геометрических фигур. |
Методика преподавания математики |
Начальный курс математики как учебный предмет. Его структура, связь с программой воспитания в детском саду и курсами математики в 5 - 6 классах. Структура и содержание курса. Требования к современному уроку. Отбор содержания в соответствии с поставленными целями и задачами урока. Методы начального обучения математике. Формы организации учащихся на уроке. Различные подходы к построению урока математики. Методический анализ урока математики в начальной школе. Нормы оценок по математике в начальной школе. |
Методика обучения компьютерной грамотности |
Теоретические и методические основы формирования компьютерной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нормативных документов, регламентирующих использование компьютерной техники в школе. Основы применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Понятие и компоненты компьютерной грамотности. Базовые принципы формирования компьютерной грамотности. Программные продукты, направленные на развитие компьютерной грамотности. Игровые методы как основа обучения младших школьников элементам компьютерной грамотности. Методика введения понятий: информация, информационный процесс, информационный объект, компьютер как средство обработки информации, алгоритм, исполнитель. Методика введения понятия ветвления и выбора. Методика введения понятия повторяющихся (циклических) конструкций. Методика закрепления понятий алгоритм и исполнитель. Методика закрепления понятия ветвления и выбора. Методика закрепления понятия повторяющихся (циклических) конструкций. Методика формирования практических навыков обращения с компьютером; обработки графической, текстовой, числовой, мультимедиа информации; основ поиска информации в сети Интернет. |
Естествознание |
Раздел землеведения. Географическая оболочка - предмет общего землеведения. Земля и Вселенная. Галактика и место в ней Солнечной системы. Солнечная система. Рельеф земной поверхности. Мировой океан, моря, заливы, проливы. Биологические и геологические ресурсы океана. Воды суши. Подземные воды. Раздел ботаники с основами экологии растений. Современные представления о строении клетки. Непрерывность жизни, деление клеток. Уровни организации живого. Основы органографии. Вегетативные органы растений (корень, стебель, лист.), их строение и функции; вегетативное размножение растений. Классификация живых существ. Растительные сообщества. Распределение растительных сообществ по природным зонам на территории России. Растительность Кузбасса. Охрана растений в Кемеровской области. Значение растений в жизни человека. Комнатные растения. Раздел зоологии. |
Обществознание |
Содержание и принципы отбора материала по обществознанию. От общих целей обучения обществознанию к целям урока. Формирование и развитие познавательных возможностей младших школьников в процессе ознакомления с целостной картиной общества. Словесный метод - ведущий метод изучения обществознания в начальных классах. Характеристика методов обучения обществознанию: образная характеристика, образное повествование, драматизация, персонализация. Функции и значение наглядного метода обучения на уроках обществознания. Виды наглядности. Приемы работы с учебной картиной. Приемы работы с иллюстрацией в учебнике. Современные технологии обучения обществознанию. Основные составляющие технологий гуманитарного образования. Технология личностно-ориентированного образования в обществоведческом образовании младших школьников. Технология развивающего обучения. Проблемное обучение. Проблемно-диалогическая технология. Опорные конспекты на уроках "Человек и общество". Механизмы и формы гражданского образования младших школьников. Демократические и общечеловеческие ценности. Человек и гражданин. Права и свободы человека и гражданина Гражданин и государство. Обязанности гражданина. Гражданин и собственность. Преступление и наказание. Методика изучения граждановедения. Организация дебатов, дискуссий, лабораторных работ по работе с обществоведческими текстами. |
Методика преподавания предмета "Окружающий мир" |
Формирование знаний. Формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними. Формирование и развитие понятий, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Формирование понятий в рамках проблемно-поискового обучения. Формирование отношений. Формирование умений. Обучение мерам безопасности при взаимодействиях с окружающим миром. Развитие личности в процессе изучения окружающего мира. Развитие мышления, восприятия, чувств при изучении объектов и явлений. |
Методика музыкального воспитания (с практикумом) |
Специфика музыкального искусства и особенности его функционирования. Основные средства музыкального выражения. Музыкальные жанры. Синтез искусств в опере, балете, оратории. Программная и не программная музыка. Особенности музыкального восприятия. История музыкального воспитания в России. Концепция музыкально-эстетического воспитания Д. Б. Кабалевского. Цели и задачи музыкального воспитания и обучения в современной общеобразовательной школе. Содержания музыкального воспитания и обучения. Методы музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Методика музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Составление плана-конспекта урока музыки. Организация внеклассных мероприятий в начальных классах. Становление и развитие системы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста. Музыкальное воспитание в России в конце 19-20 века. Основные концепции и программы музыкального воспитания младшего школьника. Концепция программы Д. Б. Кабалевского. Возрастные музыкально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Урок музыки в начальной школе. Содержание внеклассной и внешкольной работы в начальной школе. |
Методика преподавания изобразительного искусства (с практикумом) |
История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству. Практическая работа по рисунку, живописи, ДПИ. Основы изобразительной грамоты, работа с натуры, по памяти, по представлению, по воображению. Работа графическими, живописными материалами. Творческая работа студентов. |
Методика преподавания предмета "Технология" (с практикумом) |
История развития трудового обучения в начальной школе. Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников. Оснащение курса технологии в начальной школе. Методика преподавания технологии в начальной школе. Уроки технологии. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей. Изготовление изделий из бумаги и картона. Изготовление изделий из природных материалов. Изготовление изделий из пластичных материалов. Изготовления изделий из текстильных материалов. Изготовление изделий из проволоки и фольги. Уход за одеждой. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани. Назначение основных устройств компьютера. |
Теория и практика организации внеурочной деятельности |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Внеурочная деятельность. Модели организации внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности обучающихся. |
Педагогическая риторика |
Понятие о коммуникативных свойствах речи. Основные соотношения: речь - язык; речь - мышление; речь - действительность. Виды речевой деятельности и их разновидности. Понятие общения. Речь как средство обучения и воспитания. Взаимодействие устной и письменной речи. Педагогическое общение. Вербальные и невербальные средства общения. Язык внешнего вида учителя. Речевое общение. Речевой этикет и этика в педагогической деятельности учителя. Речевой акт. Вербальные и невербальные средства речевого этикета. Нулевые знаки этикета. Средства выражения этикета в русском языке. Постановка голоса, техника речи. Речевые жанры, употребляемые в профессиональной деятельности педагога. Устные высказывания. Беседа как разговор с одним или несколькими лицами на педагогические темы. Характеристика основных коммуникативных качеств речи. |
Специфика педагогической деятельности в условиях вариативного начального образования |
Анализ современных подходов к определению вариативного образования. Вариативные системы и программы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В.Давыдова. Достоинства и недостатки. Вариативные учебно-методические комплексы "Гармония" (Н. Б. Истомина), "Начальная школа XXI века" (Н. Ф. Виноградова), "Школа 2000 - Школа 2100" (А. А. Леонтьев, Л. Г. Пегерсон, Р. Н. Бунеев). Школы России, УМК " Планета знаний". Специфика педагогической деятельности в вариативной образовательной системе. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы в процессе педагогической деятельности: познавательные, личностные и регулятивные УУД как результат освоения образовательной программы младшими школьниками. Анализ педагогической деятельности учителей начальной школы условиях вариативного образования. |
Проектная деятельность младших школьников |
Сущность и функции педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование. Порядок действий при педагогическом проектировании. Проектирование модели личности учителя, младшего школьника: профессиональное развитие личности - цель, задачи, результаты, формы проектирования. Задачи, факторы и принципы проектной деятельности проектной деятельности в начальной школе. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов проектной деятельности. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) проектная деятельность учащихся. Использование исследовательских методов в проектной деятельности. Типология проектов и их структура. Этапы работы над проектом. Презентация проекта. |
Теория и методика организации самостоятельной работы младших школьников |
Понятие, сущность самостоятельной работы. Этапы организации самостоятельной работы младших школьников. Особенности заданий для самостоятельной работы младших школьников . Формирование самостоятельной деятельности, как процесс обучения младших школьников. Технологии самостоятельной работы младших школьников. |
Организация работы с детьми с разным уровнем обучаемости |
Понятия "обучаемость" и "обученность". Основные подходы в образовании. Причины неуспеваемости в начальных классах. Основные группы трудностей при обучении младших школьников. Основные типы неуспевающих школьников и пути индивидуального подхода к ним. Интеллектуально пассивные дети (Л. С.Славина). Интегрированное обучение в России и за рубежом. Учебная деятельность и ее связь с развитием личности. Особенности одаренных детей и их трудности в учении. Педагогически и психологически грамотная организация процесса обучения (оптимизация обучения). Учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся. |
Младшие школьники группы риска |
Общая характеристика младшего школьного возраста. Общепсихологические представления о тревожности. Общая характеристика неврозов. Общие и системные неврозы. Характеристика психогенной школьной дезадаптации. Классификации форм агрессивного поведения. Причины агрессивного поведения младших школьников. Одаренные дети и детская одаренность. Атипия психического развития как базовая особенность лиц с наличием фактора левшества. Основные проблемы отличников и особенности их личностного развития. Причины неуспеваемости младших школьников. Основные направления просветительской, методической работы с родителями. Роль семейного воспитания в коррекции поведения и развития младших школьников группы риска. Практические рекомендации родителям младших школьников с разными типами поведенческих и других рисков. |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями |
Источники создания отечественной системы сопровождения. Основные понятия, функции, принципы сопровождения. Основные этапы индивидуального и системного сопровождения в общеобразовательной школе Нормативно-правовые акты о центрах, службах консультирования и сопровождения в РФ. Различные категории детей с особыми образовательными потребностями. Варианты особых образовательных потребностей разных категорий детей с особенностями психофизического развития. Права детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Основные задачи ПМПК. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Виды консилиумов. Составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка. Классификация лиц с нарушениями развития. Определение таланта и одаренности. Пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Семья и проблемы воспитания детей с особыми образовательными потребностями. |
Современные средства оценивания результатов обучения |
Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции. Рейтинг, мониторинг, "портфолио" как средства оценивания. Тестирование в образовании. Единый государственный экзамен. Системаоценки планируемых результатов по предметам в начальной школе. |
Организация оценочной деятельности |
Оценочный компонент обучения на современном этапе развития школы. Организация внутренне мотивированной деятельности. Индивидуальная и социальная нормативная ориентация учителя. Содержание оценочного акта в инновационных технологиях обучения. Тестирование в образовании. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения. |
Педагогическое мастерство |
Основные понятия: мастер, мастерство, педагогическое мастерство, мастер педагогического труда. Слагаемые педагогического мастерства: педагогическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Понятия "умения" и "способности": общее, сходства и различия. Педагогические способности: коммуникативные, организаторские, креативные, экспрессивные, перцептивные. Педагогические умения: дидактические, гностические, суггестивные, ораторские, коммуникативные, организаторские, конструктивные, креативные, актерские. Слагаемые, уровни и критерии педагогического мастерства. Режиссура и драматургия взаимодействия педагога с партнерами по общению. Методики организации совместной творческой деятельности участников взаимодействия. Современные технологии педагогической помощи, поддержки, сопровождения воспитательно-образовательного процесса. |
Организация взаимодействия участников образовательного процесса |
Общая характеристика взаимодействия. Субъекты образовательного процесса как субъекты взаимодействия. Условия, обеспечивающие субъектную активность участников взаимодействия. Методы и методики диагностики форм взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Особенности взаимодействия между младшими школьниками. Организация взаимодействия, коммуникации между детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Формы и технологии, способствующие организации взаимодействия между детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Формы и технологии взаимодействия педагога с другими субъектами образовательного процесса. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагога и младшего школьника. Современные формы и технологии, способствующие организации взаимодействия между педагогом детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Учебно-педагогическое сотрудничество. Проектирование формы взаимодействия педагога с младшими школьниками. |
Управление образовательными организациями |
Управление процессами воспитания и развития; умение анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования и повышения квалификации; умение выполнять методическую работу, функции классного руководителя или его помощника; иметь целостное представление об инновационных процессах в области образования, об управлении педагогическими системами, о педагогическом менеджменте как эволюции в правленческом аспекте. |
Методическая работа в образовательной организации |
Цели и задачи методической работы в школе. Организация методической работы в школе: структура методической работы в школе; формы проведения занятий в различных методических объединениях. Участники методической работы школы. Компетенция и обязанности участников методической работы школы. Документация. Формы методической работы. Критерии результативности методической работы. Выявление, изучение и представление педагогического опыта. |
Образовательные технологии |
Сущность и классификация педагогических технологий в начальной школе. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера; технология свободного труда С. Френе; Педагогические технологии авторских школ: адаптирующая модель (Е. А.Ямбург, Б. А. Бройде): "русская школа" (И. Ф. Гончаров - Л. Н. Погодина); школа-парк (М. А. Балабан); агрошкола (А. А. Католиков); школа XXI века (Д. Ховард). Технологический ресурс современного обучения. Признаки результативности технологии обучения. Классификация технологий обучения. Виды технологий обучения. Понятие технологии воспитания и ее особенности: виды технологий воспитания. Технология воспитательной работы классного руководителя в начальной школе. Создание возможностей для становления личности и проявления субъектного начала младшего школьника: технология педагогической поддержки, технология индивидуального подхода. |
Организация досуговой деятельности |
Социальная природа досуга. Сущность понятия, функции досуга. Пассивный и активный отдых. Основные направления и методика организации досуговой деятельности. Детские и молодежные организации. Досуговая деятельность в социально-культурных объединений. Условия эффективности организации досуговой деятельности. Игровая деятельность в организации культурно-просветительской работы. Формы культурно-просветительской работы. |
Профессиональная ориентация |
История развития системы профессиональной ориентации молодежи. Цели и задачи профориентационной работы. Управление профориентацией в средней общеобразовательной школе. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Профессиональная консультация учащихся. Роль учителя-предметника и классного руководителя в профориентационной работе с учащимися. |
Теория и практика профессионального самоопределения |
Теоретические основы профессионального самоопределения. Возникновение и перспективы развития профориентации в современных условиях. Сущность понятий "самоопределение", "профессионального самоопределения", "профориентация". Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта труда. Методы профориентации. Основные стратегии профконсультационной помощи. Общее представление о практической профконсультационной методике. Основные группы профориентационных методов. Типы профконсультаций. Основные формы и модели профориентациионной помощи. Основы организации и планирования профориентационной работы. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Основы составления профориентационных программ и проведения конкретных занятий и профконсультаций. Основы организации профориентационного исследования. |
Методология и методы научно-педагогических исследований |
Значение научной работы студентов в формировании их профессиональной культуры. Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза. Виды научно-исследовательских работ. Этапы участия в научно-исследовательской работе и формирование исследовательских качеств. Формы студенческих научных работ. Общая логика психолого-педагогических исследований. Структура курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Характеристика основных компонентов введения. Рекомендации по строению глав и параграфов исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе полученных данных. Методов теоретического анализа предмета и проблемы исследования. Моделирование и мысленный эксперимент как способы поиска решений проблемной педагогической задачи. Метод единства исторического и логического. Гипотетико-дедуктивные, аксиоматические, исторические подходы и методы. |
Введение в педагогическое исследование |
Общая логика психолого-педагогических исследований. Структура курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Эксперимент и его виды. Основные задачи, виды и этапы педагогического эксперимента. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования. Виды педагогического эксперимента. Основные этапы проведения эксперимента. Подготовка и проведение педагогического эксперимента. Постановка задач эксперимента. Выбор необходимого числа экспериментальных объектов. Определение необходимой длительности эксперимента. Выбор конкретных методик, применяемых в ходе эксперимента. Подготовка педагогического эксперимента. Программа, проект, комплекс занятий как формы формирующего эксперимента. Проведение педагогического эксперимента. Проведение констатирующего, формирующего и сравнительного этапов педагогического эксперимента. Подведение итогов эксперимента. Анализ результатов. О применении статистических методов обработки результатов. Соотнесение итогов эксперимента и гипотезы исследования. Разработка научно-практических рекомендаций. Оформление результатов исследования. |
Физическая культура |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Основные понятия теории физической культуры. Физическая культура, как часть культуры личности. Основные положения по физической культуре в вузе. Руководство процессом физкультурного образования. Содержание работы учебных отделений. Социально-биологические основы физической культуры. Организм человека как единая биологическая система. Механизмы адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов на организм человека. физиологические механизмы двигательной деятельности: тренировочный механизм; Энергообеспечение двигательной деятельности; физиологические основы формирования двигательных навыков. Средства физической культуры и спорта в повышении и совершенствовании функциональных и адаптационных возможностей организма. Основы здорового образа и стиля жизни. Виды здоровья. Критерии эффективности здорового образа жизни. здоровый человек как ценность и факторы его определяющие. Составляющие здорового образа жизни. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика) Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Организация и планирование спортивной подготовки в вузе. Общественные студенческие спортивные организации. Современные популярные системы физических упражнений. Индивидуальный выбор вида спорта и системы физических упражнений (характеристика) для регулярных занятий. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений Методы физического воспитания. Основы обучения движениям, совершенствования физических, психических качеств. Цели и задачи общей физической, специальной физической и спортивной подготовки. Зоны и интенсивность физических нагрузок, мышечная релаксация. Формы занятий физическими упражнениями. Спортивная классификация и правила соревнований в избранном виде спорта. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания, планирование занятий в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовленности. Самоконтроль, врачебный, педагогический контроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Цели, задачи, место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП в вузе. Организация, методика и управление ППФП в вузе. Средства ППФП, особенности их применения. Практический раздел программы включает методико-практические и учебно-тренировочные занятия. |
Коррупция: причины, проявления, противодействия |
Природа коррупции как социального явления. Понятие и признаки коррупции. Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе. Историко-правовой анализ борьбы с коррупцией. Причины коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции. Правовые основы противодействия коррупции. Типичные коррупционные правонарушения. Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. |
Учебный план ООП (заочная 2014)
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки
Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) подготовки «Начальное образование».