Направление  подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование,
направленность (профиль) "География"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

 до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего  образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426
(

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).  

Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет профильную подготовку бакалавров по направлению подготовки  050100 Педагогическое образование на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Общая характеристика основной образовательной программы высшего образования

Цель ОПОП

- Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

·      Получение выпускниками профессионального профильного практико-ориентированного образованияс учетом профессиональных стандартов, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.

·      Формирование социально-личностных качеств студентов, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Институт, реализующий данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому обучающемуся возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными характеристиками ОПОП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

В соответствии с целями настоящая ОПОП является программой подготовки академического бакалавриата.

Квалификация, присваиваемая выпускникам– бакалавр.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру.

 Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники.

Программа ориентирована на педагогический вид профессиональной деятельности как основной:

педагогическая: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального образования и личностного роста; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Дополнительно обучающийся готовится к таким видам профессиональной деятельности, как

исследовательская: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы «География»

В общеобразовательных учреждениях Кемеровской области сложилась ситуация дефицита квалифицированных преподавателей географии, которая особенно обострена в северных районах Кузбасса. Актуальность обозначенной проблемы очевидна: востребованность учителей географии высока.

Направленность (профиль) подготовки «География» направлена на подготовку бакалавров, владеющих знаниями и умениями, обладающих компетенциями, позволяющими им решать профессиональные задачи педагогической и научно-исследовательской профессиональной деятельности в области образования, социальной сфере, культуре на всей территории Российской Федерации и в Кемеровской области как приоритетном регионе трудоустройства выпускников.

Год начала подготовки

Основная образовательная программа

Учебный план

Календарный учебный график

2015

 

 

  Список учебных дисциплин ОПОП - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам 

""
Название дисциплины Аннотация дисциплины
Б1.Б.3 История Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 1 семестре 1 курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Великое переселение народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государствен-ности в ХI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Революции и реформы. Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Великая Отечественная война.Послевоенные годы. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Культура в современной России.
Б1.Б.2 Философия Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 5 семестре 3 курса. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Наука и техника. Будущее человечества.
Б1.Б.3 Иностранный язык Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 1-3 семестрах 1-2 курсов. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Понятие дифференциации лексики по сферам применения. Свободные и устойчивые словосочетания.Основные способы словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении, профессиональная речь. Стили. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Письмо. Виды речевых произведений.
Б1.Б.4 Культура речи Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Стили современного русского литературного языка. Языковая норма. Речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка, их взаимодействие. Научный стиль: специфика использования. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Язык и стиль различных документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Особенности публичной речи. Основные виды аргументов. Подготовка речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Разговорная речь. Роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Б1.Б.5 Экономика образования Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 3 семестре 2 курса. Введение. Позитивная и нормативная экономика. Методы исследования. Экономические и социальные функции образования. Организация управления в сфере образованияю Качество образования. Основные направления модернизации образования. Сущность и особенность маркетинга в системе образования.
Б1.В.ОД.1 Культурология Базовая дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы. Основные понятия культурологии. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Б1.В.ОД.2 Политология Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика
Б1.В.ОД.3 Право, правовые основы охраны природы и природопользования Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. Право природопользования в системе Российского права. Правоотношения в области природопользования. Экологические права граждан и общественных объединений. Право собственности на природные объекты. Государственное управление в области природопользования. Экологическое нормирование. Экологическая информация. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Лицензионно-договорные основы природопользования. Экологический контроль и экологический аудит. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые режимы землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования. Правовое регулирование обращения с отходами и опасными веществами. Правовой режим зон экологического неблагополучия. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
Б1.В.ОД.4 Социология Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Социологический проект О. Конта. Классические и современные социологические теории. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
Б1.В.ДВ.1.1 Введение в специальность (География) Базовая дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Предмет физической географии, цель задачи, объект изучения. Место физической географии в системе естественных наук. География как система наук. Связь с биологическими дисциплинами. Основные периоды и этапы развития географии. Географическая оболочка и ее компоненты. Основы ландшафтоведения. Физико-географическая характеристика материков и океанов.
Б1.В.ДВ.1.2 Введение в религоведение Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Теории происхождения религии, основные этапы эволюции современных и ранее существовавших религий, сущность и особенности мировых религий, психология религий, религиозная ситуация в стране.
Б1.В.ДВ.2.1 Астрономия Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2 семестре 1 курса. Развитие представлений о строении мира. Краткий очерк строения Вселенной. Открытия радио- и рентгеновской астрономии. Экспериментальная проверка ОТО. Гравитационные волны. Космологическая проблема; черные дыры; квазары и ядра галактик. Нейтринная астрономия. Звездное небо, понятие абсолютной и видимой звездной величины. Суточное и сезонное изменение звездного неба. Зодиакальные созвездия; эклиптика. Небесная сфера, ее основные точки и линии. Системы небесных координат. Телескопы и радиотелескопы, их основные характеристики. Астрофотография; фотоэлектрические приемники излучения; спектральные приборы. Внеатмосферная астрономия. Структура и масштабы Солнечной системы.
Б1.В.ДВ.2.2 Проблемы устойчивого экономического развития Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во2 семестре 1 курса. Россия как страна догоняющего развития, советская экономическая система и ее кризис, содержание и противоречия перехода к современной рыночной системе, институциальные преобразования, финансовые и социальные проблемы переходной экономики, проблемы перехода российской экономики к экономическому росту.
Б2.Б.1 Информационные технологии Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2-3 семестрах 1-2 курсов. Технологический процесс обработки и защиты данных. Информационные технологии конечного пользователя. Технологии компьютерного моделирования, создания программного обеспечения. Информационные технологии в образовании.
Б2.Б.2 Основы математической обработки информации Базовая дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
Б2.Б.3 Естественнонаучная картина Мира Базовая дисциплина естественно-научного цикла. Изучается в1 семестре 1 курса. Структурная организация материи. Законы природы и их особенности. Картины мира. Концепции самоорганизации и универсальный эволюционизм. Современная естественно-научная картина мира.
Б2.В.ОД.1 Экология Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Б2.В.ОД.2 Туризм Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. История развития туризма. Виды туризма и их специфика. Организация туристического подхода. Оформление документации. Организация бивачных работ. Туристические узлы. Передвижение на местности с использованием компаса и карты. Техника преодоления естественных препятствий и обеспечение безопасности путешествий. Питание в походе. Организация и проведение массовых туристических мероприятий с учащимися.
Б3.Б.1 Психология Базовая дисциплина. Изучается в 3-5 семестрах 2-3 курсов. Проблема человека в психологии. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Особенности развития ребенка в разных возрастах. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности. Социальная психология. Группа как социально-психологический феномен. Феномен конформизма. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.
Б3.Б.2 Педагогика Базовая дисциплина. Изучается в 3-5 семестрах 2-3 курсов. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Общие основы педагогики. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. ГОС. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях . Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий. Управление образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы. Психолого-педагогический практикум. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.
Б3.Б.3 Безопасность жизнедеятельности Базовая дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях
Б3.Б.4 Методика обучения и воспитания географии Базовая дисциплина. Изучается в 4-6 семестре 2-3 курсов. Методика обучения географии как частная дидактика. Предмет изучения методики. Важнейшие проблемы исследования. Методы и логика исследования в методике обучения географии. Теоретические и эмпирические методы. Логика методического исследования, его главные этапы, обработка результатов исследования. Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе и вне его. История методики обучения географии. Цели изучения истории развития школьной географии и методики; основные факторы, определяющие их развитие. История развития методики обучения географии в России. Современный этап развития методической науки. Концепции модернизации содержания и структуры школьной географии. Цели, содержание и структура базового школьного географического образования. Дифференцированное изучение географии на старшей ступени общеобразовательной школы. Содержание элективных курсов. Уникальность географического образования. Географическая культура – составная часть общечеловеческой культуры. Социально-политические, экологические и экономические аспекты географического образования учащихся. Практическая и прикладная направленность обучения географии. Реализация краеведческого принципа. Государственный образовательный стандарт общего образования по географии. Федеральный и региональный компонент. Место географии в базисном учебном плане средней общеобразовательной школы. Четыре дидактических компонента содержания образования. Структура школьного географического образования. Технология обучения географии в общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях. Психолого-педагогические основы обучения географии. Психологические концепции обучения и их отражение в учебном процессе. Реализация дидактической теории процесса обучения И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина в практической деятельности учителя географии. Классификации методов обучения географии. Уровни усвоения знаний и развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников. Проблемное обучение. Многообразие средств обучения географии. Связь средств обучения с содержанием и методами обучения. Материальная база обучения географии. Учебник географии и географическая карта – главные компоненты комплекса средств обучения. Наглядные средства обучения. Новые средства обучения географии. Формы организации обучения географии: урок, наблюдения, практические работы на местности, экскурсии. Методика формирования основных систем знаний. Методика изучения курса школьной географии на разных ступенях образования. Особенности методики изучения отдельных курсов географии в школах разного типа. Методика изучения курсов региональной географии. Внеклассная работа по географии. Цели, содержание, связь с учебной работой. Основные направления внеклассной работы. Социально значимая деятельность учащихся во внеклассной работе по географии. Аудиовизуальные технологии обучения географии. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Б3.В.ОД.1 Возрастная анатомия и физиология Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения. Наследственность и среда, их влияние на развитие. Сенситивные периоды. Развитие регуляторных систем. Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
Б3.В.ОД.2 Геология Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 2-4 семестрах 1-2 курсов. Кристаллическое строение вещества. Характеристика минералов. Геодинамические процессы и петрография. Магма. Интрузивный и эффузивный магматизм. Вулканизм, продукты вулканических извержений. Магматические горные породы. Послемагматические процессы и минеральные образования. Полезные ископаемые. Гипергенез. Литогенез.Осадочные горные породы. Полезные ископаемые осадочного происхождения. Метаморфизм, специфика минералообразования. Минеральный состав и строение метаморфических горных пород, их распространение. Земная кора, ее состав и строение. Возраст Земли и реконструкция палеогеографических условий. Геохронология и стратиграфия. Основные методы относительной и абсолютной геохронологии. Палеонтология, ее методы. Фации и фациальный анализ. Геологические и палеогеографические карты. Геотектоника и глубинная геодинамика. Тектоносфера. Литосферные плиты. Складчатые и разрывные дислокации. Строение дна океанов. Подвижные пояса, стадии их развития, характерные формации. Континентальные платформы и рифты. Вторичные орогены. Тектонические карты и тектоническое районирование мира. Этапы развития Слнечной системы и Земли.
Б3.В.ОД.3 География почв с основами почвоведения Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Факторы почвообразования. Почвообразующие породы и минеральная часть почвы. Физико-механические свойства и минералогический состав. Биологические факторы почвообразования. Биологический круговорот химических элементов. Органическая часть почвы, гумус, гумусовые кислоты. Поглотительная способность почвы, обменно-поглощенные катионы, почвенная кислотность. Формы почвенной влаги, типы водного режима. Почвенный воздух. Роль рельефа в почвообразовании и распределении почв. Морфология почв, профиль и генетические горизонты. Общие черты почвообразования. Возраст и классификация почв. Международная почвенная карта мира. Земельные ресурсы мира. Антропогенная деградация почв.
Б3.В.ОД.4 Биогеография Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 2 семестре 1 курса. Понятие ареала. Типология ареалов. Динамика их границ и структура, расселение видов. Экологический и систематический викариат. Космополиты, нео- и палеоэндемики, реликты, автохтоны и иммигранты. Флористическое и фаунистическое районирование суши. Флора и фауна материковых и островных территорий. Характеристика флористических и фаунистических царств. Основные показатели структуры растительности и населения животных. Зональные, а- и интразональные типы растительности. Биомы суши. Биогеография и реконструкция флоры и фауны
Б3.В.ОД.5 Картография с основами топографии Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 1-2 семестрах 1 курса. Карта: термин и определение. Элементы географической карты. Теоретические концепции в картографии. Классификация карт, их свойства. Математическая основа карт. Геодезическая основа, масштаб, картографические проекции и связанные с ними картографические сетки. Искажения на картах и их виды. Способы картографического изображения. Топонимика. Передача иноязычных названий на географических картах. Общегеографические карты. Элементы содержания топографических, обзорно-топографических и мелкомас-штабных общегеографических карт и их изображение. Картографическая генерализация. Система картографических произведений. Серии карт. Система топографических карт России. Атласы различного содержания, назначения и территориального охвата. Тематические карты. Использование карт. Картографический метод исследования. Основные приемы анализа, проводимого по картам. Создание карт, методы. Съемка местности. Геоинформационное картографирование.
Б3.В.ОД.6 Общее землеведение Обязательная дисциплина вариативной части. Изучается в 2-3 семестрах 1-2 курсов. Земля во Вселенной. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка
Б3.В.ОД.7 Физическая география материков и океанов Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 3-4 семестрах 2 курса. Материки и океаны как природные объекты. Географические зональные и азональные закономерности формирования и развития природных аквальных и территориальных комплексов высших рангов. Принципы физико-географического районирования океанов и материков. Физическая география океанов. Мировой океан и его части. Регионально-географическая характеристика океанов. Основные черты рельефа дна. Донные осадки. Климат. Физико-химические свойства вод. Динамика водных масс. Органический мир. Физико-географическое районирование. Островная суша. Природные ресурсы. Геоэкологические проблемы. Регионально-географическая характеристика Северных и Южных материков. Основные этапы формирования природы. Строение поверхности. Климат. Воды. Органический мир. Природные ресурсы. Региональные аспекты глобальных экологических проблем. Дифференциация материков на крупные природные регионы. Соотношение и роль зональных и азональных факторов в пространственной неоднородности природы. Характерные черты природы регионов. Охрана природы и рациональное природопользование в их пределах. Своеобразие природы Антарктиды. Влияние природных условий на человека. Региональные проблемы взаимодействия природы и общества.
Б3.В.ОД.8 Физическая география России Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 5-7 семестрах 3-4 курсов. Географическое положение России и его влияние на формирование природных условий, развитие хозяйства и жизнь населения. Моря, омывающие территорию страны. Важнейшие вехи в истории географических исследований России. Общий обзор природы России. Особенности формирования каждого компонента и закономерности его изменения по территории страны, связанные с ним природные ресурсы и антропогенные изменения природы. Физико-географическое районирование России. Комплексная характеристика природных зон России . Современные проблемы рационального природопользования и охраны природы. Физико-географическое районирование России.
Б3.В.ОД.9 Общая экономическая и социальная география Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 5-6 семестрах 3 курса. Основные этапы формирования политической карты мира, мирового населения и хозяйства. Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран. Государственный строй. География мировых природных ресурсов. Антропогенное воздействие на окружающую среду и ее охрана. Экологическая политика и экологическая безопасность. География населения мира. Численность, воспроизводство, структура и основные черты размещения. Глобальный процесс урбанизации. Этнорелигиозные конфликты. НТР. Современное мировое хозяйство, его отраслевая и пространственная структура. Географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Основные факторы размещения производственных сил. География основных отраслей мирового хозяйства. Отрасли материального производства и непроизводственной сферы. Международные экономические связи. География мировой индустрии туризма. Понятия о глобализации и глобальном информационном пространстве. Глобальные проблемы человечества, их классификация и взаимосвязанность. Глобальные географические прогнозы. Глобальные изменения и география
Б3.В.ОД.10 Экономическая и социальная география зарубежных стран Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 7-8 семестрах 4 курса. Теоретические подходы к регионализации мира: регион (культурный регион), субрегион, страна. Географическое страноведение. Географическое положение, политическая карта, природные условия и ресурсы, население и хозяйство: Зарубежная Европа: Интеграционные процессы в регионе, субрегионы и страны Средняя Европа, Южная Европа, Северная Европа, Центрально-Восточная Европа; Зарубежная Азия, Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона, Новые индустриальные страны Азии, Субрегионы и страны Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия; Африка – континент конфликтов, Различия между Северной и Тропической Африкой, Египет, Нигерия, ЮАР; Северная Америка, США как мировая сверхдержава, Канада (интеграционные группировки); Латинская Америка. Историко-географические и этнокультурные особенности региона. Мексика, Бразилия; Австралия и Океания. Австралийский Союз
Б3.В.ОД.11 Экономическая и социальная география России Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 6-7 семестрах 3-4 курсов. Историко-географические особенности формирования страны. Современное географическое, геополитическое, геоэкономическое и эколого-географическое положение РФ. Ресурсный потенциал, территориальные сочетания природных ресурсов, ресурсные циклы. Основные ресурсные базы. Эколого-экономическое районирование. География населения. Геодемографические процессы. География этносов и конфессий. Межнациональные отношения. География культуры. Расселение и миграция населения. Занятость и безработица. Географическая оценка современных реформ. Теория устойчивого развития в условиях России. Межотраслевые комплексы. Технополисы и свободные экономические зоны. Региональное развитие и районирование. Новые факторы регионального развития в современных условиях. Региональная политика. Иерархия районов. Регионы России.
Б3.В.ОД.12 Геоэкология и природопользование Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. Геоэкологические основы рационального природопользования. Природа как источник ресурсов и среда обитания человека. Природные условия, природные ресурсы и их классификация. Антропогенные изменения природной среды и их географические следствия. Экологический кризис, крупнейшие его регионы. Роль географии в решении экологических проблем. Специфика экологических проблем различных сфер материального производства. Использование и охрана растений и животных суши и океана. Заповедные аспекты природопользования. Рекреационное природопользование. Геоэкологические следствия урбанизации. Воздействие милитаризации. Глобальные экологические проблемы и их причины. Экологические проблемы природопользования в России. Экологическое образование школьников при обучении географии.
Б3.В.ДВ1.1 Избранные главы возрастной физиологии Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Особенности развития опорно-двигательного аппарата в разные периоды онтогенеза. Особенности развития нервной системы в онтогенезе. Возрастные особенности ВНД. Сенсорные системы и их развитие в разные периоды онтогенеза. Особенности развития пищеварительной системы в онтогенезе. Анатомо-физиологические особенности половой системы
Б3.В.ДВ.1.2 Педагогическое мастерство Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8семестре 4 курса. Роль и назначение учителя в обществе, базовые и профессионально важные особенности качеств педагога, составные элементы педмастерства: педагогическая техника, внимание и наблюдение, невербальное общение и умение слушать, убеждение и внушение заражение и подражание, планирование воспитательно-педагогической деятельности, педагогическое общение, организация коллективной творческой деятельности, методика проведения беседы, организация детского досуга, работа с родителями
Б3.В.ДВ.2.1 Устойчивое развитие Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Социальная основа устойчивого развития. Географические аспекты устойчивого развития. Глобализация и регионализация устойчивого развития.
Б3.В.ДВ2.2 Природоохранное обустройство территории Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Формирование системы особо охраняемых территорий, инженерно-экологическое зонирование. Стратегия природоохранной деятельности. Репродуктивная способность территорий, ее геохимическая активность и устойчивость к физическим нагрузкам. Организация и использование специальных охранных зон и территориальных разрывов. Целевое назначение и организация территорий заповедников, заказников, памятников природы. Природные парки и лесопарки. Организация пространственно-планировочной системы охраны и использования памятников истории и культуры. Преобразование природных ландшафтов и планировочная организация рекреационных территорий
Б3.В.ДВ.3.1 Биоиндикация окружающей среды Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Среда обитания. Закономерности действия экологических факторов. Реакции живых организмов на действие среды. Индикация состояния среды с помощью животных. Индикация состояния среды с помощью бактерий. Индикация состояния среды с помощью грибов. Индикация состояния среды с помощью лишайников. Индикация состояния среды с помощью водорослей. Роль высших растений в биоиндикации состояния окружающей среды. Мохообразные. Хвощи. Плауны. Папоротники. Роль высших растений в биоиндикации состояния окружающей среды. Голосеменные. Роль высших растений в биоиндикации состояния окружающей среды. Цветковые.
Б3.В.ДВ.3.2 Палеогеография Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. История. Структура методов. Источники паеогеографической информации. Законы и закономерности, теории и гипотезы. Эволюция географических условий жизни на Земле. Общие тенденции развития.
Б3.В.ДВ.4.1 Национальные парки Мира Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 5 семестре 3 курса.Современная система государственных природных заповедников и национальных парков Мира. Объекты всемирного культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории. Государственные природные заповедники. Национальные парки Мира.
Б3.В.ДВ.4.2 Экскурсионное и музейное дело Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Изучается в 5 семестре 3 курса. Понятие экскурсии и этапы развития экскурсионной теории. Основные функции экскурсии. Классификация экскурсий. Экскурсионные объекты. Психология экскурсионной деятельности: общие принципы. Сущность экскурсионного познания. Специфика восприятия информации. Внимание и способы его привлечения. Содержание экскурсии. Показ и рассказ. Технология подготовки экскурсии: основные этапы. Разработка маршрута экскурсии, подготовка текста. Методические приемы ведения экскурсий. Техника ведения экскурсии. Функции и поведение экскурсовода. Динамика экскурсии. Взаимодействие с группой. Понятие экскурсионного обслуживания. Виды экскурсионных услуг. Составление экскурсионной программы. Теория, методология, социология музейного дела. Методика музейного дела. История музейного дела. Современное состояние музейного дела. Организация и управление в области музейного дела. Международное сотрудничество. Музейное дело в отдельных странах.
Б3.В.ДВ.5.1 Политическая география Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Введение в политическую географию. Геополитика. Геополитика и политическая экономия. Теоретическая политическая география. Государство и территория. Политическая карта мира (Историческая и политическая география). Пространственная организация власти в государстве. Региональная политика и регионализм. Электоральная география Политическая география России.
Б3.В.ДВ.5.2 Этнография и география религий Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Концепции этноса, признаки. Народы мира и особенности их размещения на Земле. Мировые цивилизации и современные этносы. Формационный и цивилизационный подход к эволюции этносов. Этнос и географическая среда. Природный детерминизм и природный нигилизм. Расовые признаки и теории формирования рас. Роль природной среды в формировании расовых признаков. Культура – объективная основа этноса, роль языка. Единство этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций языка. Языковые семьи и группы. Системы письменности народов мира. Религии современного мира. Мировые религии и их география. Религиозный состав населения мира. Религия и этническое самосознание. Этнические процессы, их диалектика и динамика. Этнические конфликты. География очагов современного сепаратизма. Национальное самоопределение этносов. Национальная политика в различных странах современного мира. Этногеографическая картина мира.
Б3.В.ДВ.6.1 Экологический менеджмент Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Основные понятия термины. Общие подходы и принципы разработки и принятия управленческих решений; их применение в области природопользования. Концепция устой-чивого развития как основа стратегического планирования в области природопользования. Концепция «пропускной способности». Интегрированный контроль загрязнения. Менеджмент и маркетинг водных ресурсов. Экологические проблемы урбанизированных территорий и пути их решения. Проблемы менеджмента и маркетинга энергетических ресурсов. Менеджмент и маркетинг природных ресурсов. Классификация ресурсов. Всемирная Хартия Природы. Разработка регионального экологического плана природопользования.
Б3.В.ДВ.6.2 Экологическое проектирование и ОВОС Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Экспертиза и управление. Объекты и проведение экологической экспертизы. Требования к экологической экспертизе. Оценка воздействия на окружающую среду. Критерии оценки экологического состояния территорий. Экологический паспорт, инвестиции и кризисные территории.
Б3.В.ДВ.7.1 Экономическая география Кемеровской области Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Природные условия. Природные ресурсы. Демографическая ситуация. Социальный состав населения. Уровень и динамика экономического развития. Политическое устройство региона. Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны. Элементы внешней среды: возможности и угрозы
Б3.В.ДВ.7.2 Экономика природопользования Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Развитие экономической науки о природопользовании в России. Основы экономического механизма экологически устойчивого развития. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Экономическая оценка природных ресурсов. Ассимиляционный потенциал окружающей природной среды в системе экономических оценок и прав собственности на природные ресурсы. Введение в экологическое страхование.
Б3.В.ДВ.8.1 Краеведение Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Краеведение, его содержание и педагогическое значение. Организационные формы краеведения. История развития краеведения в России. Школьное географическое краеведение, его роль в учебно-воспитательном процессе и место в учебных программах по географии и внеклассной работе с учащимися. Теория и методика краеведческого изучения своей местности. Краеведческая работа в школе. Краеведческий принцип преподавания географии. Методы краеведческого изучения местности. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании географии, методика организации. Система и содержание экскурсий по географии. Изучение географии своего региона. Внеклассная краеведческая работа, формы ее организации, общешкольная краеведческая работа. Методика работы краеведческого кружка. Внешкольная краеведческая работа.
Б3.В.ДВ.8.2 Территориальная символика и геральдика Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Введение в геральдику, символ, эмблема, герб. Возникновение и развитие геральдики в Западной Европе. Теоретическая геральдика. Вексиллография. Основные проблемы современной региональной символики России. Составление и прочтение гербов. Гербы и флаги государств Мира. Современное российское законодательство и региональная символика. Современные проблемы герботворчества России
Б3.В.ДВ.9.1 Методы физико-географических исследований Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Основные задачи физической географии, этапы научного познания и развитие методов. Объект исследований: географические системы и комплексы; классы решаемых задач. Методы физико-географических исследований. Их классификация, единство и взаимосвязь. Методы изучения ПТК. Прикладные физико-географические исследования. Моделирование геосистем
Б3.В.ДВ.9.2 История географических открытий Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Древнейший этап развития географии. География в Древней Греции. Развитие Географии в Древнем Риме. Развитие географии в эпоху средневековья. География и географические представления в эпоху Великих географических открытий. География Нового Времени. Развитие научной географии в середине и второй половине 19 в. География в первой половине 20-го в. География Новейшего Времени. География в странах ближнего и дальнего зарубежья на современном этапе
Б3.В.ДВ.10.1 Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса. Состав, значение, внешние и внутренние связи основных межотраслевых комплексов. Формы организации производства и факторы его размещения и комплексообразования. Технологические схемы, технико-экономические и экологические характеристики работы предприятий важнейших отраслей хозяйства
Б3.В.ДВ.10.2 Природные ресурсы региона Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса. Понятие «природные ресурсы», классификация. История исследования и освоения территории Кемеровской области. Особенности географического положения и природных условий. Административно-территориальное деление. Население, его быт и культура. Основные отрасли хозяйства в регионе. Минеральные ресурсы. Угольные и нефтегазовые ресурсы. Железные и полиметаллические руды. Другие рудные полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Водные ресурсы. Земельные ресурсы региона. Лесные и другие растительные и животные ресурсы. Рекреационные ресурсы и туризм. Перспективы использования природоресурсного потенциала Кемеровской области.
Б3.В.ДВ.11.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2 семестре 1 курса. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь. Здоровый образ жизни: принципы и методы формированияобаза жизни учащихся, медико-гигиенические аспекты, формирование мотивации. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся
Б3.В.ДВ.11.2 Основы индивидуального здоровья Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2 семестре 1 курса. Факторы, методы оценки индивидуального здоровья, физическое, психическое и репродуктивное здоровье: нарушения, профилактика, способы сохранения здоровья.
Б3.В.ДВ.12.1 Геоинформационные системы Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Развитие, классификация и проблемы выбора ГИС. Организация информации в ГИС. ГИС как средство принятия решений. Создание приложений, представление результатов анализа и производство электронных карт. Классические ГИС профессионального уровня. Классические ГИС настольного типа. Организация работы с ГИС.
Б3.В.ДВ.12.2 Промышленная экология Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Иерархическая организация производственных процессов; критерии оценки эффективности производства; общие закономерности производственных процессов; технологические системы. Экологическая стратегия и политика развития производства. Основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления; методы ликвидации и захоронения опасных промышленных отходов; технология основных промышленных производств; характеристика сырья, физико-химические основы технологических процессов, технологические схемы и оборудование; характерные экологические проблемы и пути их решения
Б3.В.ДВ.13.1 География туризма Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 6 семестре 3 курса. Сущность, функции и цели. Классификациия, виды и формы туризма. Специальные виды туризма. Туристическое районирование мира. Туризм в Кемеровской области.
Б3.В.ДВ.13.2 Экология почв Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 6 семестре 3 курса. Биогеоценотические и глобальные функции почв. Сохранение и рациональное использование почв на основе учения о почвенных экофункциях.
Б4. Физическая культура " Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство РФ о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. "
Б5.У.1 Практика по биогеографии, геологии, топологии Практика. Обязательная дисциплина. Проходит во 2 семестре 1 курса.
Б5.У.2 Комплексная практика Практика. Обязательная дисциплина. Проходит в 4 семестре 2 курса.
Б5.У.3 Практика по экономической, социально и физической географии Практика. Обязательная дисциплина. Проходит в 6 семестре 3 курса. Комплексная полевая практика по экономической, социальной и физической географии завершает ряд учебных полевых практик. Ее цель – привить студентам навыки комплексных стационарных и маршрутных исследований, обучить различным методическим приемам сбора и обработки первичных материалов
Б5.П.1 Производственная (педагогическая) практика Педагогическая практика. Обязательная дисциплина. Проходит в6-7 семестрах 3-4 курсов. В период педагогической практики студент овладевает профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. Педагогическая практика проводится на базе учреждений общего среднего образования
Б5.П.2 Преддипломная практика Практика. Обязательная дисциплина. Проходит в 8 семестре 4 курса.
ФТД.1 Экология Кемеровской области Факультативная дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Качество состяния окружающей среды Кемеровской области и негативное воздействие на нее. Государственное и региональное регулирование охраны окружающей среды и природопользования.
ФТД.2 Основы специальной педагогики и психологии Факультативная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Аномальное развитие, параметры. Типы нарушения психического развития:. Понятие «аномальный ребенок», особенности аномального развития. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики
ФТД 3 Коррупция: причины, проявления, противодействия Факультативная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. .Исторические аспекты развития коррупции. Коррупция как социально-экономическое и политическое явления. Региональные модели коррупции и опыт противодействия. Российский опыт противодействия коррупции.
Б.6 Государственная итоговая аттестация Государственная итоговая аттестация. Предусматривает сдачу Госудаственного экзамена и подготовку и защиту Выпускной квалификационной работы.

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:
 
Учебная практика по биогеографии, геологии, топографии
Цели учебной практики: Ознакомить студентов с методами и приемами полевого исследования растительности и животного населения, флоры и фауны. Закрепить и расширить знания, умения и навыки в области геологических наблюдений и топографических измерений, полученные на аудиторных занятиях.
Основными задачами учебной практики по биогеографии, геологии и топографии являются: - овладение методиками полевыми и лабораторными методами биогеографических исследований; - приобретение навыков изучения растительности и животного населения; - выявление основных растительных сообществ и их характеристика (состав, сложение, продуктивность, хозяйственное использование); - выявление закономерностей распространения растительных сообществ в зависимости от экологических условий; - выявление на основе полевых наблюдений ландшафтной и хозяйственной роли ведущих видов животных;
- изучение флоры и фауны района; - выявление роли хозяйственной деятельности в изменении флоры и фауны, растительности и животного населения изучаемой территории, овладение элементарными правилами охраны природы; - овладение методикой проведения полевых маршрутов, ведения первичной документации (полевой дневник); - приобретение навыков полевых наблюдений и описания отдельных обнажений с составлением стратиграфической колонки геологического разреза; умение работать с геологической картой; - изучение минералов и горных пород в полевых условиях (определение, описание, выяснение состава и генезиса); усвоение правил отбора образцов; оформление коллекции; - обучение приемам работы с горным компасом и изучения деформаций горных пород; - анализ выявленных геологических процессов и палеогеографические реконструкции; - развитие геолого-географического мышления, умения выявлять и анализировать взаимосвязи, как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека; - привитие студентам навыков исследовательской работы и научного творчества; - овладение навыками основных топографических измерений и построений.
 
Комплексная практика
Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин Общее землеведение (разделы – метеорология и микроклиматология, гидрология, геоморфология), Туризм и География почв с основами почвоведения, а также усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований.
Задачами учебной практики являются: · Ознакомить студентов с разными природными ландшафтами; · Обучить приемам обработки и анализа погодных условий и типов погод за период наблюдений; · Ознакомить студентов с гидрологическими особенностями территории, закономерностями стока рек и их связями с физикогеографическими условиями; · Изучить современные факторы рельефообразования и их конкретные проявления на местности; · Показать зависимость формирования типа почв от факторов почвообразования (климат, рельеф, растительный, животный мир, деятельность человека); · Обучить процессу проведения стационарных и маршрутных географических наблюдений; · Ознакомить студентов с устройством и принципами работы основных метеорологических, гидрологических, почвенных приборов; · Сформировать умения составления серии карт и профилей, подготовки текстовой и графической части отчетов для использования их в процессе прохождения других практик; · Развить умения обработки результатов полевых наблюдений, их анализа и обобщения, выявления причинно-следственных связей в природе, формулирования выводов; · Приобрести и закрепить навыки полевых исследований, камеральной обработки полученных материалов, оформлению данных полевых работ и подготовки отчетных материалов о полевых исследованиях. · Способствовать развитию у студентов интереса к туристско-краеведческой работе, к проблемам экологического воспитания детей и молодежи; пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха; · Обучить методике проведения полевых исследований, доступных в работе со школьниками.
 
Учебная практика по экономической, социал. и физической географии
 
Целями практики являются - формирование у студентов навыков комплексных стационарных и маршрутных исследований; обучение различным методическим приемам сбора и обработки первичных материалов; обучение студентов выявлению взаимосвязей между различными компонентами географической оболочки, пониманию закономерностей сложной пространственной дифференциации природы; формирование у студентов географической культуры посредством комплексных представлений об основных закономерностях и специфике территориальной организации населения и хозяйства города, населённого пункта сельской местности с выделением основных проблем социально-экономического развития в современный период.
Задачи практики: - овладеть методикой полевых комплексных географических исследований; - научиться выявлять и исследовать ПТК локального уровня различного ранга (фации, урочища, типы местности), вскрывать взаимосвязи между компонентами и природными комплексами; - научиться оценивать ПТК с точки зрения практического использования, ознакомиться с экологическими и природоохранными принципами рационального освоения ПТК; - научиться проводить школьные экскурсии по изучению отдельных компонентов и ПТК в целом; - развивать представления о причинно-следственных связях в системе
природа – общество; - воспитывать умение работать в коллективе, в малых группах, сотрудничества и совместной деятельности; - воспитывать бережное отношения к природе; - закрепить теоретические знания о территориальных социально-экономических системах (ТСЭС), полученных на аудиторных занятиях; - овладеть методикой полевых исследований ТСЭС через знакомство с деятельностью предприятий и учреждений промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг и т. п., особенностями их локализации на местности, а также особенностями технологий производства некоторых видов продукции; - вырабатывать умения составлять комплексные общественно-географические описания поселковых советов, района (паспорта региона); - вырабатывать и закреплять навыки наблюдения экономико-географических явлений и процессов пространственного, масштабного наблюдения территории и его функционального картографирования и районирования; - отрабатывать навыки сбора, анализа и систематизации первичной информации в сельских администрациях, комитетах статистики и экономики органов управления районов; - систематизировать и анализировать полученные полевые материалы, с последующей подготовкой итогового отчета по практике.
 
Педагогическая практика
Во время производственной педагогической практики студентам (бакалаврам) необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Основной целью производственной практики студентов на факультетах КемГУ, где предусмотрена педагогическая практика, является реализация применения профессиональных знаний студентов в практической деятельности.
Целями производственной (педагогической) практики являются: · формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности; · развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления; · формирование умений самостоятельной организации воспитательно -
образовательного процесса; · формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической действительности; · формирование профессионально значимых качеств личности; · формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачи производственной (педагогической) практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами педагогической практики являются: - адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; - создать условия для практического применения знаний психолого - педагогических дисциплин, специальных дисциплин и методики преподавания предмета; - формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; - диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; - обеспечить студентам успешность в реализации в дальнейшей педагогической деятельности.
Кроме данных задач предусматриваются специфические задачи, определяющие преподавание географии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях в зависимости от основной специализации студента, с учетом направления подготовки: ·развить интерес к педагогической деятельности, творческий подход к организации данной деятельности и формировать педагогическое мышление; ·адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; ·формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; ·диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; ·повысить уровень самоорганизации в процессе педагогической профессиональной деятельности; ·повысить уровень внимания к географической науке; ·сформировать навыки подачи специфических аспектов географии (ориентирование на местности, номенклатуры и т. д.).
Преддипломная практика
Направлена на анализ и оформление информации по теме НИР обучающегося. 
 
Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru