Направление подготовки: |
44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "География" |
Уровень образования: |
высшее образование - бакалавриат |
Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения: |
4 года |
Форма обучения: |
очная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: |
до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015), копия свидетельства о государственной аккредитации |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426 ( |
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет профильную подготовку бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Общая характеристика основной образовательной программы высшего образования
Цель ОПОП
- Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.· Получение выпускниками профессионального профильного практико-ориентированного образованияс учетом профессиональных стандартов, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.
· Формирование социально-личностных качеств студентов, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать.
Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.
Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Институт, реализующий данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому обучающемуся возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.
Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.
Важными характеристиками ОПОП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.
В соответствии с целями настоящая ОПОП является программой подготовки академического бакалавриата.
Квалификация, присваиваемая выпускникам– бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру.
Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники.
Программа ориентирована на педагогический вид профессиональной деятельности как основной:
– педагогическая: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального образования и личностного роста; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Дополнительно обучающийся готовится к таким видам профессиональной деятельности, как
– исследовательская: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы «География»В общеобразовательных учреждениях Кемеровской области сложилась ситуация дефицита квалифицированных преподавателей географии, которая особенно обострена в северных районах Кузбасса. Актуальность обозначенной проблемы очевидна: востребованность учителей географии высока.
Направленность (профиль) подготовки «География» направлена на подготовку бакалавров, владеющих знаниями и умениями, обладающих компетенциями, позволяющими им решать профессиональные задачи педагогической и научно-исследовательской профессиональной деятельности в области образования, социальной сфере, культуре на всей территории Российской Федерации и в Кемеровской области как приоритетном регионе трудоустройства выпускников.
Год начала подготовки |
Основная образовательная программа |
Учебный план |
Календарный учебный график |
2015 |
|
|
Список учебных дисциплин ОПОП - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ
Аннотации к рабочим программам
""Название дисциплины | Аннотация дисциплины |
Б1.Б.3 История | Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 1 семестре 1 курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Великое переселение народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государствен-ности в ХI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Революции и реформы. Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Великая Отечественная война.Послевоенные годы. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Культура в современной России. |
Б1.Б.2 Философия | Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 5 семестре 3 курса. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Наука и техника. Будущее человечества. |
Б1.Б.3 Иностранный язык | Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 1-3 семестрах 1-2 курсов. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Понятие дифференциации лексики по сферам применения. Свободные и устойчивые словосочетания.Основные способы словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении, профессиональная речь. Стили. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Письмо. Виды речевых произведений. |
Б1.Б.4 Культура речи | Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Стили современного русского литературного языка. Языковая норма. Речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка, их взаимодействие. Научный стиль: специфика использования. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Язык и стиль различных документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Особенности публичной речи. Основные виды аргументов. Подготовка речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Разговорная речь. Роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
Б1.Б.5 Экономика образования | Базовая дисциплина социально-экономического цикла. Изучается в 3 семестре 2 курса. Введение. Позитивная и нормативная экономика. Методы исследования. Экономические и социальные функции образования. Организация управления в сфере образованияю Качество образования. Основные направления модернизации образования. Сущность и особенность маркетинга в системе образования. |
Б1.В.ОД.1 Культурология | Базовая дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы. Основные понятия культурологии. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. |
Б1.В.ОД.2 Политология | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика |
Б1.В.ОД.3 Право, правовые основы охраны природы и природопользования | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. Право природопользования в системе Российского права. Правоотношения в области природопользования. Экологические права граждан и общественных объединений. Право собственности на природные объекты. Государственное управление в области природопользования. Экологическое нормирование. Экологическая информация. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Лицензионно-договорные основы природопользования. Экологический контроль и экологический аудит. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые режимы землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования. Правовое регулирование обращения с отходами и опасными веществами. Правовой режим зон экологического неблагополучия. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. |
Б1.В.ОД.4 Социология | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Социологический проект О. Конта. Классические и современные социологические теории. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. |
Б1.В.ДВ.1.1 Введение в специальность (География) | Базовая дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Предмет физической географии, цель задачи, объект изучения. Место физической географии в системе естественных наук. География как система наук. Связь с биологическими дисциплинами. Основные периоды и этапы развития географии. Географическая оболочка и ее компоненты. Основы ландшафтоведения. Физико-географическая характеристика материков и океанов. |
Б1.В.ДВ.1.2 Введение в религоведение | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Теории происхождения религии, основные этапы эволюции современных и ранее существовавших религий, сущность и особенности мировых религий, психология религий, религиозная ситуация в стране. |
Б1.В.ДВ.2.1 Астрономия | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2 семестре 1 курса. Развитие представлений о строении мира. Краткий очерк строения Вселенной. Открытия радио- и рентгеновской астрономии. Экспериментальная проверка ОТО. Гравитационные волны. Космологическая проблема; черные дыры; квазары и ядра галактик. Нейтринная астрономия. Звездное небо, понятие абсолютной и видимой звездной величины. Суточное и сезонное изменение звездного неба. Зодиакальные созвездия; эклиптика. Небесная сфера, ее основные точки и линии. Системы небесных координат. Телескопы и радиотелескопы, их основные характеристики. Астрофотография; фотоэлектрические приемники излучения; спектральные приборы. Внеатмосферная астрономия. Структура и масштабы Солнечной системы. |
Б1.В.ДВ.2.2 Проблемы устойчивого экономического развития | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во2 семестре 1 курса. Россия как страна догоняющего развития, советская экономическая система и ее кризис, содержание и противоречия перехода к современной рыночной системе, институциальные преобразования, финансовые и социальные проблемы переходной экономики, проблемы перехода российской экономики к экономическому росту. |
Б2.Б.1 Информационные технологии | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2-3 семестрах 1-2 курсов. Технологический процесс обработки и защиты данных. Информационные технологии конечного пользователя. Технологии компьютерного моделирования, создания программного обеспечения. Информационные технологии в образовании. |
Б2.Б.2 Основы математической обработки информации | Базовая дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации. |
Б2.Б.3 Естественнонаучная картина Мира | Базовая дисциплина естественно-научного цикла. Изучается в1 семестре 1 курса. Структурная организация материи. Законы природы и их особенности. Картины мира. Концепции самоорганизации и универсальный эволюционизм. Современная естественно-научная картина мира. |
Б2.В.ОД.1 Экология | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды |
Б2.В.ОД.2 Туризм | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. История развития туризма. Виды туризма и их специфика. Организация туристического подхода. Оформление документации. Организация бивачных работ. Туристические узлы. Передвижение на местности с использованием компаса и карты. Техника преодоления естественных препятствий и обеспечение безопасности путешествий. Питание в походе. Организация и проведение массовых туристических мероприятий с учащимися. |
Б3.Б.1 Психология | Базовая дисциплина. Изучается в 3-5 семестрах 2-3 курсов. Проблема человека в психологии. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Особенности развития ребенка в разных возрастах. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности. Социальная психология. Группа как социально-психологический феномен. Феномен конформизма. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт. |
Б3.Б.2 Педагогика | Базовая дисциплина. Изучается в 3-5 семестрах 2-3 курсов. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Общие основы педагогики. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. ГОС. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях . Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий. Управление образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы. Психолого-педагогический практикум. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации. |
Б3.Б.3 Безопасность жизнедеятельности | Базовая дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях |
Б3.Б.4 Методика обучения и воспитания географии | Базовая дисциплина. Изучается в 4-6 семестре 2-3 курсов. Методика обучения географии как частная дидактика. Предмет изучения методики. Важнейшие проблемы исследования. Методы и логика исследования в методике обучения географии. Теоретические и эмпирические методы. Логика методического исследования, его главные этапы, обработка результатов исследования. Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе и вне его. История методики обучения географии. Цели изучения истории развития школьной географии и методики; основные факторы, определяющие их развитие. История развития методики обучения географии в России. Современный этап развития методической науки. Концепции модернизации содержания и структуры школьной географии. Цели, содержание и структура базового школьного географического образования. Дифференцированное изучение географии на старшей ступени общеобразовательной школы. Содержание элективных курсов. Уникальность географического образования. Географическая культура – составная часть общечеловеческой культуры. Социально-политические, экологические и экономические аспекты географического образования учащихся. Практическая и прикладная направленность обучения географии. Реализация краеведческого принципа. Государственный образовательный стандарт общего образования по географии. Федеральный и региональный компонент. Место географии в базисном учебном плане средней общеобразовательной школы. Четыре дидактических компонента содержания образования. Структура школьного географического образования. Технология обучения географии в общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях. Психолого-педагогические основы обучения географии. Психологические концепции обучения и их отражение в учебном процессе. Реализация дидактической теории процесса обучения И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина в практической деятельности учителя географии. Классификации методов обучения географии. Уровни усвоения знаний и развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников. Проблемное обучение. Многообразие средств обучения географии. Связь средств обучения с содержанием и методами обучения. Материальная база обучения географии. Учебник географии и географическая карта – главные компоненты комплекса средств обучения. Наглядные средства обучения. Новые средства обучения географии. Формы организации обучения географии: урок, наблюдения, практические работы на местности, экскурсии. Методика формирования основных систем знаний. Методика изучения курса школьной географии на разных ступенях образования. Особенности методики изучения отдельных курсов географии в школах разного типа. Методика изучения курсов региональной географии. Внеклассная работа по географии. Цели, содержание, связь с учебной работой. Основные направления внеклассной работы. Социально значимая деятельность учащихся во внеклассной работе по географии. Аудиовизуальные технологии обучения географии. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе |
Б3.В.ОД.1 Возрастная анатомия и физиология | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения. Наследственность и среда, их влияние на развитие. Сенситивные периоды. Развитие регуляторных систем. Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. |
Б3.В.ОД.2 Геология | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 2-4 семестрах 1-2 курсов. Кристаллическое строение вещества. Характеристика минералов. Геодинамические процессы и петрография. Магма. Интрузивный и эффузивный магматизм. Вулканизм, продукты вулканических извержений. Магматические горные породы. Послемагматические процессы и минеральные образования. Полезные ископаемые. Гипергенез. Литогенез.Осадочные горные породы. Полезные ископаемые осадочного происхождения. Метаморфизм, специфика минералообразования. Минеральный состав и строение метаморфических горных пород, их распространение. Земная кора, ее состав и строение. Возраст Земли и реконструкция палеогеографических условий. Геохронология и стратиграфия. Основные методы относительной и абсолютной геохронологии. Палеонтология, ее методы. Фации и фациальный анализ. Геологические и палеогеографические карты. Геотектоника и глубинная геодинамика. Тектоносфера. Литосферные плиты. Складчатые и разрывные дислокации. Строение дна океанов. Подвижные пояса, стадии их развития, характерные формации. Континентальные платформы и рифты. Вторичные орогены. Тектонические карты и тектоническое районирование мира. Этапы развития Слнечной системы и Земли. |
Б3.В.ОД.3 География почв с основами почвоведения | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Факторы почвообразования. Почвообразующие породы и минеральная часть почвы. Физико-механические свойства и минералогический состав. Биологические факторы почвообразования. Биологический круговорот химических элементов. Органическая часть почвы, гумус, гумусовые кислоты. Поглотительная способность почвы, обменно-поглощенные катионы, почвенная кислотность. Формы почвенной влаги, типы водного режима. Почвенный воздух. Роль рельефа в почвообразовании и распределении почв. Морфология почв, профиль и генетические горизонты. Общие черты почвообразования. Возраст и классификация почв. Международная почвенная карта мира. Земельные ресурсы мира. Антропогенная деградация почв. |
Б3.В.ОД.4 Биогеография | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 2 семестре 1 курса. Понятие ареала. Типология ареалов. Динамика их границ и структура, расселение видов. Экологический и систематический викариат. Космополиты, нео- и палеоэндемики, реликты, автохтоны и иммигранты. Флористическое и фаунистическое районирование суши. Флора и фауна материковых и островных территорий. Характеристика флористических и фаунистических царств. Основные показатели структуры растительности и населения животных. Зональные, а- и интразональные типы растительности. Биомы суши. Биогеография и реконструкция флоры и фауны |
Б3.В.ОД.5 Картография с основами топографии | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 1-2 семестрах 1 курса. Карта: термин и определение. Элементы географической карты. Теоретические концепции в картографии. Классификация карт, их свойства. Математическая основа карт. Геодезическая основа, масштаб, картографические проекции и связанные с ними картографические сетки. Искажения на картах и их виды. Способы картографического изображения. Топонимика. Передача иноязычных названий на географических картах. Общегеографические карты. Элементы содержания топографических, обзорно-топографических и мелкомас-штабных общегеографических карт и их изображение. Картографическая генерализация. Система картографических произведений. Серии карт. Система топографических карт России. Атласы различного содержания, назначения и территориального охвата. Тематические карты. Использование карт. Картографический метод исследования. Основные приемы анализа, проводимого по картам. Создание карт, методы. Съемка местности. Геоинформационное картографирование. |
Б3.В.ОД.6 Общее землеведение | Обязательная дисциплина вариативной части. Изучается в 2-3 семестрах 1-2 курсов. Земля во Вселенной. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосфера. Географическая оболочка |
Б3.В.ОД.7 Физическая география материков и океанов | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 3-4 семестрах 2 курса. Материки и океаны как природные объекты. Географические зональные и азональные закономерности формирования и развития природных аквальных и территориальных комплексов высших рангов. Принципы физико-географического районирования океанов и материков. Физическая география океанов. Мировой океан и его части. Регионально-географическая характеристика океанов. Основные черты рельефа дна. Донные осадки. Климат. Физико-химические свойства вод. Динамика водных масс. Органический мир. Физико-географическое районирование. Островная суша. Природные ресурсы. Геоэкологические проблемы. Регионально-географическая характеристика Северных и Южных материков. Основные этапы формирования природы. Строение поверхности. Климат. Воды. Органический мир. Природные ресурсы. Региональные аспекты глобальных экологических проблем. Дифференциация материков на крупные природные регионы. Соотношение и роль зональных и азональных факторов в пространственной неоднородности природы. Характерные черты природы регионов. Охрана природы и рациональное природопользование в их пределах. Своеобразие природы Антарктиды. Влияние природных условий на человека. Региональные проблемы взаимодействия природы и общества. |
Б3.В.ОД.8 Физическая география России | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 5-7 семестрах 3-4 курсов. Географическое положение России и его влияние на формирование природных условий, развитие хозяйства и жизнь населения. Моря, омывающие территорию страны. Важнейшие вехи в истории географических исследований России. Общий обзор природы России. Особенности формирования каждого компонента и закономерности его изменения по территории страны, связанные с ним природные ресурсы и антропогенные изменения природы. Физико-географическое районирование России. Комплексная характеристика природных зон России . Современные проблемы рационального природопользования и охраны природы. Физико-географическое районирование России. |
Б3.В.ОД.9 Общая экономическая и социальная география | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 5-6 семестрах 3 курса. Основные этапы формирования политической карты мира, мирового населения и хозяйства. Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран. Государственный строй. География мировых природных ресурсов. Антропогенное воздействие на окружающую среду и ее охрана. Экологическая политика и экологическая безопасность. География населения мира. Численность, воспроизводство, структура и основные черты размещения. Глобальный процесс урбанизации. Этнорелигиозные конфликты. НТР. Современное мировое хозяйство, его отраслевая и пространственная структура. Географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Основные факторы размещения производственных сил. География основных отраслей мирового хозяйства. Отрасли материального производства и непроизводственной сферы. Международные экономические связи. География мировой индустрии туризма. Понятия о глобализации и глобальном информационном пространстве. Глобальные проблемы человечества, их классификация и взаимосвязанность. Глобальные географические прогнозы. Глобальные изменения и география |
Б3.В.ОД.10 Экономическая и социальная география зарубежных стран | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 7-8 семестрах 4 курса. Теоретические подходы к регионализации мира: регион (культурный регион), субрегион, страна. Географическое страноведение. Географическое положение, политическая карта, природные условия и ресурсы, население и хозяйство: Зарубежная Европа: Интеграционные процессы в регионе, субрегионы и страны Средняя Европа, Южная Европа, Северная Европа, Центрально-Восточная Европа; Зарубежная Азия, Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона, Новые индустриальные страны Азии, Субрегионы и страны Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия; Африка – континент конфликтов, Различия между Северной и Тропической Африкой, Египет, Нигерия, ЮАР; Северная Америка, США как мировая сверхдержава, Канада (интеграционные группировки); Латинская Америка. Историко-географические и этнокультурные особенности региона. Мексика, Бразилия; Австралия и Океания. Австралийский Союз |
Б3.В.ОД.11 Экономическая и социальная география России | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 6-7 семестрах 3-4 курсов. Историко-географические особенности формирования страны. Современное географическое, геополитическое, геоэкономическое и эколого-географическое положение РФ. Ресурсный потенциал, территориальные сочетания природных ресурсов, ресурсные циклы. Основные ресурсные базы. Эколого-экономическое районирование. География населения. Геодемографические процессы. География этносов и конфессий. Межнациональные отношения. География культуры. Расселение и миграция населения. Занятость и безработица. Географическая оценка современных реформ. Теория устойчивого развития в условиях России. Межотраслевые комплексы. Технополисы и свободные экономические зоны. Региональное развитие и районирование. Новые факторы регионального развития в современных условиях. Региональная политика. Иерархия районов. Регионы России. |
Б3.В.ОД.12 Геоэкология и природопользование | Вариативная часть.Обязательная дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. Геоэкологические основы рационального природопользования. Природа как источник ресурсов и среда обитания человека. Природные условия, природные ресурсы и их классификация. Антропогенные изменения природной среды и их географические следствия. Экологический кризис, крупнейшие его регионы. Роль географии в решении экологических проблем. Специфика экологических проблем различных сфер материального производства. Использование и охрана растений и животных суши и океана. Заповедные аспекты природопользования. Рекреационное природопользование. Геоэкологические следствия урбанизации. Воздействие милитаризации. Глобальные экологические проблемы и их причины. Экологические проблемы природопользования в России. Экологическое образование школьников при обучении географии. |
Б3.В.ДВ1.1 Избранные главы возрастной физиологии | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Особенности развития опорно-двигательного аппарата в разные периоды онтогенеза. Особенности развития нервной системы в онтогенезе. Возрастные особенности ВНД. Сенсорные системы и их развитие в разные периоды онтогенеза. Особенности развития пищеварительной системы в онтогенезе. Анатомо-физиологические особенности половой системы |
Б3.В.ДВ.1.2 Педагогическое мастерство | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8семестре 4 курса. Роль и назначение учителя в обществе, базовые и профессионально важные особенности качеств педагога, составные элементы педмастерства: педагогическая техника, внимание и наблюдение, невербальное общение и умение слушать, убеждение и внушение заражение и подражание, планирование воспитательно-педагогической деятельности, педагогическое общение, организация коллективной творческой деятельности, методика проведения беседы, организация детского досуга, работа с родителями |
Б3.В.ДВ.2.1 Устойчивое развитие | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Социальная основа устойчивого развития. Географические аспекты устойчивого развития. Глобализация и регионализация устойчивого развития. |
Б3.В.ДВ2.2 Природоохранное обустройство территории | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Формирование системы особо охраняемых территорий, инженерно-экологическое зонирование. Стратегия природоохранной деятельности. Репродуктивная способность территорий, ее геохимическая активность и устойчивость к физическим нагрузкам. Организация и использование специальных охранных зон и территориальных разрывов. Целевое назначение и организация территорий заповедников, заказников, памятников природы. Природные парки и лесопарки. Организация пространственно-планировочной системы охраны и использования памятников истории и культуры. Преобразование природных ландшафтов и планировочная организация рекреационных территорий |
Б3.В.ДВ.3.1 Биоиндикация окружающей среды | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Среда обитания. Закономерности действия экологических факторов. Реакции живых организмов на действие среды. Индикация состояния среды с помощью животных. Индикация состояния среды с помощью бактерий. Индикация состояния среды с помощью грибов. Индикация состояния среды с помощью лишайников. Индикация состояния среды с помощью водорослей. Роль высших растений в биоиндикации состояния окружающей среды. Мохообразные. Хвощи. Плауны. Папоротники. Роль высших растений в биоиндикации состояния окружающей среды. Голосеменные. Роль высших растений в биоиндикации состояния окружающей среды. Цветковые. |
Б3.В.ДВ.3.2 Палеогеография | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. История. Структура методов. Источники паеогеографической информации. Законы и закономерности, теории и гипотезы. Эволюция географических условий жизни на Земле. Общие тенденции развития. |
Б3.В.ДВ.4.1 Национальные парки Мира | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 5 семестре 3 курса.Современная система государственных природных заповедников и национальных парков Мира. Объекты всемирного культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории. Государственные природные заповедники. Национальные парки Мира. |
Б3.В.ДВ.4.2 Экскурсионное и музейное дело | Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Изучается в 5 семестре 3 курса. Понятие экскурсии и этапы развития экскурсионной теории. Основные функции экскурсии. Классификация экскурсий. Экскурсионные объекты. Психология экскурсионной деятельности: общие принципы. Сущность экскурсионного познания. Специфика восприятия информации. Внимание и способы его привлечения. Содержание экскурсии. Показ и рассказ. Технология подготовки экскурсии: основные этапы. Разработка маршрута экскурсии, подготовка текста. Методические приемы ведения экскурсий. Техника ведения экскурсии. Функции и поведение экскурсовода. Динамика экскурсии. Взаимодействие с группой. Понятие экскурсионного обслуживания. Виды экскурсионных услуг. Составление экскурсионной программы. Теория, методология, социология музейного дела. Методика музейного дела. История музейного дела. Современное состояние музейного дела. Организация и управление в области музейного дела. Международное сотрудничество. Музейное дело в отдельных странах. |
Б3.В.ДВ.5.1 Политическая география | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Введение в политическую географию. Геополитика. Геополитика и политическая экономия. Теоретическая политическая география. Государство и территория. Политическая карта мира (Историческая и политическая география). Пространственная организация власти в государстве. Региональная политика и регионализм. Электоральная география Политическая география России. |
Б3.В.ДВ.5.2 Этнография и география религий | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Концепции этноса, признаки. Народы мира и особенности их размещения на Земле. Мировые цивилизации и современные этносы. Формационный и цивилизационный подход к эволюции этносов. Этнос и географическая среда. Природный детерминизм и природный нигилизм. Расовые признаки и теории формирования рас. Роль природной среды в формировании расовых признаков. Культура – объективная основа этноса, роль языка. Единство этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций языка. Языковые семьи и группы. Системы письменности народов мира. Религии современного мира. Мировые религии и их география. Религиозный состав населения мира. Религия и этническое самосознание. Этнические процессы, их диалектика и динамика. Этнические конфликты. География очагов современного сепаратизма. Национальное самоопределение этносов. Национальная политика в различных странах современного мира. Этногеографическая картина мира. |
Б3.В.ДВ.6.1 Экологический менеджмент | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Основные понятия термины. Общие подходы и принципы разработки и принятия управленческих решений; их применение в области природопользования. Концепция устой-чивого развития как основа стратегического планирования в области природопользования. Концепция «пропускной способности». Интегрированный контроль загрязнения. Менеджмент и маркетинг водных ресурсов. Экологические проблемы урбанизированных территорий и пути их решения. Проблемы менеджмента и маркетинга энергетических ресурсов. Менеджмент и маркетинг природных ресурсов. Классификация ресурсов. Всемирная Хартия Природы. Разработка регионального экологического плана природопользования. |
Б3.В.ДВ.6.2 Экологическое проектирование и ОВОС | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Экспертиза и управление. Объекты и проведение экологической экспертизы. Требования к экологической экспертизе. Оценка воздействия на окружающую среду. Критерии оценки экологического состояния территорий. Экологический паспорт, инвестиции и кризисные территории. |
Б3.В.ДВ.7.1 Экономическая география Кемеровской области | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Природные условия. Природные ресурсы. Демографическая ситуация. Социальный состав населения. Уровень и динамика экономического развития. Политическое устройство региона. Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны. Элементы внешней среды: возможности и угрозы |
Б3.В.ДВ.7.2 Экономика природопользования | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Развитие экономической науки о природопользовании в России. Основы экономического механизма экологически устойчивого развития. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Экономическая оценка природных ресурсов. Ассимиляционный потенциал окружающей природной среды в системе экономических оценок и прав собственности на природные ресурсы. Введение в экологическое страхование. |
Б3.В.ДВ.8.1 Краеведение | Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Краеведение, его содержание и педагогическое значение. Организационные формы краеведения. История развития краеведения в России. Школьное географическое краеведение, его роль в учебно-воспитательном процессе и место в учебных программах по географии и внеклассной работе с учащимися. Теория и методика краеведческого изучения своей местности. Краеведческая работа в школе. Краеведческий принцип преподавания географии. Методы краеведческого изучения местности. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании географии, методика организации. Система и содержание экскурсий по географии. Изучение географии своего региона. Внеклассная краеведческая работа, формы ее организации, общешкольная краеведческая работа. Методика работы краеведческого кружка. Внешкольная краеведческая работа. |
Б3.В.ДВ.8.2 Территориальная символика и геральдика | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Введение в геральдику, символ, эмблема, герб. Возникновение и развитие геральдики в Западной Европе. Теоретическая геральдика. Вексиллография. Основные проблемы современной региональной символики России. Составление и прочтение гербов. Гербы и флаги государств Мира. Современное российское законодательство и региональная символика. Современные проблемы герботворчества России |
Б3.В.ДВ.9.1 Методы физико-географических исследований | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Основные задачи физической географии, этапы научного познания и развитие методов. Объект исследований: географические системы и комплексы; классы решаемых задач. Методы физико-географических исследований. Их классификация, единство и взаимосвязь. Методы изучения ПТК. Прикладные физико-географические исследования. Моделирование геосистем |
Б3.В.ДВ.9.2 История географических открытий | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Древнейший этап развития географии. География в Древней Греции. Развитие Географии в Древнем Риме. Развитие географии в эпоху средневековья. География и географические представления в эпоху Великих географических открытий. География Нового Времени. Развитие научной географии в середине и второй половине 19 в. География в первой половине 20-го в. География Новейшего Времени. География в странах ближнего и дальнего зарубежья на современном этапе |
Б3.В.ДВ.10.1 Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса. Состав, значение, внешние и внутренние связи основных межотраслевых комплексов. Формы организации производства и факторы его размещения и комплексообразования. Технологические схемы, технико-экономические и экологические характеристики работы предприятий важнейших отраслей хозяйства |
Б3.В.ДВ.10.2 Природные ресурсы региона | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса. Понятие «природные ресурсы», классификация. История исследования и освоения территории Кемеровской области. Особенности географического положения и природных условий. Административно-территориальное деление. Население, его быт и культура. Основные отрасли хозяйства в регионе. Минеральные ресурсы. Угольные и нефтегазовые ресурсы. Железные и полиметаллические руды. Другие рудные полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Водные ресурсы. Земельные ресурсы региона. Лесные и другие растительные и животные ресурсы. Рекреационные ресурсы и туризм. Перспективы использования природоресурсного потенциала Кемеровской области. |
Б3.В.ДВ.11.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2 семестре 1 курса. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь. Здоровый образ жизни: принципы и методы формированияобаза жизни учащихся, медико-гигиенические аспекты, формирование мотивации. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся |
Б3.В.ДВ.11.2 Основы индивидуального здоровья | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается во 2 семестре 1 курса. Факторы, методы оценки индивидуального здоровья, физическое, психическое и репродуктивное здоровье: нарушения, профилактика, способы сохранения здоровья. |
Б3.В.ДВ.12.1 Геоинформационные системы | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Развитие, классификация и проблемы выбора ГИС. Организация информации в ГИС. ГИС как средство принятия решений. Создание приложений, представление результатов анализа и производство электронных карт. Классические ГИС профессионального уровня. Классические ГИС настольного типа. Организация работы с ГИС. |
Б3.В.ДВ.12.2 Промышленная экология | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Иерархическая организация производственных процессов; критерии оценки эффективности производства; общие закономерности производственных процессов; технологические системы. Экологическая стратегия и политика развития производства. Основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления; методы ликвидации и захоронения опасных промышленных отходов; технология основных промышленных производств; характеристика сырья, физико-химические основы технологических процессов, технологические схемы и оборудование; характерные экологические проблемы и пути их решения |
Б3.В.ДВ.13.1 География туризма | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 6 семестре 3 курса. Сущность, функции и цели. Классификациия, виды и формы туризма. Специальные виды туризма. Туристическое районирование мира. Туризм в Кемеровской области. |
Б3.В.ДВ.13.2 Экология почв | Вариативная часть.Дисциплина по выбору. Изучается в 6 семестре 3 курса. Биогеоценотические и глобальные функции почв. Сохранение и рациональное использование почв на основе учения о почвенных экофункциях. |
Б4. Физическая культура | " Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство РФ о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. " |
Б5.У.1 Практика по биогеографии, геологии, топологии | Практика. Обязательная дисциплина. Проходит во 2 семестре 1 курса. |
Б5.У.2 Комплексная практика | Практика. Обязательная дисциплина. Проходит в 4 семестре 2 курса. |
Б5.У.3 Практика по экономической, социально и физической географии | Практика. Обязательная дисциплина. Проходит в 6 семестре 3 курса. Комплексная полевая практика по экономической, социальной и физической географии завершает ряд учебных полевых практик. Ее цель – привить студентам навыки комплексных стационарных и маршрутных исследований, обучить различным методическим приемам сбора и обработки первичных материалов |
Б5.П.1 Производственная (педагогическая) практика | Педагогическая практика. Обязательная дисциплина. Проходит в6-7 семестрах 3-4 курсов. В период педагогической практики студент овладевает профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. Педагогическая практика проводится на базе учреждений общего среднего образования |
Б5.П.2 Преддипломная практика | Практика. Обязательная дисциплина. Проходит в 8 семестре 4 курса. |
ФТД.1 Экология Кемеровской области | Факультативная дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Качество состяния окружающей среды Кемеровской области и негативное воздействие на нее. Государственное и региональное регулирование охраны окружающей среды и природопользования. |
ФТД.2 Основы специальной педагогики и психологии | Факультативная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Аномальное развитие, параметры. Типы нарушения психического развития:. Понятие «аномальный ребенок», особенности аномального развития. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики |
ФТД 3 Коррупция: причины, проявления, противодействия | Факультативная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. .Исторические аспекты развития коррупции. Коррупция как социально-экономическое и политическое явления. Региональные модели коррупции и опыт противодействия. Российский опыт противодействия коррупции. |
Б.6 Государственная итоговая аттестация | Государственная итоговая аттестация. Предусматривает сдачу Госудаственного экзамена и подготовку и защиту Выпускной квалификационной работы. |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
Основными задачами учебной практики по биогеографии, геологии и топографии являются: - овладение методиками полевыми и лабораторными методами биогеографических исследований; - приобретение навыков изучения растительности и животного населения; - выявление основных растительных сообществ и их характеристика (состав, сложение, продуктивность, хозяйственное использование); - выявление закономерностей распространения растительных сообществ в зависимости от экологических условий; - выявление на основе полевых наблюдений ландшафтной и хозяйственной роли ведущих видов животных;
- изучение флоры и фауны района; - выявление роли хозяйственной деятельности в изменении флоры и фауны, растительности и животного населения изучаемой территории, овладение элементарными правилами охраны природы; - овладение методикой проведения полевых маршрутов, ведения первичной документации (полевой дневник); - приобретение навыков полевых наблюдений и описания отдельных обнажений с составлением стратиграфической колонки геологического разреза; умение работать с геологической картой; - изучение минералов и горных пород в полевых условиях (определение, описание, выяснение состава и генезиса); усвоение правил отбора образцов; оформление коллекции; - обучение приемам работы с горным компасом и изучения деформаций горных пород; - анализ выявленных геологических процессов и палеогеографические реконструкции; - развитие геолого-географического мышления, умения выявлять и анализировать взаимосвязи, как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека; - привитие студентам навыков исследовательской работы и научного творчества; - овладение навыками основных топографических измерений и построений.
Задачами учебной практики являются: · Ознакомить студентов с разными природными ландшафтами; · Обучить приемам обработки и анализа погодных условий и типов погод за период наблюдений; · Ознакомить студентов с гидрологическими особенностями территории, закономерностями стока рек и их связями с физикогеографическими условиями; · Изучить современные факторы рельефообразования и их конкретные проявления на местности; · Показать зависимость формирования типа почв от факторов почвообразования (климат, рельеф, растительный, животный мир, деятельность человека); · Обучить процессу проведения стационарных и маршрутных географических наблюдений; · Ознакомить студентов с устройством и принципами работы основных метеорологических, гидрологических, почвенных приборов; · Сформировать умения составления серии карт и профилей, подготовки текстовой и графической части отчетов для использования их в процессе прохождения других практик; · Развить умения обработки результатов полевых наблюдений, их анализа и обобщения, выявления причинно-следственных связей в природе, формулирования выводов; · Приобрести и закрепить навыки полевых исследований, камеральной обработки полученных материалов, оформлению данных полевых работ и подготовки отчетных материалов о полевых исследованиях. · Способствовать развитию у студентов интереса к туристско-краеведческой работе, к проблемам экологического воспитания детей и молодежи; пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха; · Обучить методике проведения полевых исследований, доступных в работе со школьниками.
Задачи практики: - овладеть методикой полевых комплексных географических исследований; - научиться выявлять и исследовать ПТК локального уровня различного ранга (фации, урочища, типы местности), вскрывать взаимосвязи между компонентами и природными комплексами; - научиться оценивать ПТК с точки зрения практического использования, ознакомиться с экологическими и природоохранными принципами рационального освоения ПТК; - научиться проводить школьные экскурсии по изучению отдельных компонентов и ПТК в целом; - развивать представления о причинно-следственных связях в системе
природа – общество; - воспитывать умение работать в коллективе, в малых группах, сотрудничества и совместной деятельности; - воспитывать бережное отношения к природе; - закрепить теоретические знания о территориальных социально-экономических системах (ТСЭС), полученных на аудиторных занятиях; - овладеть методикой полевых исследований ТСЭС через знакомство с деятельностью предприятий и учреждений промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг и т. п., особенностями их локализации на местности, а также особенностями технологий производства некоторых видов продукции; - вырабатывать умения составлять комплексные общественно-географические описания поселковых советов, района (паспорта региона); - вырабатывать и закреплять навыки наблюдения экономико-географических явлений и процессов пространственного, масштабного наблюдения территории и его функционального картографирования и районирования; - отрабатывать навыки сбора, анализа и систематизации первичной информации в сельских администрациях, комитетах статистики и экономики органов управления районов; - систематизировать и анализировать полученные полевые материалы, с последующей подготовкой итогового отчета по практике.
Целями производственной (педагогической) практики являются: · формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности; · развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления; · формирование умений самостоятельной организации воспитательно -
образовательного процесса; · формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической действительности; · формирование профессионально значимых качеств личности; · формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачи производственной (педагогической) практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами педагогической практики являются: - адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; - создать условия для практического применения знаний психолого - педагогических дисциплин, специальных дисциплин и методики преподавания предмета; - формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; - диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; - обеспечить студентам успешность в реализации в дальнейшей педагогической деятельности.
Кроме данных задач предусматриваются специфические задачи, определяющие преподавание географии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях в зависимости от основной специализации студента, с учетом направления подготовки: ·развить интерес к педагогической деятельности, творческий подход к организации данной деятельности и формировать педагогическое мышление; ·адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; ·формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; ·диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; ·повысить уровень самоорганизации в процессе педагогической профессиональной деятельности; ·повысить уровень внимания к географической науке; ·сформировать навыки подачи специфических аспектов географии (ориентирование на местности, номенклатуры и т. д.).