Направление подготовки:

39.03.02 Социальная работа,
направленность (профиль) "Технология социальной работы"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
уровень бакалавриата)

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12 января  2016 года № 8
(зарегистрировано в Минюсте РФ 09 февраля 2016 № 41029)

Дата последнего обновления: 05.05.2016

 

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» по направлению подготовки39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты , содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельности выпускника:
- государственная служба занятости;
- государственная служба медико-социальной экспертизы;
- миграционная служба;
- МЧС;
 пенитенциарная система;
 предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);
- ритуальная служба;
- силовые структуры;
- система здравоохранения и психологическая помощь;
- система культуры;
- система образования и социально-педагогическая помощь;
- система пенсионного обеспечения;
- система социального обслуживания;
- система социального страхования;
- система социальной защиты и социально-правовой патронаж.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры; социально ориентированный бизнес.

Виды профессиональной деятельности выпускника
• социально-технологическая;
• организационно-управленческая;
• исследовательская;
• социально-проектная.

 Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин  

Название дисциплины Аннотация дисциплины
Б1.Б.1 История История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки; Исследователь и исторический источник; Особенности становления государственности в России и мире; Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье; Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации; Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот; Россия и мир в ХХ веке; Россия и мир в XXI веке.
Б1.Б.2 Философия Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Философские проблемы социальной работы
Б1.Б.3 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Б1. Б.4 Русский язык и культура речи Стили современного русского языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Б1. Б.5 Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция повеления и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Психологические основы социальной работы.
Б1. Б.6 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Социологические проблемы социальной работы.
Б1.Б.7 Основы социального государства и гражданского общества Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федерального устройства России. Система органов государственнойвласти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Б1.В.1 Введение в профессию История становления социальной работы. Социальная работа как наука и учебная дисциплина, особый вид деятельности. Содержание профессиональной подготовки социальных работников. Функции и структура социальной работы. Человек как субъект и объект социальной работы. Социальные проблемы клиента и способы их решения. Структура и принципы дея-тельности социальных служб. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы.
Б1.В.2 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос и факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВНП и способы его изменения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индекс цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности перехода экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики. Экономические аспекты социальной работы.
Б1.ДВ.1 Этнология Этнология в системе социальных наук. Этнодифференцирующие признаки. Ос-новные этнические процессы. Этнические аспекты социализации. Теория этногенеза Л. Н. Гумилѐва. Классификации народов и этнических групп. Этнические аспекты социализации. Национальный характер. Психология межэтнических отношений. Миграция и взаимодействие культур. Межэтнические конфликты. Психологические характеристики этносов.
Б1.ДВ.1 Занятость населения и её регулирование Занятость населения как социально-экономическое понятие. Концепции всеобщей и добровольной занятости населения. Основные категории людей по отношению к занятости. Основные направления занятости. Рынок труда, его структура и механизм действия. Формирование спроса на труд. Формирование предложение труда. Конкурентноспособность работника на рынке труда. Мобильность работника. Гибкость рынка труда. оплата. Дифференциация в оплате труда. Институциональное регулирование социально-трудовых отношений. Безработица. Политика занятости. Трудовое посредничество на рынке труда. Страновые модели рынка труда.
Б1.ДВ.2 PR-технологии в социальной работе Теоретические основы осуществления PR-деятельности в социальной работе. Понятие и сущность PR. Public Relations как область знания и сфера профессиональной деятельности. Актуальность, цели, внутренние и внешние задачи PR-деятельности в социальной работе. Принципы связей с общественностью. Функции PR-деятельности в социальной работе. Правовые основы PR-деятельности. Применение PR-технологий в социальной работе. Технологии взаимодействия со СМИ. Основные средства распространения информации. Пресса как средство массовой информации. Телевидение как средство массовой информации. Информационные печатные материалы PR. Технологии взаимодействия с обществом и властными структурами. Фандрайзинг как система совокупных форм сбора финансовых средств. Технология планирования фандрайзинговой компании. Мотивы спонсирования. Волонтерство. Привлечение волонтеров к проведению фандрайзинговой компании. Правила работы с волонтерами. PR-кампания в социальной работе. Специальные мероприятия PR для внешней общественности: презентации, конференции, круглые столы, дни открытых социальной работе. Персональный PR руководителя. Внутрикорпоративный PR. Социальная реклама в PR-деятельности социальных служб. Подходы к определению социальной рекламы. Классификация признаков социальной рекламы. Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности в социальной сфере. Производство и распространение социальной рекламы.
Б1.ДВ.2 Основы социального управления Социальное управление как отрасль научного знания. Управление в социальной сфере. Генезис теорий социального управления. Законы и принципы социального управления. Целеполагание в управлении. Нормативное регулирование и моделирование в управлении. Социальный контроль и эффективность социальном управлении. Формирование инновационной управленческой культуры.
Б2.Б.1 Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра; Дифференциальные и интегративные исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятности; математические модели видов и процессов в системе социальной работы; математические методы исследования в социальной работе.
Б2.Б.2 Информатика Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; компьютерный практикум.
Б2.Б.3 Современная картина мира Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.
Б2.Б.4 Социальная экология Возникновение и развитие экологии, ее основные категории. Экологический кризис, его причины, социальные аспекты и возможности решения. Принципы экологической безопасности. Экологические аспекты социальной работы. Становление экологической этики, принципы формирования. Экологический кризис. Опыт социальных служб в формировании экологической культуры.
Б2.В.1 Математическая статистика Генеральная совокупность. Статистическое и графическое представления выборочных данных. Теория оценок. Описательные статистики. Основы теории статистического вывода.
Б2.В.2 Информационные технологии в социальной сфере Интегрированные информационные системы. Использование для решения задач отрасли. Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система. Распределение базы данных. Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения. Компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки.
Б2.В.3 Основы социальной медицины Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство. Общие принципы и социальны факторы профилактики, диагностики и лечения болезней. Социально-медицинская этика. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина; стратегия Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
Б2.В.4 Антропология Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике. Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек -личность - индивидуальность. Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Проблемы девиантности развития человека. Антропологические основания социальной работы.
Б2.В.5 Анализ и моделирование социальных процессов Использование информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики. Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации.Компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов.
Б2.ДВ.1 Основы анатомии и физиологии человека Организм как система. Опорно-двигательная система. Кровь и лимфа. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. Эндокринная система. Нервная система. Сенсорные системы. Высшая нервная деятельность.
Б2.ДВ.1 Возрастная психофизиология Общие вопросы возрастной психофизиологии. Биологическое созревание и психическое развитие. Возрастные психофизиологические особенности ощущений и восприятия. Возрастные психофизиологические особенности психодинамических функций. Психофизиологические характеристики младенческого и раннего возраста, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста. Психофизиология зрелого и старческого возраста. Психофизиология пола.
Б3.Б.1 Теория социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.
Б3.Б.2 История социальной работы Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества. Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы. Международно-правовые нормы и принципы социальной работы. Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России. Международный опыт социальной работы.
Б3.Б.3 Правовое обеспечение социальной работы Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина. Системы социальных гарантий: структура, виды, субъекты гарантий, механизм реализации. Ответственность граждан за нарушения социальных прав и свобод. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения. Основы гражданского права. Основы уголовного права. Основы трудового законодательства. Основы исправительного права. Основы семейного законодательства и ювенального права. Нормативно-правовые документы, регулирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание. Охрана прав несовершеннолетних, лиц с особыми нуждами, пенсионеров и т. п. Правовые вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями; защита интересов клиента в суде и государствен-ных органах.
Б3.Б.4 Экономические основы социальной работы Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Социальные гарантии, льготы и выплаты. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания. Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях, учреждениях и службах.
Б3.Б.5 Современные теории современного благополучия Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Антропогенные опасности и защита от них. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики.Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Б3.Б.6 Безопасность жизнедеятельности Человек и среда обитания. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Техногенные опасности и защита от них. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны. Экобиозащитная техника. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина». Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечение БЖД. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.
Б3.Б.7 Технология социальной работы Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей. Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации. Технология социальной экспертизы и моделирования. Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы. Проблемы научной организации труда в социальной работе. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом.
Б3.Б.8 Конфликтология в социальной работе Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе. Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов. Модели управления развития конфликтов в социальной работе. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Методы профилактики, предупреждения и мини-мизации конфликтов в социальной работе.
Б3.Б.9 Методы исследования в социальной работе Особенности научно-исследовательского исследования в социальной работе в различных сферах жизне-деятельности и с различными группами населения. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы. Роль эксперимента, подведение итогов,апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе. Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движение населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т. п.). Основные требования к оформлению итогов исследований, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы
Б3.Б.10 Управление в социальной работе Социальное управление как отрасль научного знания. Управление в социальной сфере. Генезис теорий социального управления. Законы и принципы социального управления. Целеполагание в управлении. Нормативное регулирование и моделирование в управлении. Социальный контроль и эффективность социальном управлении. Формирование инновационной управленческой культуры.
Б3.Б.11 Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг Общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе. Основы стандартизации в социальной работе. Экономическая и социальная эффективность деятельности в сфере социального обслуживания.Оценка качества социального обслуживания на основе стандартов. Методы стандартизации ния населения.
Б3.Б.12 Социальная информатика Разработка и использование базы данных. Пример использования баз данных при решении задач государственного пенсионного обеспечения.
Б3.Б.13 Этические основы социальной работы Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.
Б3.Б.14 Социальная педагогика Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы; педагогические требования к личности и деятельности социального работника. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов. Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации по месту жительства, с различными группами населения.
Б3.Б.15 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. социализация. Культурологические основы социальной работы.
Б3.Б.16 Основы социального образования Образование как общечеловеческая цен-ность. Понятие социального образования. Его компоненты, функции, направления.
Б3.Б.17 Деонтология социальной работы Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы. Деонтологические вопросы социальной работы.
Б3.В.1 Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование. Воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели. Содержание, структура непрерывного образования, единство образования и сообразова-ния. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. Педагогические основы социальной работы.
Б3.В.2 Социальная политика Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения,объединения, общности, группы и т. п.). Социальная политика в системе общественных отношений. Социальная политика и социальная безопасность. Демографические и этнографические аспекты социальной политики. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом. Правовое обеспечение социальной политики. Социальная политика и принципы социальной защиты. Социальное страхование, пенсионное обеспечение. Жилищная политика, трудовые отношения. Охрана здоровья.
Б3.В.3 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды. Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы. Технологические проблемы моделирования в социальной работе; виды, методы, пути и средства апробации.
Б3.В.4 Гендерология и феминология Понятие гендерологии, ее объект, предмет, основные методы анализа. Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая, социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное. Проблемы культуры пола, стереотипы мускулинности и феминности в обществе. Гендерные аспекты социальной работы. Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем. Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе. Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории в России и за рубежом.
Б3.В.5 Семьеведение Предмет и функции семьеведения. Понятие семьеведения. Семья и брак. Семья и быт. Основные типы семьи. Основные направления и технологии социальной работы с семьей. Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т. п. основания современной семьи. Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.
Б3.В.6 Опыт социальной работы с различными группами населения Опыт современной социальной работы с семьей. Особенности методики социальной работы с детьми и молодежью. Опыт деятельности социальных учреждений с людьми пожилого и старшего возраста. Методика социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности и особые нужды, с лицами и группами социально негативного поведения, среди отбывающих и отбывших наказание. Опыт деятельности органов социальной защиты населения среди безработных, с мигрантами, беженцами и бездомными, с жертвами природных и техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и т.п.
Б3.В.7 Опыт социальной работы в различных сферах деятельности Опыт современной социальной работы в сфере производства, производственной и социальной инфраструктуры. Специфика методики социальной работы в организациях и учреждениях образования, здравоохранения, обороны, юстиции, внутренних дел и т. п. Особенности социальной работы в социально-этической сфере, городской и сельской местности; в культурно-досуговой и др. сфере.
Б3.В.8 Социальная реабилитация Понятия, система, принципы социальной реабилитации. Основные методы и средства социальной реабилитации. Опыт социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования и т.п.
Б3.В.9 Социальное страхование Понятия, принципы и система социального страхования. Основные виды и формы социального страхования. Опыт функционирования различных органов социального страхования.
Б3.В.10 Пенсионное обеспечение Понятия и принципы пенсионного обеспечения в России и за рубежом. Виды и формы пенсионного обеспечения, их источники. Опыт современной деятельности пенсионных организаций и учреждений.
Б3.В.11 Социальная безопасность Понятия, принципы и функции социальной безопасности. Основные виды и способы обеспечения социальной безопасностью. Проблемы социальной безопасности в социальной работе.
Б3.В.12 Содержание и методика социально-медицинской работы Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Основные понятия, объекты и предмет. Концепция социально-медицинской в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, в различными группами населения. Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и жом.
Б3.В.13 Опыт организационно-административной работы в системе служб, учреждений и организаций Нормативно-правовая база организационно-административной работы. Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
Б3.В.14 Практическая психология и психодиагностика Предмет и основные понятия психодиагностики. Отличия научного подхода в психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологических наук и практике (область применения). История психодиагностики. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Методы психодиагностики: классификация. Психометрические основы психодиагностики (ПМ). Стандартизация психодиагностических методов. Требования к построению и проверке методик. Методы психодиагностики: наблюдение, эксперимент, опрос, интроспекция, тестировании. Психодиагностика познавательной сферы. Диагностика общих и специальных способностей. Психодиагностика черт и типов личности. Психодиагностика индивидных свойств личности. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности. Изучение ценностей, интересов и склонностей. Изучение самосознания. Изучение коммуникативных особенностей личности. Психодиагностика в профессиональном консультировании. Проективные методики - как общий класс методик психодиагностики. Методы статистической обработки данных в психодиагностических исследованиях (компьютерная диагностика).
Б3.ДВ.1 Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы Понятие психосоциальной работы. Ее место и роль в системе социальной работы. Объекты психосоциальной работы. Нормативно-правовые основы психосоциальной работы в социальных службах. Психосоциальные технологии (тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротера-пия, социо-, психотерапия и т.д.). Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения.
Б3.ДВ.1 Проблемы социальной работы с молодежью Молодежь как половозрастная группа. Медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика. Проблемы социализации молодежи в наши дни. Законодательные основы решения проблем молодежи. Сравнительная характеристика политики государства и общества в отношении к молодежи в России и за рубежом.
Б3.ДВ.2 Социальная геронтология Понятие и задачи геронтологии. Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе. Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
Б3.ДВ.2 Геронтопсихология Предмет геронтопсихологии. Старость как психологический возраст. Биологическое старение. Когнитивные изменения в пожилом возрасте. Возрастные изменения в эмоциональной сфере пожилого человека. Изменения личности в пожилом возрасте. Роль личностного фактора в процессе старения. История формирования стереотипов пожилого человека. Роль семьи в жизни пожилого человека. Выход на пенсию и особенности адаптации пожилых людей. Социально-психологические проблемы пожилых людей. Социально-психологические феномены в работе с пожилыми людьми; система социально-психологической помощи пожилым людям.
Б3.ДВ.3 Психология общения Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Проблема общения в истории философии и культуры. Подходы к изучению общения в западной и отечественной психологии. Общение как коммуникация. Трудности и барьеры коммуникации. Массовая коммуникация и ее специфика. Вербальная и невербальная коммуникация. Проблемы публичного выступления. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия. Общение как социальная перцепция. Межличностная аттракция. Специфика делового общения. Деловые переговоры. Компетентность в общении и способы ее развития.
Б3.ДВ.3 Акмеология Теоретические основания и предметная область акмеологии личности. Прикладное значение акмеологии. Задачи курса. Ак-меологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Возраст, общество, культура. Возрастной символизм. Возрастной подход к изучению взрослого человека как индивида. Виды возрастных периодизаций. Взрослость и зрелость как важнейшая для ак-меологии ступень жизненного цикла человека. Физическое и когнитивное развитие в период ранней, средней и поздней взрослости. Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития. Проблема самореализации личности. Самореализация личности в ведущих сферах жизнедеятельности. Творческий потенциал и его реализация в период взрослости. Акмеология субъекта деятельности. Развитие субъекта деятельности, профессиональное самоопределение и саморазвитие. Самореализация человека в период зрелости как предмет познания. Пол и различные виды деятельности. Отечественные исследования характеристик зрелой личности.
Б3.ДВ.4 Социальная диагностика Предмет социальной диагностики. Место социальной диагностики в системе социальных наук Этапы развития социальной диагностики в социологии и социальной работе. Социальная диагностика как элемент социальной технологии Структура социальной диагностики. Специфика объекта социальной диагностики Общая характеристика системы методов социальной диагностики. Особенности диагностических методов, используемых в различных сферах Организация диагностической процедуры Метод наблюдения в социальном диагностировании. Тестирование в социальной диагностике Опросные методы. Социальный эксперимент Методы анализа социальной информации Статистические методы исследования в социальной работе.
Б3.ДВ.4 Стратификационные основы социальной работы Сущность и функции социальной стратификации. Социальная структура общества. Типы стратификационных систем. Стратификационная модель современного западного общества. Трансформация социальной структуры российского общества. Теории элит как особое направление стратификационных исследований. Критерии социального статуса и особенности жизни представителей различных страт.
Б3.ДВ.5 Проблемы толерантности в социальных отношениях Теоретические аспекты проблемы социальных отношений. Современные научные подходы к проблеме толерантности. Проблема толерантности в социологических и психологических теориях. Толерантная личность и критерии её определения. Социокультурная толерантность, её сущностные характеристики. Методы исследования толерантности. Характеристика уровней толерантного отношения специалистов по социальной работе. Социально-психологические условия развития толерантности.
Б3.ДВ.5 Психология малой группы Этимология понятия "малая группа". Проблемы определения малой группы. Классификация малых групп. Основные направления изучения малых групп. Детерминанты возникновения малой группы. Факторы группового членства. Становление малой группы как психологической общности. Механизмы групповой динамики. Управление малой группой. Социальная власть. Лидерство в малой группе. Руководство малой группой. Групповое принятие решений. Структурные характеристики малой группы. Нормативное поведение в группе Групповая сплоченность. Экология малой группы. Межличностная совместимость. Межличностный конфликт. Личность в групповом процессе.
Б3.ДВ.6 Управление инновационными процессами Теоретические представления о сущности и основных принципах социальной политики, регулирования инновационной деятельности. Основных представлений социальной политики, социальной работы как структурного элемента социальной политики, основных направления и признаков мероприятий по социальной политики в современных социально-экономических условиях, модели осуществления социальной политики, нормативно-правовых документов области социальной политики; Анализ и разработка мероприятий по социальной политики в отношении отдельных категорий населения.
Б3.ДВ.6 Организация защиты прав детей Основные права детей и их отражение в нормативных актах Международные соглашения о правовой защите детства Правовая защита детства в истории России. Современная система правовой защиты детства в РФ. Содержание и принципы современной системы правовой защиты. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав детей в области семейных отношений Защита прав ребенка в области образования. Защита прав ребенка в здравоохранении. Защита прав несовершеннолетнего на участие в трудовой деятельности. Защита прав несовершеннолетних с девиантными формами поведения. Роль государственных и общественных организаций в защите прав детей.
Б3.ДВ.7 Юридическая психология Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии. Правовая психология. Правовая социализация и правопослушное поведение. Дефекты правовой социализации. Криминальная психология. Психология личности преступника. Психологические предпосылки преступного поведения. Психология преступного деяния. Психология преступных групп. Типология преступных групп. Психология преступности несовершеннолетних. Психология терроризма. Психология предварительного следствия. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Психология судебного процесса (по уголовным делам). Исправительная (пенитенциарная) психология. Превентивная психология. Психологическая служба в правоохранительных органах.
Б3.ДВ.7 Религиоведение Религия как социокультурный феномен. Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии. Структура религии. Функции религии. Классификация религий. Происхождение и ранние формы религиозных верований. Новые нетрадиционные религиозные движения и культы. Свободомыслие как явление культуры. Понятие сводомыслия и его исторические формы. Свобода совести. Правовые основы свободы совести в РФ. Конституционно-правовое положение религиозных организаций в РФ.
Б3.ДВ.8 Психология девиантного поведения Биологические теории девиантного поведения. Психологические теории девиантного поведения. Понятие девиантного развития. Общая характеристика факторов риска девиантного развития детей и подростков. Девиантная виктимность личности подростка. Акцентуации характера как фактор девиантного развития подростков. Нарушения здоровья как фактор риска девиантного развития несовершеннолетних. Риски развития аддиктивности в подростковом возрасте. Делинквентное поведение подростков. Подростково-молодежные неформальные объединения. Особенности суицидального поведения несовершенослетних.
Б3.ДВ.8 Социальная патология Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Семья как фактор риска девиантного развития.
ФТД.1 Проблемы повышения жизненного уровня малообеспеченных Показатели и системы показателей уровня жизни. Дифференциация доходов населения. Проблемы выравнивания доходов. Исследования социально-экономической дифференциации в России. Бедность - причины, анализ, методика счета. Сопоставление уровня жизни. Система социальной помощи в РФ. Политика адресной социальной помощи малоимущим. Система социальной помощи малоимущим за рубежом.
ФТД.2 Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственная гражданская служба: вопросы кадровой работы и противодействие коррупции. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные нарушения. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения.
Б4.Б.1 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной (для социальной сферы) подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студента - будущего специалиста в области социальной работы. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

2013

  Учебный план ООП

2012

  Учебный план ООП

2011

  Учебный план ООП

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 040400_62 Социальная работа

Дата последнего обновления: 26.04.2016

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru