Направление подготовки:

38.03.02  Менеджмент,
направленность (профиль) "Управление человеческими ресурсами"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12 января 2016  № 7
(зарегистрировано в Минюсте РФ  9 февраля 2016 № 41028)

Дата последнего обновления: 25.12.2017

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.  N 273-ФЗ).

Цели ОПОП

Развитие личностных качеств, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием лучшего отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, позволяющие на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в области управления человеческими ресурсами.

Область профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности бакалавра включает:организации  различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и органы государственного, и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных управленческих решений, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Объекты профессиональной деятельности

- процессы  реализации управленческих решений  в организациях различных организационно-правовых форм;

- процессы реализации управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.

 

Виды профессиональной деятельности

Программа ориентирована на организационно-управленческий, информационно-аналитический и предпринимательский вид деятельности (программа прикладного бакалавриата).

Приоритетными видами деятельности являются организационно-управленческий и информационно-аналитический.

Задачи профессиональной деятельности:

11) осуществление стратегического и текущего планирования кадрового обеспечения предприятия (в том числе формирования кадрового резерва) и его развития (обучение, переподго­товка, повышение квалификации, карьерный рост);

2) анализ кадровой политики предприятия, ее совершенствование;

3) оптимизация кадровой и управленческой структуры предприятия;

4) использование нормативно-правовых документов в области управления персоналом, со­ставление трудовых контрактов, консультирование работников по нормативно-трудовым вопросам;

5) ведение учета кадровой деятельности на предприятии с помощью современных инфор­мационных технологий;

6) осуществление поиска, набора, отбора и найма персонала;            

7) разработка предложений по оптимизации процессов адаптации работников;

8) организация контроля за соблюдением трудовой дисциплины, обеспечением нормальных условий труда;

9) организация и проведение деловой оценки и аттестации персонала;

10)  создание систем материального и нематериального стимулирования труда работников, их реализация;

11) изучение социальных проблем трудовых коллективов, формулировка предложений по их решению;

12)  использование социологических, социально-психологических методов диагностики со­циально-трудовых процессов;

13)  выявление причин трудовых конфликтов и споров, разработка мер по их разрешению, предупреждению и профилактике;

14) разработка мероприятий по улучшению морально-психологического климата.

2014-2015

   Полный текст ООП

2016-2017

   Полный текст ООП

 

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Название дисциплины

Аннотация дисциплины

История

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Философия

Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Право

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Социология

Дисциплина включает следующие основные темы: объект, предмет и задачи социологии; методологическая основа социологии; структура социологии как науки; общество, его функционирование и развитие; социологические исследования; социальная структура общества; социология личности; социология общественного мнения; история социологии.

Культура речи и деловое общение

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Психология

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Введение в профессию

Дисциплина формирует основы для выбора студентом направленности (профиля) подготовки, призвана сделать этот выбор более ответственным и мотивированным; раскрывает практические и карьерные аспекты профессиональной деятельности менеджера; знакомит  студентов с будущей профессией (направленностью); готовит их к выбору места работы в различных функциональных областях менеджмента;  знакомит с методами поиска работы и поведения на рынке труда.

Математика

Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N - мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N - мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование. Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Статистика

Предмет, метод и задачи; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; средние величины; ряды динамики; индексы; показатели вариации; выборочное наблюдение; статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений; статистические методы классификации, группировки и моделирования социально-экономических явлений; статистика товаров и услуг, производительности труда, основных фондов, оборотных фондов, себестоимости товаров и услуг, статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов, построения балансов для регионов и экономики в целом; статистические методы исследования экономической конъюнктуры; статистика товарооборота и товарных запасов, рыночной инфраструктуры, цен, эффективности рекламной деятельности, деловой активности; статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества товаров и услуг; статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков, принятия решений в условиях неопределенности; выявление трендов и циклов; прогнозирование развития социально-экономических процессов.

Экономико-метематические методы и модели

Методологические вопросы моделирования экономических процессов. Метод математического моделирования в экономике. Балансовые модели в анализе и планировании. Динамические модели межотраслевых связей. Модели оптимального планирования в экономике. Математический аппарат оптимизационных моделей. Принцип двойственности в задачах линейного программирования. Математические методы и модели анализа и планирования хозяйственной деятельности предприятия. Оптимизация коммерческих связей между поставщиками и потребителями. Эластичность и ее применение в маркетинге. Моделирование спроса и потребления. Модели поведения потребителей и прогнозирование потребительского спроса.

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

Микроэкономика

Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность.

Макроэкономика

Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления".

Безопасность жизнедеятельности

Человек и среда обитания. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Техногенные опасности и защита от них. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны. Экобиозащитная техника. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Антропогенные опасности и защита от них. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек – машина». Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.

Маркетинг

Понятие товара в системе маркетинга.   Основные свойства товара. Характеристикитовара.    Маркаи   упаковкатовара.  Товарная политика фирмы. Служба сервиса для клиентов. Товарные ассортименты, как группа товаров, тесно связанных между собой в действие сходства их функционирования.  Товарная номенклатура, как совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Описание товарной номенклатуры с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.  Жизненный цикл товара. Концепция и стадии жизненного цикла товара.   Планирование ассортимента. Основные этапы разработки товара - новинки. Особенности цены как элемент комплекса маркетинга. Система рыночных цен. Подходы к ценообразованию с точки зрения потребителя и производителя. Этапы установления исходной цены. Задачи ценообразования. Методы установления исходной цены. Стратегии ценообразования.Условие скидок к цене. Каналраспределения. Классификация уровней канала распределения.Маркетинговая логистика. Торговые посредники. Значение, место, цели, задачи системы маркетинговых коммуникаций в комплексе маркетинга. Характерные особенности элементов системы маркетинговых коммуникаций. Сущность стратегий маркетинга. Стратегический анализ состояния предприятия на рынке. Ключевые факторы успеха в бизнесе. Дерево целей.

Маркетинговые товарные стратегии. Маркетинговые рыночные стратегии. Виды стратегий, направленных на изменение рынка или его части (наступательные, оборонные и наступательно-оборонные).  Разработки стратегий маркетинга на основе определения роста рынка и относительной части рынка (матрица БКГ), конкурентоспособности и привлекательности рынка.

Матрица Ансоффа. Направления маркетинговой деятельности предприятия при использовании матрицы Ансоффа.Модель конкурентных сил. Общая конкурентная матрица. Сущность и задачи организации службы маркетинга на предприятии. Принципы и условия эффективной деятельности службы маркетинга. Основные требования к построению организационных структур служб маркетинга, их виды, преимущества и недостатки.

Характеристики, особенности и условия применения функциональной, товарной, географической, рыночной и матричной организационной структуры, их общие черты и отличия.

Задачи маркетингового контроля. Стадии маркетингового контроля. Формы контроля. Изучение среды международного маркетинга. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок. Решение о структуре комплекса маркетинга. Стратегии приспособления товара к внешнему рынку: распространение в неизменном виде, приспособление товара, изобретение новинки. Понятие услуги. Причины многообразия определений услуг. Главные свойства услуги. Особенности услуги. Комплекс маркетинга услуг

Менеджмент

Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России; понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России; специфика менеджмента в России; цели и задачи управления предприятием; методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений; внутренняя и внешняя среда предприятия; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; система коммуникаций; стратегический менеджмент; разработка и реализация перспективных и текущих планов; основные качества менеджера; работа менеджера; создание системы мотивации труда; организация контроля за деятельностью подчиненных; контроллинг; инновационная программа менеджера; управление рисками; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации; этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия

Экономика организации (предприятия)

Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности. Производственное предприятие – основа экономики. Предпринимательство: формы, виды. Производственная структура предприятия. Производственный процесс и принципы его организации. Инфраструктура предприятия. Продукция предприятия и ее конкурентоспособность и цена. Производственная программа и производственная мощность предприятия. Маркетинговая деятельность на предприятии. Производственные ресурсы предприятия. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды предприятия и оборотные средства. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда. Управление предприятием. Механизм управления. Производственное планирование и бизнес-план предприятия. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Финансовые ресурсы предприятия. Финансы предприятия. Издержки производства и себестоимость продукции. Доходы и расходы предприятия. Финансовое состояние предприятия. Аналитическая деятельность предприятия. Учет и отчетность на предприятии. Стратегический и оперативный контролинг. Налогообложение предприятий. Экономическая и социальная эффективность производства. Предприятие как субъект рыночной экономики и оценка результатов его деятельности.

Бухгалтерский учет

Основы теории бухгалтерского учета. Финансовый учет. Управленческий учет. Бухгалтерская отчетность организации, налоговый учет.  Механизированная обработка учетной информации.

Для пользования электронными ресурсами и контактирования студентов с преподавателями используется персональная компьютерная техника. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. Форма проведения текущей аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При тестировании для слабовидящих студентов используются ФОС с укрупненным шрифтом. На экзамен приглашается сопровождающий, который обеспечивает техническое сопровождение студенту. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Поведение потребителей

Поведение потребителей и маркетинг. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей. Глобальные рынки; кросс-культурные вариации в поведении потребителей. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей. Социальная стратификация; социальный статус. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей. Группы и групповые коммуникации. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей. Домохозяйство и семья. Внутренние факторы поведения потребителей. Восприятие. Внутренние факторы поведения потребителей. Обучение, память и позиционирование продукта. Внутренние факторы поведения потребителей. Мотивация, личность и эмоции. Внутренние факторы поведения потребителей. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей. Внутренние факторы поведения потребителей. Знание и отношение. Ситуационные факторы в принятии покупательских решений. Процесс потребительских решений. Осознание потребности и информационный поиск. Оценка и выбор альтернатив. Покупка. Процессы после покупки. Реакция на покупку. Организационное покупательское поведение. Консьюмеризм, этика и социальная политика.

Экономика труда Организация труда на предприятии. Сущность организации труда на предприятии. Основные элементы организации труда. Управление организацией труда. Производительность труда. Сущность производительности труда. Показатели уровня и методы измерения производительности труда. Показатели динамики производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Управление производительностью труда. Трудовые ресурсы и рынок труда. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал организации. Рынок труда и особенности его функционирования. Планирование численности персонала. Организация оплаты труда. Сущность заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Бестарифные системы оплаты труда. Планирование фонда оплаты труда.
Организация предпринимательской деятельности Теоретические проблемы предпринимательства. Сущность, функции, принципы предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность в новых экономических структурах. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Планирование и управление предпринимательской деятельностью. Предпринимательские договоры. Несостоятельность (банкротство) предпринимательских структур. Свободные экономические зоны. Совместное и международное предпринимательство. Предпринимательство в Кузбассе.
Маркетинг услуг Современная концепция маркетинга услуг. Сущность, характеристика и особенности услуг. Классификация услуг. Развитие и диверсификация видов услуг. Емкость рынка услуг. Сегментирование рынка услуг. Моделирование поведения потребителей услуг. Причины и типы покупательских рисков в индустрии сервиса. Понятие качества в сфере услуг. Определение и показатели качества услуги, Модель качества услуг. Стандарт обслуживания и процедура его разработки, Понятие о процессе предоставления услуги, Анализ бизнес-процесса предоставления услуги, Материализация в процессе обслуживания, Особенности ценовой политики в сфере услуг. Методы ценообразования на услуги. Понятие распределения в маркетинг услуг. Формирование каналов распределения услуг. Осуществление коммуникаций на рынке услуг. Внутренний маркетинг в организациях сферы услуг.
Корпоративная социальная ответственность Дисциплина направлена на изучение существующих подходов к социально ответственному поведению бизнес-структур при производстве товаров и услуг. В ней раскрываются: сущность корпоративной социальной ответственности; направления и формы ее реализации; опят взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общества в России и ее регионах, а также в развитых странах Запада. Раскрываются возможные пути регулирования социально ответственного поведения всех трех субъектов взаимодействия, и в первую очередь, бизнес-структур.
Математическая обработка управленческой информации Введение в спецкурс «Математическая обработка управленческой информации». Измерение в гуманитарных науках. Понятие и виды измерительных шкал. Первичная обработка информации. Система комплексной обработки данных SPSS. Эволюция развития, особенности использования, основные возможности. Описание данных. Вторичная обработка информации. Графическое представление данных. Вторичная обработка информации. Вычисление статистических показателей. Способы преобразования данных, необходимость и основные возможности. Команды преобразования данных в SPSS. Анализ информации с помощью SPSS. команды, выполняющие анализ: FREQUENCIES, DESCRIPTIVE, CROSSTABS. Обработка многовариантных признаков: MULT RESPONSE. Команды, выполняющие анализ: REPORT, GRPHS, TABLES. Проверка статистических гипотез с помощью критерия χ2. основные сведения о корреляционном анализе. Основные сведения о кластерном анализе. Основные сведения о факторном анализе. Общие сведения о других методах статистического анализа. Дополнительные возможности SPSS по обработке данных. Подведение итогов изученного.
Инновационный менеджмент Основы инноватики. Инновационный процесс. Методологические и методические основы инновационного менеджмента. Организационные структуры и формы инновационного менеджмента. Инновационные стратегии. Инновационное проектирование и управление инновационным процессом на предприятии. Оценка эффективности инновационного проекта. Диагностика инновационной деятельности предприятий. Инновационная инфраструктура. Регулирование инновационной деятельности.
Стратегический менеджмент Введение в «Стратегический менеджмент». Методологическая основа изучения. Значение стратегического управления в современных экономических условиях. Организация в рыночной экономике. Альтернативные модели поведения организации. Эволюция социально-экономических условий ведения бизнеса и систем управления организацией. Долгосрочное и стратегическое планирование. Процедура стратегического планирования. Организационные стратегии: классификация и условия выбора. Управление посредством выбор стратегических позиций. Управление путем ранжирования стратегических задач. Управление по слабым сигналам. Управление в условиях стратегических неожиданностей. Проблема выбора системы управления организацией. Выведение организации из кризиса. Методы принятия решений на уровне корпорации и на бизнес-уровне.
Управление территорией

В рамках дисциплины «Управление территорией» студенты знакомятся с теоретическими аспектами данного вопроса, учатся правильному бизнес-планированию, а также разрабатывают матрицу показателей/системы оценок конкурентных территориальных позиций для последующего выявления возможностей достижения инвестиционной привлекательности территории.

В рамках данной дисциплины рассматриваются такие вопросы как современные тенденции развития маркетинга. Конкурентные позиции регионов. Территориальные конкурентные позиции (базовые и управляемые). Отраслевые конкурентные позиции (базовые и управляемые). Территориально-отраслевые конкурентные позиции. Концепция территориального маркетинга и его отличия от классического (традиционного) маркетинга. Управление территориальными конкурентными позициями на примере конкретного муниципального образования.
Экономическая демография Введение в экономическую демографию. Динамика численности и социальная структура населения. Рождаемость и смертность как демографические процессы. Брачность и процесс расторжения брака. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода. Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. Демографические аспекты потребления. Демографические аспекты занятости. Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона.
Деловые коммуникации Основы деловых коммуникаций. Коммуникативные барьеры. Массовые коммуникации. Внутренние и внешние коммуникации. Паблик рилейшнз (PR) как область знания и деятельности. PR как функция менеджмента. Формы и виды деловых коммуникаций. Публичное выступление. Презентации. Деловые переговоры. Коммуникации в условиях кризиса.

Экономическая география

Дисциплина и ее задачи. Современное содержание экономической географии. Объективные условия развития и размещения ПС. Географические особенности России. Административно-территориальное деление России как фактор, влияющий на территориальную организацию экономики. Природно-ресурсный потенциал как комплексный фактор территориальной организации народного хозяйства и его экономическая оценка. География населения и трудовых ресурсов. Закономерности, принципы, факторы размещения производительных сил. Методология экономико-географических исследований формирования отраслевых систем. Понятие ЕНХК. Характеристика отраслевой структуры экономики. Территориальная структура экономики. Промышленность России. Формы ее территориальной организации. География отраслей топливно-энергетического комплекса. География и развитие металлургического комплекса. География машиностроительного комплекса. География лесохимического комплекса. География агропромышленного комплекса. Характеристика и география транспортного комплекса. Региональный народнохозяйственный комплекс России. Экономико-географическая характеристика Федеральных округов и Кемеровской области. Экономика России в международном разделении труда. География внешнеэкономических связей.

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Теоретические основы современных технологий

Основные понятия и определения. Понятие отрасли, отраслевой структуры. Понятие производственного процесса, технологического процесса. Научно-технический прогресс: сущность, значение, основные направления развития. Технологические основы производства в горнодобывающей промышленности. Технологические основы производства в металлургической промышленности. Технологические основы производства в машиностроительной промышленности. Технологические основы производства в химической промышленности.

Документирование управленческой деятельности

Документы и правила их оформления. Документ и системы документации. Требования к составлению и оформлению управленческой документации. Организационные документы. Распорядительные документы. Справочно-информационные документы. Деловые и коммерческие письма: виды, структура, стиль. Документы по личному составу. Организация работы с документами. Систематизация документов и обеспечение их сохранности. Правила и принципы организации документооборота. Регистрация и контроль исполнения документов. Работа с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Номенклатура дел. Формирование дел и их хранение. ПЭВМ на службе документационного обеспечения деятельности организации. Современные способы и техники создания документов и организации документооборота.

Финансовый менеджмент

Сущность и организация финансового менеджмента на предприятии. Финансовая отчетность как информационная основа управленческих решений в финансовом менеджменте. Анализ эффективности инвестиционных проектов. Финансовое планирование и прогнозирование. Бюджетирование. Методы оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса. Стоимость капитала предприятия и управление структурой капитала. Управление оборотными активами предприятия. Дивидендная политика и внутренние темы развития производства.

Предпринимательское право Понятие, признаки, субъекты и источники правового регулирования предпринимательской деятельности. Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя. Понятие, виды и признаки юридических лиц в сфере предпринимательства. Правовые гарантии конкуренции. Создание и государственная регистрация юридических лиц – коммерческих организаций. Лицензирование предпринимательской деятельности. Прекращение юридических лиц в сфере предпринимательства. Хозяйственные товарищества и общества. Общие положения. Товарищества как юридические лица и субъекты предпринимательства. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью как юридические лица и субъекты предпринимательства. Акционерные общества как юридические лица и субъекты предпринимательства. Производственные кооперативы как юридические лица и субъекты предпринимательства. Унитарные государственные и муниципальные предприятия как юридические лица и субъекты предпринимательства. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как участники предпринимательской деятельности. Гражданскоправовой договор как основная юридическая форма предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств в сфере предпринимательства. Обеспечение исполнения обязательств в сфере предпринимательства. Банкротство юридических лиц. Правовое регулирование рекламной деятельности.
Бизнес планирование Роль и место бмзнес-планирования в системе управления предприятием. Методологические основы бизнес-планирования в рыночной экономике. Средства и методы обоснования плановых решений. Планирование стратегии развития предприятия. Организационный план предприятия. Планирование риска. Внутрифирменное бюджетирование. Производственное планирование. Финансовое планирование на предприятии. Планирование сбыта. Планирование издержек производства. Кассовый план предприятия. Экономическая оценка эффективности плановой деятельности предприятия.
Инвестиционный анализ Роль инвестиций в развитии производства. Инвестиционная деятельность предприятия. Инвестиционный проект как объект экономической оценки. Сущность и содержание работы с инвестиционным проектом. Исходные понятия и алгоритмы, используемые для разработки критериев оценки инвестиционных проектов. Стоимость капитала. Составляющие капитала и их цена. Основные теоретические положения по оценке экономической эффективности инвестиций. Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Учет риска и неопределенности при оценке эффективности инвестиционных проектов. Управление инвестиционными рисками. Источники и методы финансирования инвестиционной деятельности. Финансирование инвестиционных проектов.
Тайм-менеджмент Дисциплина раскрывает место тайм-менеджмента в структуре менеджмента; основные понятия тайм-менеджмента; цели и задачи управления временем; принципы и проблемы распределения и использования рабочего времени; причины нерационального использования  рабочего времени; подходы к планированию времени; приемы планирования  времени; преимущества и недостатки различных инструментов планирования и учета времени; методы тренировки памяти, внимания, быстрого чтения, контроля времени; приемы учета времени; приемы эффективного усвоения визуальной и слуховой информации, эффективного взаимодействия с посетителями; техники ведения переговоров и других коммуникаций; основы управления стрессом; методы определения приоритетности целей и задач деятельности и перераспределения полномочий, определения контрольных точек; барьеры делегирования полномочий и методы их устранения; методы организации рабочего дня; устранения причин нерационального использования времени; способы противодействия информационному прессингу; основы организации рабочего места и инструктирования персонала по управлению временем; правила учета личностных особенностей при планировании времени; правила планирования времени на разных этапах рабочего дня; правила эффективного использования времени; основы компьютерного тайм-менеджмента.
Разработка управленческих решений Управленческие решения в методологии и организации процесса управления. Модели принятия решений в организации. Индивидуальный стиль принятия решений и его анализ. Информация в процессе подготовки, принятия и реализации решений. Организация процесса подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Формальная структура и классификация задач принятия решений. Модели и методы принятия управленческого решения. Принятие управленческих решений в условиях многокритериальности. Методы принятия групповых решений. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Прогнозирование и эффективные управленческие решения. Организация и контроль выполнения управленческих решений. Ответственность.
Основы управления человеческими ресурсами Объект, предмет и задачи управления человеческими ресурсами. Теоретические основы управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами. Кадровая политика и стратегия управления организацией. Кадровое планирование. Наем персонала. Деловая оценка и аттестация персонала. Мотивация и стимулирование. Управление развитием персонала. Высвобождение персонала. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом.
Управление качеством Роль управления качеством в условиях рыночной экономики. Качество – стратегия ХХI Века. Основополагающие термины, понятия. История управления качеством. Современные концепции менеджмента качества. Нормативное обеспечение системы менеджмента качества - стандарты серии ISO 9000. Построение систем менеджмента качества в организации. Сертификационное обеспечение управления качеством. Экономика качества. Инструменты и методы управления качеством. Качество продукции. Современные методы TQM. Премии качества. Отечественный опыт внедрения TQM.

Теория организации

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

Организационное поведение

Природа и характеристика организации. Личность и ее развитие в организации. Мотивация и научение. Целеполагание. Групповая динамика. Лидерство. Коммуникации. Управление конфликтами и стрессами. Организационная культура. Организационное поведение и национальная культура.

Логистика

Логистика. Понятие, цели и задачи. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия. Логистические информационные системы. Стратегия и планирование в логистике. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации. Организация управления службами в логистике. Закупочная, производственная, распределительная виды логистики. Разработка систем складирования. Управление запасами. Транспортная логистика. Особенности логистики в отраслевых сферах.

Проектное управление

 Дисциплина раскрывает сущность, основные понятия проектного управления. В рамках дисциплины рассматриваются все функциональные области управления проектами: управление стоимостью проекта, управление временем проекта, управление персоналом проекта, управление заинтересованными сторонами, управление содержанием проекта, управление коммуникациями проекта, управление информацией в проекте, управление содержанием проекта. Дисциплина направлена на изучение основ построения сетевых графиком и нахождения критического пути. В рамках дисциплины студенты разрабатывают собственный проект и составляют устав проекта.
Элективные курсы по физической культуре  
Нормирование труда Теоретические основы нормирования труда. Научные основы нормирования труда. Рабочее время и его экономное использование. Методические основы нормирования труда. Организация управления трудом на предприятии.
Организация труда Дисциплина «Организация труда» рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к проблеме эффективной организации труда на предприятии на основе научно обоснованных нормативов труда и формирования системы оплаты труда. В рамках данного курса раскрываются основные принципы и подходы к организации труда работника с учетом особенностей различных производств, методы расчета нормативов и формы оплаты труда.
Производственный менеджмент Методические основы производственного менеджмента. Основы организации производства к выпуску новой продукции. Организация производства в пространстве и времени. Формы и методы организации производства. Проектирование и развитие структуры организации (предприятия). Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства. Основы анализа эффективности производственного менеджмента. Организация управления предприятием. Реинжиниринг бизнес-процессов. Совершенствование организации производства.
Организация производства Дисциплина рассматривает теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности. Другими словами её можно охарактеризовать как комплексную систему обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. Эффективность организации производства во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др. Таким образом, организация производства играет значительную роль в профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием, обеспечивая их знаниями по рациональной и эффективной организации процесса преобразования исходных ресурсов всех видов в готовые товарные продукты и услуги.
Риск-менеджмент Основные понятия риск-менеджмента. Типы рисков. Принципы, этапы и стратегии управления рисками Идентификация, анализ и оценка рисков. Методы управления рисками и условия их применения.
Антикризисное управление Предмет, содержание и задачи дисциплины «Антикризисное управление». Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия. Диагностика экономического состояния неплатежеспособного предприятия. Основы антикризисного управления по предотвращению кризисных ситуаций и банкротства организации. Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий.
Государственное и муниципальное управление Теоретико-методологические основы государственного управления. Структура системы государственного управления. Процесс государственного управления. Экономическая политика государства. Политика государства в сфере социальных отношений. Государственное управление в регионе. Муниципальное управление и местное самоуправление. Взаимодействие предприятий с системой государственного и муниципального управления.
Кадровая политика в государственных и муниципальных организациях Теоретико-методологические основы государственного управления. Структура системы государственного управления. Реализация государственной кадровой политики: цели, содержание, принципы. Механизм реализации  государственной кадровой политики. Муниципальная кадровая политика: цели, задачи, принципы и механизмы. Технологии государственной и муниципальной кадровой политики. Кадровые стратегии и технологии в муниципальном управлении. Основные направления повышения эффективности муниципальной кадровой политики в свете муниципальной реформы. Основы государственной кадровой политики в Российской Федерации.
Информационные технологии в менеджменте

Являясь дисциплиной, дающей знания о функционировании и управлении информацией в обществе в целом, в социальных системах разного уровня, на предприятиях разных форм собственности, информационный менеджмент, занимает важное место в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент», поскольку каждый человек находится в постоянном коммуникационном взаимодействии с другими людьми, принимает управленческие решения разного уровня, что невозможно сделать без информации, особенно руководителям. Руководители имеют возможность эффективно выполнять свои функции только тогда, когда они владеют точной и своевременной информацией. Информационные системы существенно повышают эффективность внутренних и внешних процессов обмена данными. Управление по своей сути и есть информационный процесс. Получение, преобразование, анализ, использование информации сопровождают процессы управления на всем их протяжении, от начальной до конечной фазы. Более того, сама сущность управления во многом проявляется в информации, в ее формировании и движении. Изучение дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» поможет сформировать у студентов навыки вовремя и правильно собрать нужную информацию, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе. Учет и анализ информации необходимы для избегания потерь средств и времени. Использование практических навыков, полученных в ходе изучения дисциплины, позволит грамотно и четко ориентироваться в информационном пространстве современной жизни, которое постоянно расширяется, углубляется, образует новые информационные технологии, потоки, сети. Таким образом, дисциплина играет значительную роль в профессиональной подготовке управленцев с высшим образованием.

Дисциплина в методологическом плане опирается на философские, общеэкономические, социологические, исторические, культурологические, психологические,  политологические и другие знания, связанные с изучением информационных потоков, информационных систем в обществе в целом и в конкретной организации. Поэтому ее целесообразно преподавать после соответствующих дисциплин или параллельно с ними.

Студенты, приступившие к изучению дисциплины «Информационные технологии в менеджменте», должны уметь различать виды информации, её свойства и качества, владеть культурой мышления, понимать основные дисциплины математического цикла, гуманитарного, социального и экономического цикла, а также уметь логично и ясно строить устную и письменную речь, аргументировано объяснять свою позицию,  работать с различной информацией, быть способным к эффективному взаимодействию в группе.

Бакалавры, приступившие к изучению информационных технологий в менеджменте, должны понимать сущность и функции информационных технологий и систем; владеть методами поиска, сбора, анализа,  обработки и представления информации, программными продуктами, направленными на автоматизацию экономических процессов и управленческих функций; знать информационно-коммуникационные технологии.

Внутренняя структура дисциплины представлены следующими разделами:

- Управление информационными технологиями;

- Исследование как информационная технология: методы поиска, сбора, анализа и обработки информации;

- Информационные технологии в экономической и управленческой деятельности;

- Информационно-коммуникационные технологии.

Последовательное и глубокое изучение каждого из структурных компонентов и тем дисциплины позволит бакалаврам освоить основные критерии и качества информации, ее источники, особенности применения отдельных методов в определенной ситуации, соответствующие программные продукты.
Информационные ресурсы в менеджменте

Являясь дисциплиной, дающей знания о функционировании и управлении информацией в обществе в целом, в социальных системах разного уровня, на предприятиях разных форм собственности, информационный менеджмент, занимает важное место в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент», поскольку каждый человек находится в постоянном коммуникационном взаимодействии с другими людьми, принимает управленческие решения разного уровня, что невозможно сделать без информации, особенно руководителям. Руководители имеют возможность эффективно выполнять свои функции только тогда, когда они владеют точной и своевременной информацией. Информационные системы существенно повышают эффективность внутренних и внешних процессов обмена данными. Управление по своей сути и есть информационный процесс. Получение, преобразование, анализ, использование информации сопровождают процессы управления на всем их протяжении, от начальной до конечной фазы. Более того, сама сущность управления во многом проявляется в информации, в ее формировании и движении. Изучение дисциплины «Информационные ресурсы в менеджменте» поможет сформировать у студентов навыки вовремя и правильно собрать нужную информацию, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе. Учет и анализ информации необходимы для избегания потерь средств и времени. Использование практических навыков, полученных в ходе изучения дисциплины, позволит грамотно и четко ориентироваться в информационном пространстве современной жизни, которое постоянно расширяется, углубляется, образует новые информационные технологии, потоки, сети. Таким образом, дисциплина играет значительную роль в профессиональной подготовке управленцев с высшим образованием.

Дисциплина в методологическом плане опирается на философские, общеэкономические, социологические, исторические, культурологические, психологические и другие знания, связанные с изучением информационно-коммуникационных потоков, информационных систем в обществе в целом и в конкретной организации. Поэтому ее целесообразно преподавать после соответствующих дисциплин или параллельно с ними.

Студенты, приступившие к изучению дисциплины «Информационные ресурсы в менеджменте», должны уметь различать виды информации, её свойства и качества, владеть культурой мышления, понимать основные дисциплины математического цикла, гуманитарного, социального и экономического цикла, а также уметь логично и ясно строить устную и письменную речь, аргументировано объяснять свою позицию,  работать с различной информацией, быть способным к эффективному взаимодействию в группе.

Внутренняя структура дисциплины представлены следующими разделами:

- Управление информационными технологиями;

- Исследование как информационная технология;

- Информационно-коммуникационные технологии.

Последовательное и глубокое изучение каждого из структурных компонентов и тем дисциплины позволит бакалаврам освоить основные критерии и качества информации, ее источники, особенности применения отдельных методов в определенной ситуации, соответствующие программные продукты.
Рынок труда Предмет, содержание и задачи курса «Рынок труда». Рынок труда: сущность и место в рыночной системе. Занятость населения. Основные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда. Проблемы формирования и функционирования регионального рынка труда. Управление процессами функционирования рынка труда региона. Прикладные проблемы управления региональным рынком труда. Регулирование рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой.
Управление занятостью региона Дисциплина «Управление занятостью региона» определяет и структурирует систему знаний студентов в области функционирования и развития отношений на рынке труда и в сфере занятости. Большое внимание в дисциплине уделяется отдельным проблемам управления рынком труда региона. На примере Кемеровской области раскрывается структура занятости населения и основные факторы, влияющие на нее. С системных позиций раскрывается объект и субъект управления на рынке труда региона, а также целевые установки по управлению региональным рынком труда. Особое внимание уделяется функциям и методам управления рынком труда региона, а также раскры­тию социально-экономического механизма управления рын­ком труда региона.

Мотивационный менеджмент

Мотивация как совокупность мотивов трудового поведения. Мотивация как функция управления персоналом. Зарубежные и отечественные теории мотивации. Виды и формы организации стимулирования. Стимулирование как социальный обмен. Прямая мотивация: сущность и способы. Принуждение как метод мотивации. Опережающее стимулирование как процесс. Проблемы теории и практики материального неденежного стимулирования. Проблемы теории и практики морального стимулирования. Время как стимул труда. Автостимулирование. Трудовое соревнование как стимулирующая ситуация. Проблемы теории и практики материального денежного стимулирования. Методы изучения мотивационной сферы организации.

Стимулирование труда государственных и муниципальных служб Дисциплина раскрывает теоретические, нормативные и прикладные аспекты стимулирования труда персонала в государственных и муниципальных службах:  рассматривает зарубежные и отечественные  теории мотивации, виды мотивации, формы организации стимулирования; знакомит с основными практическими проблемами в области использования методов стимулирования в целях повышения эффективности труда государственных и муниципальных служащих; рассматривает основные направления совершенствования управления персоналом в органах власти.
Конфликтология Введение в конфликтологию. Конфликтология как наука о конфликтах, содержание и задачи спецкурса. Общие вопросы истории и теории социологии конфликтов. Объект и предмет конфликтологии, принципы и методы исследования конфликтов. Общая теория конфликта. Конфликт: понятие, составные элементы, структура. Причины возникновения конфликтов. Динамика конфликтов. Классификация конфликтов. Функциональность конфликтов. Конфликты в организации. Организационные конфликты: понятие, виды, причины. Конфликты между руководителями и подчиненными. Психологические последствия конфликтов. Управление конфликтами. Предупреждение и профилактика конфликтов. Способы разрешения различных видов конфликтов. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта. Роль руководителя в управлении конфликтами.
Психология личности

Дисциплина «Психология личности» опирается на философские, психологические, исторические, культурологические и другие знания, связанные с изучением человека.

Для освоения данной дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках освоения дисциплин: философия, психология, социология, культурология. Студенты, приступившие к изучению «Психологии личности», должны понимать движущие силы и условия развития личности; периодизацию развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности, а также уметь логично и ясно строить устную и письменную речь, аргументировано объяснять свою позицию, работать с информацией.

«Психология личности», в свою очередь, дает знания, которые являются методологическими основами для усвоения таких дисциплин, как:

- организационная психология – умение анализировать межличностные, групповые и организационные взаимодействия с целью предотвращения конфликтных взаимодействий; планированию и осуществлению мероприятий, направленных на управление конфликтами;

- мотивационный менеджмент - владение современными технологиями управления персоналом, предупреждающими конфликтные взаимодействия;

- социология труда - умение учитывать личностные, индивидуальные особенности в процессе адаптации человека к новой.
Организационная психология Предмет и методы социальной психологии. Типы социальных групп и особенности протекающих в них процессов. Групповая динамика. Поведение людей в условиях совместной деятельности. Лидерство. Стили лидерства и руководства. Психологический статус человека в группе. Влияние группы на индивида. Групповые эффекты. Межгрупповые отношения.
Социально-психологические методы руководства Предмет и методы социальной психологии. Типы социальных групп и особенности протекающих в них процессов. Групповая динамика. Поведение людей в условиях совместной деятельности. Лидерство. Стили лидерства и руководства. Психологический статус человека в группе. Влияние группы на индивида. Групповые эффекты. Межгрупповые отношения.
Социология труда Теоретические основы социологии труда. История индустриальной социологии и социологи труда. Социальные аспекты функционирования трудовых организаций и коллективов. Социальные явления и процессы в социально-экономической сфере. Качественные и количественные методы исследования в социологии труда.
Социология управления

Социология управления в методологическом плане опирается на общесоциологические, общеэкономические, исторические, управленческие и психологические знания. Поэтому ее целесообразно преподавать после соответствующих дисциплин или параллельно с ними.

Студенты, приступившие к изучению «Социологии управления», должны понимать ход исторического развития человечества, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, владеть культурой мышления, способностью к обобщению и анализу информации, уметь логически верно и ясно строить устную и письменную речь, аргументировано объяснять свою позицию, работать в коллективе, стремится к личностному и профессиональному саморазвитию.

Социология управления дает знания, умения, владения,  которые являются методологическими и методическими для усвоения таких дисциплин, как:

 - мотивационный менеджмент,– основные компоненты и элементы теорий мотивации, символического взаимодействия, концепция гуманизации  трудовой деятельности; смысл функционального, институционального подхода и его роль в познании различных аспектов социального управления;

 - информационные технологии в менеджменте – методические подходы к эмпирическому изучения социального управления, процессов и проблем; смысл качественных и количественных методов исследования в процессе изучения различных аспектов социального управления;

 - основы управления человеческими ресурсами – умение анализировать социальное управление с позиций системного подхода; выявлять субъект, объект, методы управления, особенности взаимодействия субъекта и объекта управления; разрабатывать предложения по совершенствованию методов управления различными  социальными явлениями и процессами.
Тренинги в организации Сглаживание конфликтов. Развитие ответственности. Ролевые и деловые игры. Самоменеджмент и управление временем. Управление агрессией. Поведение на переговорах. Виды тренинговых курсов.
Психологические методы подготовки персонала Дисциплина раскрывает теоретические и прикладные аспекты психологического сопровождения деятельности в сфере управления персоналом:  рассматривает механизмы и средства психологического воздействия на личность, методы развития психологического потенциала личности; знакомит с методами развития психологического потенциала группы; рассматривает основы психологического влияния и групповой психологической работы.

Управление знаниями в организации

Приобретение знаний - использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования); передача знаний - использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам. Использование интеллектуального капитала организации. Знания как источник высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ.

Экономика знаний

Являясь дисциплиной, дающей представление о предпосылках, тенденциях формирования экономики знаний (далее по тексту – ЭЗ), условиях ее развития и пр., а также о подходах к управлению знаниями (далее по тексту – УЗ) на предприятии, интеллектуальным капиталом (далее по тексту – ИК), возможностях использования в этих целях различных технологий,  ЭЗ занимает важное место в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «менеджмент», поскольку в условиях глобальных изменений ключевыми ресурсами все в большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, а эффективное использование знаний является источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий, регионов, стран.

Для освоения данной дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках освоения дисциплин: экономическая теория, культурология, философия, социология, деловые коммуникации, маркетинг, экономика организации, теория организации, основы управления человече-скими ресурсами и др.

Студенты, приступившие к изучению ЭЗ, должны понимать основные принципы функционирования организации, закономерности развития отношений между индивидами и социальными общностями, иметь представление об общих психологических знаниях, правовых аспектах деятельности организаций, а также уметь логично и ясно строить устную и письменную речь, аргументировано объяснять свою позицию,  работать с информацией, знать основы эмпирического изучения социальных явлений.

Знания, полученные в ходе изучения ЭЗ, в свою очередь, способствуют более успешному освоению таких дисциплин, как организационная психология, социально-психологические методы руководства, производственный менеджмент, управление территорией, современные концепции и методы управления человеческими ресурсами.

Коррупция: причины, проявления, противодействие

Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственная гражданская служба: вопросы кадровой работы и противодействие коррупции. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные нарушения. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения.

Современные концепции и методы управления человеческими ресурсами Введение в стратегическое управление человеческими ресурсами. Подходы к стратегическому управлению человеческими ресурсами. Развитие методов управления человеческими ресурсами. Формирование и реализация стратегий. в области управления человеческими ресурсами. Стратегическое развитие человеческих ресурсов. Управление знаниями. Организационное обучение. Планирование личного развития.

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

2014

Учебный план ООП

 

2015

  Учебный план ООП

 

2016

  Учебный план ООП

2017

  Учебный план ООП

 

Практика

Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика. Цели учебной практики: развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки будущих бакалавров менеджмента, позволяющих на высоком уровне осуществлять в дальнейшем профессиональную деятельность в области управления финансовыми и человеческими ресурсами. Получение у студента общего представления о деятельности современной организации и о роли менеджера в управлении предприятием, учреждением, организацией. Задачи учебной практики: изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления; ознакомление с содержанием основных видов работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики; изучение организации и особенностей функционирования конкретного структурного подразделения организации; ознакомление с организацией (предприятием, фирмой); изучение основных производственных процессов; ознакомление с основными видами выпускаемой продукции; ознакомление с функциональными обязанностями менеджеров разных уровней.
Производственная практика. Целями производственной практики являются: 1. Развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки будущих бакалавров менеджмента, позволяющих на высоком уровне осуществлять в дальнейшем профессиональную деятельность в области управления финансовыми и человеческими ресурсами. 2. Закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий путем непосредственного участия студента в деятельности производственной или научно-исследовательской организации. 3. Приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения социально-личностных общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в профессиональной среде.

 Отчет о результатах самообследования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, направленность (профиль) "Управление человеческими ресурсами"

Дата последнего обновления: 19.02.2018

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru