Направление  подготовки:

37.03.01 Психология,
направленность (профиль) "Прикладная психология"

Уровень образования:

Высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология
(уровень бакалавриата)

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 августа 2014 года № 946

 

Описание образовательной программы: 

Целью     основной     образовательной     программы  бакалавриата   по направлению подготовки 37.03.01 Психология  является  сочетание профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно - богатой, интеллектуально оснащенной, социально-ответственной личности.
Основанием для определения конечных целей, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

 Область профессиональной деятельности выпускника включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 37.03.01 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педаго-гической, организационно-управленческой.
В соответствии с направленностью (профилем) подготовки «Прикладная психология» выпускник готов участвовать в решении комплексных задач образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие конкретные виды профессиональной деятельности:
• Диагностическую и коррекционную;
• Экспертную и консультативную;
• Учебно-воспитательную;
• Научно-исследовательскую;
• Культурно-просветительную.

Выпускник умеет решать следующие задачи:
• На      основе      накопленных     теоретических      знаний,      навыков исследовательской работы и информационного поиска умеет ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и      решать исследовательские и практические задачи;
• Участвовать  в практической и прикладной деятельности: психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультативной. 

  Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин  

Название дисциплины Аннотация дисциплины
Б1.Б.1 История Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России.. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Б1.Б.2 Философия Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Б1.Б.3 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Б1. Б.4 Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
Б1. Б.5 Правоведение Государство и право. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Б1. Б.6 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
Б1.Б.7 Логика Мышление как предмет логики. Формально-логическое понимание процесса мышления. Основные компоненты содержания (формы) мышления. Мышление и язык. Логическая форма как структура мышления Теоретическое и методологическое значение логики. Логическая культура мышления. О логической культуре психолога. Понятие как форма представления реальности. Языковые формы выражения понятий. Термины. Основные логические приёмы образования понятий. Виды понятий Отношения между понятиями Определение (дефиниция) понятия. Определение формально-логического закона. Основные формально-логические законы и операциональные директивы мышления. Закон тождества Закон непротиворечия Закон достаточного основания. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Структура простого суждения Сложное суждение и его виды Общая характеристика умозаключения. Логическое следование. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Непосредственные и опосредованные умозаключения. Понятие научной проблемы. Вопрос как логическая форма постановки проблемы. Структура вопросов. Виды вопросов Гипотеза как форма развития знания. Общая характеристика гипотезы. Способы подтверждения гипотез. Общая характеристика аргументации и доказательства. Доказательство и убеждение Этика в процессе доказательства и опровержения.
Б1.В.1 Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Б1.В.2 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Б1.В.3 Риторика Зарождение, развитие и современное состояние риторики. Понятие о риторическом идеале как образце речевого поведения. Риторический идеал античности (софисты, Платон, Сократ, Аристотель). Сравнительная характеристика западноевропейского (Англия, Франция, Германия, США) и восточноевропейского (Япония) риторических идеалов. Американская риторика как учение о целесообразном построении речи. Японская неориторика как теория речевых действий. Зарубежное понимание ораторского искусства как средства речевой коммуникации. Значение риторической науки в культуре массовой информации и массовой коммуникации. Технические приемы мастерства публичной речи: установка на успех, эффективность речевого воздействия. Понятие «имидж языковой личности» в современном европейском ораторском искусстве. Оппозиция русского и западноевропейского риторических идеалов по отношению к традициям античности (Сократ, Платон, Аристотель - софисты): а) диалогичность – монологичность; б) гармонизация – соревновательность; в) единение – разъединенность; г) интуиция (intuitio) – логика (ratio). Понятие «образ оратора». Основные риторические навыки и умения оратора. Компетентность оратора: профессиональная, литературная, языковая и техническая Современная модель коммуникативных качеств речи, принципы их выделения. Правильность речи. Чистота речи. Богатство речи. Точность речи. Логичность речи. Выразительность речи. Уместность речи. Ясность и доступность речи. Риторический канон как основа европейской риторической культуры. Социально-политическое красноречие (политическая, дипломатическая, митинговая, агитаторская речь и др.). Типы публичных речей в зависимости от основных целей выступления. Структура речевой коммуникации: участники (адресат, адресант), канал связи (визуальный, слуховой, тактильный), сообщение (текст), код (система языка), контекст (ситуация общения). Основы мастерства беседы. Культура дискутивно-полемической беседы. Культура устной публичной речи: языковые нормы Техническая компетентность оратора Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.
Б1.В.4 Религиоведение Религия как исторический и общественный феномен, Сущность мировых и национальных религий, религии и вероучения, буддизм, иудаизм, христианство, православие, католицизм, протестантизм, ислам, свобода совести.
Б1.В.5 Профессиональная этика Предмет и основные категории этики; задачи курса; возникновение морали и её место в жизни общества; аксиология морали; структура общественного и индивидуального нравственного сознания; нравственная самореализация личности; происхождение, сущность, функции и закономерности развития нравственности; исторические типы морального сознания в Европе и России; этикет и нравы народов мира; этика человеческого достоинства – нравственная задача человечества; идеи гуманизма в современной этике. Социально-нормативная этика; этические модели поведения; этика «нестандартных ситуаций»; профессиональные кодексы; должностные инструкции и профессиональные требования к специалистам помогающих профессий.
Б1.В.6 Социология Предыстория и социально-философские пред-посылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Обще-ство и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования
Б1.ДВ.1 Психология рекламы и PR Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Механизмы воздействия пропаганды на психику человека. Реклама как средство психологического воздействия Внушение, убеждение, подражание и заражение как средства психологического воздействия в рекламе. Человек как субъект рекламных коммуникаций. Социализация и индивидуальность в рекламе. Психические процессы в рекламе. Ощущение. Восприятие. Внимание. Память и мышление. Эмоциональный компонент рекламного воздействия. Реклама как коммуникация. Психология саморекламы. Психология рекламы в маркетинге. Психология пропаганды и рекламы в средствах массовой информации. Психологические особенности наружной, транспортной рекламы. Этические проблемы психологических воздействий в рекламе. Технологии Public Relations. Две стратегии организации исследований и прикладных разработок в рекламной деятельности (суггестивный и маркетинговый подходы) Проблема психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности.
Б1.ДВ.1 Психология малой группы Проблема определения малой группы. Классификация, структурные характеристики малой группы. Феномен групповой фацилитации. Основные направления изучения малой группы: теория систем, формально-модельный подход, эмпирико-статистическое направление, общепсихологический подход. Детерминанты возникновения малой группы. Этапность развития малой группы. Групповые нормы. Конформность. Факторы, виды, функции конформного поведения. Последствия отклонения от групповых норм. Влияние меньшинства. Психологические факторы группового членства. Формально-статусное измерение групповой структуры. Групповая сплоченность. Межличностная совместимость. Классификация типов межличностной совместимости. Механизмы групповой динамики: разрешение групповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен. Управление малой группой. Групповое принятие решений. Коммуникативные сети.
Б1.ДВ.2 Психология управления Теоретические и методологические основы психологии управления. Эволюция психологического подхода к управлению в ХХ веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Социально-психологические процессы в организации. Понятие социально-психологические процессы и их классификация. Процессы групповой динамики в организации – группообразование, неформальная группа, межгрупповое взаимодействие. Типология взаимодействия между людьми в организации. Власть и влияние, конкуренция и кооперация, конфликты и взаимопонимание. Социальная психология административной деятельности. Психология управления персоналом. Общая характеристика процесса управления персоналом. Оценка потребности в персонале. Формирование штата и его комплектование. Набор персонала. Внутренние и внешние источники набора. Планирование карьеры. Методы управления персоналом. Адаптация и обучение персонала. Определение потребности в обучении и обучение персонала. Основные концепции мотивации труда. Методы оценки результатов труда. Кадровое консультирование. Профилактика конфликтов и создание схем межструктурных взаимодействий. Мониторинг социально- психологических ситуаций и организация коммуникаций внутри предприятий.
Б1.ДВ.2 Основы менеджмента Предмет и метод теории менеджмента. Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации. Школы научного и административного управления. Различные школы теории менеджмента. Стратегический менеджмент. Инновационный менеджмент. Производственный менеджмент. Управление конфликтами. Деятельность менеджера по управлению социально-психологическими отношениями в коллективе. Функции менеджмента и связующие процессы в организации Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции Коммуникации и информация в менеджменте Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем.
Б2.Б.1 Нейрофизиология Предмет изучения физиологии ЦНС. Роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности организма. Основные функции нервной системы Раздражимость и возбудимость Роль клеточной мембраны в возникновении возбуждения. Распространение возбуждения по нервным волокнам. Электрические и хими¬ческие синапсы. Закономерности передачи сигнала в химическом си¬напсе: деполяризация пресинаптической мембраны, высвобождение медиатора, взаимодействие медиатора с молекулярными рецепторами постсинаптической мембраны, генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов Кровоснабжение мозга. Гематоэнцефалический барьер Общие механизмы функционирования ЦНС. Рефлекторная дуга - структурная основа рефлекса. Классификация рефлексов: по характеру рецепции, по типу ответной реакции (вегетативные и соматические), по уровню эволюционного развития. Принципы нервной регуляции моторных функций. Физиология мышечного сокращения. Спинномозговой уровень регуляции движений. Мотонейроны спинного мозга. Реципрокная иннервация мышц-антагонистов. Стволовой уровень регуляции движений. Экстрапирамидная и пирамидная системы регуляции моторных функций Нейроэндокринная регуляция висцеральных функций Принципы организации сенсорных функций. Боль и обезболивание. Определение боли, значение для организма, классификация Индивидуальные, возрастные и половые различия в болевой чувствительности. Физиологические принципы обезболивания. Нейрофизиология биологических мотиваций. Саморегуляция функционального состояния мозга.
Б2.Б.2 Анатомия ЦНС Микроструктура нервной ткани; онтогенез центральной нервной системы; строение центральной нервной системы; проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы; вегетативная нервная система.
Б2.Б.3 Современные концепции естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близколействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Б2.Б.4 Информационные технологии в психологии Назначение и устройство персонального компьютера; понятие формализации, алгоритмизации, программирования; офисные приложения; работа с текстом; защита информации; компьютерные сети; интернет; поиск информации; психологические ресурсы интернет; электронные базы данных в психологии; компьютерные статистические системы.
Б2.В.1 Антропология Проблема происхождения человека; индивидуальное развитие человека и конституция; популяционная и этническая антропология; экология человека.
Б2.В.2 Экология Экологические основы природопользования: современное состояние окружающей среды, глобальные проблемы экологии. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Понятие мониторинга окружающей среды, источники загрязнения окружающей среды: основные группы загрязняющих веществ в природных средах, государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. Правовые и социальные вопросы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Правовые вопросы.
Б2.В.3 Математическая статистика Измерение в психологии; типы шкал; представление данных; описательная статистика; меры связи; метрика; методы одномерной и многомерной прикладной статистики; многомерное шкалирование; многомерный анализ данных (факторный, кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных на компьютере, статистические пакеты; приближенные вычисления; возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных; стандарты обработки данных; нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии.
Б2.В.4 Сексология История изучения сексуальности человека; основные направления в современной сексологии; социокультурные проблемы сексологии; понятие и структура сексуальной культуры; история сексуальной культуры. Современный период. Этапы формирования сексуальности; влияние пренатального периода на формирование сексуальности; полоролевая ориентация: формирование полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения; этапы формирования полового влечения; специфика понятий «норма» и «патология» в сексологии; актуальные вопросы сексуальности в современном обществе; юридические аспекты сексуального поведения; семейно-сексуальные дисгармонии; сексуальные расстройства; организация работы психолога и врача-сексолога; повышение сексуальной культуры.
Б2.ДВ.1 Математика Введение в дискретную математику; элементы теории множеств; векторная алгебра; матрицы; элементы функционального анализа; вероятность и статистика; теория вероятностей; статистическое оценивание и проверка гипотез; параметрические и непараметрические методы; элементы дисперсионного анализа; статистические методы обработки экспериментальных данных.
Б2.ДВ.1 Информатика Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации Технические средства реализации информационных процессов Функционально-структурная схема вычислительных машин Программные средства реализации информационных процессов Классификация ПО. Системное ПО Офисные пакеты Microsoft Office и OpenOffice.org. Назначение, состав, общая характеристика. Операционные системы (ОС) Структура и функции ОС Windows. Технологии создания и обработки текстовой информации Текстовый процессор. Функциональные возможности. Интерфейс программы, меню и окна Технологии создания и обработки числовой информации Табличный процессор. Функциональные возможности электронных таблиц. Интерфейс программы, команды меню, строка формул. Типы данных Технологии хранения, поиска и сортировки информации Структурирование данных. Понятие база данных (БД). Система управления базой данных (СУБД). Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации Векторная графика. Растровая графика. Трехмерная графика. Виды графических файлов. Технологии создания графических изображений в Paint Алгоритмизация и программирование Модели решения функциональных и вычислительных задач Телекоммуникационные технологии. Методы защиты информации Вычислительные (компьютерные) сети Рабочая станция, сервер, клиент, устройства коммутации и маршрутизации. Глобальная сеть Интернет, услуги предоставляемые сетью. Поиск информации в Интернет. Русскоязычные поисковые системы Rambler, Yandex, Google Хранилища файлов. Закачка файлов. Социально-экономические сети. Форумы Защита файлов информации кодами и паролями. Введение атрибутов файлов. Компьютерные вирусы и их типы. Антивирусные программы. Архивация данных. Создание копий с программными файлами и массивами данных для защиты от случайного уничтожения.
Б2.ДВ.2 Психология здоровья Теоретические и методологические основы психологии здоровья. Определение психологии здоровья и задачи исследования. Взаимосвязь с другими науками. История развития идей о здоровье. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Уровни здоровья Идея системности в толковании понятия здоровья. Уровни здоровья: физическое, психическое, психологическое, социальное, профессиональное. Понятие «физическое здоровье». Факторы физического здоровья. Психическое здоровье. Нарушения психического здоровья. Акцентуации личности. Здоровая личность как объект исследования психологии здоровья. Описания психологического здоровья в различных теориях личности. Социальное здоровье. Социальная структура и здоровье. Социальные изменения и здоровье общества Факторы здоровья человека Описание факторов в работах Д. П. Дербенева, И. Н. Гурвича, Л. В. Куликова. Влияние внешних (биологические; социально-психические: микросоциальные; прочие социальные и психологические; поведенческие) и внутренних факторов на здоровье человека. Значимость социального фактора. Влияние внутренних факторов (индивидные особенности, потребности, пол, возраст, интеллектуально-личностные особенности). Здоровье и образ жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена. Отношение к здоровью. Психология профессионального здоровья. Проблема профессионального здоровья. Психологическое обеспечение профессионального здоровья. Стресс в профессиональное деятельности.
Б2.ДВ.2 Соматопсихическое взаимодействие Здоровье и психосоматическое расстройство Современные подходы к определению здоровья. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Функции, критерии и компоненты здоровья. Психосоматика. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Психогении и соматогении. Внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем. Происхождение психосоматических расстройств Концепции происхождения психосоматических расстройств. Психосоматический симптом как результат конверсии психической энергии. Конверсионная модель Фрейда. Психосоматический симптом как результат разрешения конфликта в вегетативной нервной системе. Модель вегетативного невроза и теория векторов Александера. Психосоматический симптом как результат использования незрелых психологических защит. Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений. Психосоматический симптом как результат нарушения самоуважения. Концепция десоматизации Шура. Психосоматический симптом как результат переживаний потери объекта. Психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Теория Морено. Когнитивные теории. Психосоматический симптом как результат дисфункции семейной системы. Акупунктурное программирование (АП). Влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний. Принципы психологического синдромного анализа в психосоматике. Влияние соматической болезни на психическую деятельность человека Методы психотерапии клиентов с психосоматическими расстройствами Психотерапия и другие формы психологического вмешательства в комплексе лечебных мероприятий при различных соматических заболеваниях; психологическое сопровождение. Принципы интервьюирования клиентов с психосоматическими расстройствами. Суггестивная психотерапия. Методы и техника гипнотизирования. Самовнушение. Психосинтез. Терапия, фокусированная на решении. Позитивная психотерапия. Гештальт-терапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Символдрама (метод кататимного переживания образов). Транзактный анализ. Терапия искусством (арт-терапия). Креативная визуализация. Психодрама. Танцевально-двигательная терапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Танатотерапия. Семейная психотерапия. Нейролингвистическое программирование (НЛП).
Б3.Б.1 Введение в профессию Житейская, научная и практическая психология; психология как профессия; специфика учебно-профессиональной подготовки психологов; психологи как профессиональная общность; личность профессионала; профессиональная этика психолога.
Б3.Б.2 Общая психология Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки. Понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания. Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия. Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания. Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации. Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями. Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность. Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение. Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.
Б3.Б.3 История психологии Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.
Б3.Б.4 Основы психогенетики Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.
Б3.Б.5 Зоопсихология и сравнительная психология Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.
Б3.Б.6 Психология личности Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности.
Б3.Б.7 Социальная психология История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
Б3.Б.8.1 Психология труда Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.
Б3.Б.8.2 Инженерная психология и эргономика Теоретические и методологические основы инженерной психологии и эргономики. Рабочая система и основные задачи её инженерно психологического и эргономического проектирования. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора. Социально-экономическая эффективность внедрения инженерной психологии и эргономики в производство в России и за рубежом.
Б3.Б.9 Психология развития и возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
Б3.Б.10 Педагогическая психология Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека; теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования; структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза; характеристика и сравнительные особенности развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания; психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования; проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций.
Б3.Б.11 Основы консультативной психологии Интервьюирование, консультирование и психотерапия как основные формы психопрофилактической, консультационной, коррекционной и развивающей работы. Основные направления психологического консультирования: проблемно-ориентированное консультирование; личностно-ориентированное консультирование; решение-ориентированное консультирование. Психотерапия как особая форма оказания психологической помощи психически здоровым людям. Основные подходы к личностному консультированию и психотерапии в рамках различных психологических школ и направлений. Условия и принципы эффективного консультирования. Этические принципы консультирования и психотерапии. Взаимоотношения клиента и консультанта. Требования, предъявляемые к консультанту. Модель эффективной деятельности консультанта. Профессионально значимые качества: социальный интеллект; эмпатия; интенциональность; наблюдательность; аутентичность. Понятие о психологической проблеме. Основные теоретические подходы к пониманию психологической проблемы в рамках различных школ и направлений.
Б3.Б.12 Основы нейропсихологии Теоретические основы, методы и практическое значение нейропсихологии. Предмет и задачи нейропсихологии. Определение нейропсихологии. История возникновения и развития. Нейропсихология в системе нейронаук. Роль нейропсихологии в решении общепсихологических проблем. Основные направления: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского и старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий и др.
Б3.Б.13 Основы патопсихологии Предмет и структура патопсихологии; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.
Б3.Б.14 Безопасность жизнедеятельности Современное состояние и негативные факторы среды обитания: принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания. Рациональные условия деятельности, последствия воздействия на человека травмирующих вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях, ликвидация последствий аварии, катастроф и стихийных бедствий. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
Б3.Б.15 Методологические основы психологии Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.
Б3.Б.16 Этнопсихология Предмет и методы этнопсихологии, основная проблематика исследований. История развития науки и основные направления существующие в настоящее время. Понятия «культура», «этнос» и «этнодифференцирующие признаки». Основные особенности культуры и подходы к её определению. Специфика методов, используемых в этнопсихологических исследованиях. Этнические аспекты социализации. Национальный характер. Психология межэтнических отношений. Миграция и взаимодействие культур. Межэтнические конфликты. Психологические характеристики этносов
Б3.Б.17 Экспериментальная психология Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Анализ и представление результатов психологического исследования.
Б3.Б.18 Специальная психология Введение в учебный курс «Специальная психология» Цели, предмет и задачи курса. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии. Краткий исторический обзор становления специальной психологии. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости (МКБ 10). Критерии умственной отсталости. Особенности развития ребенка с умственной отсталостью. Особенности фенотипа при умственной отсталости, сигмы дезэмбриогенеза. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности мышления, памяти, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики отклонений умственного развития Обучение умственно отсталых детей Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР Этиология, патогенез. Основные виды ЗПР: гармонический инфантилизм, соматогенная и психогенная ЗПР, ЗПР церебро-органического генеза. Эмоционально-волевые особенности детей с ЗПР, произвольная регуляция поведения. Особенности мышления, памяти, внимания, уровня притязаний. Дифференциальная диагностика ЗПР с другими состояниями Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции. Понятие о психическом заболевании. Органические, эндогенные, психогенные психические заболевания. Изменение когнитивной сферы в болезни: Изменение личности в течение психического заболевания Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость). Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка. Особенности развития речи и мышления здорового и глухого ребенка Особенности личности и деятельности глухого ребенка. Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка. Клинические критерии слабовидения и слепоты. Особенности развития слепого ребенка Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Обучение слепых детей Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм Определение понятия аутизм. Виды аутизма, ранний детский аутизм (РДА). Особенности позновательной сферы у детей с РДА. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме Диагностика нарушений в развитии. Принципы проведения диагностических мероприятий. Основные методы изучения особенностей развития. Комплексная диагностика развития основа диагностического процесса: клиническая, педагогическая, психологическая диагностика Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - организация, виды, основные подходы к обучению, коррекции, воспитанию. Роль психолога в образовательном процессе, создание условий для социализации, жизнеобеспечения, коммуникации и рекреации детей с ограниченными возможностями. Трудоустройство и трудовая адаптация инвалидов. Роль общественных организаций в жизнеобеспечении инвалидов.
Б3.Б.19 Общепсихологический практикум Методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмпирических исследований; виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.
Б3.Б.20 Психодиагностика Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.
Б3.Б.21 Dведение в клиническую психологию Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции.
Б3.Б.22 Математические методы в психологии Методологические основы применения математических методов в психологии; методы исследования зависимостей и взаимозависимостей в числовых измерительных шкалах; рангове корреляции- в порядковых шкалах; сопряженность в номинальных шкалах; использование нетрадиционных подходов в психологии в нестандартных ситуациях.
Б3.Б.23 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, учащихся, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
Б3.В.1 Психофизиология Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).
Б3.В.2 Организационная психология Организация: ее виды и основные характеристики. Типы организаций и внутриорганизационные отношения. Жизненный цикл организации. Соотнесение стадий жизненного цикла, типов, стратегий организации и особенностей персонала. Внутренняя среда организации. Миссия организации. Организационная структура. Типы организационных структур. Процесс формирования и изменения организационной структуры. Организационная культура. Типология организационной культуры. Понятие субкультуры. Ценности, традиции организации. Организационное развитие. Основные концепции развития. Стратегическое планирование, система и факторы стратегического управления. Направления развития. Схемы развития и их использование в консультировании. Формула развития. Ресурсы развития. Концепция первого шага. Организационная диагностика. Виды и этапы диагностики. Проблемное поле диагностики. Внешние и внутренние проблемы организации. Анализ ресурсов развития. Оценка силы сопротивления. Методы стандартизованной (структурной) диагностики.
Б3.В.3 Организация психологической службы Предмет и задачи курса; основные составляющие организационной деятельности; организация психологической службы системы образования; модель профессиональной деятельности практического психолог; основные виды деятельности практического психолога; социальный заказ на работу практического психолога; работа психолога в дошкольном образовательном учреждении; работа школьного психолога с учащимися разных возрастов; работа практического психолога с одаренными, неуспевающими и трудными детьми; психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся.
Б3.В.4 Дифференциальная психология Предмет, история дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии. Источники индивидуальных различий. Понятие индивидных особенностей. Темперамент. Способности. Типологический подход. Психология черт личности. Психология пола. Теории индивидуально-психологических различий. Характер, понятие акцентуации. Умственная неполноценность и гениальность.
Б3.В.5 Практикум по психодиагностике Диагностика интеллекта и умственного развития. Психодиагностика креативности как универсальной творческой способности. Психодиагностика индивидных свойств (свойства темперамента) аппаратурные, самоотчёты, методики определения свойств темперамента, базирующиеся на концепции экстраверсии / нейротизма. Психодиагностика характера. Методы патохарактерологической диагностики: наблюдение, тесты, проективные техники. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Опросник дифференцированной самооценки функционального состояния. Проективные техники. Методика изучения фрустрационных реакций. Психодиагностика ценностно-смысловой сферы личности. Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы. Проективные методы диагностики Формализация проективных техник: контент-анализ, экспертные оценки. Психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений. Методы «скорой» диагностики.
Б3.В.6 Детская и юношеская психология Теоретические и методологические вопросы детской и юношеской психологии. Предмет детской и юношеской психологии. Классификация методов. Задачи курса. Культурно-исторический контекст категории «детство», «юность». Детская, юношеская субкультура. Своеобразие деятельности в изучаемых возрастах. Проблема психодиагностики и коррекции в современной детской и юношеской психологии. Закономерности психического развития ребенка, подростка и юноши в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии.
Б3.В.7 Психология стресса Основные научные подходы к стрессу на современном этапе. История изучения стресса. Различные подходы к изучению стресса. Физиологические механизмы возникновения стресса по Г. Селье. Понятие общего адаптационного синдрома, уровни адаптации. Стадии развития стрессовых реакций по Г. Селье. Основные принципы классической теории. Стресс и дистресс. Типы реакции на стресс. Современные концепции изучения стресса. Понятия экстремальности, стресса и стрессора. Понятия физиологического и психологического стресса (Р. Лазарус). Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействие (В.И. Медведев). Структурно-системное описание стрессовых состояний (М. Франкенхойзер, Л.А. Китаев-Смык). Стресс и психологическое здоровье. Болезни стрессовой этиологии. Профессиональный стресс и подходы к его изучению. Профессиональное выгорание. Социальный стресс. Экологический психологический стресс. Стресс и конфликт. Факторы среды обитания и физические стрессы. Информационный стресс. Новые информационные технологии и организационные источники стресса. Интернет и стресс. Стресс в экстремальных ситуациях..Семейный психологический стресс. Возрастной кризис как фактор стресса. Работа с суициндентами. Психологическая помощь при стрессе.
Б3.В.8 Когнитивная психология Характеристика психологии когнитивного развития как учебного предмета; роль и место когнитивной психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания; когнитивное развитие и когнитивное обучение; когнитивно -стилевая организация личности; характеристика теорий когнитивного развития; ранние теории; концепции когнитивного развития в рамках биологического направления; концепции когнитивного развития в рамках социо-культурного направления; теории социального обучения; современные модели когнитивного развития; проблемы межстилевой коммуникации; когнитивное развитие на возрастных этапах Динамика развития когнитивных процессов на различных этапах онтогенеза; когнитивное развитие в период младенчества и раннего детства; когнитивное развитие в период дошкольного детства; когнитивное развитие в период школьного детства; когнитивное развитие в период юности; когнитивное развитие в период взрослости; когнитивное развитие в период старости.
Б3.В.9 Конфликтология Проблема конфликта в социальной психологии. Психологические концепции конфликтного поведения: К. Конрад Лоренц, К. Ларсен, Г. Минтон, Х. Дельгадо, З. Фрейд, Ч. Бреннер, М. Дойч; Д. Кравитц, Д. Макгрет, Л. Понди, Б. Кабанофф. Типология конфликтов. Структура конфликта. Внутриличностные конфликты. Способы разрешения: (компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция), психологические последствия. Возрастные конфликты. Конфликты детского, подросткового возраста. Межличностные конфликты. Конфликтующие личности. Типология. Способы обращения с «трудными» людьми. Внутригрупповые конфликты. Специфика конфликта «руководитель - неформальный лидер». Стратегии коррекции внутригрупповых отношений. Межгрупповые конфликты. Политические конфликты. Межэтнические конфликты. Переговоры. Модели переговорного процесса. Организационные, управленческие конфликты. Семейные конфликты. Супружеские конфликты. Конфликты в системе «родитель – ребенок». Арбитраж, посредничество как способы разрешения конфликтов. Снятие стресса, вызванного конфликтом. Психотерапия конфликта: смена установок, ранжирование целей, «визуализация», проецирование. Профилактика конфликтов. Конфликты в практике работы психолога.
Б3.В.10 Психология общения Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Функции, структура общения. Значение общения для развития индивида. Проблема общения в истории философии и культуры. Конкретно-научные подходы к изучению общения в западной традиции. Разработка проблем общения в отечественной психологии: М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский. Общение как социальная перцепция. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Межличностная аттракция. Общение как взаимопонимание людьми друг друга. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Их роль в процессе общения. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Общение как коммуникативный процесс. Виды коммуникаций. Трудности и барьеры коммуникации. Использование знаковых систем в коммуникативном процессе. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Компоненты, виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Механизмы воздействия и влияния в процессе межличностного общения. Заражение Внушение Убеждение. Подражание. Деловое общение и его специфика. Деловые переговоры. Компетентность в общении и способы ее развития. Проблемы эффективности публичного выступления.
Б3.В.11 Психология социальной группы Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику. Основные этапы развития психосоциальной практики. Оформление взглядов и развитие диагностического подхода. Функциональная школа. Метод решения проблем в практике психосоциальной работы. Философия метода. Поведенческий подход в области индивидуальной помощи. Индивидуальное консультирование в психосоциальной практике и его методы. Теория и практика консультирования в помогающих профессиях. Формы и виды консультативной помощи. Теории, модели и школы консультирования. Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы. Практические методы психосоциальной работы с группой. Основные модели работы с группой.
Б3.В.12 Психология семьи Семья как социокультурный феномен. Структурно-функциональные характеристики семьи. Функции и состав семьи. Жизненный цикл развития семьи. Психологические особенности семейных отношений. Психология супружеских отношений. Детско-родительские отношения. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье. Ненормативные кризисы жизненного цикла семьи. Задачи и основные направления оказания психологической помощи семье. Направления оказания психологической помощи семье. Психологическая помощь семье в практике социальной работы.
Б3.ДВ.1 Основы личностного теренинга Личностный тренинг в системе методов групповой психологической работы – методологические аспекты. История возникновения и развития методов групповой психологической работы в России и за рубежом. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «методы групповой психологической работы», «тренинг». Цели и задачи ТЛР, специфика тренинговой работы. Преимущества тренинговой работы. Ограничения, недостатки и их преодоление. Принципы создания тренинговой среды. Методические аспекты тренинга. Формирование состава и структуры тренинговой группы. Виды групп. Преимущества и недостатки гомогенных и гетерогенных групп. Проблема отбора участников в группу. Методы отбора участников в группу. Структура и принципы создания тренинговой программы. Упражнения, используемые в ТЛР. Проблема оценки эффективности тренинга. Групповая динамика как механизм тренингового воздействия. Основные механизмы и факторы тренингового воздействия. Две линии группового развития. Групповая динамика, уровень развития межличностных отношений. Развитие группы как целого. Групповая сплоченность и групповое напряжение. Ведущий группы: личность и деятельность. Функциональная модель ведения группы И. Ялома. Требования к личности и подготовке ведущего. Перенос и контрперенос в тренинговой работе. Типичные ошибки и ловушки. Ко-ведение группы.
Б3.ДВ.1 Психология личностного развития Личностное развитие – как развитие человеческой субъективности; «Парадоксальное» поведение человека архаической культуры; человек как семиотическое и как культурное существо; начало личности – поступок; становление субъективности личности в джайнизме, буддизме и индуизме; развитие представлений о человеке в философии Др.Греции; значение мифа, искусства и суда в формировании античной личности; девальвация образа мирового субъекта – путь к субъективности личности; становление человеческой субъективности в античности; представление о творческой активности человека в Средние века; качественное изменение представлений о человеке в эпоху Возрождения и Новое время; возвышение индивидуального сознания в философии Р. Декарта; кризис личности в философии Ф.Нищше; общетеоретические проблемы личности в современной психологии; понятия «человек», «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность»; основные характеристики развитой личности, субъекта; проблема периодизации; движущие силы, факторы, условия, развития личности; механизм развития личности; представление о развитии личности в основных психологических направлениях зарубежной и отечественной психологии.
Б3.ДВ.2 Практикум по психологии развития Психическое развитие человека в трудах отечественных и зарубежных психологов. Источники и общая направленность психического развития. Судьба и жизненный путь человека. Значение детства для формирования личности, развитие детской эмоциональности развитие модальных суждений, развитие познавательных способностей. Изучение семейных отношений. Саморазвитие как высшая форма развития. Особенности развития в подростковом, юношеском, зрелом и пожилом возрасте. Организация и содержание работы практического психолога.
Б3.ДВ.2 Практикум по психологии профессиональной деятельности Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных педагогических задач. Технологии оценки достижений учащихся. Диагностические методики изучения детей. Формы и технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Проектирование и осуществление профессионального самообразования как условия развития профессиональной компетентности педагога.
Б3.ДВ.3 Практикум по социальной психологии Введение в практическую социальную психологию. Место практической социальной психологии в системе социальных дисциплин. Позиции и роль психолога-практика . Академическая, прикладная и практическая социальная психология. Социально-психологическая практика История становления практической социальной психологии. Психолог-практик в роли Эксперта, Консультанта, Наблюдателя. Методы вмешательства и проф. этика социального психолога-практика Качественные методы практической социальной психологии. Виды качественного исследования. Глубинное интервью Фокус-группа Групповая дискуссия Социально-психологический тренинг и командообразование. Модели социально-психологического тренинга. Виды тренинга. Проведение тренинга. Компетенции тренера. Метод командообразования. Признаки и принципы командной работы. Комплектование команды. Типология команд.. Подходы к формированию команды. Методы формирования команд Асссесмент-Центр. Тренинг подготовки наблюдателей. Тренинговая программа и ее составляющие. Конструирование тренинговых процедур. Виды тренинга. Проведение тренинга.
Б3.ДВ.3 Практикум по психотерапии Введение в психотерапию. Общее понятие о психотерапии деятельности психолога как форме психологической помощи. Общая стратегия, цели и задачи психотерапии. Виды и формы психотерапии. Участники психотерапевтического процесса. Психотерапия как особая форма (более глубокий и долгосрочный процесс) оказания психологической помощи психически здоровым людям. Этические принципы психотерапии. Базовые терапевтические установки. Психотерапевтические школы и направления. Основные подходы к психотерапии в рамках различных психологических школ и направлений. Основные психологические школы - конкурирующие концепции. Общая характеристика. Психоаналитическая психотерапия. Бихевиоральная психотерапия. Гештальт терапия, Когнитивная психотерапия. Экзистенциальная психотерапия. Эволюция школ и направлений: неопсихоанализ, необихевиаризм, когнитивно-бихевиоральный подход, рационально-эмотивная психотерапия, интегративное направление в психотерапии, нетрадиционные психотерапевтические практики. Психологическая проблема как мишень психотерапевтической практики. Теоретические подходы к пониманию психологической проблемы в рамках различных школ и направлений. Стратегии, этапы, методы и приемы психотерапевтической помощи. Стратегия психотерапевтической помощи. Структурирование взаимоотношений: создание психотерапевтического альянса; анамнез проблемной ситуации: обоюдная идентификация проблемы, идентификация позитивных личностных качеств клиента; определение цели психотерапевтического процесса: согласование желаемого результата и направления действий; выработка альтернативных решений: проработка различных вариантов решения проблемы; обобщение:анализ психотерапевтического процесса, исследование личностной динамики клиента, интернализация ответственности за результаты психотерапии. Основные эффекты и механизмы психотерапевтического воздействия. Методы психотерапевтического воздействия. Универсальные приемы и техники психотерапии. Проблема выбора метода и оценки эффективности психотерапии.
Б3.ДВ.4 Юридическая психология Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии. Правовая психология. Понятие правосознания. Правоисполнительное поведение. Правовая социализация личности. Психологические особенности деформации права и правосознания. Криминальная психология. Понятие личности преступника в криминальной психологии. Роль ситуативных и трансситуативных факторов преступного поведения. Мотивация преступного поведения (осознаваемая и неосознаваемая). Психология потерпевшего (криминальная виктимология). Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Психовозрастные особенности как фактор риска преступного поведения. Особенности личности и их роль в преступном поведении. Социально-психологические факторы преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Психология терроризма. Психология предварительного следствия. Психология следователя и расследования преступления. Психологический анализ процесса расследования преступлений. Психология допроса. Детектор лжи: принципы работы. Психология очной ставки. Психология следственного эксперимента и проверки показаний. Психология обыска и опознания. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Психология судебного процесса (по уголовным делам). Психологические характеристики личности свидетеля, обвиняемого, обвинителя, судьи. Психология заседателей и присяжных. Психология вынесения приговора. Психологические особенности деятельности адвоката. Психология судьи. Исправительная (пенитенциарная) психология. Превентивная психология. Психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики с девиантными людьми. Психологическая служба в правоохранительных органах. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел..
Б3.ДВ.4 Основы гендерологии Теоретико-методологические основы гендерных исследований в психологии Гендерные исследования в психологии Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в классических психологических концепциях (З.Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни) Возникновение и развитие гендерных исследований в российской психологической науке. Исследования гендерных различий Теоретико-методологические основания психологии гендерных отношений Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества Анализ гендерных отношений на макроуровне: Гендерный анализ межгрупповых отношений. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений. Гендерные характеристики личности Гендерная идентичность в системе гендерных отношений. Гендерные роли. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки. Методы исследования гендерных характеристик личности и гендерных отношений.
Б3.ДВ.5 Основы психологической коррекции Теоретические основы психологической коррекции; сущность психологической коррекции; психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, когнитивный подход в психокоррекции; методы коррекционной работы; игровая терапия; арт-терапия; сказкотерапия; телесная терапия; библиотерапия; танцевальная терапия; музыкальная терапия, разработка коррекционных программ; особенности использования методов психокоррекционной работы на различных возрастных этапах; психокоррекционная работа при дцп; психокоррекционная работа в юношеском и взрослом возрасте.
Б3.ДВ.5 Профессиональное развитие личности Эмпирические и научные предпосылки становления психологии профессионального развития. Профессиональная жизнь человека – предмет психологического познания. Структура профессиональной деятельности. Противоречия и кризисы профессионального развития личности. Профессиональные деструкции личности. Психологическое сопровождение профессионального становления личности. Отношение личности к труду. Применение психотехнологии изучения профессиональной деятельности при решении познавательных и методических задач. Применение психотехнологии изучения профессиональной деятельности при решении практических задач.
Б3.ДВ.6 Психология зрелости и старения Прикладное и теоретическое значение психологии зрелости и старения, задачи курса. Метрические границы периода взрослости и старости, виды возрастных периодизаций. Топологические характеристики периода взрослости и старости. Зрелость и старость как социокультурное явление. Взрослый и пожилой человек в обществе, семье, культуре История формирования стереотипов пожилого человека. Роль семьи в жизни взрослого и пожилого человека Выход на пенсию и особенности адаптации пожилых людей. Социально-психологические проблемы пожилых людей. Социально-психологические феномены в работе с пожилыми людьми. Система социально- психологической помощи пожилым людям. Возрастной подход к изучению взрослого человека и человека пенсионного возраста как индивида. Сенсомоторная организация в различные периоды взрослости и старости. Психофизиологическое развитие в период взрослости и старения. Аффективная сфера. Возрастные изменения в эмоциональной сфере пожилого человека. Особенности когнитивного развития человека в период взрослости, старости. Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития в период взрослости, старости. Развитие субъекта деятельности, проф.самоопределение и саморазвитие. Самореализация человека в период зрелости и старения как предмет познания. Взрослый человек и человек пенсионного возраста как субъект общения. Обучение и труд как факторы интеллектуального развития человека зрелого и пенсионного возраста. Особенности личности и индивидуальности зрелого и пожилого человека. Мотивационная сфера. Особенности самосознания. Поведенческие особенности. Признаки зрелости личности; исследования характеристик зрелой личности.
Б3.ДВ.6 Перинатальная психология и психология родительства Общая характеристика перинатальной психологии и психологии родительства. Специфика развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периодах. Изучение материнства и отцовства в психологии. Современные методы практической работы с семейной системой.
ФТД.1 Факторы риска в психическом развитии Теория психического развития ребенка и Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959г. Факторы, определяющие психическое развитие ребенка. Психическое развитие и его сложная организация во времени. Классификация видов факторов риска: биологические, социальные и психологические факторы риска . Уязвимость развивающихся систем на ранних этапах онтогенеза . Факторы риска, действующие в период формирования центральной нервной системы.Факторы риска, связанные с низким социо-экономическим статусом семьи. Современная онтогенетика поведения о роли генетических предпосылок в психическом развитии ребенка и генетических факторах риска. Хроногенетический принцип. Тератология поведения и изучение вредных влияний среды на развивающиеся системы . Виды тератогенов и принципы их действия. Неблагоприятная экологическая обстановка и психологический аспект асимптоматического токсикозов у детей. Пренатальный период. Предпосылки психического развития, формирующиеся во внутриутробном периоде развития ребенка. Период младенчества. Виды психологической депривации, ее скрытые формы и последствия. Раннее детство. Основные новообразования раннего возраста в познавательной и эмоционально-личностной сферах Дошкольный возраст. Факторы риска в семье и особенности воспитания дошкольника Младший школьный возраст. Изменение социальной ситуации развития и проблема адаптации к школе Подростковый период. Исследование психологических особенностей так называемых «жизнестойких» детей. Психологический портрет современного ребенка: мифы и реальность. Психологический смысл поведения, психологической ситуации, психологического факта.
ФТД.2 Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственная гражданская служба: вопросы кадровой работы и противодействие коррупции. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные нарушения. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения.
Б4.Б.1 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной (для социальной сферы) подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студента - будущего специалиста в области социальной работы. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Учебно-ознакомительная практика студентов по психологии – один из обязательных компонентов практической подготовки выпускника направления подготовки 37.03.01 Психология. Проводится в психологических учреждениях, службах, Центрах и представляет собой учебно-ознакомительный обзор организационной структуры и деятельности как самих учреждений и организаций, так и обзор психологических, психодиагностических, психокоррекционных и других мероприятий, в рамках комплексных практических занятий. В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики осуществляется формирование профессиональных умений, широкое ознакомление с реальной профессиональной деятельностью по специальности, приобретение навыков работы в коллективе.
Целью учебно-ознакомительной практики по направлению «Психология» является: ознакомление студентов с современным состоянием психологической работы в психологических службах, центрах; формирование профессиональных умений и навыков работы психолога на основе изучения работы психологической службы учреждения или организации, в которых студенты проходят практику. Задачами учебно-ознакомительной практики являются: ознакомиться со структурой психологической службы, основными направлениями работы, проблемами психологов; изучить нормативные документы и содержание работы психологической службы; ознакомиться с психологическими программами и методическим инструментарием (диагностические методики, литература, рекомендации).

Педагогическая практика позволяет студентам приобрести навыки преподавания в среднем, средне-специальном учебном заведении, учебном заведении дополнительного образования и предусматривает разработку учебно-методических материалов и проведение лабораторно-практических занятий.
Цели практики: подготовка студента к проведению образовательного процесса в средних учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования;овладение на практическом уровне принципами организации учебно-воспитательного процесса.
Задачами практики являются: закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения образовательных дисциплин;овладение методикой подготовки и проведения лабораторно-практических занятий;изучение методики анализа подготовки и проведения учебных занятий;изучение современных образовательных информационных технологий;овладение навыками проведения воспитательных мероприятий.

2014

  Учебный план ООП

2013

  Учебный план ООП (ВПО)

  Учебный план ООП (СПО)

  Учебный план ООП  

2012

  Учебный план ООП (ВПО)

  Учебный план ООП (СПО)

  Учебный план ООП (заочное)

  Учебный план ООП
  

2011

  Учебный план ООП

  Учебный план ООП (заочное)

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 37.03.01 Психология

Дата последнего обновления: 26.04.2016

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru