Направление подготовки:

06.04.01 Биология, 
направленность (профиль) "Генетика человека"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1052
(зарегистрировано в Минюсте РФ  08 октября 2015 № 39224)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации").

Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет подготовку магистров по направлению подготовки 06.04.01  Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Цели ОПОП:

·Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 06.04.01–Биология, способствующих социальной мобильности и устойчивости выпускника на рынке труда.

·Получение выпускниками профессионального профильного практико-ориентированного образованияс учетом профессиональных стандартов, позволяющего успешно работать в избранной сфере деятельности.

·Формирование социально-личностных качеств магистров, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом  запросов  населения региона в получении профессионального образования,  в формировании исследовательских, профессиональных  и общекультурных компетенций. Институт, реализующий данную ОПОП,  формирует  условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса,  предоставляя  каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными  характеристиками  ОПОП являются  оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к  российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

В соответствии с целями настоящая ОПОП является программой подготовки академической  магистратуры.

Квалификация, присваиваемая выпускникам – Магистр

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники.

Программа магистратуры   ориентирована на научно-исследовательский  вид профессиональной деятельности как основной:

Научно-исследовательская деятельность:

самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры;

формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования;

выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели;

освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов;

работа с научной информацией с использованием новых технологий;

обработка и критическая оценка результатов исследований;

подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

 

Дополнительно обучающийся готовится к таким видам профессиональной деятельности, как:

педагогическая деятельность:

осуществление педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с направлением подготовки;

осуществление педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с направлением подготовки.

Кроме этого, для более углубленной подготовки к научно-исследовательской деятельности с учетом направленности (профиля) программы магистратуры, введены специальные компетенции, позволяющие приобрести навыки: организации и проведения научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; формулировки новых задач, возникающих в ходе исследования; выбора, обоснования и освоения методов, адекватных поставленной цели; освоения новых теорий, моделей, методов исследования; разработки новых методических подходов; работы с научной информацией с использованием новых технологий.

 Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы - Гентика человека

Современный уровень развития науки, и круг стоящих перед человечеством проблем, выдвигает на первый план теоретическую и практическую ценность открытий, достижений и новейших разработок в области генетики человека. Это обуславливает растущую потребность общества в высококвалифицированных генетиках, обладающих навыками научно-педагогической деятельности;  способных к научно-исследовательской  деятельности; профессионально ориентированных в области генетики человека; подготовленных к успешной работе в исследовательских и мониторинговых центрах, институтах, экспертных бюро, лабораториях и иных подразделениях.  

Цель программы – формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Результат реализации программы –  подготовка квалифицированных кадров, профессионально ориентированных, обладающих углубленной теоретической подготовкой в области генетики человека; владеющих навыками работы с современным научным и лабораторным оборудованием; способных к научно-исследовательской работе; обладающих навыками преподавательской деятельности.

В структуру подготовки входят следующие основные виды деятельности:

•        изучение дисциплин базовой части, в том числе вариативной (профильной) части, включающее освоение теоретических основ и их закрепление в практической и практико-ориентированной деятельности;

•        освоение принципов работы с современным научным оборудованием и получение навыков выполнения лабораторных исследований;

•        знакомство с основными принципами организации и проведения научного исследования, включая этапы информационного поиска по проблеме исследования, планирования и проведения эксперимента, анализа и интерпретации результатов научной работы.

Обучение на направленности (профиль) Генетика человека позволяет магистрантам углубить знания, полученные при освоении ОПОП бакалавриата, в том числе, в профильной области – генетика. Изучение дисциплин общенаучного, профессионального и вариативного циклов, а также вопросов ряда смежных дисциплин расширяет и дополняет представления магистрантов о комплексности проявлений генетических и эпигенетических механизмов в реализации наследственности. Большое внимание уделяется вопросам практического использования генетических знаний в решении вопросов мониторинга, охраны здоровья; освоению научно-исследовательской работы.

В период обучения магистранты проводят самостоятельные экспериментальные исследования, участвуют в разработке и внедрении в практику новых научных и методических подходов, в обсуждении, оценке,  публикации результатов исследований; участвуют в работе семинаров и конференций. Стратегия основной образовательной программы имеет целью подготовку выпускников максимально удовлетворяющих запросам работодателей. Для этого обучающимся предоставляется возможность выбора в рамках магистерской программы приоритетных для их будущей профессиональной деятельности дисциплин.

Магистранты направленности (профиль) Генетика человека имеют возможность овладеть методами и приемами работы с современным лабораторным оборудованием, получить навыки экспериментальной работы,  познакомиться с широким спектром исследовательских и аналитических методов в области экспериментальной и фундаментальной генетики, молекулярной генетики. На кафедре генетики и ее филиале для проведения учебных занятий и научно-исследовательской работы имеются специальные лаборатории для проведения цитогенетических и молекулярно-генетических исследований. Оборудованы современные лабораторные блоки для культивирования клеток с возможностью поддержания стерильности; для молекулярно-генетического тестирования биологических образцов; для микробиологических (микробиом человека), биохимических, иммунологических исследований.

Кафедра генетики имеет многолетние связи с рядом институтов и научных центров, на базе которых магистранты выполняют научные проекты, проходят производственную практику: ФИЦ УУХ СО РАН Институт экологии человека (г. Кемерово), ФГБНУ НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний (г. Новокузнецк), ФГБНУ Медико-генетический научный центр РАН (г. Москва), ФГБНУ НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (г. Кемерово); ТНИМЦ РАН НИИ медицинской генетики (г. Томск).

Профессиональная и практическая ориентированность программы подготовки позволит выпускнику эффективно реализовывать свои знания и умения в научно-исследовательских учреждениях, соответствующего профиля, таких как:

·            Научно-исследовательские центры и институты генетического, медико-генетического и экологического профиля;

·            Лаборатории и отделы общей генетики, цитогенетики, популяционной генетики, экологической генетики, антропогенетики, иммуногенетики, биохимии, судебной медицины и др.;

·            Лаборатории, отделы и центры генетического мониторинга;

·            Санитарно-эпидемиологические станции;

·            Медико-генетические консультации;

·            Образовательные учреждения (в установленном порядке).

 

Выпускники направления подготовки 06.04.01 – Биология,  направленности (профиль) Генетика человека подготовлены к самостоятельной работе на должностях научный исследователь (инженер-исследователь, научный сотрудник), в том числе, с различной профилизацией (молекулярная генетика, цитогенетика, экологическая генетика, демографическая генетика, филогенетика и пр.) в научно-исследовательских учреждениях, а также к педагогической деятельности в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с направлением подготовки.

Выпускники могут продолжить обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, так как заявленная магистерская Программа обеспечена в рамках аспирантуры по биологии однопрофильной научной направленности 03.02.07 – Генетика.

 

Год начала подготовки

Основная образовательная программа

Учебный план

Календарный учебный график

2017

 

 

2018

 

 

      Полный текст ОПОП

 
  Список учебных дисциплин ОПОП - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ
 

Аннотации к рабочим программам :

 

дисциплина аннотация
Б1.Б.1 Философские проблемы естествознания ественных системах. Базовая дисциплина общенаучного цикла. Основные понятия философии естествознания, проблема познания связей и закономерностей явлений природы, история развития натурфилософских представлений, современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни, синергетика как универсальный язык описания эволюционирующей вселенной, философские проблемы теории познания в ест
Б1.Б.2 Иностранный язык Базовая дисциплина общенаучного цикла. Профессиональное и бытовое общение и чтение научной литературы, реферирование и аннотирование научной литературы, научно-технический перевод.
Б1.Б.3 Экономика и менеджмент высоких технологий  Базовая дисциплина общенаучного цикла. Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Банковская система. Международная экономика. Основы прикладной экономики. Основы маркетинга. Финансовые институты. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
Б1.В.ОД.1 Инновационный менеджмент Обязательная дисциплина вариативной части общенаучного цикла. Высокие технологии и инновации в современной экономике. Организационные структуры и формы инновационной деятельности. Рынок инноваций. Государственное регулирование в сфере высоких технологий. Управление интеллектуальной собственностью. Инновационный потенциал региона и региональная инновационная политика.Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные отношения и формы организации в системе менеджмента. Коммуникации в системе менеджмента. Разработка управленческих решений. Мотивация деятельности в менеджменте. Человек в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стратегия и тактика в системе менеджмента.
Б1.В.ОД.2 Деловой иностранный язык  Обязательная дисциплина вариативной части общенаучного цикла. Лексико-грамматический материал для профессионального общения и чтения периодической научной литературы; курс реферирования и аннотирования научной литературы; навыки научно-технического перевода
М1.ДВ.1 Научный иностранный язык Дисциплина по выбору из общенаучного цикла. Коммуникативный, культурологический и технологический аспекты в формировании речевых умений и навыков. Специфика лексических средств делового и профессионального дискурса. Оформление деловых документов и написания статей на английском языке. Знания особенностей стиля делового письма, резюме, стандартных языковых клише и правил внешнего оформления документации. Изложение краткого содержания своей магистерской диссертации на изучаемом иностранном языке.
М1.ДВ.1 Вопросы современной философии Дисциплина по выбору из общенаучного цикла. Периоды и типы философии 20 в. Философские школы, течения и направления 20 века и современности.
М2.Б.1 Компьютерные технологии в биологии Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; современные информационные технологии; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
М2.Б.2 Математическое моделирование биологических процессов Математический аппарат, применяемый для построения кинетических моделей биологических процессов; математические модели в билогии; методы качественного исследования динамических моделей биологических систем; математическая теория ферментативных процессов; модели эволюции и развития в биологии, модели фотосинтеза, модели распределенных биологических систем.
М2.Б.3 Спецглавы физических и химических наук Основные методологические принципы и методы естественнонаучного познания; критерии разграничения достижений науки и псевдонауки на современном этапе; ключевые этапы истории развития и постановки проблем естествознания; современная физическая, химическая, естественно-научная, эволюционная и др. научные картины мира. Физические, химические свойства природных объектов. Системные и несистемные подходы к рассмотрению природных объектов. Суть процессов в микромире, являющихся основой современных технологий экспериментального исследования и нанотехнологий. Фундаментальные законы функционирования и развития, свойственные всем уровням организации материи. Знание о современном состоянии и перспективах развития естественных наук, тенденций развития наук.
М2.В.1 Молекулярная биология Задачи молекулярной биологии. Организация исследований по молекулярной биологии. Уровни молекулярной организации. Три биотических потока. Механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации. Строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
М2.ДВ.1 Современные способы презентации научной информации Структура аудио и видеосредств, телекоммуникационные системы и методика их применения. Распространение информации в виде графики, ГИС-технологий, анимаций, ЗD-представлений, аудио, различных интерактивных систем и др.
М2.ДВ.1 Компьютерные технологии в науке и образовании ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером, принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний, применение пакетов прикладных программ в учебном процессе, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.
М3.Б.1 Современные проблемы биологии ктуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 1 Эволюция основных ботанических понятий. Роль гербария для развития ботанических и биологических исследований. Значение ботанических исследований в Сибири для развития биологии. Современное состояние и развитие ботанической науки в Сибири. Проблемы и перспективы развития ботаники в 21 веке. Сохранение флористического разнообразия как один из эффективных способов сохранения окружающей среды. Сущность и идеи Конвенции по сохранению биологического разнообразия.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 2 Ретроспектива и современные проблемы генетики человека (введение в предмет). Человек – объект генетического анализа. Генеалогический и близнецовый методы в генетике человека. Популяционный и цитогенетический методы в генетике человека. Биохимические и молекулярно-генетические методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогены, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни. Моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Фармакогенетика, генетика алкоголизма.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 3 Физиология как наука. Организм, его функции, гомеостаз. Регуляция функций. Возбудимые ткани, их свойства. Проведение возбуждения по нервам и синапсам. Свойства и функции центральной нервной системы. Вегетативная нервная система. Общая характеристика, отличия от соматической нервной системы. Железы внутренней секреции. Стресс и антистрессорные системы организма. Сон. Биоритмы. Роль системы дыхания для организма. Общая характеристика дыхательной функции. Свойства, производительность и регуляция деятельности сердца. Законы гемодинамики. Артериальное давление. Регуляция тонуса сосудов и артериального давления. Основы трофологии. Функциональная система питания. Функции пищеварительного тракта и их регуляция. Система выделения и регуляция водно-солевого обмена. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Образование и здоровье.
М3.Б.2 История и методология биологии История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук, основные понятия и категории, методологические аспекты биологических наук и их приложений, место биологии в системе научного знания, междисциплинарные связи, роль выдающихся ученых в развитии биологических наук, зарождение новых научных направлений.
М3.Б.3 Учение о биосфере Эволюция биосферы, В.И. Вернадский и космологический смысл его учения, современное развитие биосферологии, взаимодействие природы и общества, антропогенное влияние на биосферу, методы прикладной экологии, экология человека в аспекте целостных представление о биосфере.
М3.Б.4 Современная экология и глобальные экологические проблемы Происхождение и строение Земли, взаимодействие геосфер, живые системы, роль живого в эволюции Земли; экологические группы организмов; взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы.
М3.В.ОД.1 Структурно-функциональная организация клетки Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается на 1 курсе в 1 семестре. Клеточные мембраны: особенности состава, свойств и функций от локализации и типа клетки; механизмы и последствия повреждения. Органоиды клетки: строение , состав, функции, механизмы образования, размножения, причины и последствия повреждения и нарушения функций. Система клеточных вакуолей и везикул. Цитоскелет: особенности строения и функций в клетках различных типов, образовании межклеточных контактов, движении и делении клеток; причины последствия повреждения цитоскелета. Клеточный цикл: характеристика стадий, контрольные точки, механизм регуляции, особенности в связи с дифференцировкой и стадией онтогенеза; жизненный цикл клетки, апоптоз.
М3.В.ОД.2 Структурная геномика Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается на 1 курсе в 1 семестре. Биосинтез и модификация нуклеиновых кислот. Введение. Строение нуклеиновых кислот. Расщепление фосфоэфирных связей нуклеиновых кислот. Синтез олиго- и полинуклеотидов. Ультраструктура хроматина. Общая характеристика хроматина. Геьерохроматин. Нуклеосомная организация хромосом. Ультраструктура центромер и теломер. Аутосомы и половые хромосомы. Модификации хроматина при патологических процессах. Генетика клеточных органелл. Генетика пластид. Генетика митохондрий. Современные взгляды на проблемы генетики органелл.
М3.В.ОД.3 Функциональная и сравнительная геномика

Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается на 1 курсе в 1 семестре. Введение в геномику. Разделы современной геномики. Полногеномный подход как ключевая особенность функциональной геномики. Современные представления о геноме. Разнообразие организации геномов. Медицинские аспекты геномики. Центральная догма. Особенности экспрессии генов. Регуляция экспрессии. Геномика и биология развития. Транскриптом и протеом, метаболом, феном, эком. Базы данных: нуклеиновых кислот, белков, генетических заболеваний (OMIM), протеомные, метаболические. Исследование гомологии сиквенированных последовательностей. Поиск нуклеотидных и аминокислотных последовательностей с помощью BLAST. Методы сравнения нуклеотидных последовательностей. Методы измерения эволюционных расстояний. Функциональная геномика как часть молекулярной биологии. Основное направление геномики: использование огромного массива данных для описания функций и взаимодействия генов и белков. Фокус функциональной геномики динамические аспекты «потока генетической информации»: транскрипция генов, трансляция, белок-белковые взаимодействия. Изучение функционирования ДНК на уровне генов, РНК-транскриптов, белковых продуктов. Транскриптомика. Изменение экспрессии в условиях различных физиологических состояний. Изменение паттернов транскрипции в процессе онтогенеза. Применение методов изучения паттернов транскрипции в медицине. Протеомика: предмет и задачи. Общие свойства белков и их типы. Химическая структура белков. Конформация полипептидной цепи. Посттрансляционные модификации белковых молекул. Методы разделения и анализа белковых молекул. Методы электрофореза и масс-спектрометрии. Классификация белков по признакам их структуры: семейства и суперсемейства. Классификация структур белков. Смена конформаций белков как часть каталитического механизма. Аллостерическая регуляция активности белков. Белки – молекулярные моторы. Белковые комплексы и агрегаты. Предсказание структуры белков и ее моделирование. Структурная геномика. Направленная эволюция белков. Конструирование белков. Метаболом. Классификация белковых функций. Метаболические сети. Киотская энциклопедия генов и геномов. Белок-ДНК взаимодействия. Механизмы связывания и распознавания специфических последовательностей. Регуляторы транскрипции. Предмет и задачи сравнительной геномики. Анализ молекулярных механизмов путем сравнения генов или их продуктов в разных органах и тканях, а также геномов различных организмов. Филогения. Генеалогия гаплоидных и диплоидных организмов. Дерево генов и дерево геномов. Дерево генов может отличаться от дерева видов. Генетическая филогения у диплоидных. Ортология и паралогия. Нейтральная эволюция как процесс изменения геномов. Ожидаемые эволюционные модели в условиях нейтральности: вероятность фиксации, темпы эволюции. Естественный отбор на геномном уровне. Геномы как хранилище информации о биосфере. Базовые процессы эволюции геномов. Получение полных последовательностей геномов как источник информации о степени различий между геномами разных живых организмов. Эволюционирующие генетические ландшафты. Эволюция геномов. Эволюция генетического кода. Появление клетки. Образование эукариот и появление многоклеточности. Сравнительная структура геномов прокариот и эукариот. Разнообразие прокариот. Основы структуры геномов прокариот. Горизонтальный перенос генов. Сетевая геномика мира прокариот: вертикальные и горизонтальные потоки генов. Метагеном. Особенности строения геномов Архей. Происхождение эукариот: эндосимбиоз и эволюция интронов. Геном эукариот. Отличия в сравнении с геномом прокариот. Эволюция эукариотических геномов. Дупликации геномов. Редактирование РНК. Темпы мутации и размеры генома. Геномы вирусов эукариот. Геномы позвоночных: характеристика. Два этапа дупликации генома повоночных. Особенности белок-кодирующих генов. Специфичные для позвоночных гены. Семейства ольфакторных генов. Консервативные некодирующие регионы. Геном человека, общий обзор. Белок-кодирующие гены генома человека. РНК-кодирующие гены и регионы, контролирующие экспрессию генов в геноме человека. Личные геномы. Гетерогенность генома человека. Генетические особенности, которые «делают нас человеком». Геномы древних людей.

М3.В.ОД.4 Экологическая и сравнительная геномика Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается на 1 курсе в 2 семестре. Генетический и биохимический полиморфизм. История открытия генетического полиморфизма. Полиморфизм белков. Полиморфизм ДНК. Уровни генетического полиморфизма и его значение . Основы генетического мониторинга. Цели и задачи генетического мониторинга. Факторы мутагенеза. Тест-системы генетического мониторинга. Генетический мониторинг человека. Методы статистического анализа генетических данных. Общие подходы к статистическому анализу генетических данных. Методы статистического анализа в популяционной генетике.
М3.В.ОД.5 Большой практикум

Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается на 1 курсе в 2 семестре и на 2 курсе в 3 семестре. Методы молекулярной генетики. Методы выделения ДНК. Методы регистрации результатов генотипирования. Методы оценки и хранения биологических образцов. ДНК-диагностика: методы и подходы. ДНК-диагностика для изучения генетического полиморфизма человека. ДНК-диагностика для выявления патогенных микроорганизмов человека. Введение в методологию молекулярной генетики. Лабораторные генные и геномные технологии. Оценка результатов генно-инженерных манипуляций. Современные методы цитогенетики. Методики культивирования клеток и подготовки препаратов хромосом. Модификации процесса культивирования клеток. Фиксация культур и подготовка препаратов. Анализ препаратов хромосом. Автоматическое и мануальное кариотипирование. Методы молекулярной иммунологии. Введение в молекулярную иммунологию. Хроматографические методы. Иммунохимические методы, основанные на принципе преципитации. Иммуноэлектрофоретические методы детекции антигенов и антител. Энзим-иммунологические методы. Иммуноблоттинг.

М3.В.ДВ.1.1 Генетика растений Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается на 1 курсе в 2 семестре. Подготавливает обучающихся для успешного освоения дисциплин вариативной части профессионального цикла по направленности (профилю) подготовки – Генетика. Введение в генетику развития растений. Генетический контроль морфогенеза растений. Частная генетика растений.
М3.В.ДВ.1.2 Медицинские аспекты генетики человека Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается на 1 курсе в 2 семестре. Наследственная изменчивость как основа патологии у человека. Методы исследований в медицинской и клинической генетике. Возможности современной медицинской генетики и перспективы геномной медицины.
М3.В.ДВ.2.1 Экспрессия генов и генные сети Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается на 2 курсе в 3 семестре. Системная геномика, транскриптомика и протеомика. Генные сети и системная биология.
М3.В.ДВ.2.2 Онкогенетика Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается на 2 курсе в 3 семестре. Канцерогенез. Введение в проблему. Место и роль иммунной системы в канцерогенезе. Профилактика рака.
М3.В.ДВ.3.1 Молекулярная иммунология Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается на 2 курсе в 4 семестре. Иммуноглобулины. Монокло-нальные и поликлональные антитела. Молекулярные основы взаимодействия антиген-антитело. Идиотипические сети. Цитокины иммунной системы.
М3.В.ДВ.3.2 Фармакогенетика и нутригеномика

Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается на 2 курсе в 4 семестре. История становления фармакогеномики. Фармакогенетика и фармакогеномика как научные направления. Генетический контроль метаболизма лекарств. Фенотипы

антиоксидантных систем. Генетические различия рецепторов лекарств. Фармакогенетические феномены, связанные с различными белками. Гены рецепторов и реактивность организма на воздействие лекарственных препаратов. Фармакогенетика эмоционально-стрессовых реакций. Разработка лекарств на основе антисмысловых последовательностей нуклеотидов. Полиморфизм генов регулирующих обмен веществ. Влияние витаминов на экспрессию генов. Влияние углеводов, жиров, аминокислот и микроэлементов на экспрессию генов. Влияние нутриентов на онтогенез. Композиции и способы изменения экспрессии генов. Теории персонифицированного питания.

ФТД.1 Педагогика и психология высшей школы Общая педагогика. Педагогическое мастерство. Система высшего образования за рубежом. Педагогические технологии высшей школы. Педагогические технологии профессионально-ориентированного обучения. Педагогическое мастерство. Педагогика высшей школы. История образования в России. Психология человека. Техника речи и основы актерского мастерства.
ФТД.2 Популяционная биология Популяционная биология - биологическая наука, изучающая строение и закономерности развития популяций. Процессы, идущие на популяционном и организменном уровне. Демографические и генетические параметры популяций. Методы исследования зависимостей популяционных параметров от факторов среды.
ФТД.3 Экологический мониторинг Понятие мониторинга. Мониторинг окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Ступени мониторинга. Объекты мониторинга. Характеризуемые показатели мониторинга. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования. Единая государственная система экологического мониторинга.
М5. Государственная итоговая аттестация Предусмотрена подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

 
 
  Учебный план ОПОП
 
Отчет о результатах самообследования направления подготовки 06.04.01 Биология, направленность Генетика
Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru