Направление подготовки (специальность): |
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия, направленность "Аналитическая химия" |
Уровень образования: |
высшее образование - специалитет |
Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения: |
5 лет |
Форма обучения: |
очная |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: |
до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015), копия свидетельства о государственной аккредитации |
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016 года № 1174 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2016 № 43808) |
Дата последнего обновления: 04.12.2017
Описание образовательной программы:
ООП специальности подготовки «Фундаментальная и прикладная химия» направлена на обеспечение обучающимся условий для: приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности; формирования общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями образовательного стандарта, направленностью (специализацией) подготовки; качественной фундаментальной и профессиональной подготовки специалиста в области химии, конкурентоспособного на рынке труда, успешно решающего профессиональные задачи в научно-исследовательской, научно-производственной и педагогической сферах деятельности.
Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.
ООП специальности подготовки «Фундаментальная и прикладная химия»» составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании профессиональных и общекультурных компетенций. При реализации данной ООП формируются условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому обучающемуся возможности: обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин; построения гибких индивидуальных траекторий. Организация учебного процесса в рамках реализуемой ООП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.
Важными характеристиками ООП являются: оперативное обновление образовательных технологий; внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта; организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий; обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам; обеспечение развития электронной библиотеки.
Квалификация, присваиваемая выпускникам - специалист.
Область профессиональной деятельности специалистов включает исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявление общих закономерностей их протекания и возможности управления ими. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.
Специалист по специальности подготовки «Фундаментальная и прикладная химия»» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательской: сбор и анализ литературы по заданной тематике; планирование и постановка работы (исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, закономерностей протекания химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии); анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций по продолжению исследования; подготовка отчета и возможных публикаций;
научно-производственной: сбор и анализ литературы по заданной тематике; планирование и постановка работы (исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, закономерностей протекания химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии); анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций по продолжению исследования; подготовка отчета и возможных публикаций;
педагогической: проведение научно-педагогической деятельности в вузе, в среднем специальном учебном заведении, в средней школе (подготовка учебных материалов и проведение теоретических и лабораторных занятий);
к работе в соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями.
Специалист готовится в основном: к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой (исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, закономерностей протекания химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии); к продолжению образования в аспирантуре; к работе в установленном порядке в образовательных учреждениях; к самостоятельному повышению своего общеобразовательного и специального уровня знаний при изменении направления профессиональной деятельности; к работе в соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями
Направленность (специализация) подготовки ООП:
ООП специальности подготовки «Фундаментальная и прикладная химия» направленности (специализации) «Аналитическая химия» ориентирована на: обеспечение качественной фундаментальной и профессиональной подготовки специалиста в области аналитической химии, конкурентоспособного на рынке труда, успешно решающего профессиональные задачи в научно-производственной, научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности и специализирующегося в области: определения химического состава веществ и химического строения соединений; анализа объектов; определения компонентов изучаемых образцов; исследования ионных равновесий в растворе; теории химического анализа.
С1.Б.1.Иностранный язык |
Основные способы сочетаемости лексических единиц и основные словообразовательные модели. Речевая деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основы публичной речи. Формы деловой переписки подготовка текстовых документов. Основная иноязычная терминология специальности, Чтение и перевод оригинальной литературы по специальности, работа со словарем. Русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи. Основы реферирования и аннотирования литературы по специальности. |
С1.Б.2.Философия |
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. |
С1.Б.3.История |
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. |
С1.Б.4 История и методология химии |
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. |
С1.Б.5.Экономика |
Введение в экономическую теорию. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения экономической системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Индексы цен. Безработица и её формы. Инфляция и её виды. Совокупный спрос и совокупное предложение. Инвестиции. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. |
С1.В.ОД.1.Педагогика и психология |
Предмет, объекты, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность. Образование как общечеловеческая ценность. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. Предмет, задачи и методы психологии. Место психологии в системе наук. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика, поведение и деятельность. Основные психические процессы. Психическая регуляция поведения. Психология личности и малых групп. |
С1.В.ОД.2.Русский язык и культура речи |
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
С1.В.ОД.3.Методика преподавания химии |
Принципы обучения и методики преподавания химии; деятельностный подход к обучению; формирование творческого химического мышления; системный подход к определению содержания обучения; построение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения и на основе системного представления предмета химии (химический процесс и вещество); продуктивно-поисковое и традиционное (информационное обучение); проблемное и программированное обучение; компьютеризация обучения; проверяющая, обучающая и воспитательная функции контроля усвоения знаний; оценка и диагностика качества знаний; педагогический эксперимент в преподавании химии. |
С1.В.ДВ.1.1.Культурология |
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Локальные культуры. Место и роль современной России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности, культура и личность. |
С1.В.ДВ.1.2.Управление школами |
Управление процессами воспитания и развития; умение анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования и повышения квалификации; умение выполнять методическую работу, функции классного руководителя или его помощника; иметь целостное представление об инновационных процессах в области образования, об управлении педагогическими системами, о педагогическом менеджменте как эволюции в управленческом аспекте. |
С1.В.ДВ.2.1.Социология |
Этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории. Общество как надындивидуальная реальность и целостная саморегулирующаяся система; предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого. Основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений. Основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов. |
С1.В.ДВ.2.2.Политология |
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. |
С1.В.ДВ.3.1.Методология и методика педагогического процесса |
Основные вопросы методологии и методики педагогической науки, соотношения теории и практики, связи педагогики с другими науками, что способствует формированию у будущих педагогов не только педагогического мышления, но и жизненной позиции, соотнести ее с требованиями, которые предъявляет педагогическая деятельность. |
С1.В.ДВ.3.2.История Кузбасса |
Конкретные события и явления, происходившие на каждом историческом этапе на территории крупнейшего индустриального региона страны - Кузбасса. |
С2.Б.1.Математика |
Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, стилистические методы обработки экспериментальных данных. |
С2.Б.2.Вычислительные методы в химии |
Методы решений задач, используемых в химических дисциплинах (методы расчета свойств веществ по формулам статистической термодинамики, решения уравнений химической кинетики с расчетом скорости химической реакции и т.д.), в том числе, с помощью вычислительной техники. Прикладные программные комплексы в области химии (программы молекулярной механики и динамики для визуализации строения и превращения молекул; пакеты программ квантовой механики и т.д.). Оценка погрешностей результатов химического эксперимента. Компьютерный практикум. |
С2.Б.3.Физика |
Механика; кинетика и динамика материальной точки, твёрдого тела; законы сохранения энергии, импульса и момента импульса; колебания и волны; молекулярная физика; молекулярно-кинетическая теория; основы термодинамики; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электричество и магнетизм; электростатика; электрические токи в средах; теория электростатического поля Максвелла; оптика; интерференция дифракция, поляризация и дисперсия света; тепловое излучение; лазер; атомная и ядерная физика; теория атома Бора; квантовомеханическое описание атома; элементарные частицы; строение ядра. Лабораторный практикум. |
С2.Б.4.Строение вещества |
Основы современной теории химического строения; квантовые состояния молекул; симметрия молекулярных систем, их электрические и магнитные свойства; межмолекулярные взаимодействия; строение конденсированных фаз (жидкостей, аморфных веществ, мезофаз, кристаллов), их поверхностей и границ раздела. |
С2.Б.5.Информатика |
Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум. |
С2.Б.6.Биология с основами экологии |
Живые системы; особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизведения и развития живых систем; законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их размножение и специализация; разнообразие организмов, их классификация; гомеостаз и адаптация, регуляция и функциональные системы, связь с окружающей средой; физиология, экология и здоровье, биосоциальные особенности человека; биоэтика; надорганизменные системы; экосистемы и биосфера, их структура, динамика, устойчивость; роль антропогенных воздействий; охрана природы и её рациональное использование; перспективы развития биологии; биотехнология. |
С2.В.ДВ.1.1.Компьютерное моделирование |
Классификация моделей и решаемых на их базе задач; этапы моделирования; компьютерный практикум. |
С2.В.ДВ.1.2.Расчеты в химии |
Решение задач с использованием расчетов: концентрации; вычисление коэффициента активности электролита в насыщенных растворах, в разбавленных растворах; вычисление ионный силы растворов; вычисление энергии Гиббса реакции; вычисление константы диссоциации по ΔGoр. |
С2.В.ДВ.2.1.Химия высоких энергий |
Химические процессы, инициируемые необычными реакционноспособными частицами, концентрация которых превышает равновесную. Способы создания таких частиц и закономерностей их вторичных превращений. |
С2.В.ДВ.2.2.Современные средства оценивания результатов обучения |
Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции. Рейтинг, мониторинг, «портфолио» как средства оценивания. Тестирование в образовании. Единый государственный экзамен. |
С2.В.ДВ.3.1.Технология современных материалов |
Знания о современных материалах, основах физики, химии и технологии материалов, химических и физических процессах в неорганических и органических материалах, протекающих при их синтезе, воздействии света, состоянии поверхности материалов, роль ее в процессах, протекающих в индивидуальных и композиционных материалах. |
С2.В.ДВ.3.2.Химическая экспертиза в криминалистике |
Химическая экспертиза как научное исследование. Основные химические характеристики вещества. Химическая экспертиза веществ, материалов и изделий. Традиционные химические экспертизы в криминалистике. |
С2.В.ДВ.4.1.Современные проблемы аналитической химии |
Метрология химического анализа. Теоретические основы и закономерности равновесий и протекания различных химических реакций. Биологические методы анализа. Автоматизация и компьютеризация анализа. Анализ промышленных, природных, органических и биологических объектов |
С2.В.ДВ.4.2.Демонстрационные опыты в химии |
Основные функциями химического эксперимента; подготовка студентов к практическому применению эксперимента на уроках химии |
С2.В.ДВ.4.2.Методы очистки выбросов | Основные физико-химические свойства обрабатываемых веществ. Характеристики загрязнения окружающей среды и основные методы ее защиты. Основные процессы инженерной защиты окружающей среды от техногенных загрязнений. Гидромеханические процессы очистка газовых выбросов и жидкостных сбросов. Химические методы защиты окружающей среды. Физико-химические процессы защиты окружающей среды. Биохимические процессы защиты окружающей среды. Термические методы защиты окружающей среды. Процессы защиты окружающей среды от энергетических воздействий. |
С3.Б.1.Неорганическая химия |
Строение атома, химическая связь, основы химии твёрдого тела, начала химической термодинамики, кинетика и механизм химических реакций, растворы; основные понятия геохимии и радиохимии; периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева; свойства химических элементов; особенности химии элементов-металлов и элементов-неметаллов; строение комплексных соединений, методы исследования неорганических соединений. Лабораторный практикум. |
С3.Б.2.Аналитическая химия |
Метрология химического анализа; теоретические основы и приёмы пробоподготовки; основные закономерности равновесий и протекания реакций: кислотно-основных, окислительно-восстановительных, комплексообразования и осаждения; химические и физические методы обнаружения, разделения и концентрирования веществ (экстракция, хроматография и др.); гравиметрические, титриметрические, кинетические, биохимические, электрохимические, спектроскопические, масс-спектрометрические, термические, биологические методы анализа; автоматизация и компьютеризация анализа; анализ промышленных, природных, органических и биологических объектов. Лабораторный практикум. |
С3.Б.3.Органическая химия |
Предмет органической химии, классификация реагентов и реакций, углеводороды (алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены),оптическая изомерия органических соединений, галогенопроизводные углеводородов, литийорганические соединения, гидроксилпроизводные углеводородов, простые эфиры,карбонильные соединения, карбоновые кислоты и их производные, нитросоединения, амины, азосоединения, гетерофункциональные и гетероциклические соединения. Лабораторный практикум. |
С3.Б.4.Физическая химия |
Постулаты и законы химической термодинамики, термохимия, термодинамические функции и фундаментальные уравнения Гиббса; термодинамическая теория растворов; правила фаз Гиббса, применение к гетерогенным равновесиям; химические и адсорбционные равновесия; основы линейной неравновесной термодинамики; постулаты статистической термодинамики, сумма по состояниям, вычисления термодинамических функций, статистическая термодинамика реального газа и конденсированного состояния вещества; химическая кинетика, кинетические уравнения различных типов реакций, теория кинетики; гомогенный и гетерогенный катализ, теория катализа; теория электролитов, термодинамика и кинетика электрохимических процессов. Лабораторный практикум. |
С3.Б.5.Химические основы биологических процессов |
Биомолекулы (аминокислоты, пептиды, белки), сахара, нуклеозиды, нуклеиновые кислоты, жирные кислоты, витамины, микроэлементы, биокатализ, метаболизм, биополимеры, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни. Лабораторный практикум. |
С3.Б.6.Высокомолекулярные соединения |
Основные понятия и определения макромолекулярных соединений; классификация полимеров и их важнейших представителей; поведение макромолекул в растворах, свойства полимерных тел (пластики, эластомеры, покрытия); молекулярная и надмолекулярная структура; механические свойства, химические свойства и модификация полимеров; синтез полимеров. Лабораторный практикум. |
С3.Б.7.Химическая технология |
Химическое производство как сложная система, сырье и энергоресурсы в химической промышленности, фундаментальные критерии эффективности их использования, комплексное использование сырья, энерготехнологические схемы; макроскопическая теория физико0химических явлений как теоретическая база химической технологии; механические, тепловые, массообменные и химические реакционные процессы; основные типы химических реактивов; аппаратурное оформление и математическое моделирование процессов разделения смесей веществ; роль материалов в химической технологии; анализ технологических схем важнейших химических производств. Лабораторный практикум. |
С3.Б.8.Квантовая химия |
Основные постулаты и математический аппарат квантовой механики; приближенные методы решения квантово-механических задач; основные положения квантовой химии; неэмпирические и полуэмпирические методы изучения электронного строения атомов и молекул, качественная теория реакционной способности. |
С3.Б.9.Физические методы исследования |
Характеристика и классификация методов, теоретические основы масс-спектрометрических и спектроскопических методов, проблемы получения и регистрации спектров, методы определения электрических дипольных моментов молекул, геометрия молекул и веществ, методы электронной, колебательной и вращательной спектроскопии, магнетохимические и электрооптические методы, резонансные методы. |
С3.Б.10.Коллоидная химия |
Свободная поверхностная энергия поверхности раздела фаз; взаимосвязь свободной поверхностной энергии и молекулярных взаимодействий в конденсированной фазе; капиллярные явления; строение адсорбционных слоев поверхностно-активных веществ (ПАВ); электроповерхностные явления в дисперсных системах; лиофильные и лиофобные дисперсные системы, их свойства и применение; устойчивость дисперсных систем; основы физико-химической механики; коллоидно-химические основы охраны природы. Лабораторный практикум. |
С3.Б.11.Кристаллохимия |
Предмет и задачи кристаллохимии, кристаллическая структура и способы её моделирования; основы рентгеноструктурного анализа; группы симметрии и структурные классы; общая кристаллохимия (типы химических связей в кристаллах, систематика кристаллических структур, шаровые упаковки и кладки, кристаллохимические радиусы атомов, изоморфизм и полиморфизм); избранные главы систематической кристаллохимии (простые вещества, бинарные и тернарные соединения, силикаты, органические вещества); обобщенная кристаллохимия. |
С3.Б.12.Современная химия и химическая безопасность |
Проблемы и понятия безопасного развития общества, окружающей среда как системы, природные и антропогенные воздействия на человека и окружающую среду, основные направления и методы борьбы с загрязнением окружающей среды, место химической науки в концепции устойчивого развития, принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды, правовые основы обеспечения безопасности. |
С3.Б.13.Безопасность жизнедеятельности |
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек–среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий. |
С3.В.ОД.1.Анализ конкретных объектов |
Классификация объектов анализа. Выбор схемы и метода анализа объекта с учетом его качественного состава и цели анализа. Основные стадии пробоподготовки. Краткое представление о химическом и минеральном составе Земли. Качественный и фазовый анализ сложных объектов. Физические, теплофизические и химические свойства углей. Общая характеристика запасов воды на Земле. Загрязнение водных источников пресной воды. Консервация и хранение проб. Современная химия почв, ее содержание и задачи. Химический состав пищи. Анализ пищевых продуктов |
С3.В.ОД.2.Хемометрика |
Характеристика и систематизация погрешностей химического анализа. Математическая обработка и представление данных химического анализа Дисперсионный анализ и его использование в практике химического анализа. Основы теории планирования эксперимента. Применение теории планирования эксперимента в лабораторной практике. Повышение эффективности химического эксперимента. Обработка аналитического сигнала. Методы численного интегрирования. Дифференциальная спектроскопия. Разрешение налагающихся сигналов. Многокомпонентный анализ. |
С3.В.ОД.3.Введение в хроматографические методы анализа |
Теоретические основы хроматографии.Газовая хроматография. Газо-адсорбционная хроматография. Газо-жидкостная хроматография. Качественный и количественный газохроматографический анализ. Реакционная газовая хроматография. Жидкостная хроматография: адсорбционная; ионообменная; ионная; эксклюзионная (гель-хроматография); жидкостно-жидкостная хроматография. Планарные хроматографические методы. Сверхкритическая флюидная хроматография. Капиллярный электрофорез. Спектроскопическое детектирование в гибридных методах анализа. |
С3.В.ОД.4.Спектральные методы анализа |
Основные характеристики электромагнитного излучения. Спектроскопические методы анализа. Магнитно-резонансные методы (ЯМР и ЭПР). Методы ИК-спектроскопии. Атомный спектральный анализ. Спектрофотометрия. Рентгеновская спектроскопия. Современные тенденции спектроскопических методов анализа. |
С3.В.ОД.5.Электрохимические методы анализа |
Классификация и сущность методов потенциометрии. Теоретические основы классической потенциометрии. Ионометрия. Классификация мембранных электродов. Теория электродных потенциалов ионселективных электродов с разными типами стеклянных, жидких, твердых мембран. Классическая полярография. Инверсионная вольтамперометрия. Осциллополярография. Нормальная и дифференциальная импульсная полярография. Синусоидальная переменнотоковая и квадратноволновая полярография. Кулонометрия: прямая и косвенная. |
С3.В.ОД.6.Аналитическая служба |
Состав, функции аналитической службы. Стандартизация. Стандартные образцы для аналитических целей. Система сертификации. Аккредитация и аттестация аналитических лабораторий. Метрология. Система метрологической службы Метрологические характеристики анализа веществ и аттестация аналитических методик Аналитический контроль: виды, формы, цели, функции. |
С3.В.ОД.7.Спецпрактикум |
Вольтамперометрия (техника и методика измерений на вольтамперометрических анализаторах, методики модифицирования индикаторных электродов).Хроматография (техника и методика измерений на хроматографах, подготовка оборудования). Спектроскопия. Методики синтеза кристаллов, техника выполнения фотолиза и радиолиза твердых солей. |
С3.В.ДВ.1.1.Проблемы и задачи химии твердого тела в 21 веке |
Кристаллическая и электронная структура твердых тел с разной природой химической связи; дефекты в твердых телах. Особенности физико-химических явлений на внешних и внутренних границах твердых тел. Особенности аморфного и стеклообразного состояния вещества; свойств материалов: полупроводников, магнетиков, сегнетоэлектриков, пироэлектриков, сверхпроводников, наноматериалов. |
С3.В.ДВ.1.2.Возрастная педагогика |
Возрастные нормы различных функций человека, как в молодом, так и в пожилом возрасте в различные периоды жизни, научное прогнозирование развития и понимания ранних периодов жизни для последующего развертывания психических ресурсов человека. |
С3.В.ДВ.2.1.Актуальные проблемы органической химии |
Взаимосвязь между структурой и свойствами органических веществ. Современные методы синтеза и исследования органических соединений. Нано и супрамолекулярные органические соединения. Области применения. |
С3.В.ДВ.2.2.Педагогическое мастерство |
Организация воспитательно-образовательного процесса: конструирование и осуществление педагогического процесса, основы научной организации труда учителя и самообразования. |
С3.В.ДВ.3.1.Неорганический синтез |
Основные принципы неорганического синтеза, различные методы синтеза неорганических материалов, методы разделения и очистки в неорганическом синтезе, технологический синтез основных неорганических соединений. |
С3.В.ДВ.3.2.Утилизация, переработка и захоронение отходов потребления |
Возникновение отходов как результат деятельности человека. Полигонное захоронение отходов. Организация сбора и удаления твердых бытовых отходов в городских условиях. Принципы переработки твердых бытовых отходов. Сепарация твердых бытовых отходов. Термическая переработка твердых бытовых отходов. Сжигание без образования шлакового расплава. Сжигание в слое шлакового расплава. Комбинированные процессы. Биотермическая переработка твердых бытовых отходов. Комплексная переработка твердых бытовых отходов. Переработка металлолома. Переработка пластмассовых отходов. Бытовые сточные воды и способы их утилизации. Глубокая очистка и обеззараживание сточных вод. |
ФТД.1.Научные основы школьного курса химии |
Основы школьного курса химии. Анализ актуальности учебной литературы для профильных классов. Формы и методы урочной и внеурочной работы. Постановка научного эксперимента в школе. |
ФТД.2.Научные основы решения олимпиадных задач |
Приемы и методы решения усложненных (в том числе олимпиадных) задач по химии. |
ФТД.3.Коррупция: причины, проявления, противодействие |
История коррупции: формы и методы проявления. Системный и разовый подход к борьбе с коррупцией. Эффективность и стоимость программ противодействия откатам. Психологические методы. Политическая коррупция. Региональные модели коррупции и опыт противодействия. Антикоррупционное законодательство. |
С4.Физическая культура |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); профессионально-прикладная физическая подготовка. |
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
Практика
В соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» раздел основной образовательной программы специальности «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые включают химико-технологическую (учебную), химико-технологическую (производственную) и производственную предквалификационную (дипломную) практики.
Учебная химико-технологическая практика проводится на первом году обучения с целью: ознакомления обучающихся с тематикой и организацией научных исследований, проводимых в научно-исследовательских лабораториях кафедр специализации химического факультета, лабораториях научно-исследовательских институтов Российской академии наук и других государственных и негосударственных научных организаций; закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в ходе обучения; приобретения обучающимися практических навыков и умений, универсальных и профессиональных компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; создания условий для осознанного выбора студентами младших курсов направления своей дальнейшей специализированной подготовки; приобщения обучающихся к социальной среде организации; формирования у обучающихся способности работать самостоятельно и в составе команды, готовности к сотрудничеству, принятию решений, способности к профессиональной и социальной адаптации. Форма проведения химико-технологической (учебной) практики: лабораторная. В течение практики проводятся производственные экскурсии на химические предприятия и в научные организации региона. На предприятиях обязательным является ознакомление студентов со структурой центральных заводских лабораторий, условиями, методами и темами исследовательских работ, а также ознакомление студентов с системой водоподготовки и водоочистки. Итоги практики оцениваются зачетом.
Производственная химико-технологическая практика предназначена для: ознакомления будущих специалистов в области химии с реальным технологическим процессом; закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения; приобретения практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; усвоения приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных исследований; изучения особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов, состояния области исследований; освоения вопросов экономики современного химического производства (понимание основных химических, физических и технических аспектов химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат); приобретения опыта работы на серийной аппаратуре, применяемой в химическом производстве; приобретения навыков: организации на научной основе своего труда; владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации; владения методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств; владения методами контроля и анализа материалов (в применении к конкретной производственной работе); оценки возможных рисков, перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности. Производственная химико-технологическая практика проводится в сроки, определенные учебным планом. Базы практики: предприятия химического профиля, полузаводские и макетные установки, лаборатории научно-исследовательских институтов, вузов, лаборатории экспертно-криминалистических центров, а также другие производственные организации в соответствие с имеющимися долгосрочными и индивидуальными договорами. Форма оценки - дифференцированный зачет с оценкой предусматривается учебным планом направленности (специализации).
Производственная предквалификационная (дипломная) практика проводится в научно-исследовательских лабораториях кафедр специализации факультета (лаборатории: фотографической химии; фотохимии; гетерогенных систем; оптических методов анализа; физико-химических методов анализа; электрохимических методов анализа; ЭПР спектроскопии), в институтах РАН или в других научных учреждениях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» в соответствие с имеющимися долгосрочными и индивидуальными договорами в сроки, определенные учебным планом. Целями предквалификационной (дипломной) практики являются: закрепление и углубление теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний для решения конкретных научно-исследовательских задач в области специализации; овладение методикой современного научного исследования, приобретение практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы; приобретения умений и навыков: обработки и представления (в виде докладов, отчетов, научных публикаций и т.д.) экспериментальных результатов с использованием современной вычислительной техники; оформления экспериментальных результатов, согласно действующей системы стандартов; целенаправленного поиска и сбора литературы по теме дипломной работы, умения анализировать научную литературу; подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Отчет о результатах самообследования по направлению подготовки 020201.65 "Аналитическая химия"