Направление подготовки:

06.03.01 Биология,
направленность (профиль) "Фундаментальная и прикладная биология"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная, очно-заочная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 944
(зарегистрировано в Минюсте РФ  25 августа 2014 № 33812)

 

Описание образовательной программы: 

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ).  
 
Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет профильную подготовку бакалавров по направлению подготовки 06.03.01 Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Цели ОПОП

  • Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального стандарта.
  • Получение выпускниками профессионального профильного практико-ориентированного образованияи с учетом профессиональных стандартов, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.
  • Формирование социально-личностных качеств студентов, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета.

Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Институт, реализующий данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными характеристиками ОПОП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

В соответствии с целями настоящая ОПОП является программой подготовки академического бакалавра.

Квалификация, присваиваемая выпускникам      –  бакалавр

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускников

Программа бакалавриата  ориентирована на научно-исследовательский  и  педагогический виды профессиональной деятельности как основные:

                   научно-исследовательская деятельность:

  • научно-исследовательская деятельность в составе группы;
  • подготовка объектов и освоение методов исследования;
  • участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;
  • выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;
  • анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;
  • составление научных докладов и библиографических списков по заданной теме;
  • участие в разработке новых методических подходов;
  • участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;

                     педагогическая деятельность:

  • подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в общеобразовательных организациях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа.

Направленность (профиль) основной образовательной программы -  Фундаментальная и прикладная биология

Подготовка бакалавров по направленности (профилю) Фундаментальная и прикладная биология обусловлена возрастающей потребностью рынка труда в высококвалифицированных универсальных специалистах-биологах, компетентных в различных областях биологии. Востребованность выпускников, прошедших обучение на направленности «Фундаментальная и прикладная биология», определяется растущими потребностями региона в специалистах данной направленности, что в свою очередь связано со спецификой Кемеровской области – региона с промышленной ориентацией экономики, развитой угледобывающей, химической и теплоэнергетической отраслями производства и, как следствие, сложной экологической обстановкой, оказывающей негативное влияние наокружающую среду иживые организмы.

Структура подготовки обучающихся ориентирована на подготовку бакалавров, обладающих глубокими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и умениями в сфере теоретической и прикладной биологии. В связи с этим в учебный план направленности (профиля) включены модули классических биологических дисциплин: Ботаника, Зоология, Микробиология и вирусология, Физиология человека и животных, Физиология растений, Цитология, Гистология, Молекулярная биология, Генетика и селекция, Биология размножения и развития и другие.

Прикладной аспект подготовки заключается в следующих основных видах деятельности:

- изучение специальных дисциплин, включая освоение теоретических основ и их закрепление в практической и практико-ориентированной деятельности;

- освоение принципов работы с современным научным оборудованием и получение навыков выполнения лабораторных тестов;

- знакомство с основными принципами организации научного исследования, включая этапы информационного поиска по проблеме исследования, планирования и проведения эксперимента, анализа и интерпретации результатов научной работы.

Для закрепления теоретических знаний и освоения современных исследовательских методов (методы сбора материалов, их обработки, частные методы биологических исследований) предусмотрен блок «Практики», а также дисциплины специализации и большой практикум.

Направленность подготавливает биолога к самостоятельной работе в самой широкой сфере профессиональной деятельности. Объемы и спектр знаний и навыков практической деятельности позволяет выпускникам трудоустраиваться и достаточно быстро адаптироваться в следующих основных сферах деятельности:

- образовательные учреждения (школы, вузы, учреждения среднего образования) в качестве учителей биологии и экологии, психофизиологов, специалистов по вопросам здоровьесбережения и т. п.;

- в системе организации и управления образованием (Департамент образования и науки, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и др.);

- в научно-исследовательских учреждениях и научно-производственных организациях биологического, медицинского, ботанического, зоологического и экологического профилей (в лабораториях и отделах клинической физиологии, профориентации и профотбора, возрастной физиологии; в санитарно-эпидемиологических учреждениях, в центрах здоровья и развития детей и подростков; генетическихконсультациях(центрахохраны матери и ребенка); клиническихлабораториях(врач-биохимик, иммунолог); лабораторияхсудебно-медицинской экспертизы(эксперт); центрахсанитарно-эпидемиологического надзора; ботанических садах, предприятиях по озеленению, градостроительству и благоустройству, тепличных хозяйствах, флористами и др.),

- в органах охраны природы и управления природопользованием (Департамент по охране и использованию объектов животного мира, Департамент экологии и природных ресурсов, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Дирекция по особо охраняемым территориям Кемеровской области, Институт экологии человека СО РАН и др.).

Выпускники могут продолжить обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре по направлениям подготовки 06.04.01 – Биологические науки, 05.04.01 – Науки о Земле.

Практики:
 
Базовые учебные общебиологические практики
Целью учебных общебиологических практик является закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, овладение полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения природных экосистем, формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций.
Базовые учебные общебиологические практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, практика по биоценологии) проводятся после освоения обучающимися дисциплин: Зоология, Ботаника, Экология и природопользование на 1 и 2 курсах.
 

Профильные практики
Профильные практики (практики по начальной специализации) проводятся на 2-4 курсах. В ходе практики обучающиеся получают опыт проведения биологических исследований, знакомятся  и овладевают навыками исследований биологических объектов; методами исследования живых систем, основными математическими методами обработки результатов.
Цель профильных практик (практик по начальной специализации): проведение обучающимися научных исследований в соответствии с темами курсовой и выпускной квалификационной работ в условиях деятельности научно–исследовательских и производственных коллективов.

Год начала подготовки Основная образовательная программа Учебный план Календарный учебный график
2017    
2018    
 
Аннотации к рабочим программам :
 
 
 
Название дисциплины Аннотация дисциплины
Философия Базовая обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. формирует мировоззренческую позицию, используя сформаированные профессиональные и общекультурные знания. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
История Базовая обязательная дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Формирует гражданскую позицию на основе изучения закономерностей исторического развития. Является базовой лоя культурологии, политологии и истории религий. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распростране-ние ислама. Эволюция восточнославянской государствен-ности в ХI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономичес-кого развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХв. Объективная потребность индустриальной модерни-зации России. Российские реформы в контексте общемиро-вого развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации
Иностранный язык Базовая обязательная дисциплина. Изучается в 1-3 семестрах 1-2 курсов.Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Культурология Базовая обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. формирует гражданскую позицию. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культуро-логия. Методы культурологических исследований. Основ-ные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфо-логия культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Экономика Базовая дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса.Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предприниматель-ство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики
Педагогика Базовая дисциплина. Изучается в 4-5 семестрах 2-3 курсах. Является основой для изучения дисциалин педагогической направленности. Предмет, объект и методы педагогики.
Право, правовые основы охраны природы и природопользования Базовая дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. Формирует умение использовать нормативные документы в профессиональной деятельности.Право природопользования в системе Российского права. Правоотношения, возникающие в области природополь-зования. Экологические права граждан и общественных объединений. Право собственности на природные объекты. Государственное управление в области природопользования. Экологическое нормирование. Экологическая информация. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Лицензионно-договорные основы природополь-зования. Экологический контроль и экологический аудит. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые режимы землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования. Правовое регулирование обращения с отходами и опасными веществами. Правовой режим зон экологического неблагополучия. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Математика Базовая дисциплина. Изучается в 1-2 семестрах 1 курса. Формирует знания и умения в использованиии современных методоа математической обработки биологической информации. Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятностей и статистики
Информатика и современные информационные технологии Базовая дисциплина. Изучается во 2 семестре 1 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи и обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритм, программирование, принципы построения обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе по биологии и химии, базы данных, информационные и телекоммуникационные сети.
Математические методы в биологии Базовая дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Формирует знания и умения в использованиии современных методоа математической обработки биологической информации.Последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
Физика Базовая дисциплина. Изучается во 2 семестре 1 курса. Готовит к профессиональной деятельности. Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика
Общая химия Базовая дисциплина. Изучается в 1 семестре 1 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Предмет, задачи общей и неорганической химии и их роль в биологии, атомно-молекулярное учение, строение атома, периодический закон и периодическая система, химическая связь и строение молекул, основные представления химической кинетики, общие свойства растворов, окислительно-восстановительные реакции в водной среде, комплексные соединения, химия элементов, основы биоорганической химии, химическая экология.
Органическая химия Базовая дисциплина. Изучается в 3 семестре 1 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Является предшествующей для биохимии. Положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Классификации органических веществ, реакций и реагентов. Современная международная номенклатура. Изомерия органических соединений, алканы, алкены, алкины, алкадиены, ациклические углеводороды, арены, галогено-производные углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, пептиды, белки, высокомолекулярные соединения, гетероциклы, нуклеиновые кислоты.
Ботаника Базовая дисциплина. Изучается в 1-3 семестрах 1-2 курсов. Начинает формирование общепрофессиональных компетенций. Грибы, лишайники, водоросли, высшие споровые, голосеменные, покрытосеменные. Морфология, анатомия, размножение, географическое распространение, классификация, происхождение и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения в лабораторных и полевых условия; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования
Зоология Базовая дисциплина. Изучается в 1-2 семестрах 1 курса. Начинает формирование общепрофессиональных компетенций. Животные. Морфология, анатомия, образ жизни, географическое распространение, размножение, классификация, происхождение и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы прижизненного наблюдения в лабораторных и полевых условиях; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования.
Микробиология и вирусология Базовая дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Завершает цикл дисциплин о биоразнообразии. История и методы науки, вирусы, бактерии. Морфология, физиология, распространение, размножение, классификация, роль в биосфере и жизни человека. Методы культивирования.
Анатомия человека Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Предмет, задачи и методы анатомии, ткани, кости и их соединения, опорно-двигательный аппарат, нервная система и анализаторы; внутренние органы
Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность Базовая дисциплина. Изучается в 5-6 семестрах 3 курса. Учит использовать физиологические данные в научных исследованиях. Строение и функции основных систем органов животных и человека, принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме, регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза, сравнительный аспект становления функций, основы этологии и методы экспериментальной работы с лабораторными животными.
Физиология растений Базовая дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Учит использовать физиологические данные в научных исследованиях. Физиологические процессы зеленого растения: фотосинтез, дыхание, водообмен растений, рост и развитие. Молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества, формирование иммунитета растений, методы физиологии растений
Иммунология Базовая дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Основные понятия. Структурная организация иммунной системы. Эволюция иммунитета. Иммунокомпетентные клетки и лимфоидные органы и ткани, механизмы иммунных реакций, клеточный гуморальный иммунитет, нарушения иммунитета, формирование иммунитета животных и человека.
Цитология Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Учит использовать полученные данные в научных исследованиях.Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация. Методы микроскопии. Культуры клеток, выделения и исследования субклеточных структур. Ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; типы тканей, их структурные и функциональные особенности, культуры тканей.
Гистология Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Учит использовать полученные данные в научных исследованиях. Методы микроскопии. Культуры клеток, выделения и исследования субклеточных структур. Ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; типы тканей, их структурные и функциональные особенности, культуры тканей.
Биофизика Базовая дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач.Энергетика клеток растений и животных, кинетика биологических процессов. Биофизика клеточных процессов. Радиационная биология. Изотопный анализ
Биохимия Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики, структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов; пути биосинтеза макромолекул; структура и функции биомембран. Принципы регуляции метаболизма. Потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности
Молекулярная биология Базовая дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики, структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов; пути биосинтеза макромолекул; структура и функции биомембран. Принципы регуляции метаболизма. Потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности
Безопасность жизнедеятельности Базовая обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Позволяет отработать умения принятия быстрых решения при чрезвачайных ситуациях, оказывать первую помощь, используя бызовые профессиональные знания. Критерии негативного воздействия; причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Источники и уровни различных видов опасностей. Техносфера как зона действия опасностей. Вредные вещества; классификация; агрегатные состояния; пути поступления в организм человека. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Защита населения в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Науки о Земле (Геология, география, почвоведение) Базовая дисциплина. Изучается в 1-2 семестрах 1 курса. Является предшествующей для профеесиональных дисциплин. Основы динамической геологии, физической географии, почвоведения; положение в Солнечной системе, оболочечное строение, физические поля Земли, эволюция Земли, геофизические условия жизни.
Физическая культура Базовая обязательная дисциплина. Изучется в течение 3 первых курсах. Физическая культура в общекультурной и профессио-нальной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.
Русский язык и культура речи Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 4 семестре 2 курса. Готовит к профессиональной деятельности. Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Приемы унификации языка служебных документов.Правила оформления документов. Публицистический стиль. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Разгооворная речь. Культура речи.
Психология Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 4-5 семестрах 2-3 курсах.  Индивид, личность, субъект, индивидуальность.Психика, поведение и деятельность. Основные функции и сруктура психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Основные категории педагогики. Образовательная система России. Непрерывное образование. Педагогический процесс. Функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Социология Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Способствует формированию общекультурных компетенций. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования
Политология Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Завершает формирование граждансокй позиции. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Российская политическая традиция. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности.
Основы биоэтики Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Интегрирует полученные знания биоэтического характера, позволяя сформировать жизненную позицию. Готовит к политологии и профессиональной деятельности. Становление и этапы развития биоэтики. Философские и религиозно-исторические основы биоэтики. Общественные и правовые аспекты защиты живой природы. Принципы нравственного воспитания и биоэтика. Основы биомедицинской этики. Этико-правовые документы.
Основы экологического образования учащихся Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса. Обобщает все полученные навыки дисциплин педагогического цикла. Взаимосвязь экологии и экологического образования, структура содержания экологического образования, методы и приемы формирования экологической ответственности
Методика преподавания биологии Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 1 курса. Закрепляет полученные навыки в психологиии педегогики. формирует навыки педагогической работы. Образовательные и воспитательные задачи биологии в школе; содержание и принципы построения курса биологии в современной школе, методы и методические приемы обучения биологии, основные и дополнительные формы организации учебного процесса, материальная база
Возрастная физиология Вариативная часть, дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре 4 курса.Обобщает полученные знания, умения и навыки дисциплин цикла физиология. Закономерности индивидуального развития. Периоды онтогенеза. Развитие опорно-двигательного аппарата, нервной системы, Возрастные особенности ВНД. Развитие анализаторов в онтогенезе. Развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, половой систем человека.
Общая биология Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 1-2 семестрах 1 курса. Является предшествующей для профеесиональных дисциплин.Сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, основные концепции и методы биологических наук; стратегия охраны природы.
Биогеография Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 2 семестре 1 курса. Способствует целостному формированию базовых представлений о биоразнообразии. Ареал. Типология, динамика. Экологический и систематический викариат. Космополиты, нео- и палеоэндемики, реликты, автохтоны и иммигранты. Понятия флоры и фауны, принципы их выделения. Флористическое и фаунистическое районирование суши. Флора и фауна материковых и островных территорий. Характеристика флористических и фаунистических царств. Основные показатели структуры растительности и населения животных. Зональные, а- и интразональные типы растительности. Биогеографическая характеристика основных биномов суши. Биогеография и реконструкция флоры и фауны
Почвоведение Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 3 семестре 2 курса. Формирует общекультурные компетенции, способствующие мониторингу и охране природы. Химический состав почвообразующих пород и почв, органическая часть, поглотительная способность, кислотность, щелочность, буферность почв, диагностика питания растений, растениеводство, биологические особенности культур.
Экология Вариативная часть, обязательная дисциплина.  Изучается в 5 семестре 3 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач.Предшествует полевой практики. Взаимодействие организма и среды, факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы
Природные ресурсы региона Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 2 семестре 1 курса. Способствует целостному формированию базовых представлений о биоразнообразии. Характеристика природных ресурсов Кемеровской области, их состояние и охрана. Комплексная охрана природных ресурсов Кузбасса
Генетика и селекция Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого, генная теория, мутагенез, природные и антропогенные мутагены, генетическая инженерия и ее применение в биотехнологии, генетические основы селекции, генетика популяций. генетическое обоснование эволюции, методы генетического анализа и селекции
Биология размножения и развития Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 5 семестре 3 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы индивидуального развития, причины аномалий, биологический возраст; методы получения и исследования эмбрионального материала
Систематика растений и животных  
Научные основы биологических исследований  
Основы биотехнологии Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. Интегрирует полученные знания, показывая пути их применения. Цели и задачи биотехнологии, современные методы биотехнологии, основные направления и перспективы развития биотехнологии, возможности ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и хозяйственных целях
Биотехнология растений Вариативная часть, обязательная дисциплина. Цели и задачи биотехнологии растений, современные методы биотехнологии растений, основные направления и перспективы развития биотехнологии растений, возможности ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и хозяйственных целях
Теории эволюции Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Готовит к решению стандартных профессиональных задач. Основные теории эволюции, история становления эволюционных представлений, генетическое основы эволюционного процесса, концепция видообразования. Макроэволюция, микроэволюция.
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту Дисциплина по выбору. Изучется в 1-5 семестрах. Физическая культура в общекультурной и профессио-нальной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.
Антропология  
Растительный мир Кузбасса Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Формирует пропедевтические знания, умения и навыки, необходимы для формирования общепрофессиональных компетенций. Характеристика флоры и растительности Кемеровской области.Влияние человека на растительный мир Кузбасса и его охрана.
Современные проблемы зоологии Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Формирует пропедевтические знания, умения и навыки, необходимы для формирования общепрофессиональных компетенций. Современные проблемы таксономии животных, новые направления в науке, современные методы исследования беспозвоночных и позвоночных животных, проблемы редких и исчезающих видов животных, охрана и разведение редких видов, региональные проблемы зоологии, эколого-фаунистические исследования региона, региональная Красная книга, фауна особо охраняемых природных территорий Кузбасса
Основы индивидуального здоровья  
Социальная реабилитация (адаптационная дисциплина)  
Прикладная зоология Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса..Начинает формировать специальные компетенций.Практическая зоология позвоночных. Основы охотничьего хозяйства. Паразитология.
Молекулярная генетика Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса.Обобщает все знания, умения, навыки дисциплин связанных с генетикой.Структура биологических мембран и их участие в межклеточных взаимодействиях. Внутриклеточные медиаторы. Механизмы регуляции экспрессии генов, репликации и репарации ДНК. Молекулярно-генетические механизмы регуляции клеточного цикла, апоптоза и онкогенеза.
Фундаментальные основы физиологии Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса. Актуализирует знания, формирует первоначальные умения и навыки.Физиология клетки. Жидкие среды организма и гомеостаз.
Информационные технологии в образовании Дисциплина по выбору. Изучается в 3 семестре 2 курса. Продолжает (за информитикой) формировать умения использования методов математической обработки и представления данных. Введение в информационные технологии. Технологический процесс обработки и защиты данных. Информационные технологии конечного пользователя. Информационные технологии в образовании.
Педагогическое мастерство Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Закрепляет полученные навыки в психологиии педегогики. Роль и назначение учителя в обществе, базовые и профессионально важные особенности качеств педагога, составные элементы педмастерства: педагогическая техника, внимание и наблюдение, невербальное общение и умение слушать, убеждение и внушение заражение и подражание, планирование воспитательно-педагогической деятельности, педагогическое общение, организация коллективной творческой деятельности, методика проведения беседы, организация детского досуга, работа с родителями
Экология растений Дисциплина по выбору. Изучается в 6 семестре 3 курса. Продолжает формирование профессиональных компетенций. Аутэкология и синэкология растений.
Генетика индивидуального развития Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса.Заканчивает формирование ОПК-7. Генеалогический, близнецовый, биохимический и молекулярно-генетический методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогенез. Хромосомные и моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Фармакогенетика.
Физиология регуляторных систем Дисциплина по выбору. Изучается в 5 семестре 3 курса. Углубляет знания, умения и навыки полученные по наукам о биологическом разнообразии и модулям «Биология клетки» и «Биология человека». Физиология нервной системы. Физиология эндокринной системы. Механизмы регуляции вегетативных функций.
Биоритмология Дисциплина по выбору. Изучается в 8 семестре 4 курса. Формирует умение использовать теоретические и практические биологические знания в жизненных ситуациях. Виды биоритмов человека. Характеристика биологических ритмов работоспособности человека. Нарушение биоритмов. Понятие о десинхронозах Биоритмы и стресс Биоритмы и здоровье.
Экологическая физиология Дисциплина по выбору. Изучается в 4 семестре 2 курса..Продолжает формирование профессиональных компетенций. Физиологические основы поведения. Экологическая физиология.
Промышленная ботаника  
Экологическая генетика Дисциплина по выбору. Изучается в 6 семестре 3 курса. Дисциплина носит обобщающий характер с методологической направленностью. Методы экологической генетики. Мутации и факторы мутагенеза. Генетический мониторинг.
Физиология труда и спорта Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Формирует специальную компетенцию.Общие закономерности регуляции систем организма.Энергетические аспекты трудовой деятельности.Работоспособность человека и факторы ее определяющие. Утомление. Физиологическая характеристика состояний организма при выполнении физических и спортивных упражнений. Физиологические основы спортивной тренировки и физической работоспособности.
Правовые основы социальной защиты различных категорий граждан (адаптационная дисциплина)  
Флористическое разнообразие Кемеровской области Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Формирует пропедевтические знания, умения и навыки, необходимы для формирования общепрофессиональных компетенций. Характеристика флоры и растительности Кемеровской области.Влияние человека на растительный мир Кузбасса и его охрана.
Фаунистическое разнообразие Кемеровской области Дисциплина по выбору. Изучается в 1 семестре 1 курса. Формирует пропедевтические знания, умения и навыки, необходимы для формирования общепрофессиональных компетенций. Характеристика фауны Кемеровской области.Влияние человека на животный мир Кузбасса и его охрана.
Большой практикум по биоразнообразию Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Формирует общепрофессиональные и специальные зания, умения и навыки. Готовит к решению профессиональных задач. Методы флористических и фаунистических исследований.
Большой практикум по генетике Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Формирует практические навыки и умения. Полиорганный микроядерный тест в эколого-гигиенических исследованиях. Лабораторные методы в молекулярно-биологических исследованиях.
Большой практикум по физиологии Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Формирует общепрофессиональные и специальные зания, умения и навыки. Готовит к решению профессиональных задач. Методы оценки индивидуального здоровья.
Экология и этология животных Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса. Углубляет специальные знания, умения и навыки. Ареалогия. Зоогеографические царства и области. Зональные биомы. Методы изучения поведения. Теоретические основы этологии. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных
Медицинская генетика Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 7 семестре 4 курса. Углубляет полученные знания, умения и навыки в ходе генетически ориентированных дисциплин. Генные и хромосомные болезни. Генетика рака. Фармакогенетика. Лечение и профилактика наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование. Генетика иммуноглобулинов. Генетика Т-клеточного рецептора. Генетика главного комплекса гистосовместимости
Психофизиология Вариативная часть, обязательная дисциплина. Формируется способность применять полученные знания, умения и наыки для решения професиональных задач. Условный рефлекс, классификация, торможение. Особенности ВНД человека. Функциональная асимметрия мозга. Темперамент. Потребности, мотивация Психофизиология функциональных состояний. Кодирование информации. Психофизиология внимания, памяти, научения, речи.Психофизиологические механизмы адаптивного поведения.
Генетика микроорганизмов Вариативная часть, обязательная дисциплина. Изучается в 8 семестре 4 курса. формирует мотивацию к профессиональной деятельности, связанную с научно-производственной и научно-сследовательской работой, а также в области медико-лабораторной диагностики.Генетика бактерий и механизмы регуляции генов.Обмен наследственной информацией у бактерий. Патогенность микроорганизмов и развитие устойчивости к антибиотикам. Эволюционная генетика бактерий. Организмы, используемые в генной инженерии. Питательные среды. Эндонуклеазы, рестрикции. Компетентные клетки.Лигирование. Методы трансформации. Скрининг колоний
Экспериментальная биология Дисциплина по выбору. Систематизизация представлений о совершенствовании техники опыта в биологии, об экспериментальных моделях и о роли эксперимента в процессе научного познания живой природы.
Сравнительная анатомия животных  
Коррупция: причины, проявления, протоводействие Факультативная дисциплина. Изучается в 6 семестре 3 курса.Формирует гражданскую позицию.Исторические аспекты развития коррупции. Коррупция как социально-экономическое и политическое явления. Региональные модели коррупции и опыт противодействия. Российский опыт противодействия коррупции.
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков Учебная практика. Проходит во 2 семестре 1 курса. Обобщает и закрепляет полученные навыки на дисциплинах по биоразнообразию. Комплекс полевых и камеральных работ с использованием современных ботанических и зоологических исследований.
Учебная практика по биоценологии Учебная практика. Проходит в 4 семестре 2 курса. Обобщает и закрепляет полученные навыки на "Экологии и природопользовании" и дисциплина по биоразнообразию..Изучение сообществ растений и животных, приспособлений растений и животных к различным условиям обитания, знакомство с многообразием методов экологических исследований; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру; комплексные описания изучаемой местности (биотопов).
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности Учебная практика. Проходит в 4 и 6 семестрах 2 и 3 курсов. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и научно-исследовательской работы.
Педагогическая практика Учебная практика. Проходит в 7 семестре 4 курса. Овладение профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно- воспитательной работы; развитие профессиональной культуры преподавателя биологии; овладение знаниями и умениями применять на практике весь комплекс средств обучения биологии, способствующих развитию у школьников познавательного интереса к предмету и активизирующих процесс обучения.
Преддипломная практика Учебная практика. Проходит в 8 семестре 4 курса. Проведение научных исследований в соответствии с темами выпускных квалификационных работ: формирование навыков работы со специальной литературой; закрепление методик полевых и лабораторных методов исследований; сбор фактического материала по проблеме; математическая обработка результатов исследований; совершенствование навыков письменного оформления результатов.
Государственная итоговая аттестация Итоговый контроль сформированности компетенций. Включает защиту выпускной квалификационной работы.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Учебный план ОПОП

Отчет о результатах самообследования по направлению подготовки 06.03.01 Биология, направленность Зоология

Контактная информация
Тел.: 4-20, (384-2) 58-07-55
E-mail: uch_otdel@kemsu.ru